Районный семинар "Нетрадиционные формы и метода физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако, любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований  для модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей. Однако, переломить эту негативную тенденцию возможно. Один из путей – обеспечить и разнообразить физкультурно - оздоровительную направленность образовательного процесса  в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вступление.

 "Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...

 А как относитесь к своему  здоровью вы, уважаемые коллеги? Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это…"(блиц опрос педагогов)

Мы уточнили, что путь к здоровью  - это и правильное питание,  систематическая двигательная активность,  отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит,  прежде всего, от нас самих.

  По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это  образ жизни. Если считать, что здравоохранение наше само по себе больно, а ситуация с окружающей средой у нас  по меньшей мере неблагоприятна, то «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52 % - в наших руках. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях дошкольного учреждения пойдёт речь на нашем семинаре, тема которого звучит так - «Нетрадиционные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения»

В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако, любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований  для модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей. Однако, переломить эту негативную тенденцию возможно. Один из путей – обеспечить и разнообразить физкультурно - оздоровительную направленность образовательного процесса  в детском саду. И сегодня мы пригласили вас, чтобы поделиться тем как проходит этот процесс в нашем учреждении.

Характеристика проблемы, её актуальность, социальная значимость.

На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но, пожалуй, единственной поистине вечной ценостью оставалось «здоровье». Простые люди и великие учёные задавались одним и тем же вопросом: «Как сохранить и укрепить здоровье?» Актуален этот вопрос и по сей день. Ответы на него пытаются найти медики и педагоги,  психологи и экономисты, художники и спортсмены. Особое внимание уделяется формированию и укреплению здоровья ребёнка.

По словам Б.Н.Чумакова (1997), купить здоровье нельзя, его можно заработать собственными постоянными усилиями. Но для того чтобы сохранить здоровье ребёнка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определённая культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детстве, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

И.Ю. Жуковин (1999) рекомендует изменять отношение людей к здоровому образу жизни на основе формирования традиций и ценностных мотиваций. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

На протяжении веков создавались русским народом традиции здорового образа жизни:

  • Игры (городки, горелки, салки), пропагандирующие подвижный образ жизни и направленные на социализацию ребёнка, его нравственное воспитание и познавательное развитие
  • Обряды (купание в крещенской проруби, кулачные бои и др.), несущие в себе огромный потенциал для физического закаливания организма и выхода неготивных эмоций
  • Детские потешки («Водичка-водичка, умой моё личко…», «С гуся вода, с Вани худоба…», «Сорока-ворона, кашу варила…» и др.), являющиеся своеобразным методом телеснойтерапии, помогающей налаживанию отношений между матерью и ребёнком, развитию мелкой моторики, следовательно, и речи ребёнка
  • Колыбельные песни, в которых явно прослеживаются элементы нейролингвистического програмирования, психологических установок, являющихся фундаментом  здоровой личности
  • Различные обереги (кукла Кормилка, кукла Сонница и др.), несущие в себе часть тепла материнских рук как важного фактора формирования  психологического здоровья ребёнка
  • Организация питания, дающая человеку ответы на вопросы «Что есть?», «Как есть?», «Когда есть?» (обрядовая еда, которую употребляли в праздники: куличи, крашеные яйца, кутья, особый ритуал приготовления пищи)

Задача современного русского человека – сохранить то, что накоплено веками, не расплескать ту волшебную чашу традиций, собранную по каплям нашими предками.

   Сочетание опыта предков и современных здоровьесберегающих технологий позволяет создать оптимальные условия для формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников.

Вопросам здоровья подрастающего поколения уделяется особое внимание. Однако при обсуждении этой темы, в семьях, где растут дети дошкольного возраста, родители чаще выступают в пользу интеллектуального развития ребёнка, недооценивая при этом физическое развитие.

Учитывая это, педагоги находятся в постоянном поиске методов формирования основ здорового образа жизни, интереса к спорту воспитанников дошкольного учреждения, а главное – способов приобщения родителей к этому процессу.

Так, одним из эффективных инструментов может стать проэкт для детей, родителей и педагогов «Как стать Неболейкой». Который проходил в нашем учреждении.

Цель проэкта: Формирование устойчивой положительной мотивации у дошкольника к сохранению и укреплению собственного здоровья через осознание категории здоровья как вечной ценности.

Содержание  проэкта:

  1. Оформление фотогазет «Спортивный портрет нашей группы»
  2. Работа с родителями.

1. Творческие задания:

а) «Любимая подвижная игра нашей семьи» - подвижные игры и развлечения, проводимые в семье, родители воспитанников представили в форме иллюстраций, фотографий. В описание обязательно включались: название игры или развлечеия; правилы игры; с какого возраста можно играть; необходимый инвентарь или атрибуты; краткое описание игры.

б) «Поговорим о здоровом питании» - данное задание предпологало описание последовательности приготовления блюда, полезного для здоровья, которое было представлено в виде сказки, рассказа, стихотворения и сопровождалось фото, рисунками. Предложенные рецепты вызвали интерес у всех без исключения. Родители продемонстрировали заботу о здоровье своей семьи, сознательно выбирая только полезные продукты и соблюдая правила рационального питания.

в)  Выставка рисунков «Мы любим спорт»

2. Викторина для родителей и детей. Родителям и детям были предложены различные задания для выполнения их в домашних условиях. Взрослые члены семьи решали кроссворды, дети выполняли творческие задания.

     3. Анкетирование.

На протяжении целого месяца родители и дети выполняли различные творческие задания, проявляя выдумку и фантазию. Семьи раскрылись по новому, продемонстрировав умения сочинять стихи, рисовать, фотографировать, готовить полезные блюда, а главное – заботиться о своём здоровье и здоровье своих близких.

  1. Конкурс  «Лучший спортивный уголок»

Цель: Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей в группах.

Задачи:

  1. Побудить воспитателей к творческой деятельности.
  2. Привлечь родителей воспитанников к проблемам физического воспитания дошкольников.

Участники конкурса

В конкурсе принимали участие педагоги и родители всех возрастных групп.

Для совершенствования навыков полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, учитывающие возрастные особенности детей, их интересы.  Для большей заинтересованности педагогов в пополнении физкультурных уголков, был организован и проведён конкурс «Лучший физкультурный уголок». Воспитатели проявили творчество и изобретательность в изготовлении пособий для пополнения спортивных уголков, в моделировании вариативной физкультурно-игровой среды. Физкультурные пособия в значительной мере повышают интерес к выполнению различных двигательных заданий, а их многообразие даёт  возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после дневного сна, что ведёт к удовлетворении потребности  в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья.

        4. Спортивный праздник «Зимние игры и забавы» - прогулка для дошкольников – всегда праздник, а зимняя прогулка – праздник вдвойне! Чтобы дети не мёрзли на морозе, они должны быть заняты интересным делом. В этом помогут игровые формы организации двигательной деятельности дошкольников на свежем воздухе.

        5. Шашечный турнир среди воспитанников старших и подготовительных групп.(физкультурное развлечение)

Игра шашки пришла в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для  умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.

        Итогом проэкта стали:

  1. Книга для родителей, педагогов и детей «Вкусная и здоровая пища»
  2. Книга «Вместе весело играть».

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, для этого в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Закончить своё выступление мне хотелось бы мудрыми мыслями великих людей

Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться.
(Сергей Крытый)

Профилактика болезни самое разумное лечение.
(Силован Рамишвили)

Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. 
(Д. Леббок)

Поэтому всё зависит от нас, всё в наших руках. Мы должны  помочь в формирование устойчивой положительной мотивации у дошкольника к сохранению и укреплению собственного здоровья через осознание категории здоровья как вечной ценности. Желаю успеха.



Предварительный просмотр:

Блицопрос

Уважаемые родители!

Ответьте на вопросы данного блицопроса, выделив один из представленных вариантов ответов. Укажите, пожалуйста, имя и фамилию членов семьи, выполнявших задания викторины.

  1. Как часто надо менять зубную щётку?

() два раза в год;

() каждые 3-6 месяцев;

() как только она обретает потрёпанный вид.

  1. Что меньше всего защищает нас от простуды и гриппа?

() частое мытьё рук;

() противогриппозная вакцинация;

() отказ от прогулок в холодную погоду.

  1. Как часто надо давать отдых глазам, если вы пользуетесь компьютером, читаете или занимаетесь делами, требующие зрительного внимания?

() каждый час;

() каждые полчаса;

() каждые 10 мин.

  1. Каково оптимальное расстояние от экрана при работе с компьютером?

() 15-36 см;

() от 50 см и более;

() 61-76 см.

  1. Как правильно дышать?

() ртом;

() носом;

() ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.

  1. Какая вода опаснее для здоровья?

() мутная вода из-под крана;  

() поступающая по свинцовым трубам;

() с добавками фтора.

  1. Что делать если на улице вас застала гроза?

() спрятаться в машине;

() встать под высоким деревом;

() распластаться на земле.

  1. Что обеспечивает наилучшую защиту при автомобильной аварии?

() ремни безопасности;

() надувная подушка;

() ремни безопасности и надувная подушка одинаково эффективны.

Благодарим за сотрудничество!

Кросворд

(Задание для родителей «Как стать Неболейкой»)

  1. Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий направленных на поддержание чистоты, здоровья.
  2. Невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней.
  3. Состояние человека, полного сил, энергии.
  4. Совокупность предупредительных мероприятий против чего-либо.
  5. Комплекс мероприятий по повышению организма к воздействию внешних неблагоприятных условий.
  6. Устойство, позволяющее овладетьсложным комплексом упражнений, способствующих развитию силы, скоростно-силовых и скоростных качеств, а также выносливости.
  7. Лечебная смесь, насыщенная кислородом.
  8. Комплекс упражнений, способствующих укреплению здоровья и физическому развитию.
  9. Органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма.

1

Н

2

Е

3

Б

4

О

5

Л

6

Е

7

Й

8

К

9

А

Спасибо за участие!

Кокурс «Хочу быть Неболейкой»

Срок: 1.03.2012 г– 20.03.2012г

  1. Конкурс фотогазет «Спортивный портрет нашей группы»

Для участия в конкурсе фотогазет педагоги групп оформляют газету, в которой помещают фото, рисунки, рассказы о том, как организуется активный отдых и закаливание воспитанников.

  1. Конкурс «Поговорим о здоровом питании»

Данное задание (для родителей) предпологает описание последовательности приготовления блюда, полезного для здоровья, которое может быть прежставлено в форме сказки, рассказа, стихотворения и сопровождаться фото, рисунками.

  1. Конкурс «Любимая подвижная игра семьи»

Пожвижные игры и развлечения, проводимые в семье, родители воспитанников представляют в форме иллюстрации, фотографии или брошуры. В описание обязательно включаются:

  1. Название игры или развлечения;
  2. Правила игры;
  3. С какого возраста можно играть;
  4. Необходимый инвентарь или атрибуты;
  5. Краткое описание хода игры.

  1. Конкурс рисунков «Мы любим спорт»

В рисунках участники (дети) отображают разные виды спорта, которыми занимаются в семье.

  1. Викторина «Как стать Неболейкой»

Викторина предусматиривает выполнение детьми и родителями различных заданий в домашних условиях. Конкурсные работы предоставляюься в полном  объёме: выполнены все задания всеми участниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста"

Создание картины с использованием нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста...

Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста....

Методическая разработка на тему «Использование форм и методов тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста»

         Работа с дошкольниками почти всегда направлена на преобразование и развитие физических и когнитивных возможностей ребенка. Сензитивный период в развитии дошкол...

Инновационные формы, методы, технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Процесс реорганизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических ...

Инновационные формы, методы, технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Процесс реорганизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических ...

Использование инновационных форм, методов, технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Внедрение инноваций означает необходимость воспитателей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и...

Использование инновационных форм, методов, технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных форм, методов, средств и инновационных технологий....