Рабочая программа оздоровительной группы для часто болеющих детей "Будь здоров!"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Круглова Наталья Алексеевна

Программа   оздоровительной группы «Будь здоров!»   имеет  физкультурно - оздоровительную направленность и разработана  как  вспомогательная  программа  к  примерной  основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство»/ авт. О.В. Акулова, Т.И. Бабаева и др. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена проведёнными совместно с медицинскими работниками детского сада исследованиями состояния здоровья каждого ребенка.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

оздоровительной группы для часто болеющих детей «Будь здоров!»

для детей младшего и среднего дошкольного возраста

  Пояснительная записка

Программа   оздоровительной группы «Будь здоров!»   имеет  физкультурно - оздоровительную направленность и разработана  как  вспомогательная  программа  к  примерной  основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство»/ авт. О.В. Акулова, Т.И. Бабаева и др.  Реализуется   в  муниципальном автономном  дошкольном   образовательном учреждении «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» городского  округа  Саранск.

Данная  программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и  науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам   дополнительного    образования детей».

           Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена проведёнными совместно с медицинскими работниками детского сада исследованиями состояния здоровья каждого ребенка.

Актуальность программы

           Проблема профилактики заболеваний часто болеющих детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание у детей потребности в здоровье, формировании стремления к здоровому образу жизни.

Сохранение и укрепление здоровья детей является одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ. В соответствии с ним была создана группа для эффективного оздоровления и оказания помощи родителям в воспитании ослабленных и часто болеющих детей. Отбор в оздоровительную группу ЧБД осуществляет педиатр и медицинская сестра ДОУ. Таким образом, проведя необходимые исследования, формируется группа из воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста.            

  Данная программа актуальна для нашего детского сада, так как она:

  1. Разработана в соответствии с целями и задачами детского сада: воспитание нравственно, духовно и физически здорового человека.
  2.  Родители зачастую некомпетентны в вопросах укрепления здоровья детей.

Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье, а также с учетом знаний родителей об укреплении здоровья своих детей.

Новизна

Существует множество программ имеющих физкультурно-оздоровительную направленность. Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий, ориентированных на профилактику простудных заболеваний детей нашего детского сада.

Программа состоит из комплексов самомассажа, общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики,  упражнений на профилактику плоскостопия, бесед о здоровом образе жизни и других нетрадиционных форм физкультурно-спортивно-оздоровительной работы.

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов – медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Научно – технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок тем более. Привычку у ребенка быть здоровым и духовно и физически надо прививать с детства, чтоб у него в будущем формировался положительный образ здорового человека. Наши возможности каким-то образом, повлиять на сложившуюся ситуацию и социальное положение родителей, минимальны. Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников. Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье». Проблема здоровья часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления.

      Цель программы:

      Развитие общей функциональной адаптации организма ребенка к простудным заболеваниям. Сохранение и укрепление здоровья часто болеющих детей, формирование у воспитанников и их родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

 Задачи программы:

Коррекционные:

  1. Формирование правильного дыхательного акта (его глубины, ритма).
  2. Стимуляция дренажной функции бронхов.
  3. Улучшение функции дыхания.
  4. Тренировка правильного носового дыхания.
  5. Улучшение подвижности грудной клетки, диафрагмы.
  6. Укрепление мышц лица, а также мышц верхних и нижних конечностей.
  7. Формирование навыков рациональных сочетаний дыхания и движений.
  8. Формирование правильной осанки.
  9. Развитие и корректировка стопы, укрепление связочно-суставного аппарата.

     Образовательные:

1. Укрепление физического и психического здоровья ребёнка.

2. Развитие физических качеств личности: силы, выносливости, гибкости.

3. Развитие внимания, выдержки, быстроты реакции, координации движений, равновесия.

4. Развитие умений заниматься с физкультурными пособиями, оборудованием для дыхательных упражнений.

5. Обучение элементарным приёмам точечного массажа и дыхательной гимнастики.

6. Формирование представлений  о соблюдении ЗОЖ, укреплении здоровья.

    7. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью. 

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к оздоровительным занятиям.
  2. Воспитание дружелюбия, умения согласованно действовать в коллективе.
  3. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание условий  для развития уверенности в своих физических возможностях.
  4. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

Методы и приёмы:

       

               В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности сверстников.

Наглядный метод: показ, демонстрация, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия.

Практический  метод: повторение  упражнений  с соблюдением их правильного и точного выполнения.

Формы и режим занятий

       Содержание программы ориентировано на детей, имеющих отклонения в здоровье, не имеющих  противопоказаний  к  занятиям физкультурой, с учётом рекомендаций медиков.

Наполняемость группы -  10 – 15  детей.

Состав групп может изменяться по следующим причинам:

  • Смена места жительства.
  • Отстранение от занятий медицинским работником.
  •  Пополнение новыми детьми по показаниям медицинских работников.

Ведущей формой организации обучения являются, как групповая, так и индивидуальная. Применяется дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями, результативность в усвоении материала может быть различной.  Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей.

Возраст  детей  участвующих  в  реализации, данной  дополнительной образовательной программы  3 – 5 лет.

Программа рассчитана на 1 год.

Продолжительность занятий составляет 20 минут, 2 раза в неделю, 64 занятия в год.

Дозировка  упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от  3 – 4  раз на этапе разучивания упражнений до 8 – 10 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.  Один комплекс рассчитан на один месяц.  Всего 9 комплексов.

Основные направления коррекционной  работы:

1. Первичная диагностика детей:

медицинской сестрой детского сада в начале учебного года  проводится первичная диагностика детей младшего дошкольного возраста с целью выявления отклонений в здоровье детей (выявление часто болеющих детей).

2. Формирование группы детей для оздоровительных занятий.

3. Подбор упражнений для работы с детьми.

4. Мониторинг здоровья детей данной группы.

5. Организация работы с родителями:

 Индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы 1 раз в месяц или по запросу родителей.

 


Прогнозируемый (ожидаемый) результат

  • укрепление здоровья детей.
  • улучшение функции дыхания.
  • формирование правильного носового дыхания.
  • повышение уровня физической подготовленности.
  • сформированность осознанной потребности в выполнении  упражнений самостоятельно в домашних условиях.


Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • диагностика физического развития детей.
  • анализ медицинским работником изменений заболеваемости данными детьми.
  • открытое занятие с показом детьми различных дыхательных упражнений.

Материально – техническое обеспечение:

  • физкультурный зал
  • оборудование:   мячи резиновые среднего диаметра – 23 шт.,  массажеры для стоп, канат – 1 шт., скамья гимнастическая – 2 шт., кубики -20 шт.,  доска ребристая – 1 шт.,
  • инвентарь:   ленточки – 23 шт.,  обручи – 12 шт., кегли 7 шт.,  гимнастические палки 12 шт., мячи маленькие, фишки-ориентиры.
  • нестандартное оборудование:  массажные мячики, массажные коврики, дорожка  из следов, дорожки здоровья, воздушные шарики, мыльные пузыри, листки бумажные, вата, мешочки с песком, вертушки.
  • музыкальный центр
  • фонотека

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

Каждое занятие имеет свою оздоровительную направленность и включает в себя:

1. Беседы познавательного характера.
2. Упражнения и подвижные игры для освоения правильности выполнения дыхательных упражнений.

3. Дыхательная гимнастика.

4. Точечный массаж и самомассаж.


               Для  успешного  решения оздоровительных задач важно постепенное нарастание трудностей.  Сначала  необходимо  ребенка  заинтересовать,  показать,  объяснить, а затем закрепить  дыхательные  упражнения.  Подбирается  материал  в  соответствии  с    возрастом воспитанников.

Структура занятия. Каждое занятие имеет определенную структуру: начинается с вводной части, затем следует основная часть и в конце - заключительная.

Вводная часть по продолжительности занимает 3 минуты. Используется для подготовки организма к возрастающей нагрузке.

Задачи:
1.    Задачи биологического аспекта - подготовка организма детей к предстоящей работе.

2.    Задачи  педагогического  аспекта -  формирование  у  детей  умение  выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения.
          Для решения   этих  задач    в   подготовительной    части   используются   различные
средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, самомассаж.


Основная часть занятия занимает 12-15 минут. Используется для реализации методики лечебной (дыхательной)  гимнастики и содержит следующие задачи:

1. Тренировочное воздействие на организм.

2. Решение общих и специальных задач, запланированных на занятие.

Для решения этих задач в основной части занятия используются  различные дыхательные упражнения, выполняемых с различных исходных положений (стоя, сидя), общеразвивающие упражнения, подвижные игры.

Заключительная часть занимает 3-5 минут. Используется для постепенного снижения физической нагрузки путем применения простейших физических упражений.

Основными  ее  задачами  являются:

  1. подготовка организма детей к предстоящей деятельности,
  2. подведение итогов данного занятия.


           В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния, упражнения на профилактику плоскостопия.

Список используемой литературы

  1. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008 с.
  2. Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н. Занятия по физической культуре с детьми 3-7 лет: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
  3. Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Каштанова Г.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: Практическое пособие. – М.: АРКИ, 2002.
  5. Подольская Е. Лечебная гимнастика./Дошкольное воспитание. – 2005,№8, с.64.
  6. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 104 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительная программа для работы с часто болеющими детьми и с детьми с ослабленным здоровьем «Правильное дыхание с детства»

"ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ С ДЕТСТВА"В последнее время заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Уровень заболеваемости детей в дошкольном возрасте очень высок. Первое место в структуре з...

Перспективное планирование оздоровительного кружка для часто болеющих детей "Будь здоров!"

В младшем дошкольном возрасте дети чаще взрослых подвержены простудным заболеваниям. Лечение часто болеющих детей в периоды обостренияявляется очень важной задачей. Но не меньшее значение имеет в...

Рабочая программа оздоровительной группы «Крепыш»

Рабочая программаоздоровительной группы «Крепыш»для детей 5-6 лет...

Рабочая программа оздоровительной группы «Крепыш» для детей 6-7 лет

Рабочая программаоздоровительной группы «Крепыш...

«Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей».

laquo;Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей»....

Рабочая программа оздоровительной группы дошкольного возраста

Рабочая программа разновозрастной группы обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социальноличност...