Методическая разработка "Утренняя пробежка в детском саду"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Тоескина Юлия Васильевна

Методическая разработка раскрывает пользу утренней пробежки для детей старшего дошкольного возрастав детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 21» г. Усолье-Сибирское

Методическая разработка

Авторы проекта:

Тоескина Ю.В., воспитатель

Аннотация

  1. Проблема: сохранение и укрепление здоровья воспитанников (старшего дошкольного возраста).
  2. Разработка раскрывает пользу утренней пробежки для старшего дошкольного возраста в детском саду.
  3. Разработка станет полезной инструкторам по физической культуре, воспитателям ДОУ.

Оглавление

Аннотация………………………………………………………………………2

Введение………………………………………………………………………4-8

                Актуальность………………………………………………………4-6

               Новизна, предмет, объект………………………………………….7

               Цель, задачи……………………………..………………………….7

               Условия применения………………………………………………..8

Основная часть……………………………………………………………9-13

               Этапы реализации…………………………………………………..9

               I этап……………………………………………………………10-11

               II этап……………………………………………………………….12

               III этап………………………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………………..15

 

Введение

Актуальность

«Если не бегать, пока здоров,

будешь бегать – когда заболеешь»

 Гораций.

Утро — не время для нагрузок, говорят противники гимнастики и пробежек.

Однако люди бегали и продолжают бегать, поскольку утренняя пробежка полезна тогда, когда действительно заряжает силой на предстоящий день. Физиолог  И. П. Павлов говорил, «…от бега возникает чувство эмоционального подъема. Это своеобразное сочетание радости физической и радости психической, конечно же, является лучшим лекарством для укрепления здоровья.»

Дело ведь не только в том, чтобы бегать.


Во-первых, это замечательная возможность увидеть утром знакомые места.
Летом воздух ещё дышит ночной прохладой, несмолкаемо поют птицы, пахнет растениями.


Во-вторых, утренняя пробежка дисциплинирует.


В-третьих, бег – это здоровье. После пробежки обязательна разминка.

Что же «волшебного» делает с нами утренняя пробежка и гимнастика на свежем воздухе?

  • благотворно влияют на органы дыхания, организм получает порцию «свежего» кислорода;
  • придают ребенку бодрость на целый день;
  •  ликвидируют все застои в организме, учащается сердцебиение, ускоряется обмен веществ;
  • в несколько раз укрепляют иммунитет детей;
  • поддерживают физическую форму ребенка на высоком уровне;
  • вызывают здоровый аппетит!
  •  в несколько раз повышают настроение (ведь Вы и дети уже с самого утра совершили маленький подвиг). 

Как только мы пробежались, мы начинаем чувствовать, как наш организм постепенно переполняется энергией. То есть мы зарядились зарядом бодрости на весь день. И именно поэтому бегать лучше по утрам!

Пробежки должны быть ежедневными, и мы не смотрим  - жара на улице, легкий дождь или снежок.


Во время бега тренируются не только мышцы,  но и суставы. Благодаря ежедневным пробежкам они будут крепкими и здоровыми.

Бег положительно влияет на центральную нервную систему.

Бег является хорошим средством от насморка, одышки.

Благодаря бегу, у детей повышается иммунитет и сокращается количество заболеваний.

Утреннюю пробежку часто рекомендуют как средство для общего оздоровления организма. Бегая, можно «растормошить» свой организм, развивать выносливость, зарядить организм энергией на целый день.

Чтобы утренняя пробежка была действительно полезной и приятной, необходимо соблюдать ряд правил и условий.

Во-первых, не нужно стремиться выйти на пробежку сразу же после пробуждения, Дети приходят в детский сад проснувшимися: у кого-то дорога до детского сада занимает ходьбой, кто-то добирается на общественном транспорте. За то время, пока дети «добираются» до детского сада, их организм окончательно «проснется» и будет готов к нагрузкам.

Выходя на пробежку, следует подумать о своей спортивной экипировке. Одеваться нужно удобно, по погоде. Если температура на улице не превышает 10°С со знаком плюс, то обязательно необходима вязаная шапочка, которая закрывает уши. Обувь тоже должна соответствовать погоде – для пробежек зимой лучше обуть утепленные кроссовки.

Начинать утреннюю пробежку нужно с небольшой разминки. Для разминки можно походить интенсивным шагом, попрыгать, сделать легкую растяжку, несколько приседаний. Таким образом, разогреваются мышцы детского организма, мышцы готовятся их к дальнейшей нагрузке.

Собственно бег нужно начинать с минимального темпа и в течение двух-трех минут довести свой темп до оптимального. При этом интенсивность бега следует выбирать исходя из  возможностей детей.  

Для укрепления детского иммунитета и поддержания хорошего самочувствия выбирайте бег трусцой в том темпе, при котором у них минимальная отдышка.

Бегать нужно правильно. Ноги следует чуть сгибать в коленях, вес тела распределять на всю стопу, приземляться с пятки на носок. Корпус наклонять не нужно, а руки должны быть согнуты под углом примерно в 120°С и не пересекаться перед грудью. Не нужно напрягать шею, плечи, руки или сжимать челюсти.

Крайне важна на утренних пробежках (и не только) правильная техника дыхания. Вдыхать воздух следует носом, а выдыхать – ртом. При таком дыхании происходит равномерное насыщение легких кислородом. Детям нужно стараться делать полный вдох и выдох, дышать ровно, не слишком часто. Когда дышать уже «невмоготу», то пора завершать пробежку – лишние истязания ни к чему.

Завершать утреннюю пробежку необходимо постепенно. С бега дети должны перейти на шаг, выравнивая дыхание. Ни в коем случае нельзя резко останавливаться или, тем более, падать на траву. Для заминки можно выполнить несколько несложных, расслабляющих упражнений.

Продолжительность и «километраж» утренней пробежки нужно выбирать с учетом спортивной подготовки детей. Неподготовленному ребенку нельзя сразу же начинать пробежку с больших забегов на дальние дистанции. Кроме того, боль в мышцах и ощущение «изнеможения» не прибавляют энтузиазма бегать регулярно. Поэтому начинать нужно с минимальной продолжительности.  

 Прежде, чем приступать к утренним пробежкам, необходимо убедиться, что у детей нет проблем со здоровьем, при которых такие занятия противопоказаны. Необходимо изучить индивидуально медицинские карты каждого ребенка, какие есть противопоказания. Ребенку после перенесенного заболевания необходимо в течение нескольких дней просто присутствовать на пробежках, затем переходить к пробежкам постепенно, пробежку осуществлять на короткие расстояния.

Бег – замечательный вид спорта и если Вы, Ваши дети будете соблюдать все необходимые меры безопасности, то утренние пробежки принесут Вам только пользу и радость! 

Новизна методической разработки:

На наш взгляд методическая разработка на тему «Утренняя пробежка в детском саду» разработана и используется нами впервые.

Объект методической разработки:

Система педагогической работы по повышению культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

Предмет методической разработки:

Организационно-педагогические условия совместной деятельности ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста

Цель методической разработки:

Популяризация ЗОЖ у воспитанников, родителей, развитие навыков ведения ЗОЖ у дошкольников, проявление глубокого интереса к оздоровлению собственного организма через утренние пробежки на свежем воздухе. Разработка системы приобщения участников педагогического процесса к ЗОЖ и осуществление ее в условиях ДОУ.

Задачи методической разработки:

  1. Изучить, проанализировать и оценить состояние работы в группах старшего дошкольного возраста по формированию ЗОЖ и здоровья в целом детей.
  2. Отобрать методические рекомендации, современные технологии, методы и приемы по ЗОЖ; разработать на их основе и реализовать систему педагогической работы по приобщению детей к ЗОЖ через утренние пробежки на свежем воздухе.
  3. Способствовать развитию коммуникативных навыков при воспитании ЗОЖ у детей.
  4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников, формированию ценностного отношения к своему здоровью.
  5. Способствовать воспитанию здоровьесберегающего мировоззрения (взгляды, оценочное суждение о фактах, улучшающих или ухудшающих здоровье человека).
  6. Обобщить полученные результаты, сделать выводы по возможности организации работы утренней пробежки на свежем воздухе в условиях ДОУ.

 

Условия применения методической разработки:

Гипотезой методической разработки  явились предположения о том, что у детей старшего дошкольного возраста, возможно качественно повысить представления о культуре здоровья и ЗОЖ через утреннюю пробежку на свежем воздухе при соблюдении ряда педагогических условий:

  • Реализации выстроенной системы педагогической работы по приобщению детей и их родителей к ЗОЖ через утреннюю пробежку на свежем воздухе с опорой на разнообразные методы и приемы.
  • Включения материала по ЗОЖ в утренние пробежки.
  • Активного включения родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей: выполнение рекомендаций воспитателя по утренней пробежке

Ресурсы

Материально-технические: магнитофон, спортивный инвентарь

Кадровые: взаимосвязь с медицинской сестрой, инструктором по ФИЗО.

Информационные: методическая литература.

Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН, организации утренней пробежки в детском саду.

Основная часть

Этапы реализации методической разработки:

Работа рассчитана на один учебный год, направлена на детей старшей дошкольной группы.

Первый этап – организационно-подготовительный этап.

Цель: активизировать интерес к здоровью человека и своему собственному через утренние пробежки на свежем воздухе.

Второй этап – основной этап.

Цель: активное участие детей в утренних пробежках на свежем воздухе; снижение заболеваемости в группе; повышение качества образования в вопросах культуры здоровья.

Третий этап – итоговый этап.

Цель: контроль и диагностика результатов системы педагогической работы по повышению культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Первый этап (сентябрь)

№ п/п

Мероприятия

Задачи

Сроки

Участники

Ответственный

1.

Диагностика

Обследование уровня физического развития, физических качеств детей

Сентябрь

Дети старшей группы

Воспитатели, инструктор по ФИЗО

2.

Диагностика

Выявление знаний детей о ЗОЖ

Сентябрь

Дети старшей группы

Воспитатели

3.

Диагностика

Выявление знаний детей об утренней пробежке на свежем воздухе

Сентябрь

Дети старшей группы

Воспитатели

4.

Беседа «Что такое здоровье?»

Систематизировать знания детей о составляющих понятия «здоровье». Повышать интерес детей к здоровью человека и своему собственному. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.

Сентябрь

Дети старшей группы

Воспитатели

5.

Беседа «Зачем нужна утренняя пробежка на свежем воздухе?»

Систематизировать знания детей о составляющих понятия «утренняя пробежка». Повышать интерес детей к здоровью человека и своему собственному. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.

Сентябрь

Дети старшей группы

Воспитатели

6.

Дидактическая игра «Бежать-не бежать»

Поддерживать у детей радостное настроение и чувство удивления и гордости своими почти безграничными возможностями.

Сентябрь

Дети старшей группы

Воспитатели

7.

Чтение художественной литературы

Воспитывать желание быть здоровым, крепким, желание чаще находиться на свежем воздухе.

Сентябрь

Дети старшей группы

Воспитатели

8.

Беседа «Утренняя побежка – первая ступень к здоровью»

Подвести детей к пониманию прямой зависимости утренней пробежки и здоровья в целом

Сентябрь

Дети старшей группы

Воспитатели

9.

Разработка «Правила утренней пробежки»

Закрепить полученные ранее сведения

Сентябрь

Дети старшей группы

Воспитатели

10.

Анкетирование родителей «Роль утренней пробежки в детском саду»

Выявить компетентность родителей в формировании утренней пробежки в детском саду

Сентябрь

Дети старшей группы

Воспитатели

11.

Консультация «Роль утренней пробежки в формировании ЗОЖ»

Привлечь внимание родителей к формированию ЗОЖ через утреннюю пробежку

Сентябрь

Дети старшей группы

Воспитатели

Второй этап (октябрь – май)

1.

Бег на свежем воздухе

Учить детей прислушиваться к работе своего организма. Показать значение физических нагрузок для здоровья сердца и человека

Октябрь - май

Дети старшей группы

Воспитатели

2.

Разработка правил утренней пробежки

Закрепить полученные ранее сведения

Октябрь-май

Дети старшей группы

Воспитатели

3.

Выставка рисунков «Я – легкоатлет»

Развивать воображение, воспитывать уважение к своему собственному здоровью

Апрель ко «Дню здоровья»

Дети старшей группы

Воспитатели

4.

Фото-выставка «Пробежка и я»

Пропаганда ЗОЖ

Май

Дети старшей группы

Воспитатели

5.

Экспериментирование

Учить детей прислушиваться к себе, уметь определять свои ощущения и причины, развивать навыки наблюдения, учить проверять свои знания на практике

Октябрь-май

Дети старшей группы

Воспитатели

Третий этап (май)

1.

Беседа «Нужна ли мне утренняя пробежка на свежем воздухе?»

Выяснить, понимают ли дети важность утренней пробежки на свежем воздухе, важность ЗОЖ, оптимистического настроения; включают ли дети в свое будущее желание быть здоровым.

Май

Дети старшей группы

Воспитатели

2.

Диагностика детей

Выявление уровня знаний, умений и навыков детей, полученных во время проекта

Май

Дети старшей группы

Воспитатели, инструктор по ФИЗО

3.

Анкетирование родителей

Май

Дети старшей группы

Воспитатели

 Заключение

Итогом нашей работы по выявлению эффективности утренней пробежки на свежем воздухе в детском саду будет являться уровень заболеваемости детей. Мы уверены, что дети покажут свои знания, умения и навыки по укреплению собственного здоровья через утреннюю пробежку на свежем воздухе, занятия спортом, а именно - утренняя пробежка станет неотъемлемой частью их жизни.

Работа в данном направлении интересна не только дл педагога, но и для родителей. Главным результатом проекта будет сформированное мнение родителей о важности утренней пробежки на свежем воздухе, необходимость делать важный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребенка.

В качестве негативных последствий можно прогнозировать

  • Потерю интереса и мотивации к осуществлению работы над проектом
  • Снижение качества работы вследствие новизны проекта
  • Потерю интереса и желаний детей
  • Отсутствие интереса и желания родителей принимать участие в разрешении утренней пробежки на свежем воздухе.

Постепенно мы втянулись в бег.

 Нам нравится, что прохожие, родители, увидевшие нас, оглядываются, может и завидуют.

Ведь, наверное, правда, дети, которые бегут, удивляют горожан, которые считают бег прихотью.

Вот уже год, как мы выходим на утреннюю пробежку. И неважно, лето это или зима. Мы не хотим менять ставший для нас привычным утренний заряд бодрости и настроения!

Присоединяйтесь к нам!

Список литературы

  1. Н.В.Елжова. Здоровый образ жизни в ДОУ. Ростов-на-Дону, 2011.
  2. В.А.Доскин, Л.Г.Голубева. Здоровье ребенка и его готовность к школе. Москва, 2007.
  3. Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. Москва, 2006.
  4. Оздоровление детей в условиях детского сада. Под ред. Л.В.Кочетковой. Москва, 2007.
  5. Т.С.Овчинникова. Организация здоровье-сберегающей деятельности в ДОУ. Санкт-Петербург, 2006.
  6. Т.А.Тарасова. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. Москва, 2006.
  7. М.А.Рунова. двигательная активность ребенка в детском саду. Москва, 2004.
  8. Управление ДОУ. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. Москва, 2006.  
  9. http://strana-sovetov.com/health/fitness/1995-morning-run.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».

Методическая разработка представляет собой развернутые конспекты проведения прогулок во всех возрастных группах на все сезоны и включает в себя разнообразие игровых упражнений для дошкольников, направ...

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».

Прогулка - один из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент,требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и ф...

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».

Методическая разработка представляет собой развернутые конспекты проведения прогулок во сех возрастных группах на все сезоны и включает в себя разнообразие игровых упражнений для дошкольников, направл...

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».

Прогулка - одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и ...

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Оздоровительные прогулки в детском саду».

Современный период можно назвать временем поиска наиболее эффективных путей введения инноваций в практику работы детских садов. Педагогическими коллективами уделяется внимание организации образователь...

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду» в младшей группе

Прогулка - одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма....

Методические рекомендации для родителей детского сада "Почему ребёнок плачет в детском саду".

Методические рекомендации для родителей детского сада "Почему ребёнок плачет в детском саду". ...