«Валеология как фактор формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
консультация по теме

Платонова Валентина Григорьевна

«Валеология как фактор формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

 

Платонова В.Г., старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 14 г. Мценска.

       Аннотация

      Валеологическое образование-это важнейшее, на мой взгляд, направление в формировании здорового образа жизни. Ведь знания детей о себе, своем организме, помогут ему в дальнейшем прислушиваться к нему, понять зависимость здоровья от своего образа жизни.

 

 

     В наше время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является проблема состояния здоровья народа. С каждым годом в дошкольное учреждение все больше и больше поступает ослабленных  детей. Причины этого самые разнообразные.      Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, то есть большинство сразу после рождения не готовы к  физиологически полноценной жизни. Патология беременности и родов становятся причиной того, что дети рождаются также с патологией (постнатальными факторами риска) – перинатальной энцефалопатией, синдромом увеличенной    вилочковой железы, нарушениями микробиоценоза кишечника (дисбактериоз кишечника), гипотрафией, анемией, аллергической предрасположенностью или же чрезмерно ослабленными с отсутствием младенческих рефлексов, маловесные, недоношенные. Это заставляет серьезно задуматься. Безусловно, в этом заключается взаимосвязь с социально-экономическими процессами, происходящими в России, а также в нашем городе, неблагоприятной экологической обстановкой, неблагоприятным психологическим климатом в семье, низким материальным уровнем семей, проживанием в плохих жилищных условиях, большинство из родителей работают в г. Москве, а дети находятся на попечении бабушек и дедушек.

     Несомненно, что под проблемой здоровьесбережения народонаселения подразумевается комплекс медико-генетических и социально-психологических характеристик жизни людей: их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизиологический комфорт жизни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества. А все это невозможно без следующих путей решения данной проблемы.

     Каковы же пути решения проблемы здоровьесбережения нации? А это:

·         разумное отношение к здоровью своих детей, начиная с внутриутробного развития, а также и к своему здоровью;

·         правильный режим труда и отдыха (у детей – чередование активной и умственной деятельности);

·         рациональное, сбалансированное по основным  ингредиентам питание;

·         оптимальная двигательная активность в течение дня;

·         занятия физической культурой;

·         использование закаливающих процедур в качестве адаптации к различным неблагоприятным условиям окружающей среды;

·         использование профилактических лекарственных препаратов;

·         применение здоровьесберегающих технологий и общеоздоровительных мероприятий.

     В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Ребенка не учат умению «прислушиваться» к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры.

      Самооценка физического здоровья выявляет меру благополучия в функционировании организма. Гармония, функциональное равновесие в его жизнедеятельности отражаются в переживании нами хорошего самочувствия. Но хорошее самочувствие человека во многом зависит также от осознания им своей успешности и тех путей, которые могут обеспечить эту успешность. В этой связи дети должны уметь отслеживать «свой путь» в плане физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности. Это помогает им создать образ себя будущего. Полюбив этот образ, дети стремятся к его реализации, а, достигнув желаемого, ставят перед собой новые цели.

     Навыки самооценки физического здоровья и напрямую связанных с ним показателей физического развития и физической подготовленности являются предпосылками приобретения детьми дошкольного возраста навыков самооценки своего психического состояния в старшем возрасте.

     Самооценка здоровья возможна только в том случае, если дети в состоянии осмыслить сущность этого понятия. Анализ бесед с детьми показал, что четырех-пятилетние дети к критериям здоровья относят не только физические, но также и психические и социальные признаки:

  • эмоциональные;
  • психической уравновешенности;
  • интеллектуальные.

     Как и взрослые, дети в определении здоровья отдают приоритеты признакам физического здоровья. Но представление дошкольников о критериях физического здоровья нелогичны и бессистемны. Дети не соотносили занятия физкультурой с укреплением здоровья, несмотря на то, что в дошкольном учреждении реализовывались оздоровительные программы.

     Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей стало одной из важнейших задач на современном этапе модернизации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения.

     Основание модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ.

     Таких оснований много, но главными считаются:

1)      необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;

2)      необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

     Позиция созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих базируется  на потребности индивида в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в том, что, как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Она есть у родителей, школы, общества. Но у каждого малыша есть огромное желание скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их. Поэтому появляются у дошкольников потасовки – это способ доказать свое превосходство, силу перед детьми группы.

     Многие образовательные программы последнего поколения пытаются решить проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы в новом ключе. Но, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный, на наш взгляд, недостаток – в них очень слабо разработан вопрос формирования у ребенка отношения к своему здоровью, хотя в оздоровительных программах он должен быть центральным.

     Пока ребенок мал, многое кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Так начинают образовываться комплексы, зарождаться пессимистически-негативное настроение. Ребенок уже не в состоянии оценивать правильно и свои потенциальные возможности, а тем более использовать их. Но главное, так постепенно формируется пассивное отношение к здоровью. Это можно наблюдать и на примере взрослых. Данные анкет с родителями воспитанников говорят о том, что взрослые мало времени отводят физкультуре, спорту, здоровому образу жизни. А уж, если родители не стараются сами вести активный образ жизни и приучать к этому своих детей, то эта прерогатива «ложится на плечи» дошкольного учреждения. А что значит воспитать у ребенка потребность к здоровому образу жизни без участия семьи, желания самого ребенка стать здоровым? Это очень сложный вопрос, ответов на него может быть множество и в разных контекстах.

      Так кому же принадлежит определяющая роль в сохранении собственного здоровья: общественности, здравоохранению или себе самому?

     Да, конечно же, самая главная роль в сохранении собственного здоровья отводится самому человеку. Он должен в первую очередь позаботиться о самом себе, оценить свое здоровье и свои физические возможности.  Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

  • знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

     Ребенка надо с самого раннего возраста учить прислушиваться к своему здоровью, к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и предпринимать соответствующие меры. Ведь хорошее знание себя, развитое умение  ясно и правильно выразить характер ощущаемых болевых симптомов, жалоб, сопровождающих ухудшение  самочувствия, существенно облегчает задачу врача в правильной постановке диагноза.

     Самооценка физического здоровья выявляет меру благополучия в функционировании организма. Гармония, функциональное равновесие в его жизнедеятельности отражаются в переживании нами хорошего самочувствия. Но хорошее самочувствие человека во многом зависит также от осознания им своей успешности и тех путей, которые могут обеспечить эту успешность. В этой связи дети должны уметь отслеживать «свой путь» в плане физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности.

     А так как оздоровление становится одной из главных социальных проблем, поэтому наука о здоровье – валеология – стала интенсивно развиваться, начиная с дошкольного возраста. Именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Появилось много технологий, методических разработок, выпущено большое количество книг, программ, посвященных данной тематике. Над этой проблемой работает наша региональная экспериментальная площадка. Основная их цель – научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Каждый взрослый ответственный человек, хочет видеть в своем ребенке, воспитаннике, ученике инициативную личность. Но, только лишь основываясь на активности и заинтересованности можно развить природные (биогенетические) способности, познать окружающий мир. Понятие «инициативная личность» включает в себя, прежде всего, такие качества, как открытость (желание устанавливать новые контакты), подвижность (гибкость, умение перестраиваться и подстраиваться под ситуацию), способность к саморегуляции. Но дидактизм в дошкольном воспитании малоэффективен. Опыт предыдущих поколений показал, что самый эффективный действенный  метод воспитания – это игра.

     Исследования М.Ю.Картушиной, М.Л.Лазарева доказали, что валеологическое направление требует создания новых технологий, именно игровых технологий, так как игра – это ведущая деятельность детей-дошкольников. Поэтому, разрабатывая  новые технологии, мы не должны забывать, что они связываются с игровыми действиями, игровыми персонажами.

     Важность игры в раннем и дошкольном возрасте нельзя переоценить, ведь игра – это сама жизнь ребенка. Игра, развивая ребенка, развивается сама, так как напрямую зависит от социальных и исторических условий жизни поколений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Валеология как фактор формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Платонова В.Г., старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 14 г. Мценска.

     

     В наше время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является проблема состояния здоровья народа. С каждым годом в дошкольное учреждение все больше и больше поступает ослабленных  детей. Причины этого самые разнообразные.      Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, то есть большинство сразу после рождения не готовы к  физиологически полноценной жизни. Патология беременности и родов становятся причиной того, что дети рождаются также с патологией (постнатальными факторами риска) – перинатальной энцефалопатией, синдромом увеличенной         вилочковой железы, нарушениями микробиоценоза кишечника (дисбактериоз кишечника), гипотрафией, анемией, аллергической предрасположенностью или же чрезмерно ослабленными с отсутствием младенческих рефлексов, маловесные, недоношенные. Это заставляет серьезно задуматься. Безусловно, в этом заключается взаимосвязь с социально-экономическими процессами, происходящими в России, а также в нашем городе, неблагоприятной экологической обстановкой, неблагоприятным психологическим климатом в семье, низким материальным уровнем семей, проживанием в плохих жилищных условиях, большинство из родителей работают в г. Москве, а дети находятся на попечении бабушек и дедушек.

     Несомненно, что под проблемой здоровьесбережения народонаселения подразумевается комплекс медико-генетических и социально-психологических характеристик жизни людей: их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизиологический комфорт жизни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества. А все это невозможно без следующих путей решения данной проблемы.

     Каковы же пути решения проблемы здоровьесбережения нации? А это:

  • разумное отношение к здоровью своих детей, начиная с внутриутробного развития, а также и к своему здоровью;
  • правильный режим труда и отдыха (у детей – чередование активной и умственной деятельности);
  • рациональное, сбалансированное по основным  ингредиентам питание;
  • оптимальная двигательная активность в течение дня;
  • занятия физической культурой;
  • использование закаливающих процедур в качестве адаптации к различным неблагоприятным условиям окружающей среды;
  • использование профилактических лекарственных препаратов;
  • применение здоровьесберегающих технологий и общеоздоровительных мероприятий.

     В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Ребенка не учат умению «прислушиваться» к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры.

      Самооценка физического здоровья выявляет меру благополучия в функционировании организма. Гармония, функциональное равновесие в его жизнедеятельности отражаются в переживании нами хорошего самочувствия. Но хорошее самочувствие человека во многом зависит также от осознания им своей успешности и тех путей, которые могут обеспечить эту успешность. В этой связи дети должны уметь отслеживать «свой путь» в плане физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности. Это помогает им создать образ себя будущего. Полюбив этот образ, дети стремятся к его реализации, а, достигнув желаемого, ставят перед собой новые цели.

     Навыки самооценки физического здоровья и напрямую связанных с ним показателей физического развития и физической подготовленности являются предпосылками приобретения детьми дошкольного возраста навыков самооценки своего психического состояния в старшем возрасте.

     Самооценка здоровья возможна только в том случае, если дети в состоянии осмыслить сущность этого понятия. Анализ бесед с детьми показал, что четырех-пятилетние дети к критериям здоровья относят не только физические, но также и психические и социальные признаки:

  • эмоциональные;
  • психической уравновешенности;
  • интеллектуальные.

     Как и взрослые, дети в определении здоровья отдают приоритеты признакам физического здоровья. Но представление дошкольников о критериях физического здоровья нелогичны и бессистемны. Дети не соотносили занятия физкультурой с укреплением здоровья, несмотря на то, что в дошкольном учреждении реализовывались оздоровительные программы.

     Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей стало одной из важнейших задач на современном этапе модернизации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения.

     Основание модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ.

     Таких оснований много, но главными считаются:

  1. необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
  2. необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

     Позиция созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих базируется  на потребности индивида в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в том, что, как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Она есть у родителей, школы, общества. Но у каждого малыша есть огромное желание скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их. Поэтому появляются у дошкольников потасовки – это способ доказать свое превосходство, силу перед детьми группы.

     Многие образовательные программы последнего поколения пытаются решить проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы в новом ключе. Но, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный, на наш взгляд, недостаток – в них очень слабо разработан вопрос формирования у ребенка отношения к своему здоровью, хотя в оздоровительных программах он должен быть центральным.

     Пока ребенок мал, многое кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Так начинают образовываться комплексы, зарождаться пессимистически-негативное настроение. Ребенок уже не в состоянии оценивать правильно и свои потенциальные возможности, а тем более использовать их. Но главное, так постепенно формируется пассивное отношение к здоровью. Это можно наблюдать и на примере взрослых. Данные анкет с родителями воспитанников говорят о том, что взрослые мало времени отводят физкультуре, спорту, здоровому образу жизни. А уж, если родители не стараются сами вести активный образ жизни и приучать к этому своих детей, то эта прерогатива «ложится на плечи» дошкольного учреждения. А что значит воспитать у ребенка потребность к здоровому образу жизни без участия семьи, желания самого ребенка стать здоровым? Это очень сложный вопрос, ответов на него может быть множество и в разных контекстах.

      Так кому же принадлежит определяющая роль в сохранении собственного здоровья: общественности, здравоохранению или себе самому?

     Да, конечно же, самая главная роль в сохранении собственного здоровья отводится самому человеку. Он должен в первую очередь позаботиться о самом себе, оценить свое здоровье и свои физические возможности.  Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

  • знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

     Ребенка надо с самого раннего возраста учить прислушиваться к своему здоровью, к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и предпринимать соответствующие меры. Ведь хорошее знание себя, развитое умение  ясно и правильно выразить характер ощущаемых болевых симптомов, жалоб, сопровождающих ухудшение  самочувствия, существенно облегчает задачу врача в правильной постановке диагноза.

     Самооценка физического здоровья выявляет меру благополучия в функционировании организма. Гармония, функциональное равновесие в его жизнедеятельности отражаются в переживании нами хорошего самочувствия. Но хорошее самочувствие человека во многом зависит также от осознания им своей успешности и тех путей, которые могут обеспечить эту успешность. В этой связи дети должны уметь отслеживать «свой путь» в плане физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности.

     А так как оздоровление становится одной из главных социальных проблем, поэтому наука о здоровье – валеология – стала интенсивно развиваться, начиная с дошкольного возраста. Именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Появилось много технологий, методических разработок, выпущено большое количество книг, программ, посвященных данной тематике. Над этой проблемой работает наша региональная экспериментальная площадка. Основная их цель – научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Каждый взрослый ответственный человек, хочет видеть в своем ребенке, воспитаннике, ученике инициативную личность. Но, только лишь основываясь на активности и заинтересованности можно развить природные (биогенетические) способности, познать окружающий мир. Понятие «инициативная личность» включает в себя, прежде всего, такие качества, как открытость (желание устанавливать новые контакты), подвижность (гибкость, умение перестраиваться и подстраиваться под ситуацию), способность к саморегуляции. Но дидактизм в дошкольном воспитании малоэффективен. Опыт предыдущих поколений показал, что самый эффективный действенный  метод воспитания – это игра.

     Исследования М.Ю.Картушиной, М.Л.Лазарева доказали, что валеологическое направление требует создания новых технологий, именно игровых технологий, так как игра – это ведущая деятельность детей-дошкольников. Поэтому, разрабатывая  новые технологии, мы не должны забывать, что они связываются с игровыми действиями, игровыми персонажами.

     Важность игры в раннем и дошкольном возрасте нельзя переоценить, ведь игра – это сама жизнь ребенка. Игра, развивая ребенка, развивается сама, так как напрямую зависит от социальных и исторических условий жизни поколений.

   

 Методические рекомендации по проведению валеологических занятий.

     В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Воспитатель учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

     Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Этот важный аспект включается как в само валеологическое занятие, так и в валеологические рассказы, которые необходимо включать в содержание занятий или же планировать и проводить во внеурочное время. В структуру валеологического занятия можно включать стихотворения, загадки, сказки, связанные с темой занятия.

     Валеологическое обучение включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и т.д.), необходимыми для развития навыков ребенка.

     Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. Используются другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) при обучении.

     Занятия по валеологии можно проводить 3 раза в месяц, включая занятия по ознакомлению с окружающим, факультативы, развлечения, а также использование режимных моментов для проведения бесед, игр, оздоровительных минуток, деловых игр, рассматривания схем человеческого тела, проведения опытов, чтения рассказов,  и т.д. в зависимости от их содержания и структуры. Познавательные валеологические занятия разнообразны по форме: дидактические игры, самостоятельные исследования, «круглые столы», викторины, игровые программы, беседы и т.п. Беседы включают в  себя вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений. (Приложение №1, приложение №2).

     Оздоровительные минутки, которые также входят в содержание занятий, включают не только физические упражнения, но и «этюды для души». Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.

      Примеры оздоровительных минуток:

 потянуться 1-2 раза;

 сесть ровно и спокойно подышать, а значит, отдохнуть;

 изгнать плохие мысли и успокоить мозг;

 сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции, жизненную силу;

 помассировать пальцы;

 походить по камушкам;

 сделать 1-2 упражнения для осанки;

 выполнить дыхательные упражнения и т.д.

     Занятия о пище, питании можно проводить за обедом. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды). При проведении занятия рекомендуется учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. В идеале занятие рассчитано на то количество времени, которое требует САН ПИН, но при необходимости его можно сократить за счет некоторых двигательных упражнений.

     Валеологические занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта.

     Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.

     На поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ, поэтому не  стоит реагировать отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность, неуверенность в себе, рождает неискренность. Поэтому необходимо выслушать ответы детей, не показывая свое отрицание даже мимикой, взглядом. Ребенок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит.

     Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и в то же время быть сердитым, раздраженным, позволять себе резкие высказывания в общении с детьми и со своими коллегами. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу и т.д.

     В конечном итоге занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости и желание прийти на занятие снова.

     В результате проведения таких занятий дети должны:

  • понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья;
  • осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств и ухода за ними;
  • устанавливать связь между отношением к своему организму и возможным заболеванием;
  • обслуживать себя (одеваться и раздеваться, правильно питаться, соблюдать гигиенические требования), управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, не плакать и т.д.), канализировать свои поступки и поступки других людей;
  • взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для жизни;
  • узнавать и перечислять предметы, необходимые для поддержания здорового образа жизни; профессии, обеспечивающие здоровье человека; услуги, которые могут оказать специалисты, врачи;
  • научиться приемам самомассажа, различным гимнастикам (дыхательной, пальчиковой, адаптационной, для глаз и т.д.);
  • усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья;
  • правильно вести себя в обществе в случае заболевания.

     Дошкольное учреждение, выбрав валеологию как основной фактор обучения детей осознанному отношению к своему здоровью, повышения стимула к здоровому образу жизни, приняло на себя обязательства перед обществом за состояние физического и психического развития своих воспитанников.

     Невозможно вести работу по любому направлению деятельности, не имея наглядности, разработок и так далее. Поэтому в ДОУ имеется масса картотек по валеологии: дидактические игры, стихотворения, загадки, потешки, пословицы и поговорки, опыты и эксперименты, валеологические рассказы.  Накоплен богатый арсенал рисованных и приобретенных плакатов о строении человека, его внутренних органах, методического материала о пользе и вреде для организма состояний окружающей среды, действий ребенка по отношению к своему здоровью, санитарно-гигиеническому уходу за своим телом и многое другое. Педагогическим коллективом разработана серия перспективных планов, конспектов валеологических занятий. Намечена система работы по валеологизации среды ДОУ, воспитательно-образовательной деятельности. Разработана система взаимодействия с родителями воспитанников.

     Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача валеологического образования детей дошкольного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного образовательного учреждения.



 

Комментарии