Педагогический проект "Азбука безопасности"
проект (подготовительная группа) на тему

Григорова Нина Ивановна

Целью проекта является совершенствование у детей навыков по обеспечению собственной безопасности в случаях возникновения экстренной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_azbuka_bezopasnosti.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Тема: «Азбука безопасности»

Подготовили воспитатели: Григорова Н.И.

Кушнир Е.А.

Цель проекта: Создание условий, способствующих развитию и совершенствованию навыков по обеспечению собственной безопасности, и действиям в случае возникновения любой экстремальной ситуации.

Задачи проекта:

  1. Обеспечить формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков поведения в различных неординарных ситуациях.
  2. Приобщить детей к активному участию в изучении приемов и способов обеспечения общественной и собственной безопасности.
  3. Развить информационную культуру воспитанников, родителей и педагогов по вопросам обеспечения общественной безопасности.
  4. Стимулировать познавательную активность детей по вопросам обеспечения общественной безопасности.
  5. Сформировать предпосылки учебной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
  6. Развить социальный и эмоциональный интеллект, чувство взаимопомощи в экстремальной ситуации у дошкольников.
  7. Перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения, к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности по вопросам обеспечения общественной.
  8. Укрепить триединство связи «ребенок-родитель-педагог».
  9. Укрепить техническую оснащенность воспитательно-образовательного процесса по вопросам обеспечения безопасности.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, познавательный.

Срок проведения: 2 месяца.

Участники проекта: дети старшей дошкольной группы, воспитатели группы, родители детей МКДОУ БГО «Детского сада №21 комбинированного вида».

Продукты проекта: атрибуты к сюжетно-ролевым играм, коллективная выставка детских рисунков, совместная с родителями выставка правил безопасности, создание мини-музея «Опасные предметы», уголка «Безопасность», подбор дисков по обучению правилам безопасности.

Описание проекта

Дети могут не только усвоить знания, но и стараться применить их в жизни. О природе, о здоровье мы говорим постоянно, но о том, какие опасности подстерегают ребенка дома, какие могут быть экстремальные ситуации в быту — эти вопросы зачастую выпадают из нашей практики.

В основе проекта использовались программы: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авт. Р.Б. Стеркина и др.). Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается в группе с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности практических умений и навыков. Эта работа проводится в форме бесед («Береги здоровье», «Огонь — друг, огонь — враг»), разборе проблемных ситуаций («Чайник — пыхтит?», «Почему мальчик плакал на улице?»), различных видов игровой деятельности («Поиграем — угадаем?», «Назови правила», «Угадай правила движения»).

В занятия познавательного цикла включаются занятия по ОБЖ в форме занимательной и увлекательной игры («Бытовая техника», «Кто нас лечит?», «Я и взрослые люди», «Ядовитые растения и грибы», «У воды, на воздухе, в воде», «Если хочешь быть здоров», «Мы гуляем по улице»).

Пространственно-предметное окружение пополнили атрибутами к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Полиция», «Пожарные», «Мы играем в ДПС» (головные уборы, дорожные знаки, жезлы, модельки спецмашин, одежда для доктора).

По теме ребенок и природа для детей разработана игра «Назови правила поведения в лесу».

Изготовили дидактические игры «Домино дорожных знаков», «Азбука дорожных знаков», «Что необходимо пожарному?», «Горит, не горит», «Собери картинку», «Предметы — источники пожара», «Добрые и плохие поступки», «Хорошо-плохо».

Для обогащения игровой среды были оформлены пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: «Служба 01», «02», «03», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).

Периодически в группу вносятся опасные бытовые и электрические приборы: иголки, ножницы, ножи, вилки, лекарства, пылесос, кофемолка. Мы их рассматриваем, как они работают, какой принцип заложен в механизм их действия. При рассматривании кофемолки обращаем внимание на увиденный результат — мелко перемолотый кофе, объясняем, с помощью чего достигается результат. А чтобы проверить, поняли ли дети принцип ее работы, предлагаем им для решения проблему: нужна сахарная пудра, чтобы посыпать пирог, но где ее взять, можно ли ее сделать самим? А из чего и с помощью чего? Если дети предложат использовать кофемолку, можно уточнить, как она выполнит такую задачу.

При изучении опасных и безопасных предметов (гвоздь в стуле, сломанная игрушка с острыми концами, увидел — позови взрослого).

Художественная литература является не только источником знаний, но и источником чувств. Нами отобраны литературные произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: познавательные — Е. Хоринский «Синичка-невиличка», И.Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; юмористические -  С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон». Особое место уделяем сказке, детским энциклопедиям («Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках», К. Люцис «Учимся вежливости», Г. Зайцев «Уроки Айболита»).

Используем просмотр дисков на планшете с мультиками из серии «Лунтик и его друзья» во 2-й половине дня.

Особое внимание в проекте мы уделяем методу моделирования ситуаций. Учим детей составлять план-карту группы, участка ДУ, дороги в детский сад и др. Дети располагают предметы в пространстве, соотносят их: «читают карту».

Задания типа: «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети?

Экспериментирование и опыты дают ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?». Они отвечали, что это некрасиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда поднесли к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

В своем проекте мы используем интересные игровые приемы. Например, воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (они терли палочку о палочку, били одним камнем об другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».

Еще одна игра. «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто» - раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?»

В проекте имеет место придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара....о доме где я живу и где много электрических приборов...».

Большое значение уделяется сотрудничеству с родителями. По каждому разделу с ними проводится консультация («Правила поведения в быту», «Один на улице или безопасная прогулка», «Безопасность дорожного движения»). Родителям предлагаются домашние задания (разработать в рисунках с детьми правила поведения в природе, на улице, в быту), тестирование на тему: «Откуда опасность» с вопросами:

  • В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?
  • Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?
  • Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами?
  • Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин и т. п.)?
  • Сушите ли вы белье над горящими газовыми горелками?
  • Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем?
  • Что знает ваш ребенок об электричестве?

Родителям предлагаются анкеты на тему «Мой взгляд на безопасность», «Причины опасности».

В проекте предусмотрено привлечение родителей в совместных досугах, праздниках, экскурсиях: «Безопасность совместных изобретений из природного и бросового материала на тему: «В стране безопасных игрушек». Привлекаем к изготовлению атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности. Наши родители, совместно с детьми участвуют в познавательной викторине «Что мы знаем о правилах безопасности?»