Игровые упражнения для детей третьего года жизни
консультация на тему

Ляличкина Людмила Николаевна
консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vopitateley.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения для детей третьего года жизни.

Особое значение при обучении детей третьего года жизни имеет постоянный контакт со взрослыми. Малыши с удовольствием выполняют задания, если воспитатель проявляет искренний интерес к их деятельности и принимает активное участие в игровых упражнениях. В этом случае дети внимательно прислушиваются к каждому слову педагога, охотно повторяют движения и хорошо их усваивают.

Советы воспитателю:

  • Обращаясь к ребёнку, всегда называйте его по имени.
  • Поддерживайте ребёнка в его стремлении терпеливо выполнять трудное для него движение, радуйтесь вместе с ним его успехам.
  • Откажитесь от отрицательных оценок. Это вызывает у детей чувство неуверенности.
  • При выполнении упражнения ребёнок может забыть о поставленной задаче. Напоминайте ему, что он должен сделать, сопровождайте его действия словами-подсказками. Не спешите помогать, а тем более действовать за ребёнка. Наблюдайте, как он пытается выполнить задание, и помогайте только при необходимости.
  • Создавайте ситуации, при которых ребёнок может подобрать способ действия в зависимости от конкретных условий.
  • Чтобы ребёнок понял «рисунок» движения, используйте совместные действия, например, возьмите его за руку и продолжайте движение, сопровождая его словами.
  • Развивайте зрительно-двигательную координацию детей: согласованное движение глаз и рук. Учите прослеживать направление движения предмета, с которым ребёнок действует (мяча, ленты, набивного мешочка и т.д.).
  • При многократном выполнении упражнения дети быстро теряют к нему интерес. Усложняйте задание с помощью различных вариантов двигательных действий.
  • Дети выполняют движение точнее, если оно сочетается со стихотворением, песней или музыкой. Слова и мелодия музыкального сопровождения должны быть предельно простыми.
  • Проводите игровые упражнения ежедневно на физкультурных занятиях и в свободное время (индивидуально или с небольшими подгруппами детей).

Игровые упражнения с мячом.

  1. Здравствуй, ёжик!

На скамейке сидит игрушечный ёжик. Рядом стоит корзина, в которой лежат массажные мячи.

Воспитатель. Кто это сидит на скамейке и так внимательно смотрит на вас? Да это же ёжик! Наверное, он прибежал из леса. (Дети здороваются с ёжиком.) С ним в лесу живут маленькие ежата. Они между собой разговаривают так: «Фык, фык, фык!». Как разговаривают ежата? (Дети повторяют звукоподражание.) Ёжик принёс корзинку. Посмотрите, что в ней лежит. (Показывает массажные мячи.) Мячи колючие, как ёжик. (Дети берут мячи, рассматривают, мнут пальцами.) Давайте поиграем с ними.

Воспитатель  и дети выполняют следующие упражнения:

        -стоя, прокатывают мяч между ладонями;

        -идут и перекладывают мяч из руки в руку;

        -идут и пальцами сжимают мяч.

Не все дети могут выполнить эти упражнения. Воспитатель помогает: берёт руки ребёнка в свои и показывает, как должны двигать кисти.

Закончив упражнения, дети кладут мячи в корзинку, благодарят ёжика и прощаются с ним.

  1. Разноцветные мячи.

Три корзины, перевёрнутые вверх дном, стоят в разных местах зала. Под одной лежат мячи, под другой - кукла Петрушка, под третьей -пусто.

Воспитатель предлагает детям поиграть с мячиками, но сначала их нужно найти. Чтобы поиск продолжался не слишком долго, обращает внимание на корзины. Сначала подводит к той, под которой ничего не лежит, затем дети находят Петрушку и, наконец, обнаруживают под третьей корзиной мячи. На вопрос «кто спрятал мячики?» отвечают: «Это сделал весёлый Петрушка».

Игровые упражнения:

        -бросить мяч как можно дальше (способом снизу);

        -бросить мяч о стену. Это упражнения каждый ребёнок должен выполнить самостоятельно (поэкспериментировать).

Дети возвращают мячи Петрушке и прощаются с ним.

  1. Мяч кати, рядом иди.

Мячи (диаметр 40 см) выложены в ряд таким образом, чтобы дети могли подойти к ним.

Воспитатель рассказывает и показывает, что умеет делать мяч:

        -«мяч умеет кружиться»; (Вращает мяч, дети кружатся на одном месте.)

        -«мяч умеет качаться»; (Качает мяч,  дети раскачиваются, расставив ноги.)

        -«мяч умеет катиться, но его нужно катить так, чтобы он не убежал». (Подталкивает мяч то одной, то другой рукой, не отпуская от себя. Каждый ребёнок встаёт около мяча и так же, как воспитатель, катит его на противоположную сторону зала.)

Упражнение способствует развитию внимания, ловкости, умения выполнять совместные действия со взрослыми и сверстниками.

  1. Прыгни, мяч, в обруч!

На одной стороне зала, на некотором расстоянии один от другого лежат цветные обручи (диаметр 50 см). По количеству их больше, чем детей. Малыши вместе с воспитателем играют с мячами (диаметр 18-20 см): бросают их об пол и пытаются поймать.

Воспитатель. Мой мяч умеет прыгать в обруче, не задевая ободок. Вот он прыгает в красном обруче (показывает), затем перешёл в синий обруч и прыгает в самой его середине. Давайте и ваши мячи научим прыгать в обруче.

Каждый ребёнок выбирает обруч и выполняет задание. Воспитатель комментирует действия детей и оценивает их: «Сеня, ты далеко стоишь от обруча, поэтому мяч от тебя убегает»; «Катя, сильнее отталкивай мяч, тогда он высоко прыгнет». И т.п.

Варианты упражнения:

        -использовать обручи двух размеров (диаметр 35 и 50 см) и мяч одного размера (диаметр 18-20 см). При выполнении упражнения бросать мяч поочерёдно в каждый обруч;

        -большой и маленький обручи положить отдельно. При выполнении упражнения в большой обруч бросать большой мяч, в маленький- маленький. Если ребёнок бросает один и тот же мяч в обручи разного размера, воспитатель повторяет задание.

Упражнение способствует развитию внимания, умения ориентироваться в ограниченном пространстве.

  1. Послушный мяч.

Воспитатель показывает детям большой мяч (диаметр 30 см) и спрашивает: «Что этот мяч умеет делать?». Если малыши не могут ответить, педагог говорит: «Мяч умеет кружиться, скакать, его можно катать». Затем кладёт мяч за шнур (линия старта) на расстоянии 1.5 метра от стены и сильно отталкивает его двумя руками. Мяч катится, ударяется о стену и возвращается обратно (его нужно быстро поймать).

Воспитатель. Большой мяч послушный. А ваши мячи такие же послушные?

Дети выполняют упражнение с мячами другого размера(диаметр 18-20 см). Воспитатель повторяет последовательность действий и при необходимости помогает.

Упражнение способствует закреплению умения соизмерять силу отталкивания мяча с расстоянием, необходимым для его прокатывания до стены и обратно.

  1. Мяч спрятался.

Рядом с горкой лежит обруч с мячами двух видов: диаметром 12-15 см. и диаметром 18-20 см.

Воспитатель объясняет и показывает, как нужно вкатывать мяч на горку: встать у её начала, взять мяч двумя руками, наклониться вперёд, немного согнув колени, поставить мяч на наклонную плоскость горки и оттолкнуть от себя сильным движением. Мяч должен докатиться до верха горки и упасть за нее - «спрятаться».

Каждый ребёнок хочет, чтобы мяч от него «спрятался», и многократно повторяет упражнение. Воспитатель при необходимости помогает, направляя движение рук малыша, подсказывает: «Чтобы мяч покатился вверх, его нужно сильно оттолкнуть».

Варианты упражнения:

        -положить мячи на некотором расстоянии от горки. Дети должны взять мячи, поставить их на голову и, придерживая руками, дойти до горки (или взять мячи и катить их к горке),

        -использовать мячи разного размера;

        -в зависимости от величины мяча предложить детям закатывать его на горку одной или двумя руками.