Консультация для родителей по физическому развитию "Закаливание детского организма"
консультация (подготовительная группа) на тему

Федотова Валентина Сергеевна

1. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья, профилактика многих заболеваний. 2. Эффективные способы закаливания ребенка - дошкольника. 3. Условия эффективного закаливания. 4. Принципы обеспечивающие эффективность закаливающих процедур. 5. Методы закаливания (традиционные и нетрадиционные). 6. Минимум «закаливания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie.docx49.93 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №35»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Консультация

на тему:

«Закаливание

детского организма»

воспитатель

подготовительной

 группы №9:

Федотова В.С.

г. Энгельс

2014 – 2015 учебный год

План

  1. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья, профилактика многих заболеваний.
  2. Эффективные способы закаливания ребенка - дошкольника.
  3. Условия эффективного закаливания.
  4. Принципы обеспечивающие эффективность закаливающих процедур.
  5. Методы закаливания (традиционные и нетрадиционные).
  6. Минимум «закаливания».

Преграда простудам

В один ненастный ноябрьский день участники международной научной конференции, среди которых был и автор этих статей, наблюдали в финском городе Турку следующую картину. Во двор гимназии, находившейся поблизости, выбежали ученики младших классов и, не обращая внимания на дождь и ветер, занялись разными спортивными играми. На детях были легкие нейлоновые куртки с капюшонами или без них, причем у мальчишек, игравших в футбол, куртки были распахнуты или вовсе отсутствовали: эти ребята бегали в одних майках. В течение всей десяти минутной перемены здесь царило всеобщее веселье. После этого я решил заглянуть в ближайший детский сад и там наблюдал такую же ситуацию; взрослые не видели ничего особенного в играх малышей под дождем и мокрым снегом в легкой одежде. Подумалось, что аналогичную картину вряд ли удалось бы увидеть в какой-нибудь из наших школ или тем более в детском саду (разумеется, имеется в виду легкая одежда детей, а не подвижные игры на открытом воздухе).

А каков результат? По имеющимся статистическим данным, Скандинавские страны занимают лидирующие позиции в мире по самым низким показателям смертности и заболеваемости (в том числе и простудными) взрослого и детского населения. В чем же дело? Дело в том, что традиционно из поколения в поколение подавляющее большинство семей в этих странах культивируют здоровый или, точнее, спортивно-здоровый образ жизни, в котором важнейшую роль играет закаливание.

То, что закаливание является эффективным средством укрепления здоровья, профилактики многих заболеваний,j известно всем. Еще в 1899 году видный отечественный физиолог И. Р. Тарханов в книге о закаливании дал такое определение: «К слову «закаливание» или «закал» в приложении к организму русская речь прибегает по аналогии с явлениями наблюдаемыми на железе, стали при их закаливании, придающем им большую твердость и стойкость». Именно в стойкости к неблагоприятным воздействиям, прежде всего температурным, и находит отражение эффект закаливания, под которым обычно понимают способность переносить влияние низкой температуры без вредных для человека последствий. Закаливание не только повышает его устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

Закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры окружающей среды, легко переносит холод и тропическую жару, сохраняя при этом бодрость и высокую работоспособность.

Важно подчеркнуть, что закаливанием может и должен занимать каждый человек любого возраста независимо от уровня физического развития. В процессе закаливания наряду с оздоровительным эффектом происходят перестройки и в психоэмоциональной сфере, что проявляется в повышении настойчивости, целеустремленности, улучшении настроения, уравновешенности и выдержанности. Поэтому закаливание должно занимать ведущее место в воспитании здорового ребенка.

Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. Одним из наиболее известных исторических примеров является опыт Древней Спарты, в которой, как писал Плутарх, закаливание мальчиков, будущих воинов, начиналось с грудного возраста. С семи лет они воспитывались в общественных домах в суровых «спартанских» условиях — ходили босиком в любую погоду и в самой облегченной одежде, купались в холодной воде и т. д. Девочки росли почти в таких же условиях.

В нашей стране закаливание было популярно издавна. Опыт применения для укрепления здоровья русских бань с чередованием воздействий нагретого воздуха и холодных «снежных» ванн или купаний в реках и озерах насчитывает столетия. Одно из первых литературных упоминаний о необходимости физического закаливания детей с раннего возраста содержится в трудах известного просветителя XVIII века В. И. Новикова. Первой книгой о закаливании детей, опубликованной в России в 1910 году, явилась монография выдающегося педиатра Г. Н. Сперанского, в которой были изложены основные принципы и правила закаливания ребенка, не утратившие своего значения до наших дней. Но прежде чем раскрыть их, давайте постараемся ответить на следующий вопрос: а что вы, уважаемые читатели, знаете о закаливании взрослых и детей и, главное, что вы сами делаете для закалки своего и детского организма? К сожалению, большинство людей имеют смутное представление о закаливании или вообще о нем ничего не знают и практически ничего не делают.

Более того, многие родители из-за боязни простудить ребенка уже с первых дней его жизни начинают заниматься организацией пассивной защиты от простуды: укутывают малышей, боятся открывать окна, чтобы проветрить помещение, и т. д. Такая «забота» о детях не дает возможности для тренировки, совершенствования аппарата терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных болезней.

В этой статье и пойдет речь о физиологической основе закаливания и о том, как эффективно можно закалить ребенка-дошкольника.

Суть закаливания состоит в следующем. Постепенно изо дня в день организм подвергается влиянию воздуха, воды и солнечной радиации. Эти природные факторы действуют на кожу, подкожные ткани и слизистые поверхности, представляющие собой обширные воспринимающие зоны и содержащие огромное количество нервных окончаний — рецепторов, многие из которых избирательно чувствительны к температурным воздействиям (к холоду или к теплу). Первых из них намного больше. Человек, систематически занимающийся закаливанием, постоянно тренирует эти рецепторы, импульсы от которых поступают в высшие отделы нервной системы. Одновременно происходит и тренировка мощного сосудистого аппарата кожи и подкожной клетчатки. Просветы множества мелких кожных и подкожных сосудов под влиянием холодовых раздражителей суживаются, за счет чего возрастает кровенаполнение в других отделах сердечнососудистой системы. Это один из основных механизмов выработки устойчивости к резким и быстрым похолоданиям в окружающей среде.

Здоровый закаленный человек характеризуется обязательным наличием в его организме температурного баланса, проявляющегося в сохранении температуры тела на постоянном уровне при любых воздействиях внешней среды. За счет чего это происходит? За счет изменений в соотношении интенсивности процессов теплоотдачи и теплопродукции. У незакаленных людей процессы теплорегуляции могут нарушаться даже при незначительных и непродолжительных охлаждениях, при этом теплоотдача превышает теплопродукцию, что ведет к понижению температуры, особенно в области миндалин и слизистой оболочки носа. А охлаждение, как это впервые показал знаменитый Пастер, активизирует жизнедеятельность так называемых условно патогенных микроорганизмов, например, стафилококков, а также вирусов, в результате чего развивается острое респираторное заболевание. Однажды был проведен интересный эксперимент. У группы практически здоровых, но незакаленных взрослых людей исследовали микрофлору слизистой оболочки носа до и после охлаждения. Оказалось, что количество микробов после процедуры возросло в тысячу раз!

Все вышесказанное относится и к процессам, происходящим при закаливании детей. Прежде чем говорить о принципах и методах их закаливания, следует привести некоторые морфофункциональные особенности организма ребенка дошкольного возраста.

Новорожденный ребенок обладает далеко не совершенной системой терморегуляции, которая развивается в процессе онтогенеза. К сожалению, многие особенности этого развития, в первую очередь, в периодах раннего, (начиная со второго полугодия жизни) и дошкольного детства, остаются пока еще не изученными.

Из имеющихся сведений можно привести следующие. Маленькие дети характеризуются тем, что отношения поверхности кожи к массе тела у них значительно большее, чем у старших детей и тем более у взрослых. Количество и общая протяженность сосудистой сети кожи и подкожной клетчатки примерно одинаковое со взрослыми, но расположение ее более поверхностное. Сформированность физиологических механизмов терморегуляции к моменту рождения еще недостаточная, о чем, например, можно судить по колебаниям температуры тела в первые дни и даже месяцы жизни. К сказанному надо добавить и более интенсивное потоотделение в пересчете на 1 кг массы тела, которое у детей дошкольного возраста примерно в 15 раз превосходит показатели взрослых людей.

Все это способствует более высокой, чем у старших детей и взрослых, теплоотдаче, что может приводить или к быстрым переохлаждениям или к столь же быстрым перегреваниям. В раннем возрасте дети сравнительно легко переносят снижение температуры тела на 2—3° и даже на 4—5°, тогда как повышение ее уже на 1—2° является опасным.

Сложность развития терморегуляции у детей и вместе с тем недостаточная разработка этих вопросов вплоть до настоящего времени обусловили появление двух разных взаимоисключающих точек зрения. Сторонники «радикальных» мер отстаивают необходимость использования для закаливания даже маленьких детей сильных Холодовых факторов; обливания и купания в ледяной воде, хождение босиком по снегу и т. д. В качестве доказательства эффективности этих методов приводится опыт эскимосов, якут, цыган и других народностей. Такие «сверхэнтузиасты» закаливания детей встречаются и в наши дни, когда родители занимаются «моржеванием» детей, т. е. окунают и купают их в ледяной воде.

Сторонники противоположной точки зрения считают, что закаливание приносит детям не пользу, а вред из-за меньшей способности молодых организмов противодействовать холоду. В настоящее время приверженцев второй позиции, по крайней мере, среди медиков и многих родителей, нет, так как медицина и педагогика располагают обширными, объективными и проверенными на массовой практике данными, указывающими не только на целесообразность, но и на необходимость активного закаливания детей, начиная с раннего возраста. Определены основные принципы и методы закаливания детей, о чем и пойдет речь далее.

Первое, с чего следует начинать закаливание ребенка,— это избавить его от имеющегося перегревания. Если измерить температуру комнаты, в которой находится ребенок, то чаще всего она бывает чрезмерно высокой, выше 20°. Для умываний используется слишком теплая (+37° и более) вода. Самая же главная «беда» заключается в том, что ребенка с первых дней жизни приучают к излишне теплой одежде.


Вспомним начало статьи, где рассказывалось об одежде финских детей в ненастную погоду, а теперь посмотрим, как одевают наших дошкольников и школьников. Зимой и поздней осенью, как правило, закутанные с головы до ног «заботливыми» руками мам и бабушек, они бывают очень похожи на неуклюжих и неповоротливых медвежат. Даже весной и летом, по наблюдению известного хирурга и пропагандиста здорового образа жизни Н. М. Амосова, далеко не у каждого малыша можно увидеть открытые уши на улице.

Да и в домашней обстановке дети нередко носят теплые шерстяные вещи. Тем самым создаются условия для перегревания, формируется большая уязвимость растущего организма к охлаждению. В специальном исследовании А. Я. Степанова доказано, что укутывание препятствует нормальному развитию терморегуляции у детей. Перегревание нарушает и обменные процессы, снижает сопротивляемость к инфекциям, что приводит к развитию не только респираторных, но и других болезней.

Итак, первое условие эффективного закаливания — это рациональная одежда. Не следует в помещении надевать на ребенка шерстяные фуфайки и колготки, надо устранить также чепчики и теплые шарфы, закрывающие его уши. Одежда на улице и дома не должна препятствовать движениям ребенка. Однако нельзя не высказать отношения и к противоположной позиции некоторых родителей. Ссылаясь на опыт «передовых» семей, эти мамы и папы одевают своих детей в помещениях только в трусики и в таком, почти обнаженном, виде те находятся в течение всего дня. Чтобы не замерзнуть, дети занимаются двигательной самодеятельностью на снарядах (кольцах, лестнице и т. п.). Поскольку все время двигаться невозможно, то в спокойном состоянии дети сидят на корточках, прижав колени к груди и обхватив ноги руками, чтобы немного согреться. Такой режим ни в коей мере не способствует закаливанию, так как поверхностные сосуды кожи и подкожной клетчатки находятся в состоянии постоянного спазма, кровоток в этих областях нарушается, система терморегуляции испытывает перегрузки, ее механизмы не приспосабливаются к действию разных по интенсивности и по качеству температурных воздействий. Тем самым создаются условия для развития заболеваний аллергической и инфекционной природы. Ясно, что такой «метод закаливания» не может быть рекомендован.

Особенно внимательно надо относиться к одежде мальчиков, ибо совершенствование системы терморегуляции у них проходит, как показано в этом исследовании, более медленными темпами, чем у девочек. Если у девочек в возрасте 5—6 лет терморегуляторная функция существенно активизируется за счет физической терморегуляции, то у мальчиков этого же возраста она продолжает оставаться такой же, как и в более раннем возрасте, т. е. с высокой теплопродукцией и соответственно интенсивной теплоотдачей.

Обувь ребенка также должна рассматриваться как эффективное не только гигиеническое, но и закаливающее средство, особенно в домашних условиях. О том, как подбирать обувь, удобную для ходьбы, будет сказано далее. Здесь же пойдет речь о том, что было известно с незапамятных времен, но почти забыто в наши дни,— о хождении босиком. В большинстве имеющихся пособий и руководств по закаливанию взрослых и детей этот метод не упоминается, тогда, как в печати можно найти сообщения о его оздоравливающем действии.

В недавно проведенных исследованиях в нашей стране и за рубежом показано, что на подошвенной поверхности стопы имеется значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи. Вместе с тем давно выявлена непосредственная рефлекторная связь этих рецепторов со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей, а также буквально со всеми внутренними органами. Проведены и специальные исследования, в которых доказана высокая закаливающая эффективность хождения босиком. Активным пропагандистом этого метода закаливания является уже в течение ряда лет известный специалист по лечебной физкультуре – профессор С. М. Иванов.

За рубежом за последние годы широко используется методика немецкого ученого Севастьяна Кнейппа, предложенная еще в конце прошлого века, но ставшая популярной в наши дни. Эта методика включает хождение по разным видам почвы и, что особенно интересно и физиологически обосновано, по особой «контрастной» асфальтовой – дорожке, части которой искусственно нагреваются и охлаждаются. Последователями этих взглядов были Л. Н. Толстой, ходивший без обуви по парку в Ясной Поляне до глубокой осени, И. П. Павлов и многие другие известные писатели и ученые.

Большинство маленьких детей любят (если им не препятствовать) ходить босиком. Однако, как и при других методах закаливания, важно выполнять определенные правила, о которых будет сказано далее. Начинать лучше с малых и непродолжительных воздействий, например, приучать ребенка находиться некоторое время (до 3— 5 мин) босиком на коврике или одеяле. В жаркие летние дни можно побегать по траве или по песку; затем можно разрешать бегать босиком по паркетному полу в комнате. Постепенно время хождения босиком дома увеличивается до 15—20 мин. Ходить же босиком во дворе в городских условиях часто бывает опасно из-за возможности пораниться о битое стекло, гвозди, тогда как на селе или на даче вполне это возможно. Как показывает опыт базовых дошкольных учреждений нашей лаборатории, такой метод закаливания может успешно использоваться и в режиме дня детских садов при выполнении упражнений утренней гимнастики и на занятиях по физкультуре.

Некоторые родители не разрешают детям ходить босиком из-за опасности заразиться грибковыми заболеваниями кожи стоп — эпидермофитиями. Эти опасения безосновательны, так как грибки могут проявлять активность, т. е. проникать в наружный слой кожи, только при определенных условиях — при повышенной влажности, потливости и в тепле. Тонкая и изнеженная кожа также является благоприятной средой для размножения грибков. Если в домашних условиях, как и в детском саду, такие факторы отсутствуют, то грибки погибают. Поэтому ходить в специальных тапочках следует детям, посещающим бассейны, так как влажная среда способствует активности грибков, в остальных случаях при хождении босиком нет опасности заражения эпидермофитией.

Какую одежду лучше всего использовать с учетом гигиенических и оздоровительных требований? Детскую одежду обычно шьют из гигроскопичных, т. е. хорошо впитывающих и испаряющих влагу, тканей. Такими являются хлопчатобумажные ткани, тогда как синтетические — воздухонепроницаемые — способствуют перегреву и усиленному потоотделению, использовать их для одежды детей не стоит. Шерстяные ткани из-за большой пористости намного теплее льняных, из них можно шить праздничную одежду, в которой ребенок может находиться непродолжительное время. Хороши для детей трикотажные изделия, особенно осенью и зимой.

Главное — одевать детей по сезону, не перегревая. В осенне-зимний период ребенку должно быть в одежде легко, чтобы он мог свободно двигаться. Конечно, нельзя допускать и переохлаждения от чрезмерно легкой одежды, о чем уже говорилось. В жаркую погоду для мальчиков целесообразны легкие ситцевые, льняные или джинсовые костюмы, для девочек — легкие, свободного покроя платья с короткими рукавами. Гигиенической является и спортивная одежда из хлопчатобумажного трикотажа.

Лучшая обувь для детей кожаная, с каблуком не более 8 мм, прочным задником с заглаженными краями. В осенне-зимний период обувь надо приобретать на размер больше, летом — по размеру. Основное требование к домашней обуви — удобство, поэтому хорошо надевать сандалии или тапочки с каблуком, не стоит применять для ежедневной носки «чешки». Дома дети могут обходиться и без обуви, ходить босиком, о чем уже говорилось.

Следующее условие эффективного закаливания — поддержание рационального, опять-таки не перегревающего температурного режима в помещениях. Ребенок с маленького возраста должен быть приучен хорошо себя чувствовать при температуре в комнате не выше 18°.

Г. Н. Сперанский подчеркивал также необходимость искусственного создания контрастных температур в быту ребенка. Охлаждения — хорошее закаливающее средство, которое можно применять и у детей в игровой форме. Например, когда ребенок еще не спит, и согрелся, можно быстро сдернуть одеяло и спустя несколько секунд опять набросить его на ребенка. Такая забава нравится многим детям.

Обычно, когда речь идет о температуре воздуха в помещениях, указываются определенные цифры с постоянной температурой. С физиологических позиций это не совсем правильно, так как механизмы терморегуляции лишаются возможности для тренировки. Поэтому желательно в помещениях для детей создавать условия для колебаний температуры в определенном диапазоне. Так, для детей в возрасте 4—6 лет такой диапазон может на первых порах не превышать 3- -4°, т. е. температура колеблется в диапазоне от +18° до + 22°, затем разница может увеличиваться до 5—6°. Такой динамичный температурный режим должен быть связан с характером или, точнее, видом деятельности ребенка. В условиях подвижной игры воздух может быть более прохладным, при спокойной деятельности — более теплым. Спать ребенка надо постепенно приучать при открытой форточке, завешенной марлей.

Итак, правильное использование теплозащитных свойств одежды и регулирование температуры помещений являются обязательными условиями эффективного пассивного закаливания.

Под активным закаливанием понимается применение специальных температурных дозированных воздействий, т. е. закаливающий процедур (воздушных и солнечных ванн, обливаний и др.). Поскольку применение этих процедур насчитывает уже давнюю историю (одним из первых их выдвинул Г. Н. Сперанский), то сформулированы принципы, обеспечивающие их эффективность и ставшие традиционными.

Первый принцип — систематичность и последовательность. Закаливание должно проводиться по возможности ежедневно, независимо от погодных независимо от погодных условий и занимать определенное место в режиме дня ребенка. Перерыв в применении процедур быстро приводит к исчезновению их эффективности. Важно также соблюдать последовательность в проведении закаливающих процедур, начиная с более щадящих и менее интенсивных воздействий с постепенным переходом к более сильным. Полезно при этом помнить известное в физиологии правило: слабые раздражители обычно помогают деятельности функциональной системы, сильные противодействуют, а сверхсильные могут вызывать противоположный эффект.

Следующий принцип — учет индивидуальных особенностей ребенка и состояния его здоровья. Уже давно было установлено, что закаливающие факторы по-разному сказываются на состоянии человека. Вот как писал о влиянии простуды Чарлз Дарвин: «Простуда действует неопределенным образом на различных людей, соответственно сложению их тела или конституции, вызывая то кашли, то насморки, то ревматизм или воспаление различных органов». При этом имеют значение и индивидуально-типологические особенности нервной системы.

Можно ли начинать закаливание детей, часто болеющих респираторными заболеваниями? На этот вопрос в самой общей форме можно ответить утвердительно, однако методы и приемы закаливания должны быть более щадящими в период реконвалесценции (выздоровления). Разумеется, во время заболевания закаливающие процедуры не применяются. Организация закаливания в каждом таком случае должна носить индивидуальный характер.

Говоря о принципах закаливания детей, Г. Н. Сперанский всегда подчеркивал, что любые применяющиеся закаливающие воздействия должны вызывать положительные эмоции у ребенка. Плач и двигательное беспокойство снижают, а то и полностью ликвидируют эффект закаливания, тогда как положительные эмоции его закрепляют.

При проведении закаливания всегда следует учитывать климато – географические условия . влияющие на терморегуляцию. Понятно, что у детей — жителей юга лучше применять менее интенсивные воздействия, чем у северян. Однако эти вопросы также нуждаются еще в доработке.

К принципам закаливания относится и комплексное использование природных факторов (воздуха, воды и солнечной радиации), следует обязательно подвергать охлаждению закрытые одеждой участки кожи, применять поли градационные (сильные и слабые, быстрые и медленные) воздействия в покое и при мышечной работе и т. д.

Характеризуя общепринятые принципы закаливания в целом, надо отметить, что все они без исключения исходят из факта необходимости адаптации к холоду. О конкретных закаливающих методах, основанных на этом принципе, будет сказано ниже.

Существующие методы закаливания можно разделить на 2 группы: традиционные и нетрадиционные. Из первых наиболее удобными для реализации у детей любого возраста, физиологически обоснованными и уже давно доказавшими свою действенность являются методы закаливания воздухом. Это объясняется и тем, что потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Поэтому пребывание ребенка на свежем воздухе имеет важное общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под влиянием воздушных ванн повышается тонус нервной системы, улучшается деятельность эндокринных желез, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. В крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина. О благотворном действии прогулок на свежем воздухе писал А. С. Пушкин:

—Друзья мои! Возьмите посох свой,

Идите в лес, бродите по долине,

 И в долгу ночь глубок ваш будет сон...

Ежедневные прогулки (не менее 4 часов) детей дошкольного возраста, а также дневной сон на свежем воздухе, могут и должны быть эффективным методом закаливания ребенка в каждой семье. К сожалению, многие родители лишь эпизодически совершают прогулки с детьми в выходные и праздничные дни, да и в детских садах далеко не везде можно наблюдать полноценные (по продолжительности и по активной мышечной деятельности детей) прогулки. Еще реже можно увидеть детей, спящих на открытом воздухе.

Традиционный метод воздушных ванн для закаливания детей заключается в постепенном снижении температуры воздуха от +22° или от +20° до +10°.

В нашей лаборатории успешно испытан в условиях детского сада нетрадиционный метод контрастных воздушных ванн. Суть метода состоит в следующем.

До и во время дневного сна в комнате для проведения эксперимента устанавливается температурный режим в + 14 или +15° (для этого периодически открываются окна), тогда как в соседней групповой комнате с помощью отопительных устройств температура воздуха повышается до +25°. По окончании дневного сна дети в трусах и майках занимаются в течение 10—15 мин подвижной игрой, перебегая из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым контрастным воздушным воздействиям. Затем постепенно разница температур может быть для старших дошкольников увеличена до 13—15°. В базовых детских садах нашей лаборатории метод показал высокую эффективность.

Контрастные воздушные ванны можно легко использовать и в домашних условиях. Проснувшись утром чуть раньше ребенка, укройте его одеялом, распахните форточку или фрамугу и доведите температуру в спальне до +14 или +15°, а далее проводите подвижную игру с перебежками из прохладной комнаты в теплую.

Такие контрастные воздушные ванны можно проводить круглогодично.

Можно считать, что применение непродолжительных контрастных воздушных ванн в дополнение к прогулкам и другим способам закаливания повысит устойчивость терморегуляторного аппарата ребенка.

Еще одной хорошей, но почти забытой закаливающей воздушной процедурой является сон на свежем воздухе или в спальне с открытыми фрамугами или форточками, о чем выше уже говорилось. Очень полезен дневной сон на балконе. Приучать ребенка к этому можно при температуре воздуха не ниже +15°.

Солнечные ванны также представляют собой хорошее закаливающее и общеукрепляющее средство. В солнечном спектре инфракрасные лучи оказывают на организм тепловое воздействие, что способствует улучшению кровотока. Ультрафиолетовые лучи обладают слабым тепловым и выраженным химическим и биологическим эффектом, способствуя образованию в организме витамина Д с его антирахитическим действием, и повышают обменные процессы.

Пожалуй, самое важное влияние ультрафиолетового излучения заключается в его бактерицидности, уничтожении многих бактерий и вирусов, повышении сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Загар, образующийся в результате накопления в коже пигмента меланина, предохраняет от избытка радиации и от ожогов.

Сразу же надо заметить, что для облучения лучами солнца нет абсолютных противопоказаний, однако оздоровительное действие солнечной радиации имеет место только при умеренных ее дозах. Хотя у детей чувствительность к ней снижена, тем не менее возможность ожога, теплового и солнечного удара очень вероятна при длительном пребывании ребенка на солнце. Поэтому длительность первых солнечных ванн при температуре воздуха не ниже -(-19, -)-20° не должна превышать 5—6 минут в утренние (с 8 до 11) или послеобеденные (с 17 до 19) часы. Время каждой последующей ванны можно удлинять на 3—5 минут. Детям лучше принимать солнечные ванны в движении, занимаясь, например, подвижной игрой; при этом должен быть обязательно надет легкий головной убор с козырьком. При появлении первых признаков перегревания (покраснение лица, большая потливость) ребенка надо увести в тень и умыть лицо прохладной водой, дать выпить немного (не холодной!) воды и поиграть в спокойную игру. Спустя несколько дней полезно чередовать пребывание ребенка на солнце и в тени с интервалами вначале в 5—10 мин, затем в 15—20 мин. После приема солнечных ванн ребенку стоит искупаться, предварительно некоторое время, проведя в тени.

Важно учитывать следующее обстоятельство. Активность солнца каждый год неодинакова, и нельзя ориентироваться только на результаты закаливания в прошлые годы. Изменения солнечной активности происходят в динамике одиннадцатилетнего цикла с постепенными подъемами и спадами. На этом фоне отмечаются периоды высокой активности ультрафиолетового и инфракрасного излучений. В такие периоды к приему солнечных ванн ребенком надо относиться особенно внимательно, ни в коем случае не допуская передозировки их воздействия.

Говоря о солнечной радиации, обычно имеют в виду лето, забывая о зиме. Между тем и зимой можно подвергаться воздействию лучей солнца во время прогулок и особенно при подвижных играх. Увлекательной и одновременно оздоровительной игрой для мальчиков старшего дошкольного возраста может быть хоккей с мячом или шайбой, но проводящийся не на ледяной, а на снежной площадке, для девочек хороши прыжки со скакалкой и другие упражнения. И ничего страшного не случится, если дети, разогревшись, какое-то время будут играть без пальто. Мне однажды пришлось наблюдать поразительную картину в одном из поселков Магаданской области. В солнечный ясный день при морозе около —40° дети-школьники, играющие в хоккей, были одеты только в свитеры. Конечно, такие условия не для дошкольников, но при морозе в 10—15° закаленные дети могут заниматься подвижными играми на воздухе и одновременно закаляться. Так, воспитанники старших групп базовых детских садов нашей лаборатории ходят на лыжах при 18—20° мороза. Великолепно действие солнечной радиации в горах, но пока еще такой отдых не пользуется популярностью у родителей с детьми дошкольного возраста.

Вода для закаливания применяется с древнейших времен и представляет собой более сильное средство, чем воздух, благодаря очень высокой (по сравнению с воздухом выше в 28 раз) теплопроводности. Наверное, нет здорового ребенка, которому водные процедуры не доставляют радости и не оказывают оздоровительного эффекта. Очень хорошо об этом сказал К. И. Чуковский в знаменитом «Мойдодыре»:

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,—

И в ванне и в бане

Всегда и везде

Вечная слава воде!

Все традиционные методы водного закаливания делятся на местные и общие. К первым относятся умывания после ночного и дневного сна, мытье рук и ног, игры с водой. Ко вторым — обтирания, обливания, души, купания. Из этих процедур, подробное описание которых можно найти в любой книге по закаливанию, доказали свою закаливающую эффективность, в частности, обливания стоп водой с постепенно снижающейся температурой (начиная с +28, 27°). Через 1—2 дня температура воды снижается на 1—2°. Длительность обливания 20—30 сек. Конечная температура +14, 15°. После обливания ноги тщательно вытираются. Также эффективны у старших дошкольников полоскания горла сначала теплой, затем прохладной и холодной водой, которые удобно проводить во время утреннего туалета.

Одним из популярных и действенных методов водного закаливания являются купания в открытых водоемах, когда на организм действуют все природные факторы. Однако для получения закаливающего и оздоровительного эффектов следует соблюдать при купании ряд правил, приведенных в предыдущей статье. Еще раз стоит подчеркнуть зависимость длительности купания от температуры воды и воздуха. Так, длительность первых погружений в воду при температуре воды +25°, +23° не должна превышать нескольких минут. Постепенно время купания можно довести до 15 минут при двух-трех повторениях в течение дня. К сожалению, вряд ли найдутся, родители, которые, находясь с таблицами в руках на берегу моря или реки, будут определять время купания ребенка.

Одним из простых, удобных и в достаточной мере надежных критериев может быть наблюдение за поведением ребенка. Многие родители боятся появления дрожи, а между тем именно ее начало четко означает конец купания; ребенок должен выйти из воды, обтереться (не растираться!) полотенцем и некоторое время побыть на солнце.

Находясь в воде, ребенок должен двигаться; лучше всего для этого подходят игровые упражнения с мячом на мелководье, которые проходят в веселой обстановке и могут продолжаться довольно долго с пользой для здоровья.

В связи со все возрастающей популярностью плавания в бассейнах следует заметить, что закаливающий эффект от этих занятий может быть достигнут только при соблюдении определенных условий, важнейшими из которых является температура воды и воздуха в бассейнах. Однажды мне пришлось провести более двух часов в «лягушатнике» — маленьком бассейне одного из детских садов. В целом осталось хорошее впечатление от того, как молодой тренер обучал детей навыкам спортивного плавания. Вместе с тем оздоровительный эффект от этих занятий оказался невелик. В чем же дело? — При температуре воздуха (+31°) и воды (+29°)! Разумеется, в таких сверхкомфортных условиях терморегуляционные механизмы детей совершенно не тренируются.

Хорошо повышает закаливающий эффект плавания прием контрастного душа после окончания тренировки.

Когда речь идет о плавании детей, необходимо предостеречь от такой крайности, как купание в ледяной воде. Как читатель уже догадался, на дальнейших страницах будет рассказано в основном о нетрадиционных методах закаливания. За последние годы среди некоторых родителей появились энтузиасты «моржевания» детей, т. е. зимнего плавания в открытых водоемах. Возникли даже клубы вроде «Невских моржат» в Ленинграде и «Здоровой семьи» в Москве, где главными приемами закаливания детей, начиная с грудного возраста, являются хождение босиком по снегу без одежды, обливания и купания в ледяной воде.

Все это очень опасно для здоровья детей из-за недостаточной сформированности систем регуляции и адаптации, включая и систему терморегуляции. Экстремальные сверхсильные холодовые нагрузки вызывают колоссальную перестройку в состоянии всех физиологических систем и приводят перенапряжению аппарата терморегуляции, которая безболезненно может осуществиться лишь у некоторых людей, но и у них это произойдет за счет нарушения деятельности остальных систем и органов, непосредственно не вовлекаемых в обеспечение температурного гомеостаза. Наиболее уязвимыми оказываются аппараты регуляции (нервная система) и выделения (почки). Например, в урологии известно заболевание под названием «окопный нефрит», когда после внезапного или длительного охлаждения в почках возникает острое воспаление, быстро переходящее в хронический процесс. Трагедия заключается в том, что современная медицина не имеет действенных средств борьбы с этим заболеванием, продолжительность которого составляет 5—8, иногда 10 лет с неизбежным трагическим исходом. Теперь понятно, чем рискуют родители, погружая своих маленьких детей в ледяную воду. Повторю, что это только один из примеров возможного патологического действия «моржевания» на организм ребенка.

Почему же все-таки у некоторых детей, не говоря о взрослых, наблюдаются неплохие результаты, хотя бы в виде уменьшения или более легкого течения простудных заболеваний после занятий зимним плаванием в открытых водоемах?

Научное объяснение, вероятно, может исходить из факта наличия индивидуально-типологических различий в характере температурной чувствительности, которая, как показали исследования, имеет место с рождения.

Из нетрадиционных методов закаливания наиболее эффективными, не требующими больших затрат времени, физиологически обоснованными и общедоступными, в том числе и для детей дошкольного возраста, являются приемы контрастного душа, когда потоки теплой или горячей воды сменяются потоками прохладной или холодной воды. Тем самым обеспечивается тренировка нервно- сосудистого аппарата кожи и подкожной клетчатки к разнонаправленным термическим воздействиям. Вместе с тем сказывается и стимулирующий эффект на нервную систему.

Имеются разные варианты применения контрастного душа у взрослых. У детей дошкольного возраста эта процедура может применяться после проведения курсов менее сильных факторов (воздушных ванн, обтираний и т. д.). Процедурой, непосредственно предшествующей приемам контрастного душа, могут быть контрастные ножные ванны, когда ребенок погружает ноги поочередно в тазы, наполненные водой разной температуры. Методика контрастного душа следующая.

После утренней зарядки ребенок в ванной обливается от шеи теплой (+36°) водой в течение 30—40 сек, затем температура воды снижается на 2—3° и действует 15—20 сек, далее процедура повторяется. Через 3—4 дня длительность обливания менее теплой водой доводится до 30 сек. Через 10— 12 дней разница в температуре воды увеличивается еще на 2—3 ° и так постепенно в течение 2,5—3 месяцев разница в температуре горячей (до +38 или +40) и прохладной (до +20 или + 18°) доводится до 20 0 у старших и до 15° у младших дошкольников. По окончании каждой процедуры кожа вытирается Махровым полотенцем. Имеющийся у автора опыт многолетнего применения контрастного душа у взрослых и у детей дошкольного и школьного возраста показал его значительную закаливающую эффективность.

Здесь следует отметить еще одно наблюдение. Обычно, когда семья приезжает отдыхать летом на Черноморское побережье Крыма или Кавказа, то в первые дни и родители, и особенно дети нередко чувствуют себя неважно из-за жары и высокой влажности воздуха. Эти нежелательные явления практически не возникают в тех семьях, которые используют для закаливания контрастный душ, ибо организм человека уже подготовлен к действию жаркого воздуха и теплой воды, система терморегуляции адаптирована к высокотемпературным воздействиям.

Хорошей адаптации системы терморегуляции к жаркой погоде на юге можно достигнуть и при использовании курса сначала не очень теплых (+32°), затем более теплых (+34, 36 °) и даже горячих (+38, 40 °) ванн. Однако оптимальная методика их применения пока еще не разработана, во всяком случае, она должна учитывать индивидуальные особенности терморегуляции ребенка и, главное, его эмоциональное отношение к этим процедурам.

Наиболее щадящим и удобным как в домашних условиях, так и в дошкольных учреждениях, контрастным методом является прием воздушных ванн разной температуры, о чем уже упоминалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Польза витаминов для детского организма"

Консультация для родителей«О пользе витаминов для детского организма»Витамины — ценнейшие вещества, необходимые организму человека. Все виды обмена веществ, работа нервной пищеварительной, сердечно-со...

Консультация для родителей «Влияние стопы на детский организм"

 Стопа благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Какие факторы, связанные с условиями пребывания в детском саду, влияют на своды стопы? Их...

Консультация для родителей по теме закаливания детского организма «В здоровом теле - здоровый дух!»

Закаливание солнцем, воздухом, ножные ванны, обтирание, обливание водой, душ и многое другое – все это не составит огромного труда ни для ДОУ, ни для семей. Зато каждая из перечисленных процедур...

Консультация для родителей по физической культуре "Закаливание детского организма"

Для повышения защитных сил организма детей используют закаливание, Большинство родителей имеют смутное представление о закаливании   и практически ничего не делают для повышения защитных сил орга...

консультация для родителей "Вся польза закаливания детского организма"

Консультация для родителей: «Вся польза закаливания детского организма»  Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физиче...

Консультация для родителей "Польза витаминов для детского организма"

Для родителей крайне важно знать, о том какие продукты питания и витамины необходимы для здоровья и нормального развития детского организмаКогда дети растут, много учатся и ходят в различные секции, в...