Эмоциональное развитие детей в системе физкультурно - оздоровительной работы
статья по теме

Баскакова Людмила Витальевна

Статья содержит материал, отражающий важность формирования эмоциональной отзывчивости, положительных эмоций у детей дошкольного возраста.  Проблема формирования положительных эмоций у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики и психологии. Этой проблеме уделяли внимание такие исследователи, как А.В.Запорожец, Я.З. Неверович. Правильная организация деятельности и педагогическое руководство ею являются важнейшей основой формирования положительных эмоций. В большей степени этому может способствовать физическое развитие: использование нетрадиционных форм занятий по физкультуре в целях сохранения и укрепления психического здоровья детей, индивидуальная и дифференцированная работа с детьми, физкультурно - оздоровительная работа в режиме дня, активный отдых: физкультурные досуги и праздники, дни здоровья. Поскольку  в последние годы увеличивается количество детей с нарушениями психоэмоционального развития, внимание к эмоциональной жизни детей должно стать одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. В связи  с этим каждый блок педагогического процессаа ( НОД, совместная деятельность педагога с детьми, свободная самостоятельная деятельность)  имеет своё непреходящее значение для овладения детьми способами эмоциональной экспрессии, осознание причинно - следственных связей между чувствами и характером поведения, развития эмпатии, оценочных суждений.

                                                                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta_ns_portal.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

 Эмоциональное развитие детей -  это интегрированные в единую конструкцию этапы педагогической работы. В процессе их осуществления происходят качественные позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, познавательной, нравственно – волевых сферах, в самой структуре деятельности детей (принимает творчески – преобразующий характер), во взаимоотношениях друг с другом и др.  

Каждый блок педагогического процесса (НОД, совместная деятельность педагога с детьми, свободная самостоятельная деятельность) имеет своё непреходящее значение для овладения детьми способами эмоциональной экспрессии, осознание причинно – следственных связей между чувствами и характером поведения, развития эмпатии, оценочности суждения. 

  В системе эмоционального развития детей совместная деятельность имеет ряд преимуществ перед непосредственной образовательной, так как проходит в непринуждённой атмосфере. Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управление эмоциональной экспрессией,продуктивной творческой самореализации детей.

Моделирование процесса эмоционального развития детей в блоке совместной деятельности с педагогом осуществляется с учётом следующих положений:

1 Системности организации психики ребёнка: природообусловленная взаимосвязь эмоциональной и сенсорной сфер, мотивов и эмоциональных процессов. Отсюда, развитие эмоциональной сферы ребёнка возможно путём воздействия на другие психические процессы.

2. Содержание педагогической работы рассчитано на условия естественного, нормального онтогенеза ребёнка

3. Качественное своеобразие и непреходящая значимость дошкольного возраста, то есть опора на возрастные возможности, сензитивные периоды дошкольного детства

4. Поэтапности педагогической работы

5. Логичности, разумности и естественности встраивания педагогической работы в общий ритм воспитательно – образовательного процесса дошкольного учреждения

В методическом плане работа с детьми включает следующие направления:

*формирование опыта эмоционального реагирования;

* развитие эмоциональной экспрессии

*обогащение словаря эмоциональной лексикой

*развитие эмпатии

* развитие эмоционально – оценочного отношения к окружающему миру.

Средствами эмоционального развития выступают разные виды деятельности: игровая, театрализованная, художественная, двигательная, музыкальная, коммуникативная.Важное место в игровой деятельности отводистя играм на развитие эмоциональной экспрессии или эмоционально – экспрессивным играм.

Эмоционально – экспрессивные игры

«Дождь и дождик»

Воспитатель с помощью волшебной палочки «превращает» детей  в капельки дождя. Затем напоминает, что дождь может быть очень разным.

Воспитатель: Вот появилась тяжелая, чёрная грозовая туча и на землю медленно стал падать злой и страшный дождь. (Предлагается изобразить детям этот дождь. Во время исполнения обращает внимание на выражение лица детей.)

Воспитатель: Во ветер принёс другую тучку и пошёл частый, моросящий, очень грустный, тоскливый дождь. (Просит детей превратиться в капельки грустного, моросящего дождя).

Воспитатель: Однажды, в тёплый, летний день на землю полил весёлый, шумный, озорной дождь! Он барабанил по крышам домов, как бы просил всех взглянуть в окно и порадоваться его приходу! (воспитатель предлагает изобразить весёлый дождик)

Игру можно повторять, используя музыку, стихотворения, потешки.

    Одним из средств эмоционального развития в системе физкультурно – оздоровительной работы могут выступать: гимнастика (дыхательная, пальчиковая, миогимнастика и т.д.), закаливающие процедуры, физминутки.

Закаливающее носовое дыхание

  1. Делать 10 вдохов через правую и левую ноздрю,закрывая их по очереди то большим, то указательным пальцем правой руки.
  2. Открыть рот, кончик языка прижать к нёбу ( при этом выключается ротовое дыхание)
  3. Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «ба – бо – бу»
  4. Сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжав пальцы.

 Эти  упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей,повышают устойчивость организма к холоду, недостатку кислорода. Повторяются 4 – 5 раз

Миогимнастика

  1. «Лошадки». Цоканье языком в течение 30 секунд.
  2. «Заводим машину». Длительное произнесение звука «д –ддд» ( 30 секунд)
  3. «Погладим зубки». Кончиком языка сначала упереться в нёбо, а затем вводить им по острому краю аерхних и нижних зубов впарво – влево.
  4.  «Поцелуй». Вытянуть губы вперёд хоботком и чмокнуть.
  5. «Шарик лопнул». Надуть щёки и медленно выдавить воздух через сжатые губы кулаками.
  6. «Петрушка». При разомкнутых губах приложить мизинцы к уголкам рта и в таком положении стремиться сомкнуть губы.

Эти упражнения стимулируют развитие мыщц, поднимающих язык, способствуя навыкм правильного глотания.

 Все эти упражнения должны быть прежде всего разучены воспитателями, а уже потом разучиваться детьми

Дыхательная гимнастика для детей первой младшей группы

  1. «Часики». Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками взад и вперёд, произносить «тик – так». (Повторить 6 – 7 раз)
  2. « Дудочка». Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука «п –ф –ф –ф –ф –ф». Повторить 4 раза.
  3. «Петушок». Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть), а затем похлопать ими по бёдрам со словом «ку – ка – ре – ку» (выдох). Повторить 4 раза
  4. «Каша кипит». Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую – на грудь.Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). При выдохе громко произносить звук «ф – ф – ф – ф». Повторить 4 раза.
  5. «Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух – чух – чух». Повторять в течение 20 секунд.
  6. «Весёлый мячик». Стать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10см.) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперёд со звуком «у –х –х –х»(выдох), догнать мяч. Повторить 4 – 5 раз.
  7. «Гуси». Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «г – у – у – у». Повторять одну минуту.

Эти упражнения можно включать в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке (повторять не менее двух раз в день)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ЦРР-Д/с№17(из опыта работы)

Первостепенной задачей на протяжении многих лет является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического развития. Для решения этой задачи в Центре постоянно проводятся закаливающие и оздоровляющ...

доклад из опыта работы по теме : "Инновационные технологии в системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ "

Доклад из опыта работы по теме: "Инновационные технологии в системе  физкультурно-оздоровительной работы"...

Педагогический совет мозговой штурм «Система физкультурно – оздоровительной работы в соответствии с возрастом детей»

1.Вступительное слово старшего воспитателя  об актуальности данной темы. 2. Выступление педагогов презентация продуктов проектной деятельности ср и ст гр «Спортивные игры развиваю...

Педагогический совет мозговой штурм «Система физкультурно – оздоровительной работы в соответствии с возрастом детей»

Цель: расширение знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.Задачи:Проанализировать эффективность исп...

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду....


 

Комментарии

Никитина Юлия Юрьевна

Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. На существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки.
Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

Баскакова Людмила Витальевна

Юлия Юрьевна, огромное спасибо за Ваш комментарий на мою статью.