Главные вкладки

    Народная подвижная игра как средство здоровьесбережения.
    статья на тему

    Коняхина Юлия Александровна

    Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется мне, чтобы русские народные подвижные игры запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkaya_narodnaya_podvizhnaya_igra.docx14.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русская народная подвижная игра – средство обучения и воспитания, обеспечивающая самообразование ребёнка. Она классически лаконична, выразительна и доступна ребёнку.  Народная подвижная игра – традиционная игра, которая имеет развлекательную основу, и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства, отражающая образ жизни, национальные традиции, обычаи.

    В русских народных подвижных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируется уважительное отношение к культуре родной страны и создаётся эмоционально- положительная основа для физического развития и формирования ценностного отношения к физической культуре.

    У наших детей появилась прекрасная  возможность, играя, приобщиться к ЗОЖ, прикоснуться к особенностям жизни, истории, обычаям  русского народа, познать радость общения со сверстниками и взрослыми.

    Для этого в группе, в детском саду созданы все условия: развивающая двигательн –оздоровительная среда: спортивный зал, спортивные площадки, участок для прогулок, тропа здоровья; музей – изба, музей кукол. В группе: уголок здоровья со стандартным и нестандартным оборудованием, уголок народно – прикладного искусства,  картотека народных игр по возрастам.

             Данная технология является интегрированной, т.к. знакомство и использование русской народной подвижной игры проходит во взаимосвязи с образовательными областями.

    Ежемесячно организуется непосредственно образовательная деятельность,  которая включает в себя  знакомство детей с русскими народными играми,  устным народным творчеством, с историей русского народа, с изделиями разных народных промыслов, занятия оздоровительного цикла «Хочу быть здоровым», «Неболейка», «Целебное лукошко». В повседневной деятельности мы используем разные виды гимнастик, оздоровительные прогулки разной направленности, физкультминутки здоровья, закаливание, различные виды игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, спортивные, народные игры; игры-драматизации)  

    Каждый месяц проводятся физкультурные развлечения. Они строятся на хорошо знакомом для детей игровом материале, с использованием музыки, различных видов гимнастик, атрибутов, игр-шуток.

    Раз в квартал проводится «День здоровья». В его содержание входят физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые проходят в течение дня: мини-поход, занятие-поход, игротеки,  развлечения, спортивный досуг, связанный с сезоном  года, праздники в ритме народного календаря.

    Продумывается организация самостоятельной двигательной активности.

              Два раза в год проводятся физкультурно-оздоровительные праздники, развлечения народной направленности для детей старшего возраста. Они включают в себя: спортивные, подвижные, народные игры, эстафеты, аттракционы, музыкально-ритмические движения, музыкальные, танцевальные номера.

              Один раз в год проводится «Неделя каникул». При проведении этой формы больше внимания уделяется активному  отдыху. Отменяются  все виды НОД, увеличивается время пребывания на воздухе, двигательной активности детей. Проводятся физкультурные, оздоровительные, календарно-народные праздники с учётом времени года, викторины, тематические вечера, концерты. Организуется театральная деятельность.

    Родители являются постоянными и активными участниками воспитательно-образовательного процесса: помогают  организовывать  выставки народно-прикладного искусства,  музей кукол, музей-избу, экскурсии, походы, дни самоуправления, совместные  праздники и развлечения. Традиционными праздниками стали: «Осенины», «Приходила коляда», «День Защитника Отечества», «Проводы Зимушки-Зимы», спортивные развлечения, дни самоуправления и т.д. Родители совместно с детьми  изготавливают костюмы, атрибуты, декорации, поделки,  помогают готовиться к праздникам и развлечениям.

    Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется мне, чтобы русские народные подвижные игры запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого. Ф.Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства».

    По мнению А.П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг у друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.

    На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые, педагоги, но и общественные деятели. Так, А.Н. Соболев (священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими тяготами житейскими».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

    "Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

    Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»

    Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных  способностей, умен...

    «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» Семинар-практикум для педагогов

    Цель:Показать педагогам  значение подвижных игр в жизни ребенка.Коллективно определить пути совершенствования работы в данном направлении.Задачи:Создание условий для укрепления физического и псих...

    Подвижная игра как средство здоровьесбережения ребёнка раннего возраста.

    Подвижная игра как средство здоровьесбережения ребёнка раннего возраста....

    Деловая игра Тема: «Подвижные игры, как средство здоровьесбережения у дошкольников»

    Конспект деловой игры «Подвижные игры, как средство здоровьесбереженияу дошкольников»Цель:Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов педагогов о подвижных играх, ка...