Задачи и содержание работы по физическому воспитанию дошкольников.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Кнауб Галина Викторовна

В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_01-02.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

  Задачи и содержание работы по физическому воспитанию дошкольников.

  1.В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.

   2.Целью физического воспитания является воспитание здорового, физически совершенного, гармоничного и теоретически развитого ребенка.

  Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет.

   Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.

   3.В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт.

  Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

  Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).

 Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности.

  Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.

  Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.

  Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка.

  Физическая подготовленность — соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.

  Физическое образование — овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.

  Физические упражнения — специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия Духовному развитию ребенка.

  Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения двигательного действия.

   Двигательная деятельность — деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

   Двигательная активность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя.

   Спорт — составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.

   4.В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

   Одна из главных задач физического воспитания — оздоровление ребенка.

  Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

  Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

-формирование правильной осанки;

-своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

-формирование изгибов позвоночника;

-развитие сводов стопы;

-укрепление связочно-суставного аппарата;

     -развитие гармоничного телосложения;

-регулирование роста и массы костей;

-развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.; особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей.

   Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспитания ребенка развивать у него подвижность грудной клетки, увеличивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке механизмов терморегуляции, обеспечить тренированность нервных процессов, совершенствовать деятельность двигательного анализатора, органов чувств.

   Для развития двигательной деятельности ребенка очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.

   Под воздействием окружающего мира перестраивается работа организма, он начинает функционировать в режиме, требующем наименьших затрат энергии.

   Благодаря активизации механизмов саморегуляции головной мозг анализирует поступающую разнородную, многоплановую информацию, совершенствует и повышает оздоровительную деятельность организма.

  Кроме оздоровительных задач ТМФВ включает и образовательные задачи.

  Они предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений). В процессе физического воспитания ребенок:

- приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;

-осознает свои двигательные действия;

-усваивает физкультурную и пространственную терминологию (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед—назад, вверх—вниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных  упражнениях и играх;

-узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;

-ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.

  Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающей природе — деревьях, цветах, траве, животных и птицах. Он познает свойства воды, песка, снега; особенности смены времен года.

  У него значительно обогащается словарный запас, развиваются память, мышление, воображение.

 Физическое образование способствует приобщению ребенка и к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор.

 Таким образом, реализуя в дошкольном физическом воспитании образовательную задачу, педагог одновременно приобщает ребенка к основам кинестетического образования, готовит его к поступлению в школу.

  Особо следует подчеркнуть значение физического воспитания как средства, способствующего воспитанию творческой, разносторонне и гармонично развитой личности ребенка.

   В процессе физического воспитания осуществляются воспитательные задачи:

-потребность в ежедневных физических упражнениях;

-умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

-приобретение грации, пластичности, выразительности движений;

-самостоятельность, творчество, инициативность;

-самоорганизация, взаимопомощь.

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.

  Благодаря физическому воспитанию

-создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);

-закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься

в коллективе);

-осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);

-прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной компетентности педагогов в области использования нетрадиционных форм в работе по физическому воспитанию дошкольников.

Современный мир динамичен и нестабилен, он постоянно меняется и с очень высокой скоростью. Жить в этом мире – значит успевать за ним, меняться вместе с ним в его темпе. Такие условия жизни предъ...

ИГРА – ЭСТАФЕТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Этот материал предназначен для воспитателей по физической культуре....

Опыт работы по физическому воспитанию дошкольников

Опыт работы по физическому  воспитанию дошкольников «Профилактика  нарушений осанки и плоскостопия у детей в здоровьесберегающем образовательном пространстве дошкольного образовательного учр...

Организация работы по физическому воспитанию дошкольников через обучение детей элементам спортивных игр и упражнений, внедрение системы коррекционно-оздоровительных игр на воздух

Игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физическ...

Методическая разработка "Коррекционно педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗ"

Физическое воспитание – неотъемлемая часть общей системы коррекционно-профилактической работы...

«Задачи и принципы работы нравственно-патриотического воспитания дошкольников».

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...