Мастер-класс "Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной"
консультация (старшая группа) на тему

Плотникова Любовь Александровна

Презентация о возможных вариантах разнообразить детскую прогулку в зимнее время в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной»…

             Ознакомление с наиболее характерными признаками этого сезона происходит во время повседневных и целевых прогулок на участке детского сада или в ближайшем природном окружении. Чем содержательней и интересней организован досуг на улице, тем ярче будут у них представление о зиме. Регулярное пребывание на свежем воздухе в любое время года имеет огромное значение для развития и закаливания организма.

     Как организовать зимние прогулки и сделать их наиболее интересными и полезными для детей?

         Для наших детей зима -  долгожданная и любимая пора. Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.

         Поэтому необходимо подобрать  специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий. 

Начнем с того, что прогулка состоит с пяти частей:

  1. наблюдение,
  2. подвижные игры,
  3. игры с выносным материалом,
  4. индивидуальная работа по физическому воспитанию,
  5. трудовая деятельность.

1 этап: Наблюдение.

             Обычно это первые 5 минут прогулки, чтобы заинтересовать детей беседой, нужно провести подготовительную работу в группе.

             По мере того как зима все больше и больше вступает в свои права, воспитатель обращает внимание детей на то, как много выпало снега, как он медленно, хлопьями ложится на землю, как быстро все вокруг побелело. Усилить эмоционально-положительное отношение к этому явлению помогут стихотворения: М. Познанского «Снег идет», А. Барто «Снег, снег» и др.,

загадки, поговорки.

           Постепенно малыши приучаются связывать состояние погоды с одеждой, деятельностью и развлечениями людей. Так, во время сбора на прогулку воспитатель объясняет, что дети и взрослые одеваются зимой тепло, потому что на улице холодно; люди стараются идти быстро, чтобы не замерзнуть. Воспитатель может предложить детям, подойдя к окну, посмотреть, какая на улице погода, и обсудить что надо обязательно надеть.

Затем педагог может включить в беседу игровой элемент, спросив, например: «А как вы думаете, наша кукла хочет вместе с вами пойти на улицу? Посмотрите, какую одежду я для нее приготовила». В Дальнейшем взять куклу с собой на прогулку.

    Непосредственно на улице можно выполнить задания на внимание:

1. Показать детям веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30—40 сек. Затем веточку спрятать. Теперь ребята должны постараться как можно точнее ответить на следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого дерева и когда срезана эта веточка.

2.    Во время пути обратите внимание детей на то, что происходит вокруг. Сколько труб на том доме? Кто там идет вдали — мужчина или женщина? Есть ли здесь лиственные деревья? Сколько человек в той группе? Что нес в руках прохожий? и др.

3.    Обратить внимание, что:

а)    если большие и маленькие предметы находятся от нас на одном и том же расстоянии, то маленькие кажутся дальше;

б)    яркие предметы кажутся ближе, чем темные;

в)   в пасмурный день, когда идет снег, в сумерки все расстояния кажутся больше, а в солнечный день — наоборот.

    Одним из видов наблюдения может быть наблюдение за жизнью пернатых, рассказы о том, из чего они строят гнезда, как высиживают птенцов, где зимуют и чем питаются, — подчас становятся открытием не только для ребенка, но и для взрослого горожанина.

Можно задать детям вопросы для размышления:

- Все ли синички одинаковые?

- Кто обедал на рябине? и т. д.

2 этап: На следующем этапе прогулки можно поиграть в игры

«СЛЕДОПЫТ» 

     Отправляясь на прогулку, прочитайте сказку про Винни-Пуха, который выслеживал неведомого зверя, а в итоге оказалось, что он ходил по своим собственным следам. Предложите детям самим на время стать следопытами. Для начала научите дошколят оставлять четкие следы ножек на снегу, затем предложите отгадать, кто из ребят какой след оставил. Из картона и толстой веревки можно сделать лапы снежного человека. Оденьте их поверх зимней обуви и отправляйтесь на прогулку создавать следы снежного человека.

     Для детей ясельной группы подойдет совсем незамысловатая игра: оставьте на снегу отпечатки        

     кубиков разных размеров и предложите ребятам разложить кубики по отпечаткам.

На следующей прогулке в детском саду научите детей определять следы птиц. Попросите их пофантазировать и, возможно, придумать неведомого доселе науке зверя со следами, присущим только ему.

Эту игру можно перенести и на занятия в детском саду — совместно вырежьте трафареты из бумаги в виде следов и придумайте различные задания: нарисовать следы через трафарет вокруг домика и так далее.

«ТРОПИНКА»

В зимние игры в детском саду можно добавить обучение счету и немного… авантюризма. Потренируйтесь с детьми шагать по подсказкам: два шага направо, три шага налево, 5 шагов к дереву. Как только дети освоят эти упражнения, предложите им игру наподобие «острова сокровищ».

« ПРЯТКИ»

Возьмите из группы различные предметы белого цвета и разложите их на площадке. Назовите детям предметы, которые замаскировались среди снега, и попросите их найти.

« ОСТРОВ СОКРОВИЩ»

Перед прогулкой спрячьте на площадке клад и подготовьте карту с описанием маршрута до клада. Во время поисков предложите детям выполнить подвижные упражнения: например, только сбив все кегли, участники допускаются до следующего пункта на карте.

« УМНЫЕ СНЕЖИНКИ»

Проявите фантазию в обычнеой казалось бы игре: предложите детям помочь мышке перебраться через овраг. Для этого нужно с определенного расстояния кидать снежки и заполнить ими ведерко или ямку в снегу. Дети постарше могут угадывать слова, которые загадала воспитательница. При этом каждое удачное попадание снежком в цель позволяет узнать одну букву из загаданного слова.

« ЛАБИРИНТ»

Проложите в снегу извилистую тропинку и предложите детям пройти по ней, не заступая за ее пределы. За успешное прохождение лабиринта положена награда.

«ПОПАДИ В ЛУНКУ»

Педагог делает в снегу несколько лунок, каждому ребенку дает мешочек с шариками. За установленное время дети забрасывают в лунку как можно больше шариков, затем подсчитывают итог.

«СВЕТОФОР»

Воспитатель — светофор, а дети выступают в роли водителей. Воспитатель параллельно командует, на какой скорости разрешено ехать: 1 — шагом, 2 — быстрым шагом, 3 — бегом. Сложность заключается в том, что скорости быстро меняются, да еще надо уследить за цветом светофора и успеть «затормозить» на красный свет.

«ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ»

Когда воспитатель говорит «воробьи», дети должны присесть. Когда воспитатель говорит «вороны», дети должны подпрыгнуть. Запутать детей можно, подбирая слова, начинающиеся на «во» и вклинивая их в игру. Напирмер, медленно говорим «во-ро…та», «во-ро….нка».

«ПУТАНИЦА»

Воспитатель показывает детям на лицо и называет рот, глаза и т.д. Затем воспитатель начинает детей запутывать: показывает на уши, а называет нос, показывает на глаза, а называет уши. Дети же должны показывать то, что воспитатель называет.

«КРАСКИ»

Дети встают в шеренгу, а воспитатель называет цвет. У кого этот цвет есть в одежде, делает шаг вперёд. Воспитатель называет другой цвет, дети ищут его на себе, найдя — делают ещё шаг вперёд. Побеждает тот, кто быстрее дойдёт до воспитателя.

«ДЕНЬ-НОЧЬ»

Дети изображают насекомых и мелких грызунов. Днём они летают и бегают на лужайке, а с наступлением ночи вылетает сова и охотится на них. Дети должны замереть и не шевелится. Кто пошевелится, того сова забирает с собой. Побеждает тот, кто останется на лужайке и не попадётся в лапы сове.

       

У зимы есть свое преимущество перед другими временами года – это снег. Нельзя не использовать такое богатство природы. Так как кроме игровой деятельности, можно проводить совместно, и познавательную. Рассказать о свойствах снега, как он образуется.

Игры со снегом.  

  Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у наших  детей пользуются игры-эстафеты,  Такие развлечения помогают нам  содержательно и весело провести с детьми прогулки, спортивные состязания.

• На морозе необходимо постоянно двигаться. Делать это можно разными способами. Подойдут:

—    Ходьба и бег спинами друг к другу.

—    Парный бег (взявшись за руки).

—    Быстрая ходьба с подниманием предметов.

—    Бег вперед спиной.

—   «Беги и не дотрагивайся» (шесть лыжных палок ставятся на расстоянии 2— 2, 5 м друг от друга). Ребенок должен пробежать между палками (змейкой), не дотрагиваясь до них. Вместо палок можно использовать другие ориентиры.

—   «След в след» — ходьба по следам педагога, педагог при этом учитывает длину детского шага.

—    Скользить и ходить по линиям, начерченным на скользкой площадке

(старшая, подготовительная группы). 

3 этап: Игры с выносными материалами

 На прогулке отлично пойдут сюжетно-ролевые игры.

- можно открыть магазин и продавать в нем камушки, льдинки и др.;

- можно открыть фабрику по производству снежных десертов. Параллельно, можно устроить конкурс на самый красивый или, скажем, самый большой пирог.

После активного движения необходим небольшой отдых.

В это время можно предложить отгадать загадки о зиме.

Крыша в шапке меховой, 

Белый дым над головой, 

Двор в снегу, в снегу дома, 

Ночью к нам пришла... (Зима)

Какой это мастер 

На стекла нанес 

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

Обгонять друг друга рады. 

Ты смотри, дружок, не падай! 

Хороши они, легки

Быстроходные... (Коньки)

Взял дубовых два бруска, 

Два железных полозка, 

На бруски набил я планки, 

Дайте снег, готовы... (Санки)

Ног от радости не чуя, 

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе. 

Кто помог мне в этом?          (Лыжи)

Отгадай, кто я таков?

Я играть с тобой готов:

То качусь я, то скачу, 

А подбросишь — полечу. (Мяч)

Он лежать совсем не хочет 

Если бросишь — он подскочит,

Бросишь, снова мчится вскачь, 

Отгадай, что это?  (Мяч)

Он в берлоге спит зимой 

Под большой сосной, 

А когда придет весна,

Он проснется ото сна. (Медведь)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный. (Волк)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной".

Для наших детей зима -  долгожданная и любимая пора. Они знают: как только выпадает снег, участки детского сада превращаются в сказочную страну, которую населяют персонажи любимых сказок, вылепле...

Консультация для родителей "Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной".

Данная консультация будет полезной для родителей. Часто возникает вопрос: "Чем занять ребёнка зимой на прогулке?". Ответ вы найдёте в данном материале....

Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной

Прогулка с маленьким ребенком зимним днем − это всегда опасения, как бы не замерз. Если 4−5-летний ребенок не занят интересной игрой, не бегает, не катается, а чинно прогуливается с вами за ручку или ...

Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной.

Прогулки детям необходимы: они способствуют укреплению здоровья ребенка, физическому закаливанию детского организма, приспособлению к резким изменениям температуры.Морозная русская зима – замечательно...

Консультация для родителей "Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной".

Консультация для родителей"Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной"....

"Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной"

Практические рекомендации для педагогов по организации зимней прогулки с дошкольниками...

Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной.

Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной....