Инновационный проект Тема «Внедрение в воспитательно - образовательный процесс комплексной системы коррекционно - оздоровительной работы с часто болеющими и другой категорией детей»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Первоочередная задача дошкольного воспитания  -  формирование здоровья ребенка и фундамента культуры будущего взрослого человека. Система работы по охране и укреплению здоровья детей в дошкольном учреждении жестоко регламентирована и отлажена нормативно-правовой базой, которая неукоснительна в исполнении каждым дошкольным учреждением. Тем не менее, существует ряд рисков для здоровья детей, формирование физических  и  речевых функций, развития психических возможностей каждого ребенка 

 

Цель инновации: общее развитие, профилактика и предельно возможное восстановление нарушенных функций у детей, создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Утверждено

                                                                                   Педагогическим советом

                                                                                  №5  от 03.06 2014г

                                                                                    заведующая МАДОУ №35

                                                                                                     С.В.Григоренко

                                           

                                             

         

                                                 

                                            Инновационный проект

 Тема «Внедрение в воспитательно - образовательный процесс комплексной системы коррекционно - оздоровительной работы с часто болеющими и другой категорией  детей»

                 

                                                  (2014-2016 годы)

       

                                         Содержание

  1.  Пояснительная записка.
  2. Основания модернизации коррекционно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
  3. Цель инновации.
  4. Задачи.
  5. Принципы здоровье сберегающих технологий.
  6. Направления деятельности участников проекта.
  7. Организация предметно-развивающей среды.  
  8. Взаимодействие с семьей.
  9. Ожидаемые результаты проектной деятельности ДОУ.
  10.  Основные этапы и прогнозируемые результаты инновационной деятельности.

                                       

                          Пояснительная записка

     Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются  тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны, это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка».

       Поэтому первоочередной задачей дошкольного воспитания сегодня должна стать формирование здоровья ребенка и фундамента культуры будущего взрослого человека. Система работы по охране и укреплению здоровья детей в дошкольном учреждении жестоко регламентирована и отлажена нормативно-правовой базой, которая неукоснительна в исполнении каждым дошкольным учреждением. Тем не менее, существует ряд рисков для здоровья детей, формирование физических  и  речевых функций, развития психических возможностей каждого ребенка.

Некоторые социально-обусловленные риски:

-ослабленное здоровье и снижение иммунитета большинства детей;

-наличие заболеваний несвойственных возрасту: неврологические, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, сердечно-сосудистой системы;

-увеличение % детей с нарушениями ОДА и речи.

   Проблема здоровья часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую.

   Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении. Это:

- профессионализм педагогических кадров;

-соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;

-организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;

-мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;

-целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.

       Реализуя важнейшие положения Концепции дошкольного воспитания, связанные с охраной и укреплением здоровья детей, педагогический коллектив активизировал поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья, физического и речевого развития детей. Перед дошкольным учреждением открыты позитивные возможности в плане обеспечения условий оптимизации коррекционно-оздоровительной работы, создания программно-методической основы для реализации оздоровительных и просвещенческих задач, профилактики и коррекции детского здоровья и формирования его мотивации. Этой цели педагогический коллектив посвящает инновационную работу.

Основания модернизации содержания коррекционно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении:

-необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности, речевого и физического воспитания;

-необходимость интегрированного и дифференцированного подхода к созданию образовательной системы ДОУ, с учетом многообразия факторов, влияющих на здоровье детей.

Цель инновации: общее развитие, профилактика и предельно возможное восстановление нарушенных функций у детей, создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья детей.

В соответствии с целью, коллективом были определены следующие задачи:

-охрана жизни и здоровья детей;

-создание оптимальных условий для индивидуализации коррекционно-педагогического процесса;

-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

-определить медико-педагогические условия, повышающие качество воспитательно-образовательного процесса;

 -разработать концептуальную модель проекта;

- внедрить в практическую деятельность оздоровительную программу;

- отследить результаты реализации оздоровительной программы  в условиях ДОУ.

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровье сберегающих технологий:

- принцип научности.

- принцип целостности, комплексности педагогических процессов(тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ).

- принцип систематичности и последовательности

- принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания.

- принцип доступности.

- принцип успешности.

- принцип активного обучения.

- принцип целостно – смыслового равенства  взрослого и ребенка.

- принцип индивидуального выбора.

-  принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

- принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада. Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет  и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, статические упражнения, закаливающие процедуры, самомассаж и др.), способствуют формированию навыков здорового образа жизни, оказывают положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.    Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах  обеспечивает профилактико - оздоровительный эффект в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ.

Направления деятельности:

  1. Оздоровительная работа медицинской службы включает в себя составление:

-листа здоровья ребенка;

-индивидуальной программы профилактики и оздоровления ребенка;

-разработку рекомендаций родителям по укреплению здоровья детей, выполнению культурно-гигиенических норм и по системе  закаливающих мероприятий.

2.) Коррекционно-оздоровительная работа руководителя физ. воспитания и медицинской сестры проводится с учетом результатов осмотра и рекомендаций врача-хирурга.

3.) Для  работы с детьми,  имеющими нарушения речи функционирует логопедический кабинет. Учитель-логопед, наряду с традиционными,    использует  в работе современные инновационные технологии. Проводит комплексное изучение анамнеза и развития ребенка; логопедическую диагностику; разработку и реализацию коррекционно-развивающей    программы с   подбором соответствующих технологий, методов и форм и учетом  структуры дефекта и психомоторных способностей детей.

Блоки

Содержание деятельности

1. Медицинский

 

- комплексная оценка состояния здоровья ребенка;

- организация полноценного питания, контроля за выполнением

  натуральных норм, исключение аллергенов по показаниям;

- закаливающие процедуры;

- создание оптимальных санитарно-гигиенических условий соде

  ржания помещений;

- специальная профилактика инфекционных заболеваний;

- медицинский контроль за состоянием  здоровья детей в  процессе;

- санитарно-просветительская работа с педагогическим и обслуживающим персоналом детского сада и родителей;

- регулярное посещение конференций , теоретических и практических занятий.

2. Конкретизация,  расширение и углубление   физкультурно-оздоровительной работы и здоровьесберегающих функций образовательной системы ДОУ.

- оптимизация двигательного режима детей в детском саду;

- предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной  деятельности;

- организация деятельности в системе двигательной реабилитации ;

- профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;

- формирование у детей начальных представлений о здоровым образе жизни;

- организация деятельности детей в системе физического воспитания;

- взаимодействие с семьей;

- проведение на музыкальных занятиях музыкально-ритмических упражнений с целью обогащения и развития двигательной сферы, наполнения её эмоционально-выразительным содержанием.

 

3. Логопедическая помощь и психологическое сопровождение.

- коррекция нарушений речевого развития;

- активизация формирования всех функций речи;

- обеспечение полноценного развития общения, формирование коммуникативных умений и качеств личности;

- гимнастика для стимуляции речевых центров;

- создание микро – социальной среды и положительного психологического климата;

- отслеживание процесса социальной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения;

- использование различных средств рекреации с целью уменьшения последствий адаптационного синдрома;

- дифференциальная диагностика особенностей интеллектуального, эмоционально-волевого и личностного развития детей.  

4. Создание благоприятных условий в МДОУ для коррекции двигательной и речевой активности детей.

 - Создание локальных актов и методических рекомендаций к рациональному использованию зон физкультурной деятельности: (спортивного, тренажерного и музыкального зала, кабинета медицинской , прогулочных зон и туристических маршрутов).

- Введение в образовательную систему методических систем по использованию физкультурных модулей в целях адекватной нагрузки, оздоровительного и развивающего эффекта.

- Обогащение физическим оборудованием прогулочных участков с учетом специфики возраста и развития основных движений.

- Создание летних плескательных бассейнов для игр с водой

- Устройство пространства ДОУ в целях эмоционального развития, психического комфорта и социальной активности.

- Введение в двигательное пространство дошкольников зеленых зон, разно - уровневых ландшафтов, зон отдыха ближайшего окружения с учетом нормативно – правовой основы охраны здоровья и жизни детей.

Организация предметно-развивающей среды  в групповых помещениях  осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для обеспечения психологического комфорта в группах оборудованы уголки уединения. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.  В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур. Для организации и проведения физкультурных, музыкально-ритмических занятий функционирует физкультурно - музыкальный зал, оснащенный необходимым спортивным оборудованием. Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей.

Взаимодействие с семьей.  Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада. Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

-единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны хорошо не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровления часто болеющих детей в детском саду и дома, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

-систематичность и последовательность работы.

-индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

-обязательная полная информированность  родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.

В ходе реализации  проекта решаются следующие задачи:

-повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.

-обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.

-увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.

  Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:

  1. Просветительское.

  2. Культурно - досуговое .

  3. Психофизическое.

Ожидаемыми  результатами деятельности ДОУ являются сохранение и укрепление здоровья ребенка, его личностное развитие:

- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического и умственного развития, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма;

 - оптимизация двигательного режима детей в детском саду;

 - предупреждение негативных влияний интенсивной  образовательной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное, физическое и речевое развитие детей;

-овладение детьми навыками самооздоровления;

- снижение уровня заболеваемости опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы;

- ускорение темпов социальной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, уменьшение последствий адаптационного синдрома;

- обогащение  и развитие речевой, двигательной сферы детей;

- осознание взрослыми и детьми понятия  «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья;

 - единообразие требований педагогов и родителей в процессе                        воспитания детей, участие  родителей в совместных мероприятиях детского сада и семьи.

Показателями   являются:

  • уровень физического развития ребенка и его гармоничность;
  • уровень речевого развития и готовность ребенка к обучению в школе;
  • итоги ежегодной психолого-медико-педагогической комиссии;
  •  хорошая адаптация к изменениям условий жизни;
  • качества личности: смелость, ловкость, выносливость, двигательная активность, социальная активность, инициативность в деятельности.

Средства укрепления физического и речевого развития детей:

  • Полноценное питание;
  • Закаливающие занятия физкультурой;
  • Организованные занятия физкультурой;
  • Организация двигательной и речевой деятельности детей;
  • Гигиена образовательной деятельности и предметно – пространственной среды;
  • Адекватный уровень физических и учебных нагрузок, рациональный режим дня;
  •  Содержательное взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития и воспитания личности здоровой физически и духовно;
  • Создание предметно – пространственной и социальной среды, стимулирующей физическую,  речевую  активность и мотивы здорового образа жизни.

Основные этапы инновационной деятельности и прогнозируемые

результаты:

 

Этапы

Содержание

Предполагаемый результат

1. Подготовительный

 (2014 – 2015 г.г.)

Экспертиза условий ДОУ

Мониторинг проф. компетентности и творческого потенциала участников инновационных процессов.

Исследование программно - методических источников.

Анализ структуры образовательной системы, эффективности и взаимосвязи ее компонентов.

Система повышения квалификации кадров.

Создание творческой группы по инновационному проекту.

Создание  нормативно – правовой базы развития инновации.

Разработка модели адаптации детей к условиям ДОУ.

Формирование методической и технологической модели взаимодействия с родителями по проблемам развития и здоровья детей различных возрастных групп и социальных ситуаций.

Написание программ узкими специалистами.

Создание консультативных пунктов для работы с родителями.

 Стабильность взаимосвязи педагогических и медицинских мероприятий в процессе коррекционно-оздоровительной работы ДОУ.

Пакет  аналитических методик.

Описание концептуальной модели.

Библиографический указатель актуальной информации по содержанию инновации.

Локальные акты развития инновации и функционирования здоровье образующей системы ДОУ.

Банк дидактических материалов по творческим интересам группы.

Методические рекомендации, модули адаптации детей раннего возраста.

Системные модули по работе с родителями.

2. Технологический. Апробация концептуальной модели.

(2014 – 2015)

Внедрение программ, технологий и проектов здоровье сберегающей системы.

Разработка и уточнение индивидуальных

маршрутов коррекции здоровья детей по медицинскому предписанию и приоритетам воспитания и развития.

Построение и апробация программ сопровождения детей различных групп здоровья и особенностей физического, речевого развития.

Уточнение комплексной коррекционной системы в формировании физического и речевого развития дошкольников..

Диагностика гигиенических нагрузок в образовательном процессе ДОУ, внесение коррективов в нормативы.

Система научно – методического сопровождения творческого поиска.

Создание банка методических и дидактических материалов.

Системное сопровождение семейных групп.

Полная, разносторонняя карта здоровья детей ДОУ.

Динамика изменения здоровья, физического и речевого развития детей.

Комплекс мер по социальной реабилитации и обеспечению  психического здоровья в образовательной системе ДОУ.

 Интегрированные образовательные системы физического и речевого воспитания .

Методические рекомендации к снижению нагрузок.

Методическая копилка по различным направлениям коррекционной работы..

Пакет диагностических материалов по содержанию инновации.

3. Корректировка

созданной системы, обобщение материалов.

(2015 – 2016)

Коррекция образовательной системы на основе показателей здоровья и развития детей и возможностей дополнительных услуг коррекции.

Мониторинг результатов образовательной системы.

Защита и презентация дидактических модулей и образовательных проектов.

Методические рекомендации и дополнения в образовательные системы игр, занятий с учетом индивидуальных особенностей дошкольника.

Программа консультативно-практической помощи родителям

4. Итоговый.

    2016 г.

Комплексный мониторинг.

Публикация материалов из опыта работы.

Районное методическое объединение для педагогов коррекционных групп по теме инновационного проекта.

Комплект учебно - методических пособий по

обозначенной проблеме.

Аудио, видео, мультимедиа материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "повышение квалификации педагогов ДОУ посредством внедрения в воспитательно - образовательный процесс инновационных технологий"

преставлен материал по организации методической и воспитательно - образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО (деятельностный подход, обновление содержания и форм образовательной деятельност...

Индивидуальный маршрут сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с часто болеющими детьми (ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ)

Индивидуальный маршрут сопровождения физкультурно-оздоровительной работыс часто болеющими детьми (ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ)  Фамилия, имя ребенка –Возраст – 5 лет (старшая группа )Диагн...

"Индивидуальный маршрут оздоровительной работы с часто болеющими детьми"

Перспективный план работы с часто болеющими детьми ( простудные заболевания, рениты, ларингиты).Материал пригодится для воспитателей ДОУ и инструкторов по физической культуре....

ПРОЕКТ "Внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных инновационных педагогических технологий"

     Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности....