Осуществление работы с семьями воспитанников по вопросам формирования здорового образа жизни
методическая разработка на тему

Фадина Светлана Викторовна

Консультация для воспитателей.

Актуальность проблемы - отсутствие у большинства современных родителей научных знаний об особенностях физического развития дошкольников, умения верно оценить состояние здоровья ребёнка, а также отсутствие практического опыта взаимодействия с собственным ребёнком по приобщению его к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38

Воспитатель:  Фадина С.В.

Консультация для воспитателей

«Осуществление работы с семьями воспитанников

по вопросам формирования здорового образа жизни»

     Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей.

      Родители являются первыми педагогами для своих детей, а дошкольные учреждения  оказывают семьям квалифицированную помощь в вопросах воспитания и развития дошкольников.

       Отсутствие у большинства современных родителей научных знаний об особенностях физического развития дошкольников, умения верно оценить состояние здоровья ребенка, а также отсутствие практического опыта взаимодействия с собственным ребенком по приобщению его к здоровому образу жизни делает проблему взаимодействия с семьей особенно актуальной.

      Педагогам важно сотрудничать с родителями с целью их просвещения в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.

     Основными условиями для тесного сотрудничества и установления благоприятных взаимоотношений должны стать взаимная заинтересованность сторон в достижении цели здоровьясбережения, открытость, доверие, взаимопомощь.

       Учитывая это, мы находимся в постоянном поиске методов формирования основ здорового образа жизни, интереса к спорту у воспитанников, а главное – способов приобщения родителей к этому процессу.

      Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры.

      Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты со взрослыми, участвующими в воспитании. В работе с семьей выделяем несколько этапов:

  1. Знакомство с родителями, знакомство с жизнью семьи, ее интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребенка.

В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование родителей, которое включает в себя следующие вопросы:

-  Как вы считаете, почему Ваш ребенок болеет? Что, по Вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?

- Какие виды закаливания Вы используете? Занимаетесь ли с ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми?

- Есть ли у Вас дома спортивный инвентарь или какое-либо оборудование для занятий спортом?

- Какие вопросы физического воспитания и оздоровления детского организма Вас интересуют? Какие формы мероприятий для родителей вы предлагаете по данным темам?

- Посещает ли Ваш ребенок какую-либо спортивную секцию? В чем на Ваш взгляд, ее польза? Какие секции Вы предлагаете организовать в нашем образовательном учреждении?

  1. Формирование установки на сотрудничество.

Здесь мы предлагаем  такие формы работы как анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребенка, ознакомление родителей с результатами обследования детей, индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, открытые занятия.

  1. Организация открытых мероприятий, причем родителям предлагаем не только педагогические занятия, но и осуществление практической подготовки по вопросам воспитания здорового ребенка.

На этом этапе эффективными формами работы являются: совместные физкультурные досуги, праздники, туристические походы, дни открытых дверей, привлечение родителей к изготовлению инвентаря и оборудования для спортивного зала и физкультурных праздников, демонстрация передового опыта семейного воспитания.

 Немаловажное значение имеет и проведение родительских собраний, целью которых может служить то, чтобы показать родителям, что физическое воспитание – это основа  формирования здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного ребенка, способного к последующей активной творческой деятельности. Физическое  воспитание комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

     Ознакомившись с условиями и жизнью семьи,  мы делаем вывод, что взрослые по отношению к ЗОЖ и физическому развитию ребенка условно делятся на следующие  группы.

      К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.

     Родителям, отнесенным ко второй группе, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает знаний и опыта, у них отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу детского сада.

   Третью группу  составляют взрослые, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Они являются опорой воспитателя  в работе с родителями, занимают активную позицию в жизни ДОУ. Их опыт можно использовать  в работе с другими группами родителей.

 

Всю работу по взаимодействию с семьей  мы осуществляем по следующим направлениям:

Направление

Цели и задачи

Формы и методы

    Информационно-      

      аналитическое

      Мотивационное

-Изучить степень

осведомленности родителей по проблеме,

-Определить особенности контингента детей

(по уровню здоровья,

физ.подготовленности,

степени сформированности основ ЗОЖ)

-Установить эмоциональный контакт между воспитателями, родителями и детьми,

-Заинтересовать родителей вопросами формирования основ ЗОЖ у своего ребенка,

-Вызвать у родителей осознанное стремление  участвовать в совместной деятельности д/с по данной проблеме

-Анкетирование членов семей, беседы,

-Мониторинговые

исследования по части

охраны и укрепления

здоровья воспитанников

-Самостоятельное оформление паспортов здоровья,

-Встречи с интересными людьми (мед. и пед. работники, представители семей, имеющий интересный опыт семейного воспитания и т.п.)

-Совместное создание и использование рекламных слоганов, агитационных плакатов,

-Посещение физкультурно-оздоровительных мероприятий детей групп старшего возраста

 

  Просветительское

-Ознакомить с особенностями психофизиологического развития младших дошкольников: задачами Программы,

-Повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей

-Наглядные  формы  (буклеты, памятки, стенды и др.)

-Индивидуальные беседы,

-Консультации (групповые и индивидуальные),

-Деловые игры,

-Открытые мероприятия

для родителей

-Мастер-классы,

-Презентация опыта семейного воспитания в разных формах,

-Встречи с интересными людьми,
-Интернет-копилка семейного опыта

-Родительские собрания

-Клуб педагогов и родителей

    Практическое

-Дать практические способы приобщения детей к ЗОЖ с учетом возрастных особенностей детей и задач программы

-Организация выставок семейных творческих работ,

-Изготовление нетрадиционных пособий и атрибутов для физкультурно-оздоровительной работы,

-Участие в досуговых мероприятиях,

-Совместная образовательная деятельность детей, родителей и воспитателей (непосредственное участие в образовательно-оздоровительном процессе, совместные дид. и подвижные игры, физ. упражнения, минутки здоровья и др.)

        Интерактивное

-Включить родителей в единый образовательно-оздоровительный процесс посредством использования интерактивных и информационных технологий

-Интернет-совет (индивидуальное интернет-общение воспитателя и родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.

-«Интерактивные игровые упражнения для закрепления задач Программы в домашних условиях

        Таким образом, наша система работы по созданию единого образовательно-оздоровительного пространства позволила наладить необходимый контакт с семьями, но - главное, сделать процесс формирования основ здорового образа жизни у дошкольников наиболее эффективным.  

Проводимая нами работа по формированию у детей навыков здорового образа жизни дает следующие результаты:

  • снизилась заболеваемость
  • и повысился уровень здоровья детей.

У родителей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за здоровье своего ребенка.