Осуществление работы с семьями воспитанников по вопросам формирования здорового образа жизни
методическая разработка на тему
Консультация для воспитателей.
Актуальность проблемы - отсутствие у большинства современных родителей научных знаний об особенностях физического развития дошкольников, умения верно оценить состояние здоровья ребёнка, а также отсутствие практического опыта взаимодействия с собственным ребёнком по приобщению его к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38
Воспитатель: Фадина С.В.
Консультация для воспитателей
«Осуществление работы с семьями воспитанников
по вопросам формирования здорового образа жизни»
Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей.
Родители являются первыми педагогами для своих детей, а дошкольные учреждения оказывают семьям квалифицированную помощь в вопросах воспитания и развития дошкольников.
Отсутствие у большинства современных родителей научных знаний об особенностях физического развития дошкольников, умения верно оценить состояние здоровья ребенка, а также отсутствие практического опыта взаимодействия с собственным ребенком по приобщению его к здоровому образу жизни делает проблему взаимодействия с семьей особенно актуальной.
Педагогам важно сотрудничать с родителями с целью их просвещения в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.
Основными условиями для тесного сотрудничества и установления благоприятных взаимоотношений должны стать взаимная заинтересованность сторон в достижении цели здоровьясбережения, открытость, доверие, взаимопомощь.
Учитывая это, мы находимся в постоянном поиске методов формирования основ здорового образа жизни, интереса к спорту у воспитанников, а главное – способов приобщения родителей к этому процессу.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры.
Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты со взрослыми, участвующими в воспитании. В работе с семьей выделяем несколько этапов:
- Знакомство с родителями, знакомство с жизнью семьи, ее интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребенка.
В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование родителей, которое включает в себя следующие вопросы:
- Как вы считаете, почему Ваш ребенок болеет? Что, по Вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?
- Какие виды закаливания Вы используете? Занимаетесь ли с ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми?
- Есть ли у Вас дома спортивный инвентарь или какое-либо оборудование для занятий спортом?
- Какие вопросы физического воспитания и оздоровления детского организма Вас интересуют? Какие формы мероприятий для родителей вы предлагаете по данным темам?
- Посещает ли Ваш ребенок какую-либо спортивную секцию? В чем на Ваш взгляд, ее польза? Какие секции Вы предлагаете организовать в нашем образовательном учреждении?
- Формирование установки на сотрудничество.
Здесь мы предлагаем такие формы работы как анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребенка, ознакомление родителей с результатами обследования детей, индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, открытые занятия.
- Организация открытых мероприятий, причем родителям предлагаем не только педагогические занятия, но и осуществление практической подготовки по вопросам воспитания здорового ребенка.
На этом этапе эффективными формами работы являются: совместные физкультурные досуги, праздники, туристические походы, дни открытых дверей, привлечение родителей к изготовлению инвентаря и оборудования для спортивного зала и физкультурных праздников, демонстрация передового опыта семейного воспитания.
Немаловажное значение имеет и проведение родительских собраний, целью которых может служить то, чтобы показать родителям, что физическое воспитание – это основа формирования здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного ребенка, способного к последующей активной творческой деятельности. Физическое воспитание комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Ознакомившись с условиями и жизнью семьи, мы делаем вывод, что взрослые по отношению к ЗОЖ и физическому развитию ребенка условно делятся на следующие группы.
К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.
Родителям, отнесенным ко второй группе, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает знаний и опыта, у них отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу детского сада.
Третью группу составляют взрослые, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Они являются опорой воспитателя в работе с родителями, занимают активную позицию в жизни ДОУ. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей.
Всю работу по взаимодействию с семьей мы осуществляем по следующим направлениям:
Направление | Цели и задачи | Формы и методы |
Информационно- аналитическое Мотивационное | -Изучить степень осведомленности родителей по проблеме, -Определить особенности контингента детей (по уровню здоровья, физ.подготовленности, степени сформированности основ ЗОЖ) -Установить эмоциональный контакт между воспитателями, родителями и детьми, -Заинтересовать родителей вопросами формирования основ ЗОЖ у своего ребенка, -Вызвать у родителей осознанное стремление участвовать в совместной деятельности д/с по данной проблеме | -Анкетирование членов семей, беседы, -Мониторинговые исследования по части охраны и укрепления здоровья воспитанников -Самостоятельное оформление паспортов здоровья, -Встречи с интересными людьми (мед. и пед. работники, представители семей, имеющий интересный опыт семейного воспитания и т.п.) -Совместное создание и использование рекламных слоганов, агитационных плакатов, -Посещение физкультурно-оздоровительных мероприятий детей групп старшего возраста |
Просветительское | -Ознакомить с особенностями психофизиологического развития младших дошкольников: задачами Программы, -Повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей | -Наглядные формы (буклеты, памятки, стенды и др.) -Индивидуальные беседы, -Консультации (групповые и индивидуальные), -Деловые игры, -Открытые мероприятия для родителей -Мастер-классы, -Презентация опыта семейного воспитания в разных формах, -Встречи с интересными людьми, -Родительские собрания -Клуб педагогов и родителей |
Практическое | -Дать практические способы приобщения детей к ЗОЖ с учетом возрастных особенностей детей и задач программы | -Организация выставок семейных творческих работ, -Изготовление нетрадиционных пособий и атрибутов для физкультурно-оздоровительной работы, -Участие в досуговых мероприятиях, -Совместная образовательная деятельность детей, родителей и воспитателей (непосредственное участие в образовательно-оздоровительном процессе, совместные дид. и подвижные игры, физ. упражнения, минутки здоровья и др.) |
Интерактивное | -Включить родителей в единый образовательно-оздоровительный процесс посредством использования интерактивных и информационных технологий | -Интернет-совет (индивидуальное интернет-общение воспитателя и родителей по вопросам воспитания здорового ребенка. -«Интерактивные игровые упражнения для закрепления задач Программы в домашних условиях |
Таким образом, наша система работы по созданию единого образовательно-оздоровительного пространства позволила наладить необходимый контакт с семьями, но - главное, сделать процесс формирования основ здорового образа жизни у дошкольников наиболее эффективным.
Проводимая нами работа по формированию у детей навыков здорового образа жизни дает следующие результаты:
- снизилась заболеваемость
- и повысился уровень здоровья детей.
У родителей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за здоровье своего ребенка.