Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в детском саду
статья на тему

Дмитриева Татьяна Александровна

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и  обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в детском саду или проект “Здоровый коллектив”

Дмитриева Татьяна Александровна

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 160 (МБДОУ №160).

Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и  обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования.

 Наш детский сад № 160 посещают дети с задержкой психического развития и дети с общим недоразвитием речи, поэтому  работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников  является приоритетным направлением в нашем детском саду.

В начале года был проведен мониторинг индивидуальных медицинских карт, дневников развития детей, результатов медико-психолого-педагогической комиссии; проведены беседы с родителями. Это дало нам следующие результаты:

По результатам медицинских карт:

60% всех детей имеют неврологические заболевания;

46% - дети с нарушением осанки;

27% - невралгии;

76 - патологии ЧСС.

Анализ бесед с родителями и наблюдения:

36% - нарушение сна;

41% - конфликтность;

50% - высокая возбудимость.

Анализ индивидуальных маршрутов детей:

76% - нарушение эмоционально-волевой сферы;

65% - нарушение ориентировки в пространстве;

89% - нарушение связной речи;

49% - нарушение мелкой моторики.

Из заключений ПМПК:

93%  - просодическая сторона речи;

99% - артикуляционная моторика;

98% - звукопроизношение.

Неутешительные результаты заставили задуматься нас о сохранении и укреплении здоровья наших воспитанников. Мы проанализировали нормативные документы, тематическую литературу, деятельность коллег из Перми и Санкт-Петербурга. И пришли к выводу, что необходимо  создать проект “Здоровый коллектив”, в рамках которого дети улучшили бы свое физическое и психическое здоровье, а педагоги и родители – свое  эмоциональное состояние.

Особенностью данного проекта является то, что помимо традиционных здоровьесберегающих технологий педагоги  применяют в практике и  нетрадиционные здоровьесберегающие технологии – детскую йогу. Почему именно йогу? Потому что, детская йога – это направление оздоровительного фитнеса, позволяющее  эффективно решать коррекционно - развивающие задачи, а именно:

развивать физические навыки;

поддерживать интерес к физическим упражнениям;

учить управлять своими эмоциями и настроением;

интегрировать различные виды деятельности;

учить концентрироваться и сосредотачиваться;

снимать мышечное и эмоциональное напряжение.

То есть все то, что нарушено у наших детей.

Каждый педагог использовал элементы детской йоги на своих занятиях. Инструктор по физической культуре – в непосредственно-образовательной деятельности, воспитатели – в режимных моментах, учитель-логопед и учитель-дефектолог – в театрализованной деятельности.

Работа проходила в три этапа.

I этап – подготовительный  (с  сентября  2013 года)

Задачи: познакомить детей с оздоровительной системой упражнений,

                обучить простым, базовым упражнениям,

                в игровой форме научить детей ощущать свое тело,

                научить детей расслабляться.

II этап – основной (c ноября 2013 года)

Задачи: научить детей контролировать себя,

               точно выполнять упражнения,

               прислушиваться к своему телу во время выполнения упражнений,  

               интегрировать с разными видами деятельности (с НОД, с фонетической гимнастикой, с театрализованной деятельностью).

III этап – заключительный (май 2014 года)

Цель данного этапа: закрепление полученных знаний, умений, совершенствование и стабилизация  навыка выполнения упражнений.

Мы пришли к выводу, что йога полезна не только детям, но и педагогам. И было решено создать группу для сотрудников детского сада, а позднее и для родителей, которые тоже нуждались в психологической разгрузке.

Такое сотрудничество со специалистами   ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и уметь принимать своего ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях!

К концу года мы (педагоги и родители) увидели результаты, которые нас очень порадовали! У наших деток улучшился сон, аппетит; дети стали менее агрессивными; стали реже болеть. Теперь они следят за своей осанкой; знают, что занятия спортом и йогой, в частности, делают их сильнее, здоровее и красивее. Мы планируем и дальше заниматься в данном направлении,  дополняя уже имеющийся опыт.  

Педагогами  нашего дошкольного учреждения были так же проведены мастер-классы по применению практик йоги. Нетрадиционные формы работы с детьми и их родителями заинтересовали  специалистов по коррекционной педагогике  г. Ижевска и нас пригласили поучаствовать с данным проектом в конкурсе “Здоровые города”, где мы заняли  призовое место.

Проект “Здоровый коллектив” может быть рекомендован для внедрения в дошкольные образовательные учреждения разного типа.

Литература:

  • Федеральный закон от 26 декабря 2012 года об образовании в Российской Федерации// ФЗ 273 РФ - 2012
  • Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно – педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР// Творческий Центр «Сфера», 2008 с. 14 - 15
  • Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильева М. //«Мозаика-Синтез» 2005 с. 64-66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Материал полезен педагогам  на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...

Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:*приобщение детей к физической культуре;*использова...