проект:"ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ"
проект (подготовительная группа) на тему

Сопрунова Елена Александровна

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_21_gotovyy_s_zanyatiyami.doc418.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 21  (МБДОУ № 21)

        

 

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ

ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА

ПЕДАГОГОВ  И РОДИТЕЛЕЙ

                                                       

                                                                                   Разработчик проекта:

Сопрунова Е.А., воспитатель

г. Армавир

2014


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ  И РОДИТЕЛЕЙ

Актуальность  педагогического проекта.

Самоценность периода детства и право ребенка на счастье, необходимость охраны и укрепления здоровья   детей декларируется в «Концепции дошкольного воспитания» как наиболее приоритетные. Проблемы дошкольного детства как особого периода жизни человека становятся в центре внимания педагогов, психологов, со циологов (М.М. Безруких, Л.Б. Валова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доропова, Е.И. Герасимова, Н.П. Флегонтова, Т.В. Фуряева, Л.М. Шипицына и др.).  В дошкольном детстве закладываются основы общей культуры личности, компонентом которой является культура здоровья. Ситуация в обществе требует от педагога нового уровня профессионализма как специалиста по развитию ребенка, инновационных взглядов на проблему здоровья и решительных действий, позволяюпщх создать прочный фундамент здоровья ребенка.

Здоровье предопределяется психофизиологическими особенностями ребенка, и в то же время зависит от образа жизни семьи как ближайшего социального окружения растущего человека, обусловлено условиями социальной  среды,  в  которой  осуществляется   его  жизнедеятельность. Период дошкольного детства характеризуется сопровождением ребенка со стороны взрослых: педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и родителей. Однако недостаточно изучены механизмы сотрудничества педагогов ДОУ и родителей в целях улучшения здоровья  ребенка. Остается актуальной проблема сотрудничества педагогов ДОУ и родителей в области формирования  культуры здоровья детей. Актуальным становиться обеспечение формирования культуры здоровья дошкольников  в условиях дошкольного образования на основе сотрудничества педагогов ДОУ и родителей.

Проблема – Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры личности должно стать основополагающим принципом ее формирования.

Компоненты здорового образа жизни:

  • правильное питание;
  • рациональная двигательная активность;
  • закаливание организма;
  • развитие дыхательного аппарата;
  • сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка.

Пути решения этой проблемы:

1). Начинаем с себя, самосовершенствуемся: перестраиваем мышление на здоровый образ жизни; пополняем собственный багаж теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.). Овладеваем оздоровительными системами и технологиями; приобретаем и закрепляем практические навыки здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений, психогимнастики и т.п.).

2).  Работа с родителями: проведение консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательные системы). Проводим практические семинары; семейные соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья"; дни открытых дверей

3). Создание новой, более эффективной модели развития у дошкольников навыков здорового образа жизни

Цель проекта  - Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.

Задачи

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

- охрана и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности и состояния здоровья ребенка.

-Определение педагогических условий, необходимых для   формирования
культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов
и родителей.

- Обосновать, создать и апробировать модель сотрудничества педагогов
и родителей, направленную на формирование  культуры здоровья  дошкольников.

- Выявить педагогические возможности разнообразных форм сотрудничества, способствующих формированию культуры здоровья воспитанников коррекционной группы.

Вид – научно - исследовательский

Сроки реализации – долгосрочный, годовой

Участники проекта – дети, педагоги коррекционной группы, родители

 Ожидаемые результаты

  • Внедрение научно-методических подходов и организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ  и семье;
  • Формирование валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
  • Обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;
  • Улучшение соматических показателей здоровья.

Предполагаемый продукт проекта

Разработанные рекомендации для педагогов и родителей по теме «Формирование куль туры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей»

Этапы реализации проекта

Этапы

Деятельность

педагога

Деятельность  детей

Деятельность

родителей

1этап: Подготовительный

Педагогическая оценка  оранизационно-педагогических условий  реализации образовательного проекта

Изучение:

- Теоретические основы формирования культуры здоровья дошкольников в условиях дошкольного образования.                                

– Развитие «Я-концепции» здоровой личности дошкольника.    

–Воспитание культуры здоровья  дошкольников в ДОУ.

 

 –Организация диагностики, направленной на  выявление уровня готовность педагогов к работе по формированию культуры здоровья дошкольников в процссе сотрудничества с родителями  воспитанников.  

–Оценка предметно- пространственной среды, информационных стендов для родителей

- Профессионально-аналитическая работа по изученному

- Обсуждение проекта работы ДОУ

- Оформление стендовой информации.

Опрос - анкетирование:

- Что значит быть здоровым.

- Что ты знаешь о себе.

Участие в работе творческой группы

Помощь в оформление стендовой информации

Школа для  родителей:

- Изучение теоретических основ формирования культуры здоровья дошкольников в семье

–Воспитание культуры здоровья  дошкольников в ДОУ.

- Анкетирование родителей для совместной оценки формирования культуры здоровья ребёнка педагогами и родителями.

-Родительские собрания по ознакомлению с формами, методами и средствами оздоровления.

-Индивидуальные беседы с родителями по оздоровлению детей.

Привлечение родителей к изготовлению физкультурного оборудования (дорожка здоровья, изготовление флажков, деревянных палочек для массажа стоп ног) .

Фотовыставка: «Физкультура и здоровье».

2    этап:

Основной

Совершенствование работы ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей.            

– Индивидуальные образовательные маршруты дошкольников.                                      

– Дифференцированный подход к планированию воспитательно-образовательной работы в ДОУ.          

- Семья и детский сад как партнёры в формировании детского здоровья.

                                 – Педагогическое просвещение родителей по формированию здорового образа жизни.  

                 

 – Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников.

                                                     – Формирование здорового образа жизни у дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

                                         – Коллективные творческие дела как условие  воспитания культуры здоровья детей.

Технология сохранения и стимулирования здоровья:

 

динамические паузы; подвижные и спортивные игры;

релаксация;

пальчиковая гимнастика;

 гимнастика для глаз;

дыхательная гимнастика;

коррегирующая гимнастика;

гимнастика пробуждения;

прогулки;

 

Технология обучения здоровому образу жизни:

беседы о здоровье;

чтение художественной литературы тематической напрвленности.

Рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций соответствующих данной тематике.

физкультурные занятия;

" В гости к гному" и т. д.

познавательные занятия; занятия из цикла «Познай себя»;

организация экскурсий: в мед. кабинет, на пищеблок, на прачечную;

минутки-здоровья;

массаж;

точечный массаж;

работа на тренажерах;

Опытно-экспериментальная работа;

оказание первой медицинской помощи;

дидактические игры;

сюжетно-ролевые игры;

 театрализованные игры;

НОД по ознакомлению с окружающим.

 

Технология музыкального воздействия;

психогимнастика;

 логоритмика;

фонетическая ритмика.

Школа для родителей:

" Растим здорового ребенка"

Консультации:

 " Здоровый образ жизни".

"Как разнообразить подвижные игры".

"Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в домашних условиях"

«Профилактические гимнастики в помощь родителям»

Памятка: "Обувь дошкольника и здоровье"

Посещение дня  открытых дверей:

 "Страна Витаминка или приключения Чиполлино "

"Здоровейка и болейка"

Участие в совместных праздниках, развлечениях.

Посещение непосредствееной образовательной деятельности по окружающему миру и физической культуре.

Семинар практикум по обучению здоровому образу жизни:

самомассаж;

пальчиковая гимнастика;

гимнастика-пробуждение;

закаливание детей дома.

Индивидуальные беседы: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболевание детей».

Консультация: «Как провести выходные с ребенком» (советы родителям)

 Знакомство со стендовой информацией.

 3 этап: Завершающий                          

Обобщение результатов инновационной деятельности по валеологическому сопровождению дошкольников в ДОУ.

Фото - отчет.

Сравнительный анализ заболеваемости.

Анализ результатов мониторинга физического развития детей до начала проекта и его завершения.

Презентация.

Размещение материала на сайте детского сада.

Заключительная  беседа: «Здоровый образ жизни – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».

Просмотр видео-занятий с участием детей.

Стойкая потребность заботиться о своем здоровье.

Стенды по оформлению фоторабот на тему:

“Здоровый образ жизни – стиль жизни”.

 “Как мы отдыхаем вместе с детьми”

 Создание фотоальбома: “Мы растем здоровыми!”.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

I.    Анализ исходного состояния здоровья, физического развития:

  • медперсонал производит персональный осмотр;
  • диагностика общей физической подготовленности;
  • оформление листов здоровья;
  • проектирование индивидуальных маршрутрутов здоровья детей

II.     Оптимизация режимных моментов:

  • ЛФК;
  • Коплексы закаливающих мероприятий;
  • Физкультурные занятия;
  • Активный двигательный режим

III.     Технологии оздоровления и профилактика:

  • двигательные переменки;
  • оздоровительный бег;
  • проведение "Дня здоровья" (каждую пятницу);
  • проведение "Недели здоровья" (каникулы);
  • физкультурные, спортивные праздники (в зале, на улице);

 IV.      Навыки безопасности:

  • безопасность детей на прогулке (во все времена года);
  • противопожарная безопасность;
  • безопасность при ЧС;
  • действия заблудившегося (в лесу, в городе...).

III.   Сотрудничество с  родителями  по вопросам  охраны и укрепления здоровья детей:

  • школа для родителей;
  • стенды для родителей, папки - передвижки;
  • собрание для родителей, участие в спортивных мероприятиях ДОУ, города;

Прогнозируемые результаты

  • создание здоровьесберегающего образовательного пространства в МБДОУ и семье;
  • привитие валеологической культуры, потребности заботиться о своем здоровье.
  • улучшение соматических показателей здоровья.

Практическая значимость образовательного проекта

  • подбор новых более эффективных форм работы и сотрудничества педагогов ДОУ и родителей с целью  формирования  культуры  здоровья  дошкольников  на  основе подготовки и проведения коллективных творческих дел и игровой деятельности;
  • выявление уровня развития культуры здоровья дошкольников,  посещающих дошкольное образовательное учреждение;
  • разработка методических рекомендаций педагогам по формированию культуры здоровья дошкольников  в процессе сотрудничества  с родителями.

СИСТЕМА МЕДИКО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ  В КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ № 3

Цель работы учреждения детского сада комбинированного вида № 21 - создание условий для становления физически и психически крепкой, интеллектуально и культурно развитой личности, выявление творческих возможностей, формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.

В соответствии с этим  в нашей группе  решаются следующие задачи:

  • охрана и укрепление здоровья детей;
  • коррекционно-оздоровительная работа;
  • обеспечение физического и психического благополучия;
  • создание условий для реализации потребности детей в двигательной
    активности;
  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
  • развитие творческой и познавательной активности;
  • осознанное отношение к своему здоровью.

На основании медицинского осмотра воспитатели, медицинские работники, психолог, логопед, инструктор по физической культуре составляют сводную схему, которая показывает  четкую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности.

Рекомендации учитываются при составлении плана воспитательно-оздоровительной работы для каждого отдельного ребенка в соответствии с особенностями его здоровья. На каждого ребенка заводится лист оздоровления. В конце года проводится повторное обследование детей с целью выявления результатов проделанной работы по оздоровлению.

 14 %    

10%

2%

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

Показатели заболеваемости детей коррекционной № 3  (сентябрь2013 –  сентябрь 2014 г.г.)

Как свидетельствует диаграмма  в  течение учебного года (сентябрь 2013 года по сентябрь 2014 года) наблюдается положительная динамика снижения уровня заболеваемости детей, посещающих коррекционную группу № 3. Это позволяет констатировать: организация образовательного процесса, ориентированного на охрану и укрепление здоровья детей  осуществляется  на достаточно высоком уровне. Формирование культуры здоровья детей на основе  сотрудничества педагогов и родителей становиться одним их условий здоровьесбережения детей.

Регулярно проводится медико-психолого-педагогический контроль за состоянием здоровья ребенка и физическим развитием, который позволяет не только судить об эффективности применяемых средств и методов, но и вносить необходимые изменения в методику работы, что помогает воспитателям и специалистам улучшить качество индивидуальной работы с детьми.

Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня. Гибкий режим прослеживается в нашей группе следующим образом:

-проведение и организация занятий с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

  • детей с ослабленным здоровьем родители приводят позже, сохранив их утренний сон;
  • длительность пребывания детей на прогулке сохраняется за счет перестановки во времени различных видов деятельности (после завтрака дети гуляют, соблюдая длительность дневной прогулки, затем проводятся занятия в музыкальном зале, групповой комнате).

Такой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создает условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка.

Ежедневно в группе предусмотрено несколько форм двигательной активности детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия физкультурой, что позволяет обеспечивать необходимую двигательную активность детей в течение всего дня, рационально распределить интеллектуальную нагрузку дошкольников.

Особое значение в воспитании здорового ребенка придаем развитию основных движений и физических качеств на физкультурных занятиях, проведение которых направлено на поэтапное, последовательное и систематическое формирование двигательных навыков ребенка.

В работе с детьми соблюдаются основные принципы закаливания:

  • закаливание осуществляется при условии, что ребенок здоров;
  • учитываются индивидуальные возможности и возраст ребенка;
  • не допускается проведение закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций;
  • интенсивность закаливающих процедур достигается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличения времени проведения закаливания;

- систематичность и постоянство закаливания;


            СХЕМА СИСТЕМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

 

Перед началом оздоровительных мероприятий в группе были проведены родительские собрания по ознакомлению с формами, методами и средствами оздоровления, проведены индивидуальные беседы с родителями по оздоровлению детей ,цикличность проведения таких мероприятий периодически меняется. Это связано с характером простудных заболеваний в текущем году, внедрением новых методов и способов оздоровления.


Список литературы:

1.Вохмянина, М.Н. Модель сохранения здоровья детей дошкольного возраста / М.Н. Вохмянина // Управление ДОУ. - №1. - 2006. -

2.Колесникова, Т. Воспитание у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым /Т. Колесникова // Дошкольное воспитание. - №1. - 2007. 3.Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка /В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - №1. - 2004.

4. Береснева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ: серия “Библиотека руководителя ДОУ” /З. И. Береснева Г.Н. Казаковцева / под ред. З.И. Бересневой. - М.: ТЦ “Сфера”; Москва Издательство “ТЦ Сфера”, 2005 (серия “Библиотека руководителя ДОУ”).

5. Доскин В.А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева / под ред. В.А. Доскина – М.: Просвещение; Москва: Издательство “Просвещение”, 2006. – (Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры).

6. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование. Тренинги. Занятия. [Текст]: Дошкольное воспитание / под ред. Н.И. Крылова/ - М.: Волгоград: Издательство “Учитель”, 2009

7. Меличева М.В. Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года [Текст]: методическое пособие для воспитателей детского сада, организаторов семейных клубов, учителей начальной школы / М.В. Меличева. - Санкт-Петербург, 2007.

8. Муниципальная система образования: опыт и перспективы инновационного развития: материалы научно-практической конференции / под общей ред. Т.Н. Рагозиной, Н.П. Недоспаловой, Е.А. Нагрелли. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2011.

9. Безруких М.М.  Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении Издатель - Просвещение, Серия - Работаем по новым стандартам,2013

10.Копылов Ю.А.Система физического воспитания в образовательных учреждениях , Издатель - Мнемозина, 2011


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 21  (МБДОУ № 21)

        

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                       

                                                                                   Разработчик проекта:

Сопрунова Е.А., воспитатель

г. Армавир

2014

Приложение № 1

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

Консультация для родителей

 Тема: «Как разнообразить подвижные игры».

     Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства ею, умелого проведения.

    Ныне все педагоги отмечают снижение интереса у детей к подвижным играм. Происходит это по следующим причинам.

  Во-первых, желание может не возникнуть, если сюжет игры не соответствует имеющейся у детей информации о мире. Современному ребенку доступны различные источники информации, он владеет самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят отражения в подвижных играх.

    Во-вторых,  воспитатели, осваивая с детьми новую  подвижную игру, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и ее закреплением, опуская третий этап – совершенствование движений в подвижной игре.

   В-третьих, педагоги часто рассматривают игру лишь как средство для закрепления двигательных умений и навыков, т.е. ограничивают принципом «Движение ради движения».

    Количество подвижных игр практически во всех программах для ДОУ невелико. Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разучить с детьми игру, потом закрепить ее и только затем предложить различные варианты ее проведения.

      Какими могут быть варианты? Во многих учебно-методических пособиях представлены различные подвижные игры, но, как правило, варианты их проведения отсутствуют. В пособии В. А.  Шишкиной,  М.В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику» (М.,1998) на примере малоподвижных игр («Найди и промолчи», «Не упади» и т.д.) даны рекомендации, как избежать однообразия в игре. Авторы предлагают каждый раз искать разные предметы, взявшись за руки, шагая спиной вперед, по заданной схеме и т.д.

    Различные варианты проведения подвижной игры предусматривают сохранение ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивидуальных особенностей. Например, при организации игры «Поезд» (во второй младшей и средней группах) можно изменить ее традиционное начало («дети строятся в колонне по одному – не держась друг за друга»), введя роль кондуктора, который будет продавать билеты на поезд. Эту роль можно предложить застенчивым детям или ребенку с заниженной самооценкой. Возможны и другие варианты игры «Поезд».

  1. Паровоз объезжает препятствия – дети продвигаются змейкой между стульями, кубами.
  2. Паровоз едет через туннель – дети пролезают под дугами.
  3. Воспитатель регулирует движение паровоза с помощью светофора: поднимает красный флажок – дети должны остановиться; желтый – идти; зеленый – бежать.

Целесообразно ввести в игру разнообразные движения детей на «станции».

  • Дети изображают, как они собирают грибы, ягоды, срывают дикие яблоки, переступают через колючие кусты (ходьба широким шагом), идут по кочкам и т.д.
  • Дети имитируют повадки обитателей леса: медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки чуть согнуты в локтях перед собой), лисы (ходьба на носках ), оленя (ходьба с высоким подниманием колен, руки скрещены над головой), зайца ( прыжки с продвижением вперед ), бабочки ( бег с плавным и движениями рук ), гусеницы  ( ползание).
  • На поезде дети могут приехать в зоопарк – изображают тигра (ходьба с движениями рук перед собой), крокодила ( ползать с опорой на руки, ноги стараться держать вместе), жирафа (ходьба с соединением прямых рук над головой), слона ( ходьба с опорой на кисти и и стопы), удава ( продвижение вперед, сгибая и разгибая ноги в  коленях, опора сзади на руки) ит.д.; в страну загадок – отгадывают загадку и «изображают ответ»; в страну любимых сказок – изображают героев той или иной сказок.
  1. Дети двигаются под текст стихотворения Т. Волгиной «Паровозик».

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Чух-чух! Чух-чух!

У-у-у-у-у!

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Сто вагонов я тащу!

У-у-у-у-у!

(увеличивается скорость движения)

Паровоз, паровоз,

Что в подарок нам привез?

         -  Зверюшек. Зайчиков.(дети останавливаются и выполняют имитационные движения).

Загудел паровоз

И вагончики повез:

 Чух-чу! Чух-чу! Далеко укачу (Дети садятся в паровоз).

Паровоз привозит зайчат. Лягушат, медвежат, цыплят, воробьев и т.д. Дети имитируют их движения и «голоса».

     Разнообразить можно и игры-эстафеты. Главное в них не только совершенствование двигательных умений детей,  но и развитие познавательных, сенсорных, творческих способностей. Поэтому в содержание игр-соревнований желательно включать проблемные задания, которые активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение).

     Перед тем как предложить игру, детей нужно  настроить на нее, снять психоэмоциональное напряжение. Если воспитатель использует разнообразные варианты подвижных игр, то это способствует развитию у детей творчества и инициативы.


Приложение № 2

Профилактические гимнастики

В помощь родителям

Подготовила:

                                                                                Сопрунова Е.А.,воспитатель

Дыхательная гимнастика №1

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

· «найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

· «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

· «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.

· «Носик балуется»

На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

· «Носик нюхает приятный запах»

Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.

· «Носик поёт песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».

· «Поиграем носиком»

Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.

Таким образом делается как бы растирание.

Заключительный этап.

· «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тёте ... покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
 
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поёт нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой
.

Дыхательная гимнастика №2

Комплекс № 1

  1. Лёжа в постели одновременно приподнять и вытянуть правую руку и ногу, затем, расслабившись, уронить их. То же проделать левой ногой. Затем напрячь обе руки и ноги,  и уронить их. Повторить 3-5 раз
  2. Лёжа, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, помогая себе руками.
  3. «Кошечка спит». Лёжа, повернуться на бок, согнуть ноги и поднять их к животу, руки согнуть. Сложить ладошки вместе под голову. То же проделать в другую сторону.
  4. Лёжа на животе. Ноги сомкнуты, руки согнуты под подбородком. Приподнять голову и плечи, руки отвести назад и прогнуться. Лечь в исходное положение и расслабиться.
  5. «Кошечка радуется». Стоя на кистях рук и коленях. Поднять голову, потянуться и прогнуться в поясничном отделе. Сделать глубокий вдох.
  6. «Кошечка сердится». Стоя на кистях рук и коленях, опустить голову и прижать подбородок к груди. Спину выгнуть. Повторить 5-6 раз

Комплекс № 2

  1. «Ёжик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз
  2. Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.
  3. Пускаем мыльные пузыри. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая носоглотку. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы. Выдох спокойный, через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз
  4. «Насос». Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнить наклоны вперёд - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи – дышать как «насос». Выдох произвольный. Повторить 5-7 наклонов.

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1.      Подготовительный этап.

2.      Дети растирают ладони до приятного тепла.

3.      Основная часть

    Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

  Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.

  Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

   Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

 Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

4.      Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами.

Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
 
А ну быстрей лови кураж,
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою,
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент.

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.

2. Основная часть.

Упражнения с ушками.

· «Найдём и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому

· «Похлопаем ушками»

Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

· «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

· «Покрутим козелком»

Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.

· «Погреем ушки»

Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди,
И скорей их покажи.
А потом, а потом,

Покрутили козелком.
Ушко кажется, замёрзло,
 
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!

 

Точечный массаж

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три

Сзади пуговку найди и застегни

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.


Приложение № 3

Консультация

Совместные занятия спортом детей и родителей

Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно.

Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность.

da-budet-sport.jpg

В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры - все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре.

Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время года, в применение к возможностям ребенка, тогда и физическое воспитание идет успешнее.

ребенок и спорт.jpg

Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.

Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:

  • пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
  • углубляют взаимосвязь родителей и детей;
  • предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
  • позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.

Совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом – один из основных аспектов воспитания.

Приложение № 4 

Школа заботливых родителей

Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия

Упражнения с гимнастической палкой малого размера

1. "
Перешагни через палку".
Стать прямо, ноги слегка расставить, палку держать внизу за концы, горизонтально перед собой. Высоко поднимая ноги, перешагнуть через палку вперед и обратно. Повторить несколько раз, не выпуская палку из рук.
2. "
Перешагни сидя".
Сидя, ребенок держит палку за концы. Переносит поочередно ноги через палку, а затем возвращает их обратно.
3. "
Подними палку ногами".
Сидя, одной ногой придерживать палку снизу, другой - сверху и стараться приподнять ее.
4. "
Перенеси ноги через палку".
Лечь на спину, держать палку в вытянутых руках перед собой. Сильно сгибая ноги, стараться перенести их через палку и возвратиться в исходное положение.

1. Перешагни через палку.

2. Перешагни сидя.

4. Перенеси ноги через палку.

5. "Пройди по палке".
Ребенок ходит по палке, положенной на пол. Взрослый может помогать, поддерживая его за руку.
6. "
Пройди по палке боком".
Ребенок передвигается боком по палке приставными шагами.

Упражнения с мячом среднего размера 

1. "Подними мяч ногами".
Сесть на пол, ноги вытянуть вперед, руками опираться сзади (на предплечья). Захватить стопами мяч, поднять его повыше.
2. "
Переложи мяч ногами".
Исходное положение прежнее. Захватив мяч стопами, приподнять его и переложить поближе к себе, разворачивая колени в стороны.
3. "
Перекинь мяч ногами".
Сесть, вытянув ноги и опираясь сзади на локти. Захватив мяч ногами, приподнять его и попытаться перекинуть за голову.
4. "
Подкати мяч".
Сесть, положить мяч на пол перед собой, руками опереться сзади (на предплечья), стопы положить на мяч. Сгибая ноги и перебирая стопами, подкатить мяч к себе, а затем откатить от себя.
5. "
Футбол".
Ребенок водит мяч ногами.

1. Подними мяч ногами.

4. Подкати мяч.

Упражнения с толстой веревкой или скакалкой 

1. "Сложи веревку".
Ребенок сидит и пытается вытянутую на полу веревку собрать пальцами ног.
2. "
Подними веревку".
Сесть на пол, опираясь руками сзади, вытянутую веревку положить перед выпрямленными ногами. Захватить веревку пальцами ног, поднять ее и удерживать некоторое время.

3. "Пройди по веревке".
Положить вытянутую веревку на пол и предложить ребенку пройти по ней, сохраняя равновесие.
4. "
Прыжки через веревку боком".
Вытянутую веревку положить на пол. Маленькими прыжками вправо и влево боком перепрыгивать через веревку, продвигаясь вперед.
5. "
Прыжки через скакалку".
Научите ребенка прыгать через маленькую (1,5 м) скакалку мелкими, быстрыми и легкими прыжками.

Воспитатель Сопрунова Е. А.

Приложение № 5

Анкета для родителей

  1. Нравятся ли вашему ребенку занятия физической культуры в детском саду?
  2. Позволяете ли вы себе забирать своего ребенка с занятий физической культуры, если вам это необходимо?
  3. Считаете ли вы занятие физической культуры равноценным по значимости с другими занятиями?
  4. Присутствовали ли вы когда-нибудь на занятии физической культуры?
  5. Посещает ли ваш ребёнок спортивную секцию?
  6. Что вы знаете о спортивных достижениях вашего ребёнка, если таковые имеются?
  7. Какой вы видите организацию спортивной работы в детском саду, в котором учится ваш ребёнок?

АНКЕТА

для совместной оценки формирования культуры здоровья
ребёнка педагогами и родителями

Уважаемые родители _________________________________________!

Просим Вас ответить на вопросы о развитии ребёнка в детском саду.

Дата __________________

Вопросы:

1. Улучшилось самочувствие, ребёнок болеет реже.

2. Ребёнок освоил правила гигиены, стал более аккуратным.

З. Стал более координированным и ловким, лучше двигается.

4. Ребёнок имеет позитивный настрой.

5. Стал более восприимчивым, открытым.

6. Проявляет любознательность, интерес.

7. Стал творчески, нестандартно мыслить.

8. Стал внимательнее, сосредоточен на том, что делает.

9. Улучшилась память, увеличился словарный запас, речь стала образной.

10. Ребёнок стал свободнее общаться со сверстниками.

11. Стал свободнее в общении со взрослыми людьми.

12. Ребёнок научился сочувствовать и сопереживать, стал добрее.

1З. Самостоятельно рисует, играет; игра имеет созидательный характер.

14.Умеет оценивать свои действия.

15. Проявляет целеустремленность, выполняет задуманное.

16. Научился управлять собой, выполняет задуманное.

17. Любит помогать, проявляет трудолюбие.

18. Проявляет любовь и ответственность, заботится о других (в семье,

в детском саду).

Какими видами деятельности Ваш ребенок преимущественно занят дома?

(Подчеркните 2 варианта):

1. Игра.

2.Просмотр телепередач.

3. Компьютерные игры.

4. Прогулки на свежем воздухе.

5. Рисование, лепка.

6. Слушание радио, магнитофона.

7. Помощь в бытовых делах.

8. Другое.

___________________________________________________________

Подчеркните, какие традиционные праздники Вы отмечаете в семье?

1. Праздник урожая.

2. Рождество.

3. Пасха.

4. Масленица.

5. Троица.

6. День Ивана Купалы.

7. Другие.

Анкета-опросник для воспитанников

  1. Что ты знаешь о строении своего тела? Из чего оно состоит?
  2. Полезна ли нам боль? Боль помогает людям жить или мешает?
  3. Какая твёрдая, прочная конструкция находится внутри твоего тела и защищает твой организм от повреждений?
  4. Какие "силачи" находятся в твоём теле и заставляют двигаться твой скелет? Что могут делать мышцы?
  5. Какой неутомимый мастер стучит у тебя внутри?
  6. Смог бы ты жить, если бы твоё сердце захотело отдохнуть и перестало работать? Почему?
  7. Для чего человеческому организму нужна кровь?
  8. Зачем мы дышим?
  9. Что может случиться с человеком, если он перестанет, не сможет дышать? Почему?
  10. Куда попадает воздух после того, как ты вдохнул его носом? (Сделай глубокий вдох и задержи дыхание. Прислушайся к себе. Покажи то место, куда попал воздух).
  11. Для чего мы должны питаться?
  12. Куда попадает пища, и что с ней происходит после того, как ты взял её в рот?
  13. Для чего нам нужен мозг, как он помогает человеку?
  14. Как устроены все люди? Одинаково или каждый по-разному (по-своему)?
  15. Почему люди болеют, и что ты должен делать, чтобы быть здоровым и никогда не болеть?

Приложение № 6

Занятие в коррекционной группе № 3: "В гости к гному"

Цель: Оптимизировать двигательную активность дошкольников. Создать у детей положительное эмоциональное настроение, вызвать желание двигаться. Закреплять умение выполнять движения, используя знакомые предметы физкультурно-развивающей среды профилактической направленности.

Задачи:

Учить детей прыгать через предметы, мягко приземляясь.

Закреплять умение ползать на четвереньках, прогибая спинку.

Развивать умение пролезать быстро с ходу.

Коррекционные задачи:

Компенсировать деформацию свода стопы; укреплять мышечный корсет позвоночника; улучшать функции дыхания

Оборудование:

Коррекционная дорожка, доска, цветы, елочка, тарелки – шумелки, камешки, туннели (2), колокольчики (2).

Ход занятия

Дети входят в зал и становятся в шеренгу. Педагог сообщает детям, что сегодня они отправятся в увлекательное путешествие.

Организационный момент

– Дети, сегодня мы отправимся в гости к маленькому человечку – гному. Он живет в пещере и добывает там драгоценные камни. Вы готовы? (Да)

Вводная часть

Вставайте на волшебную дорожку и в добрый путь! (Дети проходят по массажной дорожке по периметру зала)

На дорожку встали, идут,( высоко поднимая колени)

Бодро зашагали.

Вот цветы – мы их не тронем,( ходьба змейкой)

Мы их змейкой обойдем.

Узкий мостик впереди, (идут по доске на носочках, подняв руки вверх)

На носочках проходи.

Мы на пяточках пойдем,( идут на пятках)

Каблучки не обобьем.

По дорожке мы шагаем, (ходьба обычная)

Тишину не нарушаем.

Сзади камушек упал, (бегут, образуя круг)

Нас немного напугал

Позади тяжелый путь, (встали в круг)

Надо нам передохнуть.

– Посмотрите, что это? Да это тарелки – шумелки. Гном звенит тарелкой и к нему все лесные жители сбегаются. А вы знаете лесных жителей? (дети называют)

– Давайте с тарелками – шумелками поиграем.

О.Р.У. с тарелками – шумелками

“Тарелкой пошуми и всех повесели”.

И.п. – ноги на ш.п., руки опущены, в правой (левой) руке тарелка – шумелка. Руки через стороны вверх, переложить тарелку в левую (правую) руку. Руки через стороны вниз, вернуться в и.п. (по три раза в каждую сторону).

“Низко-низко приседай, от друзей не отставай”.

И.п. – ноги чуть расставлены, тарелка в опущенных руках. В – присесть, руки вытянуть вперед. Вернуться в и.п. – 5 раз.

“Вправо – влево повернись, дружелюбно улыбнись”.

И.п. – ноги на ш.п., тарелка в вытянутых руках. В – повороты вправо – влево – 5 раз.

“Вправо – влево наклонись, пошуми, остановись”.

И.п. – ноги на ш.п., правая (левая) рука на поясе, а в левой (правой) – тарелка. В – наклон в правую (левую) сторону, вернуться в и.п. 3 раза в каждую сторону.

“Шум услышал червячок, добрый, славный старичок”.

И.п. – лежа на животе, в вытянутых вперед руках – тарелка. В – прогнуть спину, поднять тарелку вверх. Вернуться в и.п. – 5 раз.

“Что-то гномы нас не слышат, может прыгнуть нам повыше?”

И.п. – ноги вместе, в руках тарелка; прыжки на двух ногах – 30 сек.

Упражнение на дыхание.

– Посмотрите, дети, что это там лежит? Да, это – камешки и туннели. Наверное, это путь в пещеру к гному.

О.В.Д.

Прыжки через камешки (осуществлять страховку) – 2 раза.

Проползание в туннель на четвереньках – 2 раза.

Упражнение “Позвони в колокольчик” – дети выполняют упражнение по 2 раза.

– Вот мы и дошли до самого глубокого места пещеры. Здесь так просторно, что можно поиграть.

Подвижная игра “Вороны”.

Как под елочкой зеленой прыгают вокруг елочки

Скачут каркают вороны.

Целый день они летали наклоны с поворотом кар-кар

И добычу добывали.

Потом снова залетали. Бегают по залу, машут крыльями – руками

Наконец они устали приседают, опускают голову

И тихонько засыпали.

Входит гном с тарелкой-шумелкой.

Гном:

Эх, ребята, молодцы!

Вы, ребята-храбрецы!

Вы меня найти старались,

Трудностей не испугались.

Воспитатель: Гномик, поиграй с ребятами в тарелку-шумелку.

Игра “Тарелка-шумелка”.

Дети встают в круг и передают тарелку из рук в руки со словами.

Ты, тарелочка, беги,

Громко, весело звени.

Петю, Аню выбирай

И плясать их заставляй.

Ребенок, у которого в руках оказалась тарелка, выходит в цент круга и танцует, а дети хлопают в ладоши.

Гном:

А в награду я для вас

Угощение припас.

По тарелке постучу,

Громко-громко закричу.

Раз, два, три!

На тарелку посмотри!

Гномик угощает детей и уходит, прощаясь.

Воспитатель ФК: Ну, ребята, а мы возвращаемся из леса домой.

Дети уходят под музыку.

Приложение № 7

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

(авторская разработка в соответствии с методикой йогов)

Солнечный мой заинька, Дети вытягивают вперед

Прыгни на ладошку. ладошку

Солнечный мой заинька, Ставят на ладонь указатель-

Маленький, как крошка. ный палец другой руки

Прыг на носик, на плечо. Прослеживают взглядом дви-

Ой, как стало горячо! жение пальца, которым мед-

Прыг на лобик, и опять ленно прикасаются сначала к

носу, вновь отводят вперед,

затем последовательно до-

трагиваются до одного плеча

лба и другого плеча, каждый

раз отводя палец перед собой

На плече давай скакать. Голова все время находится

в фиксированном положении

Вот закрыли мы глаза, Закрывают глаза ладонями

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

по векам

Гимнастика для глаз «Зайка»

(авторская разработка)

Каждый ребенок берет зайчика на палочке.

Зайка вправо поскакал, Дети прослеживают движе-

Каждый зайку увидал. ния зайчика взглядом, голова

Зайка влево поскакал, остается в фиксированном

Каждый взглядом увидал. положении

Зайка – вправо, зайка – влево.

Ах, какой зайчонок смелый!

Зайка скачет вверх и вниз.

Ты на зайку оглянись. Прячут зайку за спину, пово-

Зайчик спрятался от нас. рачивая голову, смотрят

через правое плечо, затем

через левое

Открывать не надо глаз. Закрывают глаза на несколь-

ко секунд

Гимнастика для глаз

(по технологии В. Базарного)

А в Африке, а в Африке, Сидят по-турецки, медленно,

На черной Лимпопо, в ритме стихотворения дви-

Сидит и плачет в Африке гают зрачками слева направо

Печальный Гиппопо.

Он в Африке, он в Африке Переводят взгляд вверх-вниз

Под пальмою сидит

И на море из Африки

Без отдыха глядит:

Не едет ли в кораблике

Доктор Айболит?

Но вот, поглядите, какая-то Складывают пальцы «тру-

птица бочкой» и смотрят в «под-

Все ближе и ближе по воздуху зорную трубу» сначала пра-

мчится вым глазом, потом левым

На птице, глядите, сидит

Айболит

И шляпою машет и громко

кричит:

«Да здравствуем милая Африка!»

Упражнения для глаз

Много с буквами хлопот. Переводят взгляд вверх-вниз

Уж такой они народ…

Будем буквы мы искать, Переводят взгляд вправо-

Будем глазки укреплять. влево

Вот я вижу: букву Б

Держит белочка в руке.

Физминутка для глаз

(по технологии В. Базарного)

Дети прослеживают глазами движение указки по тренажеру.

Гимнастика для глаз

1. Зажмурить изо всех сил глаза, а потом открыть их. Повторить 4-6 раз.

2. Погладить в течение 1 минуты веки кончиками (подушечками) пальцев.

3. Делать круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторить 10 раз.

4. Вытянуть вперед руку. Следить взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повторить 5 раз.

5. Посмотреть в окно, найти самую дальнюю точку и задержать на ней взгляд в течение 1 минуты.

Если ребенок носит очки, выполнять гимнастику для глаз следует без них.

Упражнение для расслабления глаз «Пальминг»

(по М. Корбейт)

И.п. – выпрямите пальцы одной руки и положите ладонь на лицо. Положите мизинец другой руки поперек основания четырех раскрытых пальцев первой руки (руки при этом образуют букву Л). Место пересечений оснований мизинцев образует как бы дужку очков и должно находиться там, где обычно располагается на переносице дужка очков. Впадины ладоней при этом автоматически окажутся точно над орбитами ваших глаз. Во время пальминга держите глаза закрытыми. Устраните напряжение в пальцах, расслабьте запястья, локти. Для этого положите их на стол так, чтобы шея находилась на одной прямой с позвоночником. Делать пальминг можно понемногу (10 с), но часто, несколько раз в день.

Массаж глаз «Раздеваем лук»

(по китайской методике)

Сняли тоненький сюртук, Потирают средние пальцы

Сняли рыжую рубашку, рук друг о друга, чтобы их

разогреть

Сняли желтую рубашку, Неплотно прикрывают глаза

А стянув еще рубашку, и мягко проводят пальцами

Все заплакали вокруг. от внутреннего края глаза к

вешнему

Вот как мы вчера на кухне Расфокусируют зрение и со-

Раздевали сладкий лук. вершают круговые движения

зрачками глаз сначала в одну

сторону, потом в другую

Комплекс упражнений для глаз

1. Посмотрите, по возможности, как можно выше вверх, а затем прямо; повторить три раза.

2. Посмотрите как можно ниже, а затем прямо; повторить три раза.

3. Посмотрите как можно дальше направо и прямо; повторить три раза.

4. Посмотрите как можно дальше налево, потом прямо; повторить три раза.

5. Поворачивайте глазами медленно три раза по часовой стрелке и три раза против часовой стрелки.

Приложение № 8

Сценарий проведения дня здоровья в средней группе детского сада

Программное содержание:

Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее. Укреплять физическое здоровье детей.

Развивать любознательность, ловкость, координацию движений.

Осуществлять взаимосвязь по физическому и экологическому воспитанию между детским садом и семьей.

Воспитывать любовь к занятиям физической культурой и стремление вести здоровый образ жизни.

Утро:

Детей встречают клоуны Здоровейка и Болейка.

Наблюдение за настроением пришедших.

Цель: учить детей обращать внимание на грустное настроение других и пытаться помочь, развеселить, улыбнуться. Объяснить взаимосвязь между хорошим настроением и здоровьем.

Клоуны здороваются со всеми. Дети учат Болейку делать это правильно.

Психогимнастика «Поделись улыбкою своей»

Рано утром детский сад всех ребят встречает,

Там игрушки ждут ребят, в уголках скучают.

Ты по-доброму, очень весело улыбнись,

С тем, кто хмурится своей радостью поделись!

И в ладоши мы звонко хлопаем – раз, два, три,

Мыльные, разноцветные пускаем мы пузыри.

Дети вместе с клоунами пускают мыльные пузыри.

Индивидуальная работа с детьми по развитию связной речи. Предложить детям рассказать о том, когда им бывает грустно (весело) и почему.

Утренняя гимнастика. Комплекс с маленькими мячами.

Ходьба друг за другом на носочках, обычная ходьба, ходьба со сменой направления (меняется 3 раза). Построение в звенья.

1. «Мячи вместе» - и. п.: о. с., мячи в руках внизу. 1 – мячи вверх вместе, стукнуть один раз, посмотреть на них; 2 – вернуться в и. п. Движения рук через стороны. (6 р.)

2. «Обхват мячами» - и. п.: то же, руки с мячами в стороны. 1 – обхватить руками грудь, не уронив мячей; 2 – в и. п. (6 р.)

3. «За коленями» - и. п.: ноги вместе, руки с мячами в стороны. 1-2 – наклон вперед, коснуться мячами за коленями – выдох; 3-4 – в и. п. (5-6 р.)

4. «Мячики вместе» - и. п.: то же. Повороты туловища вправо, мячи вместе, то же влево. (6 р.)

5. «Под коленом» - и. п.: то же, руки с мячами на плечах. 1 – приподнять согнутую в колене правую ногу, стукнуть под коленом мячами; 2 – в и. п.; 3-4 – то же под левой ногой. (6 р.)

6. «Подскоки» - и. п.: то же, руки с мячами внизу. 10 подскоков, меняя положение ног врозь-вместе. Ходьба с постукиванием мячами на месте. (3 р.)

Перестроение из звеньев в колонну. Легкий бег друг за другом, мячи за спиной. Обычная ходьба. Упражнение на дыхание.

Беседа о пользе для здоровья фруктов и овощей.

Цель: объяснить детям необходимость употреблять в пищу фрукты и овощи.

Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Цель: учить детей различать знакомые фрукты о овощи на вкус (яблоко, морковь, апельсин, капуста).

Настольно-печатная игра «Во саду ли, в огороде»

Цель: закрепить знания о фруктах и овощах.

Подвижные игры:

«Поймай хвостик» (бег, развитие ловкости).

«Поймай комара» (прыжки в высоту, координация движений).

«Прятки» (ориентирование в пространстве).

Занятие и прогулка «Веселый поход в парк»

(совместно с родителями).

Вторая половина дня:

Гимнастика пробуждения «Бабочка»

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно поклонилась.

Три – взмахнула крыльями.

Четыре – спинку выгнула.

Пять – на ножки прыгнула.

(Повторяется 3 р.)

Закаливание по рижскому методу

Физкультурное развлечение «Физкульт – ура!»

(По плану инструктора по физической культуре)

Клоуны Здоровейка и Болейка угощают детей фиточаем и рассказывают о его целебных свойствах.

Наблюдение за цветками ромашки лекарственной. Цель: познакомить детей с этим лекарственным растением. Предложить ощутить запах.

Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для здоровья»

Клоуны задают вопросы, а дети отвечают либо «вредно», либо «полезно».

1. Чистить зубы по утрам и вечерам.

2. Кушать чипсы и пить газировку.

3. Мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета.

4. Гулять на свежем воздухе.

5. Гулять без шапки под дождем.

6. Объедаться конфетами, пирожными и мороженым.

7. Делать по утрам зарядку.

8. Закаляться.

9. Поздно ложиться спать.

10. Кушать овощи и фрукты.

Подвижные игры-эстафеты:

«Перевези лекарства» (бег, координация движений), «Займи место в обруче» (прыжки, развитие ловкости), «Сбор апельсинов» (метание в цель, развитие глазомера).

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Предложить детям для обыгрывания сюжет «Прививочный день», побуждать детей активнее использовать в ходе игры речь.

Индивидуальная работа по рисованию на тему «Нарисуй, что тебе сегодня понравилось». Цель: учить детей воплощать в рисунке замысел, закрепить изобразительные умения и навыки.

Работа с родителями. В уголке для родителей разместить информацию «Стиль воспитания в семье». Предложить родителям на дом тестирование «Ваш стиль воспитания».

6. Попеременно смотреть 4 секунды на собственный кончик носа и вдаль; повторить три раза.

Глазная разрядка

Основное положение: Важно, чтобы Вы сидели удобно и расслабленно с прямой спиной. При этом не важно, делаете ли вы это на кресле, сидя на пятках или медитируя. Закройте глаза и натирайте ладони до тех пор, пока они не станут теплыми. Затем осторожно положите ладони на глаза, не оказывая при этом на них давление. Вы почувствуете тепло и энергию, которые излучают ладони, а также разрядку глазных мышц. Оставайтесь в этой позиции до тех пор, пока Вам это приятно. Откройте глаза и посмотрите примерно в течение одной минуты в пустое темное место, которое образуется ладонями. Расслабьте при этом мышцы лица и глаз. Затем положите руки на бедра. Повторите упражнение еще 2 раза.

Мигание

Основное положение: Удобное, расслабленное, сидя с прямой спиной.

Проведите теперь 10 сильных, быстрых миганий. Однако, оставьте при этом расслабленными мышцы лица. Потом закройте и расслабляйте глаза около полминуты.

Выполните упражнение 5 раз.

Глазные движения

1. Глаза, насколько возможно, поднимайте вверх и опускайте вниз, не двигая головой. Выполните движение 10 раз. Закройте на одну минуту глаза и расслабьтесь.

2. Двигайте глазами, насколько возможно, вправо и влево, не двигая головой. Выполните движение 10 раз. Закройте на одну минуту глаза и расслабьтесь.

3. Нарисуйте глазами большие круги. Выполняйте движения медленно, причем следите за тем, чтобы не выпустить из внимания ни одной части круга. Голову держите спокойно. Нарисуйте 5 кругов в одном направлении, а затем 5 кругов в обратном направлении. Затем на одну минуту закройте глаза и расслабьтесь.

Упражнение для глаз

При этом упражнении нужно закрыть глаза обеими руками, при этом нельзя пропускать свет. Можете использовать также при случае, локти, чтобы на них опереться, так как руки нельзя крепко прижимать к глазным яблокам.

Через 2-3 минуты Вы можете медленно убрать руки от глаз. Вы должны это сделать медленно, потому что яркое дневное освещение слегка может ослепить Ваши глаза.

Упражнение для глаз

Посмотрите из окна и выберите себе какой-либо предмет. Но этот предмет должен находиться на расстоянии не менее 6 м.

Фиксируйте свою цель и выполните глазами его контуры. «Нарисуйте» этот предмет глазами.

Найдите себе снова и снова новые целевые объекты для рисования.

Упражнение для глаз

Посмотрите вдаль и изобразите глазами наклонные и прямые восьмерки. При этом учитывайте, чтобы движение оставалось приятным для Вас.

Изменение фокуса

Найдите в помещении какой-либо отдаленный предмет. Сфокусируйте на нем Ваши глаза.

Поменяйте теперь фокус на фокус другого предмета, но уже поблизости от Вас и также на нем сфокусируйтесь.

Проведите это упражнение последовательно несколько раз.

Это упражнение расслабляет глаза.

Массаж

Положите большой и средний палец на переносицу, указательный палец между бровями.

Помассируйте это место. 20 секунд достаточно для этого упражнения.

Массаж висков

Закройте глаза и выполните легкий массаж обоими средними пальцами, начиная со лба, затем висков и заканчивая нижней частью уха.

Гимнастика для глаз

Бабочка летает повсюду:

Налево летит, направо летит.

Бабочка порхает по кругу,

Вверх, вниз… и назад спешит.

(держать на палочке бабочку)

Гимнастика для глаз «Жук»

Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперед.

К журавлю Жук подлетел,

Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж».

Вот он вправо полетел –

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел –

Каждый вправо посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился: ж-ж-ж.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Дети вытягивают поочередно вперед правую и левую руки, смотрят на ладошку, затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опускают руки.

Приложение № 9

Конспект дня здоровья для воспитателей

"В здоровом теле – здоровый дух"

Цель: Развивать чувство коллективизма, чувство единства, сплоченности, формировать у воспитателей ответственность за свое здоровье, мотивацию на здоровый образ жизни.

Ведущий: "Здравствуйте". - Это слово одно из первых и у тебя, и у меня. Ты услышал его сразу, как только начал ходить жить и говорить. Нет дня, чтобы человек не произнес его. Проснулся, открыл глаза: "Здравствуйте!". Так на земле начинается день. "Здравствуйте!". Кажется на первый взгляд, какое оно простое и самое обыкновенное слово. А какое оно солнечное! И сколько радости, света несет в себе! В нем все: и тепло, и встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья.

"Здравствуйте", - говорят люди. Одно только здравствуйте! - а на лицах улыбки, и беседа дружней. (по Цветаеву).

Слово "Здравствуйте" - очень старое. Связано оно со словом "дерево". Когда-то давно люди, произнося слово "здравствуйте", желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими как дерево дуб. И теперь, когда мы произносим это слово, желаем человеку быть здоровым, крепким, сильным. Вопрос командам: "Что же такое здоровье?". Свои ответы предлагаю повесить на этом дереве - "дубе".

- Здоровье - сила и ум, настроение, эмоциональное состояние.

- Здоровье - это красота.

- Здоровье - самое большое богатство.

- Здоровье - счастье+

Команда "Ловкие" пишет ответы красным фломастером, команда "Быстрые" - синим.

Ведущий: А что нужно делать, чтобы быть здоровым?

(Ответы также вывешиваются на "Дубе". Победила та команда, которая больше дает правильных ответов).

- следить за физическим состоянием, не заниматься самолечением,

- правильно питаться, следить за состоянием зубов,

- передавать виды деятельности,

- спать не менее 7-8 часов в сутки,

- заниматься спортом или физическими упражнениями,

- закаливать свой организм (аромотерапия, фитотерапия, цветотерапия+),

Ведущий: Из ваших ответов, которыми украшен этот могучий "Дуб", попытаемся сформулировать и обобщить "Кодекс здоровья"

1. Помни: Здоровье не все, но все без здоровья - ничто!

2. Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать и защищать.

3. Здоровье - не только физическая сила, но и душевное равновесие.

4. Здоровье - это твоя способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.

5. Здоровье - это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела

6. Здоровье - это душевная культура человека: доброта, надежда, вера и любовь к тем, кто тебя окружает.

7. Здоровье - социальная культура человека, культура человеческих отношений.

8. Здоровье - это любовь и бережное отношение к природе: природа не брат и не сестра, а отец и мать человечества.

9. Здоровье - это стиль и образ твоей жизни, источник здоровья и источник всех бедствий, зависит от тебя и от твоего образа жизни.

10. Хочешь быть здоровым - подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей.

11. Помни: солнце нам друг и все мы - дети солнца, но с его лучами не шути: загорание не должно стать сгоранием на солнце.

12. Ходи периодически по земле босиком - земля дает нам силу, отводит из тела лишнее электричество.

13. Учись правильно дышать - спокойно, неглубоко и равномерно.

14. Семья - наша опора и наше счастье: делай в семье так, чтобы каждый член семьи чувствовал нужность и зависимость друг от друга.

15. Люби нашу землю - мать и кормилицу, бережно относись к ней и ко всему живому, чему он дала жизнь. Хочешь жить - люби жизнь!

16. Здоровье - наш капитал. Его можно увеличить, его можно и прокутить - хочешь быть здоровым - будь им!

Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: "В здоровом теле - здоровый дух".

Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. Вопрос к командам: "Назовите пословицы и поговорки, в которых говориться о здоровье", например: "Здоровье дороже золота", "Здоровье ни за какие деньги не купишь"

Ведущий: Как было вами сказано ранее: "+вынужденная статическая поза, умственная работа ведут к утомлению, снижают уровень работоспособности". Из-за ограниченной амплитуды движений уменьшается подвижность плечевых, тазобедренных, голеностопных суставов, нарушается поступление кислорода ко внутренним органом к головному мозгу.

Для того, чтобы избежать этих негативных явлений, необходимо научиться чередовать умственное напряжение с физической работой, то есть активным отдыхом. К таким малым формам активного отдыха можно отнести физкультурные минутки, физкультурные паузы.

Физкультурные паузы на стульях.

Ведущий: Профессиональным заболеванием педагогов является болезнь горла и голосовых связок.

Какую профилактическую работу проводите вы, чтобы избежать эти заболевания? (ответы педагогов). Предлагается выполнение дыхательно-голосовых упражнений на укрепление мышц губ и мышц глотки.

Ведущий: Связь голоса со здоровьем была установлена еще в древности. В ту минуту, когда вы смеетесь из "зоны смеха" поступают нервные импульсы. Эти сигналы заставляют мозг вырабатывать вещества удовольствия. Минута смеха продлевает жизнь. Мне бы хотелось продлить свою и вашу жизнь, предложив выполнить домашнее задание "анекдоты". Выигрывает та команда, которая расскажет больше смешных анекдотов.

Ведущий: Одной из формул здоровья является эмоциональное состояние. Предлагаю пройти по залу и выбрать из палитры красок тот цвет, который соответствует вашему настроению. Звучит спокойная музыка. (По всему залу, на полу, лежат геометрические фигуры восьми цветов).

Ж.Вьено утверждает: "Цвет способен на все. Он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение; от него можно ждать чудес, но он може вызвать и катастрофу". Сказано очень верно. Ведь цвета влияют на организм человека, на его нервную систему и сферу эмоций. Они делятся на биологически активные, оказывающие возбуждающее действие на организм; красный, оранжевый, желтый и биологически пассивные, угнетающего действия на нервную систему - синий, голубой, фиолетовый.

Согласно исследованиям ряда авторов, физиологическое воздействие цветов можно свести к следующему:

Красный - проникающий, увеличивает мускульное напряжение, а следовательно, кровяное давление и ритм дыхания. Стимулирует мозг, активизирует все функции организма. Цвет жизни и действия.

Оранжевый - одновременно является и согревающим, и стимулирующим, то может в разных случаях и успокоить, и раздражать. Этот цвет улучшает пищеварение, ускоряет пульсацию крови.

Желтый - тонизирующий, способствует мускульной деятельности, стимулирует зрение, а следовательно, и нервы. Успокаивает слишком возбужденное состояние, стимулирует мозг, активирует умственную работу. Цвет хорошего настроения и веселья.

Зеленый - уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры. Успокаивает и облегчает невралгии и мигрени. Пробуждает в человеке терпение, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность,; главный символ мусульманского рая.

Голубой - снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и снижает ритм дыхания. Он наиболее успокаивающий, вызывает чувство свежести.

Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует затормаживанию функций физиологических систем организма.

Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов, угнетающее влияет на нервную систему, действует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивая их органическую выносливость.

Коричневый - успокаивает, вызывает депрессию и печаль, усыпляет, притупляет эмоции. Чтобы коричневый цвет не вызывал депрессию, его нужно применять с добавлением желтого и оранжевого.

"Цвет сам по себе что-то выражает - от этого нельзя отказаться, это надо использовать" - считал В.Ван Гог.

Ведущий: Мне очень хочется, чтобы все члены команд приняли участие в следующих соревнованиях.

1. Прокрути обруч.

2. Эстафета "Караван".

Участники должны пройти по следам, разложенным по полу, остановится у "Верблюжьей колючки", пожевать ее (3 раза сказать "Ам", сжимая и разжимая пальцы), вернуться к своей команде на четырех ногах (ходьба с опорой на ступни и ладони) и передать эстафету следующему игроку.

Ведущий предлагает всем стать в круг и проводит игру "Клубочек".

Педагог запевает песню, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему. Когда песня заканчивается - все воспитатели соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к ведущему, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут на пол.

Ведущий обращает внимание на то, что ниточка не порвалась и она надеется, что все всегда будут так же крепко дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба - это тоже здоровье.

Подведение итогов Дня Здоровья, высказывания педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация здоровьесберегающего педагогического процесса как условие формирования культуры здоровья дошкольников

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного воз...

Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников

Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников...

Тема: "Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей".

Процесс формирования культуры здоровья дошкольников будет осуществляться более успешно, если реализованы следующие педагогические условия:- использование активных методов обучения;- включение детей в ...

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников».

laquo;Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников»....

Консультация для родителей на тему: «Формирование культуры здоровья дошкольников».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 24 общеразвивающего вида             Консультация для родителейна тему...

Аналитическая справка по анкетированию родителей "Формирование культуры здоровья дошкольников детей дошкольного возраста"

Аналитическая справка  по анкетированию родителей "Формирование культуры здоровья дошкольников детей дошкольного возраста"...

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников»

Родительская семья - важнейший институт формирования культуры здоровья подрастающих поколений. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца, родители для детей - это жизненный &quo...