Формирование эмоционального благополучия дошкольника
статья (подготовительная группа) на тему

Мариненкова Татьяна Геннадьевна

Развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, воспитание умения сотрудничать и сопереживать, работать в группе, владеть эмоциями.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsii_portal.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эмоционального благополучия дошкольника

    На этапе самореализации успешный дошкольник – выпускник ДОУ излучает жизнерадостность, уверенность, обнаруживает внутренний покой, распознает эмоциональные ощущения окружающих и выражает свои собственные.

  В контексте современных представлений о цели образования умение подчиняться правилам и социальным нормам, положительно относиться к себе и другим, взаимодействовать со сверстниками является актуальным для дошкольника и фиксирует степень его готовности к включению в новую – школьную жизнь.

  Знакомить детей с чувственной стороной жизни человека, его переживаниями, внутренним душевным состоянием необходимо с самого раннего детства. От умения ориентироваться в сложном мире самых разных чувств зависят наш характер, настроение, поведение, отношение к окружающему, а в целом – жизненный успех каждого.

  Проводя в детском саду большую часть времени и находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьезные психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

  На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким – либо сказочным персонажем). Педагогу следует серьезно относиться к страхам детей. Ребенку необходимо дать возможность рассказать, чего он боится. Внимательно выслушав, избегайте оценивающих высказываний, например: «Ты боишься такого маленького жучка?»

  Помогите ребенку выразить свой страх в словах: «Ты испугался тогда, когда …». Учите объяснять, чего он боится.

  Опишите ребенку реальные опасные ситуации: перебегать улицу в неположенном месте, дразнить незнакомую собаку, пойти с приятелем на стройку, разжечь костер, «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами, пойти в лес или на железнодорожную станцию.

  Предложите ребенку нарисовать свой «страх» в большом квадрате, затем в квадрате поменьше.  Дойдя до самого маленького квадратика, ребенок постепенно «уничтожает» свой страх, испытывает удовлетворение и облегчение от того, что так его уменьшил, сделал почти (или полностью) неопасным.

  Внимательно наблюдайте за детьми. Если с кем – то из детей следует продолжить коррекцию страхов, используйте другие варианты работы.

  Пусть ребенок изобразит свой «страх» на листке бумаги, а затем уничтожит его – медленно разорвет этот листок пополам, еще пополам, и так до мелких кусочков. «Уничтожить страх» можно, закрашивая или зачеркивая его изображение до полного исчезновения.

  Такие действия, безусловно, улучшат эмоциональное благополучие ребенка.

  В объяснениях допускайте здоровую дозу страха, которая защищает ребенка от реальной опасности (например, боязнь высоты остановит его в ситуации риска).

  Давайте ребенку возможность учиться на собственных ошибках. Осознание ошибки дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение.

   Реагируйте на особое детское восприятие реальных жизненных событий: «Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?» Прочитайте детям стихотворение С. Маршака «Чего боялся Петя?»

  Психические нагрузки от постоянного контакта со взрослыми и сверстниками, часто приводят к возникновению ссор и споров между детьми. Подобные ситуации несут в себе реальную угрозу не только  эмоциональному, но и физическому здоровью детей, поскольку нередко заканчиваются дракой. Драка – крайний способ решения конфликта, а точнее – неумение из него выйти. Конфликт возникает тогда, когда удовлетворение желаний одного человека ведет к невозможности удовлетворения желаний другого, притом обе стороны к этому стремятся. Воспитатель обычно стремится своевременно вмешаться, чтобы предотвратить драку, остановить ссору

  Однако конфликты не следует считать абсолютным злом: они неизбежны, так как невозможно всегда безошибочно знать, что думает, чего хочет или чувствует другой человек.

  Основная задача педагога – научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения. Предложите детям сформулировать причину конфликта, каждой из сторон дайте возможность предложить свой способ решения конфликта. Вместе с детьми обсудите преимущества и недостатки каждого предложения: предложения должны быть приемлемы для каждой из сторон. Пусть дети примут решение, против которого не возникает возражений.

  Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть организованы соответствующие игры, беседы. Их цель – научить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражая их образом, понятным другим людям. Педагогу следует стремиться к тому, чтобы дети были восприимчивы к чувствам, желаниям и мнениям других людей, даже не совпадающим  с их собственными.

  Для этого педагог может организовать различные проблемные ситуации и вместе с детьми пытаться найти решения, иногда выступая в качестве посредника. Педагог предлагает лишь часть решения, а окончательный вариант выхода из ситуации дети находят сами.

  Используйте тренинг. Предложите двоим детям распределить роли и путем диалога разыграть ситуацию: один ребенок - «девочка на качелях»,  другой – «девочка, пытающаяся ее столкнуть». Представьте, что девочки поссорились, как они разговаривают в этом случае? Что скажут друг другу девочки, чтобы помириться?

  Рассмотрите схематические рисунки, изображающие разные эмоциональные состояния (удовольствие, радость, гнев, плач). Какое выражение лица будет у девочек, если они поссорятся и если помирятся? Пусть дети сначала отберут выражения, соответствующие примирению, а затем – соответствующие ссоре.

  Важно, чтобы в подобной игре принимали участие все дети.

  В ходе диалога «Девочка на качелях», третий ребенок может соответствующие высказывания девочек «комментировать» карточками с изображениями, обозначающими гнев, радость, улыбку.

  Разными исполнителями одна и та же ситуация проигрывается соответственно с другим текстом диалога. Побуждайте детей обосновывать свои диалоги, задавайте вопросы: «А как еще можно договориться, чтобы не поссориться? А как можно поссориться по – другому?»

  Используйте подобный тренинг при возникновении реальной проблемной ситуации в группе. Заметив начинающуюся ссору, предложите детям провести диалог, после которого они помирятся.

     Иногда полезно в совместной деятельности специально поставить детей перед необходимостью чем – то поделиться, соблюдать очередность. Например, для изготовления коллективного панно карандашей, кисточек, ножниц дается меньше, чем участников деятельности.

  Иными словами, не следует всеми силами стремиться предотвращать подобные конфликты, относиться к ним как к чему – то только неприятному. Любые конфликтные ситуации (несколько детей одновременно хотят играть с одной игрушкой, и никто не хочет уступать) надо использовать для приобретения детьми опыта разрешения конфликтов.

 Для развития способности к взаимодействию и совершенствования  морально – этических эталонов распределите роли и проведите диалог по содержанию басни С. Михалкова «Два барана».

 Задайте вопросы. Как вы думаете, почему произошло несчастье с баранами? Какие качества погубили баранов? Подумайте и скажите, был ли выход из создавшейся ситуации? Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам? Каким мог бы быть конец басни, если бы бараны не были упрямы и уступили друг другу дорогу?

   Для упражнения в сотрудничестве и взаимодействии предложите детям придумать и нарисовать картинку к басне. Рисунок дети выполняют парами, объединяясь по желанию, выбирают эпизод, обсуждают его и подбирают карандаши вдвоем. Дети рисуют на одном листе, передавая его друг другу и обсуждая последовательность деталей.

  Для совершенствования умения сотрудничать, сопереживать, воспитания готовности прийти на помощь в трудную минуту, проведите игру «Звери на болоте».

  Играют все дети группы. Они «звери», которые попали в болото. У каждого по три «дощечки» (листа бумаги). Выбраться можно только парами и только по «дощечкам». В одиночку и без «дощечек» перебраться через болото нельзя. У одного из зверей сломались и утонули две «дощечки». Чтобы он не утонул, ему может помочь партнер (его «пара»). Партнер должен быстро сообразить, как помочь потерпевшему. Каждый ребенок должен побывать в роли потерпевшего и спасающего.

  Оцениваются готовность прийти на помощь и предложенные варианты спасения.

  Для снятия эмоционального и физического напряжения предложите детям нарисовать домики для животных. Все спаслись, выбрались из болота и устроились в теплом уютном домике. В окно домика ярко светит солнышко.

 Для детей старшего дошкольного возраста характерны недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции и, соответственно, недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей. Небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость артикуляционной моторики и довольно распространенные в настоящее время проблемы в развитии речевых функций снижают коммуникативные возможности детей.

  Для формирования способности работать в группе, для совершенствования умения сотрудничать и сопереживать используйте игру «Зеркало».

  Педагог: «Вы, дети, - «зеркало». Я буду смотреться в это «зеркало». Ну – ка, зеркальце, скажи, какое выражение на моем лице». Дети могут отвечать самостоятельно или с опорой на предложения:

Я очень рада видеть вас.

Мне грустно, потому что на улице плохая погода.

Мне рассказали смешную историю.

Я очень рассердилась.

  «Зеркало» не только называет выражение, но и передает, копирует его, изображает чувство.

  Для развития способности определять свои эмоциональные состояния, умения называть их и передавать каждый ребенок получает конверт с «фотографией» - схемой эмоционального состояния. Дети рассматривают, определяют и называют, какие чувства запечатлел фотограф. (Дается установка на запоминание).

  Предложите детям нарисовать схему эмоционального состояния по памяти.

  Для совершенствования умения сопереживать, для упражнения в элементарном анализе эмоций  и составлении предложений с помощью проблемного вопроса «Почему?» используйте игру «Почемучки».

  Дети договаривают предложения по образцу:

Саша веселый, потому что ему подарили щенка.

Ваня сердитый,  потому что его кто – то толкнул в лужу.

Оля грустная, потому что у нее сломалась кукла.

  Пусть каждый ребенок придумает предложение по образцу.

  Для снятия эмоционального и физического напряжения предложите детям различить и угадать прослушанные звуки природы и соотнести их с эмоциональным состоянием, настроением человека.

  Дети определяют, какое настроение подходит к различным звукам природы, подбирают соответствующие схемы эмоциональных состояний, изображают эти состояния (настроения), глядя на себя в зеркало.

  Предложите детям с помощью рисунков цветными карандашами передать услышанные явления природы (по выбору детей) и своего настроения.

  Побуждайте детей к речевой активности. Попросите объяснить, какому настроению соответствуют те или иные звуки природы и изобразить соответствующее звукам природы настроение на своем лице, контролируя

выражение на лице.

  Для формирования умения сотрудничать, воспитания терпения друг к другу, воспитания культуры общения разыграйте ситуацию «Строим дом».

Дети парами садятся друг против друга. Платками связываются ведущие руки каждой пары. В связанные руки вставляется фломастер. Связанными руками каждая пара рисует по образцу «Домик с трубой». В итоге,  оцениваются качество рисунка (ровный, красивый домик, наличие всех деталей) и характер общения пары: терпение, умение прислушиваться к партнеру, культура общения.

В процессе формирования умения самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами (уступать, договариваться, соблюдать очередность, извиняться)  у дошкольников также формируются предпосылки учебной деятельности: расширяется представление об окружающем мире, повышается уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов, развиваются творческие способности; дети осознают правила и свои действия, учатся владеть эмоциями, развивается воля, что является необходимым условием успешной реализации Стандарта.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психогимнастика, как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников. Игры, упражнения, этюды по психогимнастике.

Материал предоставлен для воспитателей ДОУ.  В материале содержатся методика проведения игр и занятий по  психогимнастике в детском саду для детей старшего возраста. также в материале и...

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников...

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников...

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

развитие и формирование эмоционального благополучия дошкольников...

ПСИХОГИМНАСТИКА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она н...

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Психогимнастика, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной с...