Физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДОО
статья (старшая группа) на тему

Францишкова Ольга Ивановна

Самой важной задачей Федерального Государственного Образовательного Стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, удовлетворение биологической потребности детей в движении, способствующее профилактике психоэмоционального напряжения, психогигиене ребенка и обеспечивающее психологический комфорт и безопасность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО.

                                                                     Воспитатель: Францишкова О.И.

МБДОУ «Детский сад №5 «Теремок»

                                                                     с. Погореловка Корочанского района

                                            Белгородской области»

       Самой важной задачей Федерального Государственного Образовательного Стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, удовлетворение биологической потребности детей в движении, способствующее профилактике психоэмоционального напряжения, психогигиене ребенка и обеспечивающее психологический комфорт и безопасность.

         Практика показывает, что дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой и началами различных видов спорта. Большой интерес у них вызывают спортивные игры – баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, хоккей и др. Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх, отдельные элементы соревнования, не только возможны, но и целесообразны. Возникла необходимость в применении новых подходов к организации физической деятельности. Исходя из этого, мною было выбрано направление в работе по обучению детей дошкольного возраста  элементам техники спортивных игр. Так как эта методика является наиболее благоприятной для  совершенствования деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что  занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания ребенка.

           В основу моей работы положены: «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. Разработанная Л. Н. Волошиной программа «Играйте на здоровье».

В своей работе применяю современные подходы: комплексный, системный, интегрированный, индивидуальный, мониторинговый в режимных моментах, в проектной деятельности и в ежедневной свободной деятельности детей. Помня о основных принципах Стандарта дошкольного образования, о необходимости реализации права каждого ребенка на полноценное физическое развитие, аспекты обучения играм с элементами спорта строила  с учетом разного уровня развития и исходных данных физического состояния каждого ребенка, а также конкретных природных и климатических условий нашего региона. С учетом концепции формирования физической культуры человека в целях социально-нравственного воспитания, включила блок «Теоретическая подготовка», в котором определила темы и содержание бесед с детьми, давала информацию на доступном для дошкольников уровне, а именно:

– история возникновения игр;

– национальные игры с элементами спорта;

– достижения и успехи России в данной области спорта;

– достижения и успехи местных спортсменов в данной области спорта.

      Овладение изучаемым материалом происходило в процессе активной деятельности детей и при столь же активной направляющей работе взрослых. Методические рекомендации, обеспечивая интеллектуальное развитие, направлялись на формирование у детей комплекса знаний о технике, действиях, функциях игроков, способах их выбора в зависимости от игровой ситуации, использование инвентаря, устройство спортивной площадки.

       А также использовались различные методы работы по обучению детей элементам спортивных игр.        

Наглядные: показ движения, слуховые и зрительные ориентиры, имитация.

Словесные: название упражнения, объяснение, указания, пояснения, распоряжения, команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные инструкции.

Практические: выполнение упражнений без изменений и с изменениями, практическое опробование, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, выполнение упражнений в различных условиях.

    Знакомство со спортивными играми я начинала с подбора доступной для восприятия дошкольниками информации о играх, знакомила с правилами игры и правилами поведения детей во время игр, разучивала элементарные упражнения и действия в играх.

      Обучение детей играм с элементами спортивных игр начинала постепенно, переходя от простого к сложному. Затем дети совершенствовали  движения в совместной и самостоятельной двигательной деятельности. Тем самым решались задачи социально- коммуникативного развития ребенка по требованиям Стандарта, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

    Сами игры проводили по упрощённым правилам, элементы спортивных игр подбирались с учетом возраста, физического здоровья, физической подготовленности, и интересов ребенка. Так мальчики больше любят играть в футбол, в городки, выполнять упражнения с мячом.

      Знакомя детей с летними видами спорта, мы говорили о бадминтоне. Бадминтон – спортивная игра с воланом и ракетками. Для этой игры не нужны специальные условия, можно играть на любой небольшой площадке. Оказалось, у многих детей бадминтон есть дома, и осталось повысить компетентность родителей с помощью консультаций и  научиться играть. Работая с родителями,  я решала задачу обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.  

Игра «Городки» в упрощённом виде доступна для детей старшего возраста. Городки — старинная русская игра, развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса. Правила игры в городки для дошкольников значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых. И здесь дети проявляют своё творчество в придумывании новых фигур.

Любимая у мальчиков игра в футбол. Обучение проводила основным приёмам техники игры: удары по мячу, ведение, приёмы мяча, приёмы игры вратаря.

Одно из увлекательных спортивных упражнений у детей - катание на велосипеде. Способствует развитию ориентировки детей в пространстве, сохранению равновесия, развитию выносливости, ловкости, смелости, уверенности в своих силах, что соответствует содержанию образовательной области по физическому развитию в соответствии с Образовательным Стандартом.

 Не менее увлекательна игра – фризби. Фризби — это легкий пластиковый диск. Игры с летающей тарелкой помогают детям развивать координацию, гибкость и ловкость. Летающую тарелку можно запускать не только вдаль, но и в цель, приятно ловить её  прямо в руки, перебрасывая диск друг другу.
Хочу отметить, что мы наблюдаем у детей интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Всё это многообразие спортивных игр и упражнений доступно для дошкольников. Обучение детей  элементам спортивных игр обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Может быть, наши дети и не станут выдающимися спортсменами, но занимаясь физической культурой, они обретут крепкое здоровье и высокую работоспособность, что позволит им хорошо учиться и добиться успехов в любом деле.

Литература:

  1. Волошина Л., Новичкова Л. Играем в баскетбол // Ребенок в детском саду, 2001. № 3.
  2.  Волошина Л. Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5–7 лет // Физическая культура, 2003. № 4.
  3. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2004.
  4.  «Детство» - примерная основная общеобразовательная программа      дошкольного образования  под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе,    З.А. Михайловой;