Формирование навыков рационального дыхания у детей
статья на тему

Цикличность движений, свойственная плаванию как виду спорта, не только гармонично развивает дыхательный аппарат, но и формирует ритмичное глубокое дыхание (И.В. Чеботарева).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_u_detey_navykov_ratsionalnogo_dyhaniya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей навыков рационального дыхания

Раскрывая особенности оздоровительной работы в комплексе бассейн - сауна - фитобар особо следует сказать о дыхании. В связи с постоянным преодолением сопротивления воды  большой ее плотностью выполнение вдоха и выдоха во время  плавания для новичка затруднено, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, способствующие укреплении легких, бронхов, сосудов, а также межреберных мышц.

По мере овладения одним из способов плавания, дыхание становится естественным, привычным, а увеличение скорости плавания способствует дальнейшей тренировке аппарата дыхания

Цикличность движений, свойственная плаванию как виду спорта, не только гармонично развивает дыхательный аппарат, но и формирует ритмичное глубокое дыхание (И.В. Чеботарева).

К сожалению, в методике обучения плаванию детей дошкольного возраста отсутствуют специальные упражнения на формирование правильного дыхания. Поэтому мы предлагаем использовать упражнения на формирование навыков рационального дыхания у детей на физкультурных занятиях (вне бассейна).

Очень часто возникает вопрос о том, каким содержанием должны быть наполнены средства формирования навыков рационального дыхания. Этот вопрос остается открытым как для теории, так и для практики оздоровительно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. На наш взгляд, тот или иной ответ на него определяет характер получаемого оздоровительного эффекта, и шире - общую результативность оздоровления и развития дошкольников.

Так, П.П. Болдурчиди предложил интересную систему обучения рациональному дыханию с использованием статических дыхательных упражнений. Обучение начиналось с рассказа о сильных и смелых космонавтах, которые научились правильно дышать перед полетом. После этого детям предлагалось раздеться по пояс и в положении сидя отвечать на задаваемые вопросы: «Покажите вашу грудь», «Положите на нее обе ладони».

Затем детям предлагалось, держа ладони на груди, «понюхать, как пахнут цветочки» -сделать вдох, а затем «сдуть пух с одуванчика» - сделать выдох. В фазе вдоха грудь надо было опускать. Каждый вдох и каждый выдох совершался на протяжении 2-3 секунды. Обращалось внимание детей на медленное и бесшумное выполнение каждого вдоха и выдоха. Упражнение повторялось 2-3 раза, со зрительным и тактильным контролем за движением грудной клетки. Затем несколько детей по очереди рассказывали, что они видели во время каждого вдоха и выдоха. Если рассказ кого-либо из детей не отражал правильного представления о только что выполненном упражнении, его обязательно поправляли другие дети. Детям в заключение говорили, что это грудной тип дыхания.

После выполнения грудного дыхания, в исходном положении лежа на спине, детям предлагалось положить руки (ладонями) на грудь и при зрительном контроле выполнить 1-2 раза то же упражнение.

Далее осуществлялся переход к обучению брюшному дыханию. Дети, сидя на полу, слушали объяснения и показ брюшного: дыхания. Внимание детей сосредоточивалось на том, что «когда вы нюхаете цветочки », следует сделать вдох, в это время выпячивается живот, т.е. «надувается мячик», а «когда сдуваете пух с одуванчика» (т.е. производится выдох), необходимо подтянуть живот и сделать «ямочку». Это упражнение повторялось 3 раза.

На следующем занятии (через день) детям предлагалось представить, а 3-4 детям рассказать по очереди, как выполняется грудное и брюшное дыхание. 1-2 детей просили показать только те упражнения, о которых рассказывал педагог. После этого статические дыхательные упражнения выполнялись всей группой по команде 2-3 раза.

Создав представление о грудном и диафрагменном дыхании на втором занятии, переходили к более сложному заданию - обучению полному (смешанному типу) дыханию. Это предварялось объяснением и показом.

В начальном периоде обучения в положении лежа на спине, ребенок направлял свои усилия на последовательное включение в акт вдоха диафрагмы и грудной клетки путем выпячивания передней брюшной стенки и расширения грудной клетки. Выдох начинался с одновременного опускания грудной клетки и с подтягивания брюшной стенки. При этом воспитатель клал свои ладони - одну на грудь, другую на переднюю брюшную стенку ребенка и в форме игры «Покатай» (3-4 раза) предлагал совершить глубокий вдох, а затем продолжительный выдох.

Так у ребенка формировалось представление о последовательности движения брюшной и грудной стенки во время вдоха и выдоха.

Навык закреплялся практическим показом движения; воспитателем в сочетании с объяснением и выполнением упражнения несколькими детьми. Это помогало детям осмыслить движения и контролировать их. Путем дополнительных словесных указаний в процессе выполнения упражнений дети ориентировались на своевременное выполнение того или иного упражнения и уточняли отдельные элементы по ходу его выполнения. Например, при начале вдоха воспитатель говорил: «Выпячивайте животик», «Расширяйте грудь», во время выдоха: «Сужайте грудную клетку», «Подтяните животик». Или: «Дыхание не задерживать», «Делайте медленней» и т.п. Каждому ребенку ставилась оценка за качество выполнения движений (хорошо, очень хорошо, неправильно и т.п.).

Дальнейшее закрепление осуществлялось с использованием специального методического приема. Дети разучивали слова: Воздух набиваю, мячик надуваю, Воздух выдуваю, ямочку получаю.

Эти слова использовались педагогом в качестве команды, под которую ребята выполняли упражнения в статическом дыхании.

С помощью стихотворений дети достаточно прочно усваивали, что во время продолжительного вдоха надо надуть «мячик» т.е. выпятить брюшную стенку, «поднять животик», поднять и расширить грудную клетку; во время продолжительного выдоха - получить «ямочку», т.е. одновременно опустить грудную клетку и переднюю стенку живота.

При первоначальном обучении вдох и выдох должны быть равны по времени 2-3 секунды. По мере развития и совершенствования навыков полного дыхания при статических дыхательных упражнениях выдох делался продолжительней вдоха (например, вдох - 3 секунды, выдох - 4 секунды и т.д.).

Мы подробно охарактеризовали систему работы, предложенную П.П. Болдурчиди, т.к. в единстве она позволяет решать целый спектр оздоровительных и воспитательных задач. Обучение правильному дыханию и нормализация соответствующих функций организма осуществляется благодаря формированию осмысленности, осознанности и произвольности движений и действий, развитию плана представлений (но не воображения) и др.

После выполнения статических дыхательных упражнений предлагается перейти к сочетанию дыхания с простейшими упражнениями. Это может происходить в форме имитационно-игровых упражнений.

Таково, например, имитационное упражнение «Пловец». Движения «пловца» выполняются в исходном положении, лежа на животе, руки прикладываются ладонями под подбородок. На 2-3 секунды дети выпрямляют руки вверх - в сторону, поднимают голову - прогибаются - делают вдох, на 2-3 секунды. Затем они разводят руки в стороны и сгибают их в исходное положение - выдох и т.д. Движения сопровождаются словами воспитателя «поплыли», «поплыли».

При игровом упражнении «Тяжелоатлет» - исходное пoложение — лежа на спине, ребенок держит палку хватом на уровне чуть шире плеч. По команде надо на 3-4 секунды поднять палку вверх — вдох, на 3-4 секунды — опустить  палку.

Имитационные упражнения использованы и при проведении их сидя: «Птицы летят» — поднять руки в стороны, голову поднять — посмотреть вверх — вдох, опустить их в исходном положении — выдох или «комочек» — в исходном положении, сидя на стульчике, обхватить ноги и прижать их к груди — на 2-3 секунды, выпрямиться, встать и развернуть плечи — вдох, на 2-3 секунды вернуться в исходное положение — сделать «комочек» — опустить голову на колени — выдох.

В исходном положении стоя можно использовать имитационное упражнение «Подросли» — на 2-3 секунды поднять руки через перед вверх - в стороны — вдох, на 2-3 секунды опустить их через стороны в исходное положение — выдох; «подрасти» можно, поднимая руки, потягиваясь на носках или отставляя правую (левую) ногу назад на носок. В этом же исходном положении применялись упражнения «Самолет», «Насос» —соответственно повороты и наклоны туловища с чередованием вдоха и выдоха и др.

В 5-6-летнем возрасте дети осознанно сочетают вдох и выдох с движениями при наиболее благоприятных биомеханических условиях, с некоторым сопротивлением, как я медленном, так и в среднем и быстром темпе. Следует воспитывать у детей умение правильно сочетать дыхание с темпом движения.

Для этого после 10-12 занятий физическими упражнениями можно переходить к обучению сочетания каждого уровня вдоха и выдоха с постепенно возрастающим количеством движений. Например, в имитационном упражнении «Пловец» -лежа на животе, на одном вдохе поднять руки вверх - в стороны и опустить через стороны в исходную позицию, то же движение — на одном выдохе.

В ряде работ изучается проблема обучения дошкольников и младших школьников навыкам рациональной регуляции внешнего дыхания при выполнении основных движений - ходьбы, бега, прыжков в длину с места, метании (В.В. Гневушев, В.Я. Еремеев, К.М. Смирнов и др.). В их работах также подтверждается вывод об эффективности специальных (в том числе - имитационных) упражнений по формированию регуляции действий ребенка для достижения целей подобного обучения.

На наш взгляд, в основе навыков рационального дыхания лежат не любые формы регуляции действий, а лишь те, которые связаны с осмысленной моторикой ребенка (А.В-.Запорожец). Это следует учитывать, приступая к формированию навыков у детей. Осмысленная моторика внутренне сопряжена с работой детского воображения (см. В.Т. Кудрявцев В.Т., Б.Б Егоров). «Развивающая педагогика оздоровления». - М., 2000). Поэтому особую ценность имеют дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает активизацию воображения: «рисование» дыханием в воздухе фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и  прерывистые вдохи и выдохи - «паровозик», медленные и  размеренные - «океанский лайнер») и др.

Единство оздоровительных и образовательных аспектов работы с дошкольниками обеспечивает сочетание дыхательных и звуковых упражнений.

Применительно к старшей и подготовительной группам подобная работа включает в себя следующие программные позиции: имитация через дыхание (ураган, легкий ветерок, пылесос, велосипедный насос, надувание шариков и др.); дыхание в разном ритме (короткие и прерывистые, медленные и размеренные вдохи и выдохи); игровое упражнение «Змейка» (змейка вползает в нос и выползает через рот и наоборот - быстро и медленно); очисти тельное дыхание (вдох носом, выдох прерывистый, словно спуск по ступенькам вниз); вдох через левую ноздрю, вы дох через правую и наоборот; произнесение гласных звуков посредством дыхания без напряжения голосовых связок; «рисование» дыханием в воздухе фигур; вдохи и выдохе при наклонах в разные стороны в положении стоя и сидя по-турецки.

При этом сочетание упражнений дыхательной и звуковой  гимнастики непосредственно реализуется разными способа ми: поглаживание боковых частей носа от кончика к переносице на вдохе, постукивание по ноздрям на выдохе; вдохи и выдохи через правую и левую ноздрю по очереди; вдох и выдох носом - на выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одно; временно постукивая по крыльям носа; при закрытой правой а затем левой ноздре протяжно тянуть звуки « г-м-м-м»; энер гичное произнесение звуков «п-б», «п-б», «п-б» (укреплен» мышц губ), «т-д», «т-д», «т-д» (укреплениемышц языка), «к г», «к-г», «к-г» (укрепление мышц полости гортани); слит ное произнесение с постепенным ускорением звуков «т-у-г-д и-к», «т-у-г-д-и-к», «т-у-г-д-и-к», «т-у-г-д-и-к» (укреплен» мышц языка и полости гортани); пропевание гласных звуко] с придыханием, имитируя движения грузчиков или дровосе ков(«уу-у-у-хнем», «х-а-а», «фу-у-у» идр.). Наэтоженаправ лен комплес специальных игровых упражнений («Гудок па рохода», «Веселая пчелка», «Полет самолета», «Часики» «Трубач», «Паровозик», «Насос»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы формирования навыка диафрагмального дыхания по программе "Комфорт-ЛОГО"

Перспективный план работы по формированию навыка диафрагмально-релаксационного дыхания в режиме "Кардио-ФБУ" программы "Комфорт- ЛОГО"  с  детьми  дошкольного возраста....

Формирование навыков рационального дыхания у детей с ОВЗ.

В статье представлен теоретический и практический материал по теме "Формирование навыков рационального дыхания у детей с ОВЗ" дошкольного возраста. Перечислен ряд упражнений и игр, которые п...

Консультация для педагогов "Формирование навыков диафрагмального дыхания у детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Формирование навыков диафрагмального дыхания у детей дошкольного возраста"...

Инновационный проект: "Формирование навыков речевого дыхания с использованием здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

  Предложенная модель организации работы по  развитию навыков «правильного» дыхания в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка необходимых умений и на...

Упражнения для развития рационального дыхания у детей с 2 до 4 лет

Представлен материал с упражнениями по развитию речевого дыхания...

Мастер-класс на тему: «Формирование навыка рациональной голосоподачи и голосоведения»

Мастер-класс на тему: «Формирование навыка рациональной голосоподачи и голосоведения»....

Формирование рационального дыхания у детей с ОВЗ (выступление на педагогическом совете)

Познакомившись с технологией «Здоровый дошкольник» мы определили для себя тему для дальнейшего изучения и внедрения в нашей работе «Формирование навыков рационального  дыхания и...