Главные вкладки

    Значение семьи в формировании здорового образа жизни ребёнка
    статья по теме

    «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование ЗОЖ должно начинаться с рождения малыша для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_semi_v_zozh.docx22.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Значение семьи в формировании здорового образа          жизни ребёнка

     

         «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование ЗОЖ должно начинаться с рождения малыша для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

         Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребёнка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ему с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет всё дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

         Даже в раннем школьном возрасте ребёнок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих. Всё это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребёнка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

         Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

         Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к ЗОЖ лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к ЗОЖ не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался малыш.

         ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребёнок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека. Роль малыша, в данном случае, заключается в освоении норм и этики отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

          Основной задачей  для родителей является: формирование у ребёнка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несёт ответственность за его сохранение и укрепление. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

         Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребёнка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

         Даже в раннем дошкольном возрасте малыш ещё не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих. Всё это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребёнка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

         Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д.  

         Ещё очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребёнка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также   пребывания дошкольника перед экраном не более 30 минут.

         Формируя  ЗОЖ  ребёнка, семье следует привить ему следующие основные знания, умения и навыки:

    • знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
    •  умение правильно строить режим дня и выполнять его;
    • умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;
    •  знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
    • умение определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;
    • понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учёбе;
    •  умение правильно строить режим дня и выполнять его; знание основных правил рационального питания с учётом возраста;
    • понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
    • знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
    • знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
    • знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
    • умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
    •  умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;
    • знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.

    Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

    • положительная динамика физического состояния вашего ребёнка;
    •  уменьшение заболеваемости;
    • формирование у ребёнка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
    • снижение уровня тревожности и агрессивности.

          Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.

     

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

    Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

    ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕБЁНКА

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ЗДОРОВЬЕ,ВИДАХ ЗДОРОВЬЯ(СОМАТИЧЕСКОЕ,ФИЗИЧЕСКОЕ,ПСИХИЧЕСКОЕ,НРАВСТВЕННОЕ) И КАК ВЫРАБОТАТЬ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ....

    Консультации для родителей «Здоровый образ жизни в семье - основа формирования здорового образа жизни ребенка»

    laquo;Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осозн...

    Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»

    Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове...

    «ВЗАМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЯЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗА»

    В статье рассматривается взаимодействия детского сада и семьи по формированию основ здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни – сложный системный процесс, охватывающий множеств...