Картотека подвижных игр в средней группе
материал (средняя группа) на тему

Надежда Серафимовна Сидоранова

Картотека подвижных игр - в помощь воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_v_sredney_gruppe.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры в средней группе

Основные движения – ходьба и бег

Найди свой цвет

     В начале года можно играть так же, как во второй младшей группе. Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время «прогулки» остановиться и закрыть глаза. В это время педагог переставляет флажки. По слову «домой» дети открывают глаза, находят флажок и бегут к нему. Воспитатель, отмечает, какая группа собралась быстрей других.

Найди себе пару

     Для игры нужно приготовить флажки по количеству участников. Половина флажков одного цвета. Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате). По другому сигналу (например, два удара в бубен или на слова «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом.

     В игре должно принимать участие нечетное число детей, чтобы один остался без пары. Обращаясь к нему, все играющие говорят:

Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др.),

Быстро пару выбирай.

     Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется.

     Примечание. Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх.

Цветные автомобили

     Дети размещаются вдоль стены комнаты или краю площадки. Они – автомобили. Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка.

     Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке ( в любом направлении); на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

     Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей.

     Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили (называет цвет) остановились».

    Воспитатель может заменить цветовой сигнал словесным (например: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).

Трамвай

     Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны (один ребенок держится правой рукой, другой – левой). Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флажка – желтый, красный и зеленый. Воспитатель поднимает флажок зеленого цвета, и дети бегут – трамвай двигается. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флажка: если поднят зеленый флажок, движение трамвая продолжается; если появился желтый или красный флажок, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет.

    Если желающих играть много, можно устроить остановку, на которой сидят дети и ждут прибытия трамвая. Когда трамвай подъезжает к остановке, он замедляет ход и останавливается; одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят. Воспитатель поднимает зеленый флажок: «Поехали!»

     Если детям более знаком автобус или троллейбус, можно трамвай заменить другим видом транспорта.

У медведя во бору….

     На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии двух-трех шагов, очерчивается место для медведя. На противоположном конце площадки обозначается линией дом детей.

     Воспитатель назначает одного из играющих медведем. Остальные играющие – дети; они находятся дома.

     Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды, т.е. имитируя соответствующие движения (наклон и выпрямление корпуса), и одновременно произносят хором стихи:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

     Когда играющие произносят слово «рычит», медведь с рычанием встает, а дети бегут домой. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного медведь отводит к себе. Дети возобновляют сбор грибов и ягод.

     После того как медведь поймает двух-трех играющих, назначается или выбирается новый медведь, игра повторяется.

Пробеги тихо

     Дети делятся на группки по пять-шесть человек. Они стоят за чертой на одном конце площадки. Выбирается водящий, он садится посередине площадки (или комнаты) и закрывает глаза. По сигналу воспитателя одна группка бежит мимо водящего на противоположный конец площадки до установленного места (черты). Дети должны бежать бесшумно. Если водящий услышит шум шагов, он говорит: «Стой», - и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, где слышит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону; если ошибся, они возвращаются на свои места и бегут снова. Так поочередно пробегают все группки детей.

     Выигрывает та группка, которую не услышал водящий. При повторении игры водящий меняется.

     Примечание. Эту игру лучше проводить в помещении, когда дети в тапочках или другой легкой обуви, и им удобнее бежать на носочках. Кроме того, на участке бесшумно бежать трудно: шуршит песок, листья и т.д.

Самолеты

     Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!» - дети делают движения руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную в разных направлениях по площадке.

     По сигналу воспитателя: «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено.

     Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.

     Ведущими колонн надо назначать первое время более активных детей.

     Следует обращать внимание на легкость бега детей.

Лошадки

     Дети становятся парами: один – лошадка, другой – возчик. Для игры даются вожжи или дети держатся за поясок.

Поехали, поехали

С орехами, с орехами

К дедке по репку,

По пареньку,

По сладеньку,

По горбатеньку.

     С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под приговаривание воспитателя «гоп, гоп…» или прищелкивают языком до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Тпру-у…» При повторении игры дети меняются ролями. После того как все освоятся с игрой, воспитатель предлагает во время бега высоко поднимать колени.

     Начинать игру следует с одной парой, постепенно увеличивая число участников до 3-4 пар.

Основное движение – прыжки

Зайцы и волк

     Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев.

     На одной стороне площадки зайцы устраивают себе домики (чертят кружочки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках; волк – на другом конце площадки (в овраге).

     Воспитатель говорит:

Зайки скачут, скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают –

Не идет ли волк.

     Зайцы то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют траву и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк отводит в овраг.

     Как только волк уходит, воспитатель повторяет текст стихотворения, и игра возобновляется. После того как поймано 2-3 зайцы, выбирается другой волк.

     Надо следить за тем, чтобы дети не делали домики близко один от другого.

Воробушки и автомобиль

     Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на стульях или на скамейках воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля (гараж).

     «Воробушки вылетают из гнезда», - говорит воспитатель и дети спрыгивают со скамеек (высота их – 10-15 см), начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны, прыгают на двух ногах.

     Раздается гудок и появляется автомобиль (назначенный ребенок). Воробушки пугаются и улетают в гнезда (при этом каждый занимает свое место – гнездо). Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется с другим автомобилем.

     Детям, изображающим в игре автомобиль, можно дать руль. Воспитатель следит, чтобы дети не убегали за границы площадки.

     В игру можно ввести «клевание зернышек». Воспитатель говорит: «Птички захотели есть и стали клевать зерна». При этих словах дети присаживаются на корточки и стучат пальцами о пол или землю.

Перепрыгнем через ручеек

     На площадке рисуется ручеек, с одного конца узкий, а дальше все шире и шире (от 10 до 40 см).

     Группке детей предлагается перепрыгивать через ручеек вначале там, где он узкий, а затем там, где он пошире, и, наконец, где самый широкий.

     Воспитатель отмечает тех, кто сумел перепрыгнуть ручеек в самом широком месте.

Огуречик, огуречик…

     На одном конце площадки – воспитатель (ловишка), на другом – дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

     При последних словах дети убегают на свои места, а воспитатель их догонят.

Лиса в курятнике

     На одной стороне площадке очерчивается курятник (размер его зависит от числа играющих). В курятнике на насесте (на скамейках) сидят куры. На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор.

    Один из играющих назначается лисой, остальные – куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя: «Лиса!» - куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется.

     Игра кончается, когда лиса поймает двух-трех кур. Можно ее повторить с другой лисой.

Птички и кошка

     Воспитатель чертит на участке большой круг (в комнате, зале круг можно сделать с помощью шнура). Дети встают по кругу с внешней стороны. Одного ребенка назначают кошкой, он становится в центре круга; остальные дети – птички.

     Кошка засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна.

     Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегаю за круг. Пойманных птичек кошка отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

     Игра повторяется с другой кошкой.

Основное движение – метание

Охотник и зайцы

     На одной стороне площадки очерчивается место для охотника. На другой стороне обозначаются кружками места зайцев. В каждом кружке находится по два-три зайца.

     Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе.

     Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». Зайцы выбегают из своих кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитатель «охотник!» зайцы останавливаются, поворачиваются к охотнику спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот заяц, в которого охотник попал мячом, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе.

     После трехкратного повторения игры производится подсчет подстреленных зайцев, выбирается другой охотник, и игра продолжается.

Накинь кольцо

     Игра заключается в набрасывании колец на различные забавные фигурки, например на слона с поднятым хоботом, гуся с вытянутой шеей, зайчика с поднятой лапой и т.п.

     На расстоянии 1,5 – 2 м от фигурки проводится черта – граница, с которой дети бросают кольцо. Воспитатель показывает, как надо встать, как держать кольцо в горизонтальном положении, как бросать (от себя), чтобы оно оставалось в этом положении и во время полета (у детей это получается не сразу, поэтому предварительно нужно побросать кольцо вместе с ребенком, направляя движение его руки).

Мяч через веревку (сетку)

     Между деревьями или гимнастическими стойками натягивается веревка или сетка на уровне груди ребенка.

     По обе стороны веревки (сетки) на расстоянии 1 м от нее проводятся линии. Группки детей (по 4-6 человек с каждой стороны) становятся на линии друг против друга.

    Один из детей, стоящих крайним, получает мяч. По сигналу воспитателя: «Начинай!» - он бросает мяч через сетку ребенку, стоящему напротив. Тот, поймав мяч, перебрасывает его стоящему рядом и т.д. Когда мяч дойдет до последнего играющего, воспитатель отмечает, какие ошибки были у одной и другой группки играющих. При повторении игру начинает другая группка.

Основное движение – лазанье

Кролики

     На одной стороне площадки рисуются кружки – клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к которым вертикально привязываются обручи. На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа, на котором сидит воспитатель. Между домом и клетками кроликов – луг. Дети маленькими группками, по 3-4 человека, становятся в кружки.

     «Кролики сидят в клетках», - говорит воспитатель; дети присаживаются на корточки. Воспитатель, выполняющий роль сторожа, поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов со словами: «Погуляйте, поешьте травки». Кролики пролезают в обручи и начинают бегать и прыгать.

     Через некоторое время воспитатель говорит: «Бегите в клетки». Кролики бегут домой, и каждый возвращается в свою клетку, пролезая снова в обруч.

     Кролики до тех пор находятся в клетке, пока сторож снова не выпустит их.

Котята и щенята.

     Игру можно проводить в комнате, где есть гимнастическая стенка, или на участке.

     Играющих делят на две группы. Дети одной группы изображают котят, дугой – щенят. Котята находятся около гимнастической стенки; щенята – на другой стороне комнаты (в будках за скамейками, за лесенкой, поставленной на ребро).

     Воспитатель предлагает котятам побегать легко, мягко. На слова воспиаттеля: «Щенята!» - вторая группа детей перелезает через скамейки. Они на четвереньках бегут за котятами и лают: «Ав-ав-ав». Котята, мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку. Воспитатель все время находится рядом.

     Щенята возвращаются в свои домики. После двух-трех повторений дети меняются ролями, и игра продолжается.

Игры с разнообразными движениями

Подарки

     Взявшись за руки, дети образуют хоровод. Выбирается водящий, он становится в середину хоровода, а остальные идут по кругу в правую сторону и говорят:

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчек и самолет.

     С окончанием слов дети останавливаются, а стоящие в кругу называет, какой из перечисленных подарков он желает получить. Если он назовет коня, дети изображают, как скачет конь: бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги, руки протянуты вперед, корпус слегка отклонен назад; если куклу – они пляшут на месте лицом к центру круга на любую плясовую мелодию; если волчок – кружатся на месте, потом присаживаются, слегка наклонившись набок, как волчек; если самолет – подражают полету и приземлению самолета: раздвинув руки в стороны, бегут плавно друг за другом по кругу. Когда стоящий в кругу скажет! «Стоп», замедляют ход и плавным движением опускаются на корточки.

     Изображая ту или иную игрушку, дети говорят и соответствующие слова:

Скачет конь наш, чок, чок, чок,             Вот как кружится волчок,

Слышен топот быстрых ног.                  Прожжужал и на бок лег.

Кукла, кукла, попляши,                          Самолет летит, летит,

Красной лентой помаши.                       Летчик смелый в нем сидит.

     Стоящий в кругу ребенок выбирает какую-нибудь игрушку – одного из участников игры. Тот, кого выбрали, идет на середину круга, и игра начинается снова.

Найди флажок (Найди, где спрятано)

     Дети сидят вдоль стены комнаты или по одной стороне площадки. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит: «Пора!». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый его найдет, тот получает право прятать его при повторении игры.

     Флажок надо спрятать так, чтобы дети его не сразу нашли. Но если дети долго не могут найти флажок, воспитатель подходит к месту, где он спрятан, и предлагает детям поискать  там.

     Когда флажок прячет ребенок, ему нужно помочь подыскать соответствующее место.

     Флажок можно заменить другим предметом.

Где купался, Иванушка…

     Дети садятся на скамейку. Выбирается водящий – Иванушка. Он отходит в сторону, остальные играющие складывают ладони «чашечкой» и кладут их на колени. У воспитателя в ладонях, сложенных вместе, небольшой камушек.

     Водящий встает к играющим спиной. Дети хором произносят слова:

- Где купался, Иванушка?

- Среди белого камушка.

Белый камень у меня, у меня,

Говорите на меня, на меня…

(Последние строки повторяются два раза)

     В это время воспитатель поочередно касается сложенными ладонями всех детей и одному из них незаметно опускает камушек.

    С окончанием текста все ладошки должны быть закрыты. Иванушка поворачивается к играющим и старается отгадать у кого камушек.

     Если отгадает, садится на место ребенка, у которого был камушек, а тот становится Иванушкой. Если не отгадает, - водит еще раз. Не отгадав и на следующий раз, садится на конец скамейки, а Иванушки выбирается вновь.

     Когда дети хорошо усвоят игру, они организуют ее самостоятельно, выбирая ведущего и Иванушку с помощью считалки.

Теремок

(хороводная игра)

     Играющих может быть любое число, но не меньше 6 человек. Дети договораваются, кто будет мышка, лягушка, заяц, лисичка, волк и медведь. Всех животных может быть по нескольку, только медведь-ловишка должен быть один (он выбирается с помощью считалки). Все играющие берутся за руки, идут по кругу и говорят или поют:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Вот по полю, полю мышка бежит,

У дверей остановилась и стучит.

     Все дети-мышки вбегают в круг и говорят:

Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в невысоком живет?

     Никто не отвечает, и они остаются в кругу. Остальные дети снова идут по кругу (теперь в другую сторону) и снова говорят те же слова, но вместо мышки называют лягушку.

     Каждый раз названные дети выбегают в круг и спрашивают:

Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в невысоком живет?

     Им отвечают все стоящие внутри круга:

Я – мышка-норушка…

Я – лягушка-квакушка… и т.д.

А ты кто?

     Услышав соответствующий ответ, говорят: «Иди к нам жить».

     Остается один медведь. Он ходит вокруг собравшихся вместе животных и на их вопрос: «А ты кто?» - говорит: «А я мишка – всех ловишка».

     По окончании его слов все бегут в условленное место, и медведь их ловит. Пойманным детям медведь сам говорит, кто из них кем будет при повторении игры; остальные роли распределяются по желанию. Участникам игры хорошо надеть соответствующие шапочки-маски.

    Медведь выбирается тем же порядком, и игра продолжается.

Где постучали?

     Дети садятся на стульчики, расставленные по кругу. Выбирается водящий. Он выходит на середину круга, и ему завязывают глаза. Остальные дети должны сидеть абсолютно тихо. Воспитательница обходит бесшумно круг позади детей, останавливается возле кого-либо из сидящих и стучит палочкой о спинку стула, а затем прячет палочку за его спиной, чтобы ее не было видно. Потом она тихо отходит в сторону и говорит: «Пора!» Стоящий в кругу должен отгадать, где постучали, подойти к тому, у кого спрятана палочка. Отгадав правильно, водящий садится на место того ребенка, у которого была палочка, а тот становится водящим.

     Если же водящий ошибся, то игра повторяется с ним же. Надо попросить детей сидеть еще тише, чтобы не мешать ему слушать. Если он не отгадает и во второй раз, выбирается другой водящий, и игра продолжается.

Примечание. Под косынку, которой завязывают глаза детям, надо каждый раз подкладывать кусочек белой бумаги или вместо повязки надевать водящему бумажный колпак.

Игры на развитие мышц кисти рук и пальцев

Мозаики

     Плоскостные и объемные мозаики, помимо воспитания у детей чувства цвета, умения красиво сочетать цвета в узоре, строить узоры в определенном ритме, способствуют развитию мелких мышц руки, а также ловкости движений пальцев.

Лучинки

     Для игры дается набор лучинок (30-40 шт длиной 10-15 см, окрашенных в 3-4 цвета).

     Группке детей (3-4 человека), сидящих за столом, воспитатель показывает, какие узоры можно выложить из лучинок. Дети берут из коробки лучинки и выкладывают узоры по образцу воспитателя. Затем воспитатель предлагает детям самим придумать, что можно выложить из лучинок; напоминает, какого цвета лучинки лучше использовать.

     После того как дети научатся выкладывать узоры, к имеющемуся набору добавляют лучинки разных размеров – от 5 до 15 см, по нескольку штук на каждого. Воспитатель предлагает детям выкладывать и несложные сюжеты, например дом с забором, дерево и т.п.

     Наборы лучинок можно изготовить самим из деревянного бруска или из тонкой фанеры. Лучинки нужно хорошо обстругать и покрасить несмываемой краской.

     

     

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека подвижных игр для средней группы

Сборка подвижных игр для  средней  группы по  программе  "От  рождения   до  школы". Можно  использовать для педагогов и как  наглядность   для...

картотека подвижных игр в средней группе

Картотека подвижных игр считается необходимым атрибутов в игровом уголке...

Картотека подвижных игр для средней группы

Подборка игр в соответствии с требованиями программы М.А.Васильевой. Выполнена в форме 46 карточек, имеющих содержание, источник, также приложен титульный лист с полным перечнем игр для данного возрас...

"Картотека подвижных игр в средней группе группе "

quot;Подвижные игры в средней группе"...

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для  детей средней  группы   на  развитие двигательной активности детей и картотека  для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....