Нетрадиционное взаимодействие инструктора по физической культуре с родителями
консультация на тему

Осокина Светлана Николаевна

Формирование определённой бызы знаний и практических навыков здорового образа жизни совместно с семьёй. Создание детско-взрослого сообщества (дети-родители-педагоги).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

      Проблема физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников очень важна и актуальна. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно - оздоровительная программа не даёт полноценных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослого сообщества (дети – родители - педагоги).

      Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит большой путь в своём развитии. Именно в этот период идёт интенсивный рост органов и становление функциональных систем организма, складываются характер, отношение к себе и окружающим. У детей необходимо формировать определённую базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанные по потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

      Однако многие дети, поступающие в детский сад, имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, проблемы со скоростью, ловкостью, координацией движений. Одна из причин таких результатов - неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей.

      Укрепление здоровья ребёнка невозможно без участия родителей. Именно они обязаны привить ему стремление к ЗОЖ. Семья для ребёнка - источник общественного опыта и развивающая среда. Здесь он находит пример для подражания, происходит его социальная адаптация. То, что ребёнок приобретает в  детские годы в семье, сохраняется в течение всей жизни. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны  решать эту проблему «всем  миром»: детский сад, семья общественность.

      Дошкольная организация и семья - две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребёнка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития детей необходима их согласованная работа. Признание приоритета семейного воспитания требует новых форм и отношений семьи и дошкольного учреждения — сотрудничества  и  взаимодействия.

      В толковом словаре «русского языка» под ред. С.И. Ожегова дано определение понятию «сотрудничать»: работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле.

      Сотрудничество - это общение «на равных», активная помощь друг другу, диалог, развивающий участников. Овладевать искусством вести диалог, искать позитивные способы и новые формы общения необходимо и родителям и педагогам.

      В «толковом словаре  русского языка» взаимодействие определяется как:   1) взаимная связь;

2) взаимная поддержка.

      О. Л. Зверева трактует взаимодействие как обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает «обратную связь», учёт их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность. Это возможно в том случае, если фундаментом станет совместная физкультурно - оздоровительная деятельность детей и родителей, если взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание ребёнка быть здоровым.

      Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. «Открытость детского сада» - это вовлечение родителей в его образовательный процесс. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей, внести свой вклад в образовательный процесс. От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все, и прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают новое. Важнее другое, они учатся с уважением, любовью и гордостью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, такие сильные, ловкие, выносливые, смелые.

      Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы убедить родителей в важности физического развития и приобщения ребёнка к ЗОЖ, осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение семьи, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также в распространении положительного опыта семейного воспитания детей.

      Были выделены общепедагогические и специфические условия взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей:

  • взаимное доверие и уважение между педагогом и родителями;
  • соблюдение такта, чуткость, отзывчивость по отношению к родителям;
  • учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах физического воспитания;
  • сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
  • взаимосвязь разных форм работы;
  • одновременное влияние на родителей и детей;
  • обеспечение в работе с родителями определённой последовательности, системы.

      В основу организации совместной деятельности инструктора по физкультуре и родителей легли следующие принципы.

  • Единства целей и задач физического воспитания и укрепления здоровья ребёнка в ДОУ и семье. Включает координацию усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания.
  • Систематичности и последовательности.
  • Партнёрства, взаимопонимания и доверия, включает совместные действия, направленные на физическое воспитание и укрепление здоровья ребёнка (формирование отношения к родителям как к равноправным партнёрам в физкультурно-оздоровительном процессе, укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду).
  • Согласованности действий. Устанавливает единые требования к процессу физического воспитания и правилам здорового образа жизни (ограничения, требования, запреты) в семье и детском саду.
  • Преемственности и  индивидуального подхода к каждому ребёнку и семье на основе учёта их интересов и способностей.

      Цель педагогической деятельности - поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества инструктора по физкультуре с родителями как условия позитивного физического развития ребёнка и формирования родительской компетентности.

      Были определены следующие задачи:

  • внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;
  • обучить родителей приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата;
  • повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
  • оказывать семье конкретную практическую помощь в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка;
  • расширить спектр средств и способов работы с родителями, стимулировать их, как участников единого образовательного пространства, к поиску оптимального стиля взаимодействия, способствовать укреплению доверительных отношений между инструктором по физической культуре  и родителями.

      Мы организовали работу в несколько этапов.

  1. Организационно подготовительный

      Цель: организация взаимодействия инструктора по физической культуре и родителей в физическом воспитании детей, привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов к физическому воспитанию ребёнка.

  1. Мотивационно-ориентировочный

      Цель: развитие мотивации у родителей на выполнение общего интересного дела, проявление творческих способностей, реализация собственных идей каждым родителем; создание условий для полноценного общения, обмена мнениями, опытом семейного физического воспитания.

  1. Просветительский

     Цель: педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической грамотности в процессах формирования навыков сохранения и укрепления здоровья, физического воспитания, пропаганда семейных ценностей, воспитания и сохранения семейных традиций, знаний о здоровом образе жизни.

  1. Деятельностный

      Цель:  внедрение активных форм участия родителей в физическом воспитании детей, повышение роли родителей в оздоровлении детей, пропаганде здорового образа жизни, распространении опыта семейного воспитания.

      Формы работы с родителями мы подбирали согласно классификации Т. В. Кротовой. Планируя ту или иную деятельность, мы исходили из представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству, и старались найти оригинальные, востребованные, интерактивные формы взаимодействия. В работе с родителями выделяют традиционные и нетрадиционные формы.

К традиционным относят:

  • коллективные (родительские собрания, групповые консультации, конференции);
  • индивидуальные (индивидуальные консультации, беседы);
  • наглядно-информационные (папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей);

      В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения.

Информационно-аналитические формы (анкетирование, опрос, тест) направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, получение информации о физкультурно - оздоровительной работе в семье, ребёнке, его взаимоотношениях с родителями, интересах и хобби семьи. Анкетирование позволяет собрать мнения и пожелания о своей работе, анализировать её качество. Темы анкет могут быть разнообразными и зависят от задач, которые в данный момент решаются в работе по физическому воспитанию детей.

      Используются и такие нетрадиционные формы общения с семьёй, как «Родительская почта», «Телефон доверия»: родители обращаются за помощью к инструктору по физкультуре с интересующими их вопросами, делятся мыслями, идеями и предложениями. «Виртуальная приёмная» предполагает онлайн общение с родителями на сайте. С учётом специфики работы инструктора по физкультуре и невозможности ежедневного общения с родителями наиболее приемлемыми являются наглядно-информационные формы работы. Взаимодействие направлено на обогащение знаний родителей. Общение с родителями в этом случае опосредованное.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две группы:

  • информационно-ознакомительная
  • информационно-просветительская.

      Задачей первой - ознакомление родителей с ДУ, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Этому служат, например, дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня тем родителям, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске, видеоролики, фоторепортажи «Хороши спортсмены малыши» - фотосессии детей, выполняющих различные физические упражнения, фотовыставки по итогам спортивных праздников. Сюда же относится совместные выставки детских рисунков (работы педагогов и детей, родителей и детей). Вместе с родителями при помощи современных технологий оформляются коллажи, практикуется переписка с родителями по электронной почте, обмен фотографиями.

      Информационно - просветительская работа направлена на обогащение знаний родителей об особенностях физического развития и воспитания детей дошкольного возраста. Материалы наглядной пропаганды должны привлекать внимание родителей, поэтому педагогу необходимо приложить не мало усилий, чтобы добиться этого.

      Значительным подспорьем в работе стала мини - библиотека специальной литературы по проблемам физического воспитания и укрепления здоровья.

      Суть познавательных форм - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями дошкольников рациональными методами и приёмами воспитания, формирование у родителей практических навыков физического воспитания. Основная роль принадлежит собраниям, консультациям в нетрадиционной форме. Одна из эффективных форм взаимодействия семьи и ДОУ - организация семейного клуба. Вот уже несколько лет у нас действует такой клуб. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому тематику выбираем с учётом родительских пожеланий и запросов, руководствуясь результатами анкетирования. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ: медицинские работники, учителя-логопеды, психолог.

      Для решения проблемы оздоровления детей нужно установить доверительно - деловые контакты с взрослыми, участвующими в воспитании. Личный интерес и серьёзный подход родителей к физическим упражнениям - пример для ребёнка. Дети очень любят, когда физкультурой вместе с ними занимаются папа и мама. Для обратной связи с семьёй мы решили воспользоваться системой заданий родителям на выходные дни. Цель таких домашних заданий - приобщать семью к основам ЗОЖ и закрепить у детей навыки, прививаемые в детском саду.

      В детском саду стало традицией проведение спортивных праздников для детей и родителей и экскурсии.  

      Таким образом, применение в работе ДОУ различных форм взаимодействия с родителями помогает повысить эффективность деятельности по оздоровлению детей и сформировать устойчивые стереотипы здорового образа жизни в своей семье.

Литература

  1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. М., 1993.
  2. Антонова А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию // Дошкольное воспитание. 1986. № 4.
  3. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. М., 2004.
  4. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М., 2005.
  5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2002.
  6. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2008.
  7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М, 2009.
  8. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями //Управление ДОУ. 2002. № 4.
  9. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи //Воспитатель ДОУ. 2009. № 4.
  10.  Козлова Т.В. Физкультура для всей семьи. М., 2001.
  11.  Маханева МД. Воспитание здорового ребёнка: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2000.
  12.  Овчинникова Т. С. Организация здоровье созидающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. СПб., 2006.
  13.  Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003.
  14.  Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающее технологии в образовательно - воспитательном процессе. М., 2003.

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Формы работы

Цель

Виды

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение анкетирования, социологических срезов, опросов

Наглядно-информационные:

-информационно-ознакомительные;

-информационно-просветительские;

Ознакомлением с работой дошкольного учреждения, условиями, задачами, содержанием, методами и особенностями воспитания детей, оказание практической помощи семье. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет, организация мини-библиотек, презентации семейных творческих проектов по физкультурно-оздоровительной работе в семье, странички сайта, видеотека, аудиотека; фотовыставки, выставки детских работ

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания у детей

Семинары - практикумы, педагогический брифинг, семейный клуб, родительские конференции, педагогическая гостиная, консультации в нетрадиционные формы с элементами практикума, вечера вопросов и ответов, устные педагогические журналы, организация совместных физкультурных занятий, игры с педагогическим содержанием, библиотека игр для родителей, домашние задания.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Совместные досуги, праздники, туристические походы, спартакиады, турниры, участия родителей и детей в акциях, экскурсиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для инструкторов по физической культуре и воспитателей "Брошюры для взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями (законными представителями) дошкольников

Совет 8. Приучайте ребенка соблюдать режим дня, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ...

: Система взаимодействия инструктора по физической культуре и родителей в процессе физического развития и оздоровления дошкольников

Одним из ведущих мест в деятельности дошкольных учреждений выдвигается взаимодействие с семьей Родители - основные социальные заказчики ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозмо...