методы и приемы в валеологии
консультация на тему

Мухомадеева Надежда Сергеевна

Данная консультация рассказывает о методах и приемах, используемых в работе по обучению и воспитанию детей по разделу валеологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_voleologiya.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Терминология

Валеология — это “наука о здоровье”. Преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.

Метод-это способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом,

Приём - это совокупность действий в их определённой последовательности для решения проблемы.

Методы и приемы

Словесные

Рассказ педагога

Рассказ детей

Беседа

Чтение худ. Литературы

Наглядные

Наблюдение

Рассматривание картин

Демонстрация слайдов, диафильмов, кинофильмов

Практические

Упражнения

Элементарные физиологические опыты

Игровой

Экспериментирование

Инновационные

Монтессори

ТРИЗ

Мозговой штурм (системный оператор, метод каталога, метод «Маленьких человечков»)

Проекты

Словесные методы

  1. Рассказ педагога (сообщение новой информации детям). Цель: Создавать яркие, точные представления о строении, функциях организма, правилах гигиены и т.д.

Приемы:

 – риторические вопросы

– обмен мнениями

– беседа до и после рассказа

– рассматривание наглядностей

  1. Рассказы детей (сообщения). Задачи: совершенствовать знания, умения отражать сложившиеся представления, повышать степень обобщенности знаний.

Приемы:

– вопросы

– напоминания

– соучастие воспитателя

– анализ

– оценка

  1. Беседа (уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематизация). Задачи: развитие умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание, сосредотачивать умственные силы.
  2. Чтение художественного произведения («Мойдодыр», «Доктор Айболит» и т.д.). Задачи: расширять, обогащать знания детей, формировать способность к восприятию, пониманию.

Наглядные методы

  1. Наблюдение. Задачи: формирование основного содержания знаний дошкольников об органах, их функциях, гигиене; развитие наглядно-образной, наглядно-действенной форм мышления, речи.

Приемы:

-вопросы наводящего характера

-обсуждение

-сравнение

2. Рассматривание картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем. Задачи: уточнение, обогащение представлений детей об организме, обогащение словаря детей; формирование наглядных образов тех органов, восприятие которых в жизни  невозможно;  обогащение, систематизация знаний детей;  активизация словаря, развитие связной речи.

Приемы:

– вопросы

– образец рассказа

– задание творческого характера

  1. Слайды, диафильмы, кинофильмы, кодограммы – демонстрация их. Задачи: расширение знаний детей; развитие речи; формирование конкретных представлений о явлениях, восприятие которых в жизни затруднено, невозможно;  возможность познакомить с явлениями, протекающими длительное время.

Приемы:

– вопросы – обсуждение

– повторный показ

– рассказ

 –объяснения

– художественное слово

– рисование на темы, близкие к их содержанию

Практические методы

  1. Упражнения (многократное повторение умственных и практических действий).

Задачи:

– овладение разными способами умственной деятельности;

– формирование валеологических и практических навыков, умений;

– совершенствование и укрепление познавательных сил детей.

Приемы:

-показ

-объяснение

  1. Элементарные физиологические опыты (преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств органов,  установление связи между ними, причин изменения).

Этапы:

Выдвигается познавательная задача → Анализ задачи, выявление известного и неизвестного → обсуждение  организации опыта → опыт

Приемы:

– вопросы поискового характера

– указания

– сравнения

– рисунки, графики

– анализ результатов

 –  вывод решения познавательной задачи

– формирование сложной аналитико-синтетической деятельности мышления

– формирование способности сравнивать, делать выводы

  1. Игровой метод (использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами).

Приемы:

– вопросы

– указания

– объяснения

– показ

- воображаемая игровая ситуация

4.  Моделирование (создание моделей, их использование).

Задачи: формирование знаний о свойствах, структуре, отношениях,  связях, объектов.

Приемы:

-вопросы

-обсуждение

5. Экспериментирование (самостоятельная поисковая деятельность детей с целью решения поставленной задачи).

Приемы:

-вопросы поискового характера

-проблемные ситуации

-анализ результатов

-самообследование

Инновационные методы

1.Метод  Монтессори – предоставление ребёнку возможности саморазвития через определённую подготовленную среду.

Приемы:

-наглядность

-объяснения

2. Методы ТРИЗ:

*мозговой штурм (Позволяет формировать у детей умение давать большое количество идей по заданной теме, выбирать оригинальное решение задачи. Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода).

Приемы:

-постановка вопросов

-обсуждение

-анализ результата

*системный оператор (Побуждает ребенка к самостоятельному рассуждению по отношению к объекту, имеющему прошлое, настоящее и будущее).

*метод каталога (Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад. Для этого используется любая книга, и задаются вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая место в книге).

Приемы:

-беседа

-обсуждение

-рассказ детей

*метод «Маленьких человечков»

-беседа

-обсуждения

-рассуждение

3. Интегрированный метод (Интеграция нескольких областей: полная и частичная).

Приемы из всех методов.

  1. Метод проектов

Приемы из всех методов.

Формы организации детей

занятия;

экскурсии;

наблюдения;

дидактические игры;

чтение специальной литературы;

сюжетно-ролевые игры;

простейшие физиологические опыты;

моделирование;

самостоятельное наблюдение;

индивидуальным занятиям в уголках здоровья;

занятиям-консультациям и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та­кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптирован...

"Содержание методов и приемов ознакомления детей с живописью"

Материал о методах и приемах, которые помогут развить у детей интерес к живописи, желание ее внимательно рассматривать,эмоционально отклиаться на настроение картины, ее красоту,  получать радость...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ РИТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данный проект посвящен проблеме совершенствования речевого развития, коммуникативных способностей, повышения эффективности речиу детей дошкольного возраста. Описывается система работы по риторич...

Методы и приемы обучения. Характеристика наглядных и практических методов обучения.

   Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз...

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании...

консультация "Инновационные развивающие технологии, методы и приемы, направленные на развитие речи детей. Метод «Интеллект-карт»"

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-с...