Консультация для педагогов "Сохранение эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
консультация (младшая группа) по теме

Остапенко Нина Владимировна

 

Эмоциональное благополучие ребенка  в детском саду –   это  его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта,  защищенности и доверия, важное условие сохранения его психического здоровья.

 Способствовать сохранению эмоционального благополучия детей в ДОУ может  театрализованная деятельность.                                                                                                

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сохранение эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

И потому, одна из главных задач современного  педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней. Эмоциональная сфера - один из главных  факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его благополучной психики. Эмоциональное благополучие ребенка  в детском саду –   это  его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта,  защищенности и доверия, важное условие сохранения его психического здоровья.

 Способствовать сохранению эмоционального благополучия детей в ДОУ может  театрализованная деятельность.                                                                                                

Театрализованные игры позволяют использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство влияния на личность ребенка, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Дети значительно лучше и эмоциональней усваивают материал, если о нем рассказывает не воспитатель, а сказочный герой. От его лица  благодарим и хвалим детей, здороваемся и прощаемся. 

Для детей двух-трех лет многие игры имеют сюжетный характер, то есть создается образ, в котором ребенок чувствует себя комфортно. Все игровые элементы опираются на образ, в соответствии с которым ребенок выполняет задание. В одном случае дети идут, переваливаясь, как мишки, в другом – весело скачут, как зайчики, греют лапки и хвостик, а в третьем, идут мягко, показывая лапки и заметая следы хвостом, как хитрая лиса. В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они с удовольствием многократно повторяют все движения.

Большинство театрализованных игр не продолжительны по времени и просты по своей организации (что особенно важно для малышей), используем их как часть непосредственно образовательной деятельности и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня.

Малыши с удовольствием включаются в театрализацию, воплощают образы, превращаются в артистов.

Постепенно расширяем игровой опыт детей за счет освоения разных видов театра, в которые включается ребенок.

Условия, благоприятные для развития театрализованных игр:

  • С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.
  • Воспитывать интерес к драматизации, театральной деятельности.
  • Заботиться об оснащении игр.
  • Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для игр-драматизаций.
  • Педагогическое руководство.          

Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше творчества, изобретательности  проявляли сами дети.

Сказки, в которые мы играем, всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа.

Театрализованная  деятельность  универсальна:  она выполняет одновременно познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в том числе по здоровьесбережению.  Это - сказки-драматизации, только ориентированы на какую-либо проблему. Это - рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с  различными событиями жизни. Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений, видит пути решения проблемы и частично переносит их в повседневную действительность. Взаимосвязь здоровьесберегающих технологий с театрализованной деятельностью способствует развитию у детей не только художественных способностей, но и физических и психические качеств, закреплению знаний о поведении в той или иной жизненной ситуации, формируют привычку к здоровому образу жизни. Сказки, потешки  являются для детей – дошкольников особой формой действительности – это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях.                                                 Для развития образной выразительности проводим специальные экскурсии, прогулки, наблюдения. Дети внимательно прислушиваются к пению птиц, отмечают особенности движения, интонации.                                                                                                                        В работе используем мимические этюды - рассказы с помощью мимики и жестов.    Драматический конфликт, становление характеров,  острота ситуации, эмоциональная насыщенность – все это свойственно сказкам. Самостоятельная деятельность, которая непременно развивается при этих условиях может обогатиться  увлекательными играми с потешками.

Освоение образной сущности потешки строится по законам детской художественной деятельности и последовательно проходит все ее этапы – восприятие, исполнение, сочинение. Особое внимание обращаем на развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов. Для дошкольников важнее понимание характера героя потешки, сказки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения,  нежели качественное, но заученное изображение его движений, обозначенных в тексте.  

Таким образом,  одним из средств решения обозначенных задач, направленных на оздоровление каждого ребенка-дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей и здоровья  становится использование театрализованной деятельности в детском саду.

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, а такт же способствует сохранению душевного и социального благополучия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....

Презентация "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Театрализованная деятельность - одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодейств...

Проект «Развитие коммуникативно – речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста, коммуникативно – речевые навыки, через театрализованную деятельность.Задачи:·         Формирование...

Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальной и значимой. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольно...

Опыт работы по самообразованию «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Опыт работы по самообразованию: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»...