Консультация для педагогов "Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями. Ю.Ф. Змановский "Здоровый дошкольник"
консультация по теме

Левашова Марина Вячеславовна

Материалы консультации раскрывают для педагогов ДОУ  понятие "здоровьесберегающие технологии", систему мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, знакомят с современными здоровьесберегающими технологиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №16 «Голосок» компенсирующего вида»

Консультация  

для  педагогов на тему:

«Знакомство  с  новыми  здоровьесберегающими  технологиями.

Ю.Ф.Змановский  «Здоровый  дошкольник»

                                                           

                                                                Подготовила:

                                                                                     старший воспитатель

                                                                            Левашова М. В.

                                               

Г.Вязники

«Здоровье – это  состояние  полного  физического, умственного  и  социального  благополучия, а  не  только  отсутствие  болезни  или  немощи»

(Всемирная  организация  здравоохранения  ВОЗ)

По  данным  специалистов, что  подтверждается  и  официальной  статистикой, абсолютно  здоровыми  можно  назвать  всего  лишь  10%  детей. Сотрудники  Научного  центра  здоровья  детей  РАМН  в  своих  исследованиях  утверждают  следующее:

  1. здоровье  детей  к  моменту  поступления  в  дошкольное  образовательное  учреждение  уже  можно  охарактеризовать  как  «подорванное».
  2. «Пока  медицина  занимается  только  больными  -  здоровых  будет  оставаться  всё  меньше» (профессор  В.К.Таточенко)
  3. уровень  медицинской  и  гигиенической  культуры  населения  очень  низок
  4. в  основе  ухудшения  здоровья  детского  населения  лежит  исчерпание  адаптационных  систем  и  механизмов  человека  (проще  говоря, ослабление  иммунитета, иммунных  сил  организма)

Несмотря  на  вышеперечисленное  всё-таки  проблемы  здоровья  дошкольников  можно  решать  в  детском  саду  однако  не  путём  их  превращения  в  лечебные  учреждения, а  за  счёт  более  широкого  включения  в  воспитательно-образовательный  процесс  психолого-педагогических  и  оздоровительных  технологий, то  есть  использование  основ  здоровьесбережения  в  работе  с  детьми.

Здоровьесберегающие  образовательные  технологии  -  это  такая  организация  образоватеьного  процесса  на  всех  его  уровнях, при  котором  качественное  обучение, развитие  и  воспитание  детей  происходят  без  ущерба  их  здоровью.

                                                                                                                               (Н.К.Смирнов)

Здоровьесберегающие  технологии  представляют  собой  систему  мер  по  охране  и  укреплению  здоровья  детей  и  включают  в  себя:

-  здоровьесберегающую  структуру  ДОУ

-  оптимальные  условия  жизнеобеспечения  детей

-  формирование  основ  здорового  образа  жизни, обеспечение  безопасной

   жизнедеятельности  дошкольников.

Предлагаю  вам  рассмотреть  схему  здоровьесберегающих  технологий. Итак, здоровьесберегающая  технология  -  это  система  мероприятий  по  охране  и  укреплению  здоровья  детей. Она  основывается  на  трёх  позициях:

  1. Здоровьесберегающая  структура  ДОУ

-  соблюдение  медико-гигиенических  требований  (мониторинг  физического

    здоровья  детей, соблюдение  требований  СанПин)

-  физкультурно-оздоровительная  работа  (новые  формы  организации

    занятий: полодифференцированный  подход  -  это  оправдано  с

    физиологической, психологической  и  эмоциональной  точек  зрения, т.к.

    мужской  и  женский  организм  отличаются  рядом  свойств  и

    особенностей; занятия  на  тренажёрах; ритмическая  гимнастика,

    акробатика; закаливающие  мероприятия)

-  информационно-просветительская  работа

-  образовательная  работа  (использование  цикла  занятий  по  валеологии

    «Познай  себя»  Цветкова; по  профилактике  наркомании  «Гномик

     Здоровичок»  Лысенко, Макеева).  

-  спортивно-досуговая  деятельность  (организация  активного  отдыха,

    развлечений, способствующих  предупреждению  переутомления,

     улучшения  психоэмоционального  состояния)

-  взаимодействие  с  родителями  -  разнообразные  формы  работы  (игровые

   практикумы  и  тренинги, дни  открытых  дверей, школы  успешных

   родителей, молодой  семьи, школа  здоровья, обмен  семейным  опытом  -

   всё  это  способствует  повышению  педагогической  культуры  в  укреплении  

   здоровья  ребёнка.

-  учёт  экологических  факторов  (например, в  нашей  местности  люди

   испытывают  недостаток  йода  -  использование  йодированной  соли,

   морской  рыбы)

-  музыкотерапия  (программа  «Здравствуй»)  -  использование

   цветомузыкальных  пособий, дыхательная  гимнастика, положительные

    эмоции  при  слушании  музыки. Всё  это  способствует  развитию

    центральной  нервной  системы, сердечно-сосудистой  системы,

    пищеварительной, эндокринной, создаёт  эмоциональный  комфорт.

-  театрализованная  деятельность  (положительные  эмоции, воспитательное

    воздействие)

  1. Позиция  создания  оптимального  условия  жизнеобеспечения  детей

-  мониторинг  состояния  здоровья  и  умственной  работоспособности

   (биоритмологический  профиль  -  «совы», «жаворонки», «голуби»; модель

    двигательного  режима)

-  соблюдение  режима  (не  затягивать  занятия, соблюдать  длительность

   прогулки), баланс  игровой, учебной  деятельности, двигательной

   активности  детей

-  создание  здоровьесбергающей  и  здоровьеразвивающей  среды,

    обеспечивающей  благоприятную  гигиеническую, психологическую  и

    педагогическую  обстановку  (световой  режим, расстановка  мебели,

     создание  физкультурного  уголка  в  группе; положительный

     эмоциональный  фон, обучение  гигиеническим  навыкам  и  т.п.)

  1. Формирование  основ  здорового  образа  жизни, обеспечение  ОБЖ

-  использование  цикла  валеологических  занятий  (о  строении  тела

   человека, о  важности  правильного  питания, закаливания, сна)

-  обучение  гигиеническим  навыкам  через  включение  всевозможных  игр:

   тематических, дидактических, подвижных, настольно-печатных, игр-

   имитаций, игр-драматизаций

-  развитие  умений  самостоятельно  решать  проблемно-творческие  задания,

   проявлять  творческую  фантазию.

Практическая  часть.

Составить  план  использования  здоровьесберегающих  мероприятий  в  течение  дня  на  своей  группе  и  оформить  его  в  виде  таблицы

(педагоги выполняют задание).

«Здоровый  дошкольник»  (Ю.Ф.Змановский)

Социально-оздоровительная  технология  включает  в  себя  авторскую  программу  «Здоровый  дошкольник», исследовательские  методики, программу  родительского  университета, методические  разработки  инноваторов  (проект  «Новое  поколение»).

Программа  «Здоровый  дошкольник»  посвящена  проблемам  воспитательно-оздоровительной  работы  в  ДОУ.

Основные  отличительные  особенности  программы:

  1. Комплексный  подход, включающий  различные  компоненты, совокупность  которых  объединена  в  понятии  «здоровый  образ  жизни»  ребёнка.

Реализация  программы  носит  преимущественно  индивидуально-дифференцированный  характер

  1. Наличие  физиологического  обоснования  в  каждом  разделе  программы, наряду  с  учётом  закономерностей  возрастной  и  педагогической психологии  и  спортивной  медицины
  2. Данная  программа  может  применяться  в  любом  ДОУ  благодаря  простоте  большинства  рекомендуемых  средств  и  методов, отсутствию  необходимости  в  приобретении  дорогостоящей  аппаратуры, необязательности  высокого  уровня   подготовки  персонала, но  при  обязательном  добросовестном  выполнении  рекомендаций
  3. В  ряде  разделов  программы  предусмотрен  учёт  климато-географических  и  экологических  особенностей  региона.

Программа  состоит  из  нескольких  разделов  (см.схему).  


СОЦИАЛЬНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ «Здоровый дошкольник"    (по  Ю.Ф.Змановскому)

        

Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник».                                                                 Автор:  Юрий Филлипович Змановский

Здоровый ребёнок дошкольного возраста - жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к внешнесредовым факторам, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития.

Разделы программы

1.Диагностика-определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей:

-антропометрические данные (физическое развитие)

-уровень физической подготовленности

-поведенческие и личностные характеристики ребёнка (инд. жалобы, утомляемость, двигательная активность)

-группы здоровья и закаливания

-биоритмологический профиль («сова», «жаворонок»,  «голубь»)

2.Рациональная организация двигательной деятельности

- две прогулки в день, физкультминутка, физические занятия, подвижные игры, гимнастика

- различные виды физкультурных занятий: интегрированные, поточные, полодифференцированные, классические, тренировочные, сюжетно-ролевые, с использованием циклических упражнений

- моторная плотность  физкультурных  занятий – 80%, прогулки – 60%

- тренировка выносливости

- создание условий для возникновения положительных эмоций

- добиваться осознанного отношения к выполнению упражнений

- домашние задания по выполнению физкультурных упражнений

3.Система эффективного закаливания детей

- наличие неперегревающей одежды

- соблюдение температурного режима в группе - +18 – 20

- традиционные методы (обтирание, обливание, полоскание рта и горла)

- нетрадиционные - хождение босиком, контрастные воздушные ванны (комнаты с разной температурой)

- закаливание нельзя прерывать (щадящий режим для ослабленных детей)

4.Комплекс психигигиенических и психопрофилактических средств

Ведущая основа – комплекс душевных качеств воспитателя: любовь, ласка, внимание

Психокоррекционная работа:

- совместная работа с родителями по обеспечению полноценного сна («усыпляющая музыка», устранение световых и

   звуковых раздражителей)

- обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня

- создание благоприятного психологического климата в группе

- индивидуальные беседы с детьми

- подвижные игры

- эстетические методы: музыкотерапия (музыкальное сопровождение различных видов деятельности детей, в том числе

  зарядки и физкультурных занятий), восприятие картин выдающихся художников

5.Рациональное питание

- выбор продуктов, обработанных с помощью современных технологий безопасности

- тщательный прогрев пищи, правильное её хранение

- сбалансированность (колорийность питания должна соответствовать расходам энергии)

- обязательное включение большого объёма растительных волокон и клетчатки

- искючение и ограничение «жёстких» методов обработки продуктов (жарение, пассирование)

- использование овощекрупяных подушек

6.Оздоровительный режим

- индивидуально-дифференцированный подход к детям в соответствии с биологическими ритмами

- организация режима с учётом сезонных особенностей

- оптимальные двигательные и умственные нагрузки

- преобладание положительных эмоций

7.Факторы внешней среды

- учёт и влияние внешнесредовых факторов на здоровье

- недостаток каких-либо микроэлементов в воде, загрязнённость окружающей среды