Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
учебно-методический материал на тему

Попова Марина Ивановна

в работе прослеживается решение проблемы здоровьесбережения на разных  этапах развития общества, а также освещается работа в этом направлении в современных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon здоровьесбережение106 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно- методическая разработка

Тема: “Здоровьесберегающие технологии

в  дошкольном образовании”.

                                                                   Выполнила:

М.И.Попова, инструктор

по физкультуре МКДОУ

                                                                                    д/с №16 «Светлячок»

2014 год

Содержание.

  1. Актуальность проблемы здоровья и его сохранения  в

современном обществе.                                                       Стр. 3

  1. История возникновения и развития проблемы

здоровьесбережения в России.                                          Стр. 4  

  1. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном

образовании.                                                                         Стр. 7

  1. Работа по здоровьесбережению в ДОУ.                           Стр.14
  2. Список литературы                                                            Стр. 21
  3. Приложение.                                                                        

  1. Актуальность проблемы здоровья и его сохранения  в современном обществе.

По статистике, XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15 % и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90 % детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30 % детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85 % этих детей – потенциальные больные сердечно- сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук, физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей. Количество здоровых дошкольников всего лишь около 10%. Основная проблема – низкий уровень знаний взрослых о ценности своего здоровья и здоровья своих детей. Согласно данным С.В.Попова здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20%— от внешнесредовых условий, экологии, на 10%— от деятельности системы здравоохранения и на 50%— от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если мы, взрослые люди, это понимаем, и при этом сознательно вредим себе, то это наш и только наш выбор. Здоровье дошкольников совершенно другой вопрос, оно полностью на нашей совести.

Перед взрослыми стоит задача— привить ребёнку необходимость быть здоровым, а значит, активным, дееспособным и не представляющим угрозы здоровью других членов общества. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

  1. История возникновения и развития проблемы здоровьесбережения в России.

Одна из древнейших традиций российского общества— бережное отношение к здоровью, которое передавалось детям в  виде устных правил, религиозных норм.

Ещё в древнерусских летописях встречаются понятия здорового образа жизни: распределение времени приёма пищи, ранний подъём утром, послеобеденный сон, ранний отход ко сну вечером. В «Поучении князя Владимира Мономаха детям» (1117 год) звучат наставления о том, что телом надо быть худым, но крепким; солнце не должно заставать в постели; «спаньё в полдень назначено Богом».

С педагогической точки зрения особо интересен древнерусский сборник «Пчела», составленный монахом Антонием. Рассказы сборника позволяют прийти к заключению, что уже в XII веке на Руси существовали и развивались здоровые традиции физического воспитания молодёжи. Составители сборника одобрительно отзываются о древнерусском обычае борьбы юношей на игрищах, обращают внимание на приемы, которые развивают и укрепляют тело.

В рассказах можно найти множество ценных и глубоких мыслей о гигиене сна, одежды, жилища и труда, рассматриваемых как оздоровительный фактор. Таким образом, и в древнерусской культуре, и в воспринятом от Византии православии личная гигиена и здоровье являлись неотъемлемым компонентом российской культуры.

  Эти традиции отражены в труде Е.Славинецкого «Гражданство обычаев детских» (XII в.), где регламентируется поведение детей применительно к национальным особенностям, описываются наиболее характерные черты санитарного быта русских школ и необходимость игры, которая развивает ребенка умственно и физически.

  В XVIII веке забота о здоровье подрастающего поколения связана с деятельностью М.В.Ломоносова, который первым обратил внимание на государственное значение вопроса охраны здоровья и здорового образа жизни.

 Русский педагог XVIII века Л.И.Бецкой— основоположник и руководитель закрытых детских учреждений в России— большое значение придавал физическому воспитанию. Он пытался внедрить практику воспитательных домов— пользование открытым воздухом как важнейшим оздоровительным фактором, разрабатывал специальные инструкции о пользовании «чистым воздухом и увеселении невинными забавами и играми». Л.И.Бецкой указывал также, что процесс учения должен быть приятным для детей и проводиться без принуждения, которое может привести только к притуплению детских способностей.

  Н.И.Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (1788г.) ставит вопрос о гармоничном сочетании умственного и физического образования, их объеме в зависимости от возраста ребенка.

  В 1800 году в России появилось первое учебное гигиеническое пособие «Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него полезно, что вредно» И.Венцеля, ориентирующее читателей на изучение собственного организма, состоящее из практических советов и правил сохранения здоровья детей, посещающих школу.

  В 1835 году вышло в свет «Руководство к педагогике или науке воспитания» инспектора императорских классов в Санкт- Петербурге А.Ободовского, где первая глава полностью посвящена физическому воспитанию, а следующие— психическому состоянию здоровья воспитанника и объему занятий с детьми разного возраста.

  К середине XIX века общественное увлечение новыми идеями в педагогике, необходимостью воспитания нового человека заметно выросло и привлекло пристальное внимание к педагогическим проблемам А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова.

  Основой педагогических взглядов В.Г.Белинского являлась идея о гармоничном развитии человека. Кроме умственного и нравственного он придавал значение и физическому воспитанию, считая необходимым охранять здоровье детей, развивать их физические силы путем установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений. Им подчеркивалась также необходимость соблюдения правил гигиены и усвоение естественных знаний о человеке.

  Дальнейший интерес отечественной педагогической науки к исследованию природы ребенка проявился в труде  К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», в котором он пишет о необходимости «изучать сколь возможно тщательней физическую и душевную природу человека вообще, изучать  своих воспитанников и окружающие их обстоятельства», так как любая педагогическая мера может иметь как полезные, так и вредные последствия.

В начале XX века В.В.Гориневский, советский педиатр, гигиенист, один из первых отечественных учёных в области физического развития и воспитания, последователь П. Ф.Лесгафта и Е.А.Покровского, в своих работах определял задачи физического воспитания.

Первая задача— сохранение и укрепление здоровья.

Оздоравливающий эффект упражнений, по его мнению, проявляется тогда, когда они распространяются на всё тело, вызывают оживление всех функций, укрепляют дыхательную и сердечно- сосудистую системы.

Вторая задача— это выработка умения пользоваться своими силами, достигать результатов с наименьшей затратой времени. В.В.Гориневский обращал внимание на то, что такие упражнения способствуют совершенствованию работы нервных центров, сказываясь, таким образом, и на умственном развитии ребенка.

  Наиболее последовательной и практически направленной на оздоровление детей в начале XX века была врачебная и педагогическая деятельность В.П.Кащенко. Им была создана образовательно- воспитательная система, направленная на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей.

  В отношении сохранения, укрепления и формирования здоровья детей в процессе обучения наиболее перспективными являются гуманистические теории и системы воспитания (В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили). Тенденция гуманизации образования отчетливо прослеживается в традиции российской педагогической науки, и именно с этой тенденцией наиболее тесно связано решение проблемы здоровья ребенка.

  1. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании.

Проблема здоровья и его сохранения на современном этапе развития образования стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных образовательных учреждений.

Так как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны проходить через всю организацию жизни детей в детском саду, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Нельзя лишать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в подвижных, спортивных играх, самостоятельной двигательной деятельности, используя возможности оборудования на участке детского сада, в групповых комнатах и спортивном зале.

Именно поэтому в настоящее время в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и укрепить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и

использование развивающих форм оздоровительной работы.

Принципы здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья сотрудников  ДОУ, и валеологическому просвещению родителей.

Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в детском саду, под "присмотром" воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.

Для реализации этих принципов необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Принципы, лежащие в формировании единства:

  • принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы; здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показывает статистика, благодаря включению ребенком воображения можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, энуреза, отдельных нарушений сердечно- сосудистой системы и желудочно- кишечного тракта;
  • принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;
  • принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;
  • принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Выделяются также три группы здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурные занятия, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье»), игровой самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии:

арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Зачем необходимо применять здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде?

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек спокойно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Задачами здоровьесберегающих технологий являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

     Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Медико-профилактическая технология

 Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

- организация профилактических мероприятий, способствующих сопротивляемости детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т. д.).

- организация контроля и помощи в обеспечении требований СанПиНа

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительная технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

- развитие физических качеств;

- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

- воспитание привычки повседневной физической активности;

- оздоровление средствами закаливания.

Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.

  1. Работа по здоровьесбережению в ДОУ.

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду», по которой работает коллектив нашего детского сада, физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни. Учебный план в ДОУ построен в соответствии с нормативными документами различного уровня (Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»; СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»).
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

 Режим дня во всех возрастных группах включает примерно одинаковые компоненты, однако в зависимости от возраста детей постепенно увеличивается длительность периода бодрствования, объем и интенсивность умственных и физических нагрузок, изменяется их содержание, форма организации, уменьшается длительность дневного сна.

Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда). Для профилактики утомления детей занятия, требующие умственного напряжения и малоподвижные  сочетаются с физкультурными и музыкальными. В группах допускается проведение занятий как в первой, так и во второй половине дня. Это могут быть физкультурные и музыкальные занятия.
На основе учебного плана составляется расписание занятий на учебный год с учетом здоровьесберегающего режима:
- соблюдение максимально допустимой недельной учебной нагрузки;
- соблюдение длительности занятий;
- соблюдение минимального перерыва между занятиями 10 минут;
- чередование в расписании занятий по сложности с усложнением к середине недели;
- чередование активных и малоактивных видов деятельности детей в режиме дня.
Физкультурные занятия проводим не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий:
- в младшей группе – 15 минут
- в средней группе – 20 минут
- в старшей группе – 25 минут
- в подготовительной группе – 30 минут.

В нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей вне физкультурных занятий. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях (проводимых в хорошо проветриваемых помещениях либо на воздухе), в каждой группе созданы спортивные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Есть разнообразное физкультурное оборудование, а также пособия, изготовленные своими руками и с помощью родителей. Изготовленные руками родителей, пособия становятся еще более привлекательными для детей, вызывают желание действовать с ними и повышают интерес к физической культуре.

На участке ДОУ имеется беговая дорожка, волейбольная площадка, прыжковая яма.

Система физкультурно-оздоровительной работы включает следующие мероприятия:

- воздушные и водные процедуры, специальные оздоровительные игры

- витаминотерапия.

- физкультминутки и физкультпаузы

- подвижные и спортивные игры

- дыхательная гимнастика

- гимнастика для глаз

- проведение гимнастики после сна

- ходьба по массажной дорожке, ребристой доске

- полоскание рта и горла

- обливание рук прохладной водой

   Физкультминутки проводятся с детьми всех возрастных групп в качестве профилактики переутомления.

Длительность физкультминутки - до 2 минут в зависимости от функциональных возможностей воспитанников, проводится, как правило, во второй половине занятия.                                                              

   Пальчиковая гимнастика проводится с детьми, начиная с младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Она рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.  

В работу также включается массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив к ним крови. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Пальчиковый массаж используется на занятиях так же, как и физкультминутки.

Подвижные и спортивные игры используются как часть физкультурного  занятия, а также на прогулке, в групповых комнатах. Они бывают малой, средней и высокой степени подвижности  (ежедневно во всех возрастных группах). Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем их проведения.                                                                                      

   Релаксация проводится в любом подходящем помещении детского сада. В зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность этой технологии. Ею завершаются занятия, связанные  с интенсивной физической нагрузкой,  логоритмика, иногда музыкальные занятия. Для релаксации используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, Сен- Санс, Шуберт, Григ), звуки природы.

  Гимнастика для глаз чаще всего используется во время занятий по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Проводится она с младшего возраста.  Для проведения гимнастики для глаз используется наглядный материал, мультимедийная техника и личный показ.                                                                      

В нашем детском саду широко применяется дыхательная  гимнастика, которая,  наряду с другими здоровьесберегающими технологиями, в основном включена в физкультурные занятия, но используется также и на других занятиях. Например, во время занятия по ознакомлению с окружающим, педагог с детьми «отправляется» в сосновый бор, где  использует возможность «подышать свежим воздухом». Важно помнить, что перед началом занятия педагог даёт детям инструкцию о гигиене полости носа. Также необходимо обеспечить ряд санитарно – гигиенических требований. В частности, влажная уборка помещения, тщательное проветривание перед его проведением.

В детском саду вводится проведение гимнастики пробуждения с использованием аудиозаписи классической музыки (несколько произведений разного характера и с разной силой звука, звучащие в определенном порядке в зависимости от последовательности пробуждения) во всех возрастных группах.

Проводится гимнастика пробуждения в течение   пяти – десяти минут в зависимости от возраста детей. Гимнастика пробуждения завершается ходьбой из тёплого в более прохладное помещение. Одеваются дети в тёплом помещении.

  Кроме того, в двигательный режим введены такие виды нетрадиционных видов, как оздоровительный бег на воздухе, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, прогулки-походы.

Здоровьесберегающие задачи также решаются в процессе физкультурных занятий, утренней гимнастики, на спортивных и оздоровительных досугах.        Физкультурные занятия проводятся разного вида: учебные, игровые, сюжетные, тематические,  занятия- тренировки. На физкультурных занятиях создаются ситуации для раскрытия способностей ребенка, проявления его творческого потенциала. Одно из трех физкультурных занятий для детей проводится на открытом воздухе. Занятия проводятся только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

   Педагоги также знакомят детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, привлекая иллюстративный материал и муляж человеческого тела с внутренними органами, они рассказывают о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.

  При проектировании предметно-развивающей среды, способствующей физическому развитию детей, следует учитывать следующие факторы:
• Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
• Особенности его эмоционально-личностного развития;
• Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• Возрастные и гендерные особенности;
• Любознательность, исследовательский опыт и творческие способности.

 

Социально-психологические особенности дошкольников предполагают стремление детей к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Для этого в каждой возрастной группе созданы условия для подгрупповых и индивидуальных активных движений детей (физкультурные пособия, спортивные комплексы), а также оборудованы уголки уединения.  В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право на свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей каждого ребенка основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментировании.

  В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни нельзя не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области – задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики  в этом направлении вполне по силам.

Основное средство воздействия - пропаганда здорового образа жизни. Она осуществляется в наглядной форме:

- через оформление различных стендов

- индивидуальные беседы

- родительские собрания

- участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья

- посещение родителями занятий в Дни открытых дверей

Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа  позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду.

Целевые ориентиры проводимой работы:

- снижение показателя заболеваемости;

- развитие у детей потребности в здоровом образе жизни;

- положительная динамика показателей физического развития детей;

- повышение валеологической грамотности родителей.

И в заключение хочется вспомнить слова величайшего немецкого философа Шопенгауэра: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».




Список литературы

1. Е.А.Бабенкова «Настольная книга здоровьесбережения». Москва, 2013г.

2. Е.А.Бабенкова,О.М.Федоровская «Технология оздоровления детей в детском саду». Москва, 2012г.

3. Л.Д. Глазырина «Физическая культура- дошкольникам: программа и программные требования». Москва, 2004г.

4. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Развитие содержания дошкольного образования в современных социокультурных условиях». Н.Новгород. 2013г.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реально...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании...

«Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте....

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии...

Здоровьесберегающие технологии современного дошкольного образования.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах ...

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка как вид здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников-актуальная тема для разговора во все времена.  Это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство &nda...