Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.
Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.
Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.
В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности - в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.
Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.
В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.
Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.
Развитие речи происходит на специально организуемых мероприятиях в детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения. А так же развитие должно происходить в повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. После этого необходимо провести с ребенком беседу об услышанном (увиденном, наводящими вопросами активизируя коммуникативную функцию. В процессе наблюдений так же следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей: обучать сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и различия.
Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).
Развивающие игры для детей трёх, четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.
Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения.
Игра помогает пополнить словарный запас прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер, материал предмета и пр.
Необходимый инвентарь: игрушки или любые предметы.
Как играем: нужно назвать как можно больше прилагательных, описывающих предмет. Какой он?
Машинка — пожарная, красная, железная, быстрая, большая.
Карандаш — острый, желтый, деревянный, длинный.
Мишка — пушистый, мягкий, теплый и. смешной.
Стакан — стеклянный, высокий, широкий, прозрачный, хрупкий и. красивый и т. д.
Меняйтесь ролями. Играйте наоборот. Вы говорите: круглый, красный, резиновый, легкий, воздушный (шар). Ребенок отгадывает.
Закрепляем: играем в игру «Что? Кто? Что делает? Какой?». Например: машина, металлическая, едет, гудит и т. д. Кто больше назовет слов, то и победил.
Не забывайте играть в эту игру в магазине, описывая овощи, фрукты и т. д., на улице, описывая песок, воду, погоду.
Вот такие мы – антонимы
Игра учит употреблять в речи слова противоположного значения: формирует наглядно-образное мышление.
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь —. (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь —. (близко)
Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.
«Скоро сказка сказывается.»
Обучаем рассказыванию: учим связно рассказывать знакомые сказки, последовательно излазать события в них.
Необходимый инвентарь: иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Айболит» и др., любая шкатулка.
Как играем: покажите шкатулку, скажите, что в ней живут сказки. Начните рассказывать одну из них:
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Бежит мимо мышка-норушка:
«Тук-тук, кто в теремочке живет?».
Как называется эта сказка?
О чем в ней говорится?
Кто еще пришел в Теремок?
Что случилось в конце?
И т. д. Наводящими вопросами помогайте ребенку досказать сказку. Если ребенок затрудняется, то покажите серию картинок по сказке.
Аналогично можно рассказывать и другие произведения. А если ребенок начнет имитировать голоса животных из сказки — так это же замечательно! Получится театр одного актера.
Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta.docx | 7.12 КБ |
zhili_byli_ovoshchi_konspekt.docx | 5.42 КБ |
konsult._18.txt | 6.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 107 общеразвивающего вида Московского района Санкт-Петербурга
Игра совместной деятельности воспитателя с детьми младшего возраста
«В гостях у лесных зверей»
с использованием здоровьесберегающих технологий
Воспитатель ГБДОУ д/с №107
Вейцева Валерия Юрьевна
Санкт-Петербург
2015 г.
Цель:
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие сенсорики;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие фантазии, пространственного воображения.
- формирование представления о диких животных (белка, заяц, медведь, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.
- дать понятие о свойствах и качестве льда.
-закрепить умение узнавать и называть цвета.
Задачи:
- развитие мелкой моторики;
- развитие сенсорики;
- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка;
- развитие речи.
Материалы:
- Игрушки (заяц, белка, медведь)
- Цветные бусы из льдинок и крупные деревянные бусы разных цветов. Шнур для нанизывания бус.
ЭТАПЫ | ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ | ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ |
Подготовительный | Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в волшебный лес. | Дети сидят за столом. Смотрят на курочку и пасхальные яички как они разукрашены. |
Основной | Я сегодня в лес пошла. Бусы дивные нашла. Смотрите какие – Блестящие, цветные - Посмотрите, потрогайте. Какие они? (холодные, скользкие, мокрые) -почему они такие? Из чего наши бусы? Правильно, изо льда. Ледяные. Давайте вместе скажем : ледяные бусы. Кто же потерял такие красивые бусы? Давайте пойдем в лес и поищем их хозяина. А бусы положим вот сюда, чтобы не потерять. Едут, едут по дорожке Наши маленькие ножки. Мы шагаем понемножку. Протоптали мы дорожку. Шли мы шли В темный лес пришли. А у кочки под кусточком Белый заинька сидит Хвостик у него дрожит. В. : Наверное зайчик чего-то испугался. Давайте позовем его тихонечко. А теперь погромче. Дети: Зайка, иди к нам. В. : Посмотрите, какой зайка? Какого цвета шубка? Потрогайте. Какая она? Какие у зайки ушки? Хвостик? В: Спросите у зайки, не терял ли он бусы? (дети спрашивают) Давайте с зайкой поиграем. Игра «Зайка беленький сидит» В. : (замечает белочку) Детки. Может этот зверек напугал зайчика? Кто это : в дупле живет, да орешки грызет?. –(белочка) В-ль берет игрушку-белочку: Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу Здравствуйте (цокает) В. : Это белочка так с нами здоровается. Давайте и мы с вами поздороваемся с белочкой. Дети, может белочка напугала зайчика? Почему? Какие у нее ушки, хвостик? Белочка, послушай, какую мы о тебе потешку знаем (дети выполняют движения по тексту) : Сидит белочка в тележке, продает она орешки Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, заиньке усатому, Кому в платок, кому в роток, Кому в лапочку. Ребята, спросим белочку, не она ли потеряла бусы? Продала белочка орешки и домой побежала. А где у нее дом? Ну что, дальше пойдем? (дети идут и видят под деревом спит медведь) Ребята, давайте расскажем про Мишку стишок (показать движения) Как под горкой подставляют ладонь под кулачок Снег, снег опускают руки, шевелят пальцами И на горке кладут ладонь на кулачок Снег, снег опускают руки, шевелят пальцами А под снегом подставляют ладонь под кулачок Спит медведь кладут ладони «лодочкой» под шеку Тише, тише указательный палец к губам Не шумите грозят указательным пальцем А почему медведь спит? (потому что зимой медведи спят) Ребята, нам нужно Мишку разбудить. Мишка, Мишка, что ты спишь? Мишка, Мишка, что храпишь? Миша, Мишенька вставай, Вместе с нами поиграй. Мишка проснулся. (в-ль берет Игрушку-Мишку) Мишка плачет у-у-у. В-ль: Дети, давайте спросим, почему Мишка плачет? Мишка потерял красивые ледяные бусы. Это, наверное, те, что мы нашли. Давайте их ему отдадим. (Дети ищут бусы, а видят воду) В-ль: А где же бусы? Почему их нет? Потому что у нас тепло и они растаяли. Что же нам делать, как успокоить Мишку? А мы сделаем ему другие бусы, не ледяные. А настоящие. Вот у меня есть веревочка и бусинки. Возьмите каждый по бусинке и наденьте на веревочку. | Дети нанизывают бусины, а воспитатель спрашивает, какого цвета у них бусинки. |
Заключительный | Вот и готовы наши бусы. Подарите их Мишке. Вот тебе Мишка новые красивые бусы. Вот обрадовались звери, Засмеялись и запели, ручками захлопали, ножками затопали. | Дети танцуют. |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 107 общеразвивающего вида Московского района Санкт-Петербурга
Игра совместной деятельности воспитателя с детьми младшего возраста
«Жили-были овощи»
с использованием современной образовательной технологией-мнемотехника
Воспитатель ГБДОУ д/с №107
Вейцева Валерия Юрьевна
Санкт-Петербург
2017 г.
Цель:
- обобщить знания детей об овощах через интеграции
-образовательных областей: познание, коммуникация,
- художественное творчество.
Задачи:
- обобщить элементарные знания об овощах; цвете овощей;
- закрепить знания о месте произрастания овощей;
- учить отгадывать загадки об овощах;
- развивать чувство коллективизма;
- закрепить представления детей о заготовке овощей на зиму;
- формировать умение наклеивать готовые формы овощей.
Материалы:
- картина с изображением огорода;
- овощи муляжи;
- заготовки для аппликации (банки, огурцы, помидоры, клей, салфетки).
ЭТАПЫ | ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ | ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ |
Подготовительный | Ребята, что нарисовано на картине? (нарисован огород) . - Что растёт на огороде? Дети перечисляют (помидоры, огурцы, свёкла, перец, морковь, капуста, картошка) Воспитатель: правильно. Как назвать одним словом? (овощи) . Овощи растут на грядках, но чтобы они выросли вкусными и свежими за ними надо ухаживать, регулярно поливать и вытаскивать сорняки. Давайте покажем, как надо ухаживать за овощами на грядках. | Дети рассматривают фотографии, иллюстрации овощей; картины «На огороде» |
Основной | Воспитатель: Наша физкультминутка называется «Огород». Огород у нас в порядке, Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой) Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола) Поливали огород (показать, как поливали) В ямках маленьких не густо Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени) Лето все она толстела, Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться) А сейчас ей тесно бедной Говорит: «Посторонись! » (развести руки в стороны в конце фразы) Посмотрите, какой богатый урожай вырос! Давайте соберём урожай! Сбирем овощи в корзину. Сделать это надо как можно быстрее. А вы хотите, чтобы наши овощи сохранились зимой? Для этого надо их законсервировать в банки. Ребята, а какие овощи мы будем консервировать? (помидоры и огурцы) - А какой помидор? (круглый, сочный, красный) - А какой огурец? (зеленый, длинный, свежий) Дети сначала раскладывают, а потом приклеивают готовые формы огурцов и помидоров на "банки". | Садятся за столы и заполняйте банки овощами. |
Заключительный | Замечательные овощи в банках у Вас получились!Вы настоящие помощники у своих мамочек! Молодцы! | Дети радуются, что помогли маме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребенком, сколько времени уделяют речевому о...
Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
Публикуемый материал содержит информацию не только о значении развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста, но и описывает перечисленных в тексте консультации приёмы сп...
Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».
В консультации размещён материал для родителей развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей " Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
Консультация...
Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"...