Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.
Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.
Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.
В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности - в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.
Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.
В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.
Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.
Развитие речи происходит на специально организуемых мероприятиях в детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения. А так же развитие должно происходить в повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. После этого необходимо провести с ребенком беседу об услышанном (увиденном, наводящими вопросами активизируя коммуникативную функцию. В процессе наблюдений так же следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей: обучать сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и различия.
Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).
Развивающие игры для детей трёх, четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.
Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения.
Игра помогает пополнить словарный запас прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер, материал предмета и пр.
Необходимый инвентарь: игрушки или любые предметы.
Как играем: нужно назвать как можно больше прилагательных, описывающих предмет. Какой он?
Машинка — пожарная, красная, железная, быстрая, большая.
Карандаш — острый, желтый, деревянный, длинный.
Мишка — пушистый, мягкий, теплый и. смешной.
Стакан — стеклянный, высокий, широкий, прозрачный, хрупкий и. красивый и т. д.
Меняйтесь ролями. Играйте наоборот. Вы говорите: круглый, красный, резиновый, легкий, воздушный (шар). Ребенок отгадывает.
Закрепляем: играем в игру «Что? Кто? Что делает? Какой?». Например: машина, металлическая, едет, гудит и т. д. Кто больше назовет слов, то и победил.
Не забывайте играть в эту игру в магазине, описывая овощи, фрукты и т. д., на улице, описывая песок, воду, погоду.
Вот такие мы – антонимы
Игра учит употреблять в речи слова противоположного значения: формирует наглядно-образное мышление.
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь —. (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь —. (близко)
Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.
«Скоро сказка сказывается.»
Обучаем рассказыванию: учим связно рассказывать знакомые сказки, последовательно излазать события в них.
Необходимый инвентарь: иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Айболит» и др., любая шкатулка.
Как играем: покажите шкатулку, скажите, что в ней живут сказки. Начните рассказывать одну из них:
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Бежит мимо мышка-норушка:
«Тук-тук, кто в теремочке живет?».
Как называется эта сказка?
О чем в ней говорится?
Кто еще пришел в Теремок?
Что случилось в конце?
И т. д. Наводящими вопросами помогайте ребенку досказать сказку. Если ребенок затрудняется, то покажите серию картинок по сказке.
Аналогично можно рассказывать и другие произведения. А если ребенок начнет имитировать голоса животных из сказки — так это же замечательно! Получится театр одного актера.
Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta.docx | 7.12 КБ |
zhili_byli_ovoshchi_konspekt.docx | 5.42 КБ |
konsult._18.txt | 6.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 107 общеразвивающего вида Московского района Санкт-Петербурга
Игра совместной деятельности воспитателя с детьми младшего возраста
«В гостях у лесных зверей»
с использованием здоровьесберегающих технологий
Воспитатель ГБДОУ д/с №107
Вейцева Валерия Юрьевна
Санкт-Петербург
2015 г.
Цель:
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие сенсорики;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие фантазии, пространственного воображения.
- формирование представления о диких животных (белка, заяц, медведь, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.
- дать понятие о свойствах и качестве льда.
-закрепить умение узнавать и называть цвета.
Задачи:
- развитие мелкой моторики;
- развитие сенсорики;
- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка;
- развитие речи.
Материалы:
- Игрушки (заяц, белка, медведь)
- Цветные бусы из льдинок и крупные деревянные бусы разных цветов. Шнур для нанизывания бус.
ЭТАПЫ | ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ | ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ |
Подготовительный | Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в волшебный лес. | Дети сидят за столом. Смотрят на курочку и пасхальные яички как они разукрашены. |
Основной | Я сегодня в лес пошла. Бусы дивные нашла. Смотрите какие – Блестящие, цветные - Посмотрите, потрогайте. Какие они? (холодные, скользкие, мокрые) -почему они такие? Из чего наши бусы? Правильно, изо льда. Ледяные. Давайте вместе скажем : ледяные бусы. Кто же потерял такие красивые бусы? Давайте пойдем в лес и поищем их хозяина. А бусы положим вот сюда, чтобы не потерять. Едут, едут по дорожке Наши маленькие ножки. Мы шагаем понемножку. Протоптали мы дорожку. Шли мы шли В темный лес пришли. А у кочки под кусточком Белый заинька сидит Хвостик у него дрожит. В. : Наверное зайчик чего-то испугался. Давайте позовем его тихонечко. А теперь погромче. Дети: Зайка, иди к нам. В. : Посмотрите, какой зайка? Какого цвета шубка? Потрогайте. Какая она? Какие у зайки ушки? Хвостик? В: Спросите у зайки, не терял ли он бусы? (дети спрашивают) Давайте с зайкой поиграем. Игра «Зайка беленький сидит» В. : (замечает белочку) Детки. Может этот зверек напугал зайчика? Кто это : в дупле живет, да орешки грызет?. –(белочка) В-ль берет игрушку-белочку: Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу Здравствуйте (цокает) В. : Это белочка так с нами здоровается. Давайте и мы с вами поздороваемся с белочкой. Дети, может белочка напугала зайчика? Почему? Какие у нее ушки, хвостик? Белочка, послушай, какую мы о тебе потешку знаем (дети выполняют движения по тексту) : Сидит белочка в тележке, продает она орешки Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, заиньке усатому, Кому в платок, кому в роток, Кому в лапочку. Ребята, спросим белочку, не она ли потеряла бусы? Продала белочка орешки и домой побежала. А где у нее дом? Ну что, дальше пойдем? (дети идут и видят под деревом спит медведь) Ребята, давайте расскажем про Мишку стишок (показать движения) Как под горкой подставляют ладонь под кулачок Снег, снег опускают руки, шевелят пальцами И на горке кладут ладонь на кулачок Снег, снег опускают руки, шевелят пальцами А под снегом подставляют ладонь под кулачок Спит медведь кладут ладони «лодочкой» под шеку Тише, тише указательный палец к губам Не шумите грозят указательным пальцем А почему медведь спит? (потому что зимой медведи спят) Ребята, нам нужно Мишку разбудить. Мишка, Мишка, что ты спишь? Мишка, Мишка, что храпишь? Миша, Мишенька вставай, Вместе с нами поиграй. Мишка проснулся. (в-ль берет Игрушку-Мишку) Мишка плачет у-у-у. В-ль: Дети, давайте спросим, почему Мишка плачет? Мишка потерял красивые ледяные бусы. Это, наверное, те, что мы нашли. Давайте их ему отдадим. (Дети ищут бусы, а видят воду) В-ль: А где же бусы? Почему их нет? Потому что у нас тепло и они растаяли. Что же нам делать, как успокоить Мишку? А мы сделаем ему другие бусы, не ледяные. А настоящие. Вот у меня есть веревочка и бусинки. Возьмите каждый по бусинке и наденьте на веревочку. | Дети нанизывают бусины, а воспитатель спрашивает, какого цвета у них бусинки. |
Заключительный | Вот и готовы наши бусы. Подарите их Мишке. Вот тебе Мишка новые красивые бусы. Вот обрадовались звери, Засмеялись и запели, ручками захлопали, ножками затопали. | Дети танцуют. |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 107 общеразвивающего вида Московского района Санкт-Петербурга
Игра совместной деятельности воспитателя с детьми младшего возраста
«Жили-были овощи»
с использованием современной образовательной технологией-мнемотехника
Воспитатель ГБДОУ д/с №107
Вейцева Валерия Юрьевна
Санкт-Петербург
2017 г.
Цель:
- обобщить знания детей об овощах через интеграции
-образовательных областей: познание, коммуникация,
- художественное творчество.
Задачи:
- обобщить элементарные знания об овощах; цвете овощей;
- закрепить знания о месте произрастания овощей;
- учить отгадывать загадки об овощах;
- развивать чувство коллективизма;
- закрепить представления детей о заготовке овощей на зиму;
- формировать умение наклеивать готовые формы овощей.
Материалы:
- картина с изображением огорода;
- овощи муляжи;
- заготовки для аппликации (банки, огурцы, помидоры, клей, салфетки).
ЭТАПЫ | ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ | ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ |
Подготовительный | Ребята, что нарисовано на картине? (нарисован огород) . - Что растёт на огороде? Дети перечисляют (помидоры, огурцы, свёкла, перец, морковь, капуста, картошка) Воспитатель: правильно. Как назвать одним словом? (овощи) . Овощи растут на грядках, но чтобы они выросли вкусными и свежими за ними надо ухаживать, регулярно поливать и вытаскивать сорняки. Давайте покажем, как надо ухаживать за овощами на грядках. | Дети рассматривают фотографии, иллюстрации овощей; картины «На огороде» |
Основной | Воспитатель: Наша физкультминутка называется «Огород». Огород у нас в порядке, Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой) Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола) Поливали огород (показать, как поливали) В ямках маленьких не густо Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени) Лето все она толстела, Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться) А сейчас ей тесно бедной Говорит: «Посторонись! » (развести руки в стороны в конце фразы) Посмотрите, какой богатый урожай вырос! Давайте соберём урожай! Сбирем овощи в корзину. Сделать это надо как можно быстрее. А вы хотите, чтобы наши овощи сохранились зимой? Для этого надо их законсервировать в банки. Ребята, а какие овощи мы будем консервировать? (помидоры и огурцы) - А какой помидор? (круглый, сочный, красный) - А какой огурец? (зеленый, длинный, свежий) Дети сначала раскладывают, а потом приклеивают готовые формы огурцов и помидоров на "банки". | Садятся за столы и заполняйте банки овощами. |
Заключительный | Замечательные овощи в банках у Вас получились!Вы настоящие помощники у своих мамочек! Молодцы! | Дети радуются, что помогли маме. |