Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему

«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.
Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.
Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.
В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности - в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.
Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.
В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.
Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.
Развитие речи происходит на специально организуемых мероприятиях в детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения. А так же развитие должно происходить в повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. После этого необходимо провести с ребенком беседу об услышанном (увиденном, наводящими вопросами активизируя коммуникативную функцию. В процессе наблюдений так же следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей: обучать сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и различия.
Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).
Развивающие игры для детей трёх, четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.
Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения.
Игра помогает пополнить словарный запас прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер, материал предмета и пр.
Необходимый инвентарь: игрушки или любые предметы.
Как играем: нужно назвать как можно больше прилагательных, описывающих предмет. Какой он?
Машинка — пожарная, красная, железная, быстрая, большая.
Карандаш — острый, желтый, деревянный, длинный.
Мишка — пушистый, мягкий, теплый и. смешной.
Стакан — стеклянный, высокий, широкий, прозрачный, хрупкий и. красивый и т. д.
Меняйтесь ролями. Играйте наоборот. Вы говорите: круглый, красный, резиновый, легкий, воздушный (шар). Ребенок отгадывает.
Закрепляем: играем в игру «Что? Кто? Что делает? Какой?». Например: машина, металлическая, едет, гудит и т. д. Кто больше назовет слов, то и победил.
Не забывайте играть в эту игру в магазине, описывая овощи, фрукты и т. д., на улице, описывая песок, воду, погоду.
Вот такие мы – антонимы
Игра учит употреблять в речи слова противоположного значения: формирует наглядно-образное мышление.
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь —. (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь —. (близко)
Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.
«Скоро сказка сказывается.»
Обучаем рассказыванию: учим связно рассказывать знакомые сказки, последовательно излазать события в них.
Необходимый инвентарь: иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Айболит» и др., любая шкатулка.
Как играем: покажите шкатулку, скажите, что в ней живут сказки. Начните рассказывать одну из них:
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Бежит мимо мышка-норушка:
«Тук-тук, кто в теремочке живет?».
Как называется эта сказка?
О чем в ней говорится?
Кто еще пришел в Теремок?
Что случилось в конце?
И т. д. Наводящими вопросами помогайте ребенку досказать сказку. Если ребенок затрудняется, то покажите серию картинок по сказке.
Аналогично можно рассказывать и другие произведения. А если ребенок начнет имитировать голоса животных из сказки — так это же замечательно! Получится театр одного актера.
Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx7.12 КБ
Файл zhili_byli_ovoshchi_konspekt.docx5.42 КБ
Plain text icon konsult._18.txt6.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад  107 общеразвивающего вида Московского района Санкт-Петербурга

Игра совместной деятельности воспитателя с детьми младшего возраста

«В гостях у лесных зверей»

с использованием здоровьесберегающих технологий

Воспитатель ГБДОУ д/с 107

Вейцева Валерия Юрьевна

Санкт-Петербург

2015 г.

Цель:

- создание положительного эмоционального настроя;

- развитие сенсорики;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие фантазии, пространственного воображения.

- формирование представления о диких животных (белка, заяц, медведь, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.

- дать понятие о свойствах и качестве льда.

-закрепить умение узнавать и называть цвета.

Задачи:

- развитие мелкой моторики;

- развитие сенсорики;

- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка;

- развитие речи.

Материалы:

- Игрушки (заяц, белка, медведь)

- Цветные бусы из льдинок и крупные деревянные бусы разных цветов. Шнур для нанизывания бус.

ЭТАПЫ

ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ

Подготовительный

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в волшебный лес.

Дети сидят за столом. Смотрят на курочку и пасхальные яички как они разукрашены.

Основной

Я сегодня в лес пошла.

Бусы дивные нашла. Смотрите какие –

Блестящие, цветные

- Посмотрите, потрогайте. Какие они? (холодные, скользкие, мокрые)

-почему они такие? Из чего наши бусы?

Правильно, изо льда. Ледяные. Давайте вместе скажем : ледяные бусы.

Кто же потерял такие красивые бусы? Давайте пойдем в лес и поищем их хозяина. А бусы положим вот сюда, чтобы не потерять.

Едут, едут по дорожке

Наши маленькие ножки.

Мы шагаем понемножку.

Протоптали мы дорожку.

Шли мы шли

В темный лес пришли.

А у кочки под кусточком

Белый заинька сидит

Хвостик у него дрожит.

В. : Наверное зайчик чего-то испугался. Давайте позовем его тихонечко. А теперь погромче.

Дети: Зайка, иди к нам.

В. : Посмотрите, какой зайка? Какого цвета шубка? Потрогайте. Какая она? Какие у зайки ушки? Хвостик?

В: Спросите у зайки, не терял ли он бусы?

(дети спрашивают)

Давайте с зайкой поиграем.

Игра «Зайка беленький сидит»

В. : (замечает белочку) Детки. Может этот зверек напугал зайчика? Кто это : в дупле живет, да орешки грызет?. –(белочка)

В-ль берет игрушку-белочку:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу

Здравствуйте (цокает)

В. : Это белочка так с нами здоровается. Давайте и мы с вами поздороваемся с белочкой.

Дети, может белочка напугала зайчика? Почему? Какие у нее ушки, хвостик?

Белочка, послушай, какую мы о тебе потешку знаем (дети выполняют движения по тексту) :

Сидит белочка в тележке, продает она орешки

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому,

Кому в платок, кому в роток,

Кому в лапочку.

Ребята, спросим белочку, не она ли потеряла бусы?

Продала белочка орешки и домой побежала. А где у нее дом?

Ну что, дальше пойдем?

(дети идут и видят под деревом спит медведь)

Ребята, давайте расскажем про Мишку стишок (показать движения)

Как под горкой подставляют ладонь под кулачок

Снег, снег опускают руки, шевелят пальцами

И на горке кладут ладонь на кулачок

Снег, снег опускают руки, шевелят пальцами

А под снегом подставляют ладонь под кулачок

Спит медведь кладут ладони «лодочкой» под шеку

Тише, тише указательный палец к губам

Не шумите грозят указательным пальцем

А почему медведь спит? (потому что зимой медведи спят)

Ребята, нам нужно Мишку разбудить.

Мишка, Мишка, что ты спишь?

Мишка, Мишка, что храпишь?

Миша, Мишенька вставай,

Вместе с нами поиграй.

Мишка проснулся.

(в-ль берет Игрушку-Мишку)

Мишка плачет у-у-у.

В-ль: Дети, давайте спросим, почему Мишка плачет?

Мишка потерял красивые ледяные бусы. Это, наверное, те, что мы нашли. Давайте их ему отдадим.

(Дети ищут бусы, а видят воду)

В-ль: А где же бусы? Почему их нет? Потому что у нас тепло и они растаяли.

Что же нам делать, как успокоить Мишку? А мы сделаем ему другие бусы, не ледяные. А настоящие. Вот у меня есть веревочка и бусинки. Возьмите каждый по бусинке и наденьте на веревочку.

Дети нанизывают бусины, а воспитатель спрашивает, какого цвета у них бусинки.

Заключительный

Вот и готовы наши бусы. Подарите их Мишке.

Вот тебе Мишка новые красивые бусы.

Вот обрадовались звери,

Засмеялись и запели, ручками захлопали, ножками затопали.

Дети танцуют.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад  107 общеразвивающего вида Московского района Санкт-Петербурга

Игра совместной деятельности воспитателя с детьми младшего возраста

«Жили-были овощи»

с использованием современной образовательной технологией-мнемотехника

Воспитатель ГБДОУ д/с 107

Вейцева Валерия Юрьевна

Санкт-Петербург

2017 г.

Цель:

- обобщить знания детей об овощах через интеграции

-образовательных областей: познание, коммуникация,

- художественное творчество.

Задачи:

- обобщить элементарные знания об овощах; цвете овощей;

- закрепить знания о месте произрастания овощей;

- учить отгадывать загадки об овощах;

- развивать чувство коллективизма;

- закрепить представления детей о заготовке овощей на зиму;

- формировать умение наклеивать готовые формы овощей.

Материалы:

- картина с изображением огорода;

- овощи  муляжи;

- заготовки для аппликации (банки, огурцы, помидоры, клей, салфетки).

ЭТАПЫ

ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ

Подготовительный

Ребята, что нарисовано на картине? (нарисован огород) .

- Что растёт на огороде?

Дети перечисляют (помидоры, огурцы, свёкла, перец, морковь, капуста, картошка)

Воспитатель: правильно. Как назвать одним словом? (овощи) .

Овощи растут на грядках, но чтобы они выросли вкусными и свежими за ними надо ухаживать, регулярно поливать и вытаскивать сорняки. Давайте покажем, как надо ухаживать за овощами на грядках.

Дети рассматривают фотографии, иллюстрации овощей; картины «На огороде»

Основной

Воспитатель: Наша физкультминутка называется «Огород».

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой)

Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола)

Поливали огород (показать, как поливали)

В ямках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться)

А сейчас ей тесно бедной

Говорит: «Посторонись! » (развести руки в стороны в конце фразы)

Посмотрите, какой богатый урожай вырос! Давайте соберём урожай! Сбирем  овощи в  корзину. Сделать это надо как можно быстрее.

 А вы хотите, чтобы наши овощи сохранились зимой? Для этого надо их законсервировать в банки. Ребята, а какие овощи мы будем консервировать? (помидоры и огурцы)

- А какой помидор? (круглый, сочный, красный)

- А какой огурец? (зеленый, длинный, свежий)

Дети сначала раскладывают, а потом приклеивают готовые формы огурцов и помидоров на "банки".

Садятся за столы и заполняйте банки овощами.

Заключительный

Замечательные овощи в банках у Вас получились!Вы настоящие помощники у своих мамочек! Молодцы!

Дети радуются, что помогли маме.