Подвижных игры. (средняя группа)
материал на тему

Сулейманова Рамзия Салиховна

С бегом: «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки».

Игры с прыжками: «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается».

Игры с подлезанием и лазанием: «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Мяч через сетку», «Котята и щенята».

Игры с бросанием и ловлей: «Подбрось-поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».

Игры на ориентировку в пространстве, на внимание: «Найди, где спрятано», «Кто ушел», «Прятки», «Найди и промолчи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

Перечень

                         подвижных игр. (средняя группа)

С бегом: «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки».
Игры с прыжками: «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается».
Игры с подлезанием и лазанием: «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Мяч через сетку», «Котята и щенята».
Игры с бросанием и ловлей: «Подбрось-поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».
Игры на ориентировку в пространстве, на внимание: «Найди, где спрятано», «Кто ушел», «Прятки», «Найди и промолчи».

«Найди себе пару»
Играющие ходят по площадке парами, по сигналу разбегаются и бегут в любом направлении. По сигналу «найди пару» встают парами, воспитатель также встает в пару с ребенком. Оставшийся без пары говорит:
«Ты, имя, не зевай, быстро пару выбирай».
«Лошадки»
Дети распределяются на пары по желанию, один кучер, другой лошадка. Кучер запрягает лошадку, надевает вожжи (скакалку). По команде воспитателя лошадки идут по площадке, объезжают препятствия, стараясь не задеть друг друга, дети меняются ролями.
«Ловишки»
Воспитатель назначает водящего ловишку. Ловишка выходит на середину площадки и громко говорит: «Я ловишка», догоняет убегающих от него детей. Тот, кого ловишка дотронулся рукой, становится ловишкой. Он должен остановиться, поднять руку и сказать: «Я ловишка». Новому ловишке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего водящего.
«Цветные автомобили
По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках – это руль. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок, как руль. Когда флажок опускается, дети возвращаются на место. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили.
«Бездомный заяц»
1.Из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружки. Каждый встает в свой – это дом зайца. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок, тогда заяц стоявший в кружке, должен тут же убегать, потому что теперь он становится бездомным,  охотник может поймать его. Как только охотник поймал зайца, они меняются ролями.
2. Вместо начерченного круга дом образуют 4-5 детей., взявшись за руки. В каждый такой кружок становится по зайцу. Игра проводится по тем же правилам. Через 2-3 минуты по сигналу воспитателя игра прекращается, один из детей, образующих круг, меняются местами с зайцем, стоящим внутри круга. Игра возобновляется снова и повторяется 4-5 раза с тем, чтобы все дети побывали в роли зайца.
«Зайцы и волк»
Играющие изображают зайцев, один из них волк. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе домики. Волк прячется на противной стороне площадки – в овраге. Воспитатель произносит:
Зайки скачут скок /3 раза
На зеленый на лужок /2раза
Травку щиплют, слушают
Не идет ли волк.
В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на 2 ногах, то присаживаются и щипают травку. Как только воспитатель произносит слово «волк», волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зайцев волк уводит к себе в овраг. Игра возобновляется, в зависимости от предварительной договоренности, после того как волк поймает 2-3 зайцев, на роль волка выбирается другой участник. Игра повторяется 3-4 раза.
Указание: Каждый заяц занимает только свой домик. У зайцев может быть и общий дом. В начале игры волка выбирает воспитатель.
«Пастух и стадо»
1.Дети изображают стадо (коровы, телята, овцы). Выбирают пастуха. Ему вручают пастушью шапку, хлыст и рожок. Стадо на скотном дворе. Пастух стоит в отдалении. Воспитатель произносит: «Ранним, ранним по утру, пастушок…» Пастух трубит «Ту-ру-ру». Воспитатель: «А коровки вслед ему…» Дети «Му-му, му-му». Коровы идут на зов к пастуху. Он гонит их в поле (др. комната, отдаленная часть сада или площадки). При стаде 1-2 собаки. Они бегут за стадом, подгоняя отстающих коров лаем. На поле стадо пасется некоторое время, затем пастух гонит его обратно домой и загоняет в хлев.
2.В поле на стадо нападает волк. Коровы сбиваются в кучу, мычат. Собаки и пастух прогоняют волка. Игра требует простора. На ограниченном месте игру проводить нельзя.
«Перелет птиц»
Дети стоят свободно на одной стороне площадки напротив гимнастической стенки и несколькими пролетами. По сигналу «птицы полетели» бегают по площадке. По сигналу «буря» влезают на лестницу. если пролетав мало, число играющих ограничивается, чтобы всем хватило места на лестнице (3-4 ребенка в пролете).
Правила: бегать по всей площадке, не стоять у стенки, влезать на свободное место, не мешать друг другу, слезать до конца – не спрыгивая.
«Подбрось-поймай»
Играющие распределяются на пары, у каждой пары мяч. Один в паре подбрасывает и ловит мяч, второй считает, сколько раз удалось бросить и  поймать мяч. По сигналу воспитателя дети меняются ролями: тот, кто бросал, считает, а считавший бросает мяч.
Правила: бросать мяч так, чтобы суметь поймать, ловить, не прижимая к груди, соблюдать смену ролей.
«Сбей булаву»
Играющие встают за линию, в 2-3 м от которой напротив каждого поставлены булавы. В руках у детей мячи. По сигналу они прокатывают мячи по направлению к булавам, стараясь сбить их. По следующему сигналу идут за мячами, поднимают упавшие булавы и катят еще 2 раза. Подсчитывают, кто больше сбил булавы.
Правила: большой мяч катят 2-мя руками, маленький – одной, чередуя движения правой и левой рукой.
«Мяч через сетку»
Дети (2-4) становятся по обе стороны сетки на расстоянии 1,5 м. Они перебрасывают мяч через сетку друг другу разными способами: из-за головы или снизу от себя. Если играют 4, то один ребенок бросает мяч через сетку на другую сторону, поймавший мяч перебрасывает его своему соседу, а тот бросает снова через сетку. В игру можно ввести счет. На какой стороне мяч меньше падал на землю, та сторона и выиграла.
«Лиса в курятнике»
На одной стороне площадки ставят гимнастические скамейки – это место для кур. На противоположной стороне находится нора лисы. Один из играющих назначается лисой, остальные куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по площадке (двору), клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу, не успевшую спастись и увести ее в нору. Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда лиса поймает 2-3 кур. Можно ее повторить с др. лисой.
«Котята и щенята»
Дети распределяются на 2 подгруппы – котята и щенята. Котята находятся около гимнастической стенки, щенята на др. стороне площадки в домиках за гимнастическими скамейками. Воспитатель предлагает котятам побегать мягко, легко! На слова воспитателя «Щенята!» - щенята перелезают через скамейку и бегут за котятами, лая: «Ав…». Котята, мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку. Щенята возвращаются в свои домики. После 2-3 повторений дети меняются ролями и игра продолжается.







































Перечень
                          подвижных игр. (старшая группа)

Игра с бегом: «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси да щука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц».

Игры с прыжками: «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжок?», «Классы».

Игры с лазаньем и подлезанием: «Кто скорее до флажка», «Медведь и пчелы», «Пожарные на учении».

Игры с метанием: «Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей петлю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо».

Игры-эстафеты: «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев петлю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».


«Ловишки»
Воспитатель назначает водящего ловишку. Ловишка выходит на середину площадки и громко говорит: «Я ловишка», догоняет убегающих от него детей. Тот, кого ловишка дотронулся рукой, становится ловишкой. Он должен остановиться, поднять руку и сказать: «Я ловишка». Новому ловишке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего водящего.
«Мышеловка»
Играющие делятся на 2 неравные подгруппы: меньшая (примерно 1/3 играющих) образует круг мышеловку, остальные мыши находятся за кругом. Мышеловка берется за руки, ходит по кругу и говорит:
Ах как мыши надоели, все прогрызли, все проели,
Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки, переловим всех сейчас.
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу «хлоп», дети опускают руки, мышеловка захлопнулась.
Правила: мыши не должны стоять в кругу или в не его; не успевшие выбежать по сигналу считаются пойманными и встают в круг – мышеловку.
«Гуси-лебеди»
На одной стороне площадки отмечается дом, где находятся лебеди, на противоположной стороне стоит пастух. Сбоку от дома – логово волка. Остальное место площадки – луг. Назначается или выбирается пастух и волк, они занимают свои места. Гуси пасутся на лугу.
Пастух: «Гуси, гуси!»
Гуси: «Га-га-га!»
П: «Есть хотите?»
Гуси: «Да, да, да!»
П: «Так летите!»
Гуси: «Нам нельзя, серый волк под горой, не пускает нас домой!»
П: «Так летите, как хотите, только крылья берегите!»
Гуси, вытянув руки в стороны, летят домой, а волк выбегает и старается поймать гусей.
Правила: пойманным считается тот, до кого дотронулся волк; подсчитываются пойманные гуси, назначается новый волк и пастух.

«Сделай фигуру»
Дети бегают парами: кто с кем хочет и где хочет. По сигналу все должны остановится и вдвоем сделать какую-нибудь фигуру. При повторении упражнения каждая пара должна придумать новую фигуру.
«Караси и щука»
Половина детей образуют круг – пруд, расстояние между играющими 2 шага. Один – щука, находится за кругом. Остальные играющие – караси, бегают внутри круга. По сигналу «щука» она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Те спешат занять место за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу (камешки).
Правила: щука ловит тех, кто не успел встать за камешек, после 3-4 повторений подсчитывают пойманных карасей; дети, стоящие в кругу и изображающие карасей, меняются ролями, назначается новая щука.
«Хитрая лиса»
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель говорит детям открыть глаза и посмотреть, кто хитрая лиса. Не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие спрашивают хором 3 раза (с небольшими промежутками), сначала тихо, затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга. После того, как дети произнесли слова 3 раза, лиса выходит на середину круга, поднимая руку и говорит: «Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того, как лиса поймала 2-3 детей, воспитатель говорит: «В круг!». Все играющие снова образуют круг, игра возобновляется с новой лисой.
«Пустое место»
Играющие становятся в круг. Один вне круга – водящий. Он обходит круг, дотрагивается до плеча одного из играющих и тем вызывает его бежать на перегонки. По сигналу «Беги!» один бежит влево, другой вправо, каждый старается быстрее обежать круг и занять пустое место. Оставшийся без места водит, игра начинается сначала.
Правила: водящий должен вызывать каждый раз нового участника.
«Бездомный заяц»
1.Из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружки. Каждый встает в свой – это дом зайца. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок, тогда заяц стоявший в кружке, должен тут же убегать, потому что теперь он становится бездомным,  охотник может поймать его. Как только охотник поймал зайца, они меняются ролями.
2. Вместо начерченного круга дом образуют 4-5 детей., взявшись за руки. В каждый такой кружок становится по зайцу. Игра проводится по тем же правилам. Через 2-3 минуты по сигналу воспитателя игра прекращается, один из детей, образующих круг, меняются местами с зайцем, стоящим внутри круга. Игра возобновляется снова и повторяется 4-5 раза с тем, чтобы все дети побывали в роли зайца.
«Удочка»
Дети стоят по кругу. В центре круга воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает мешочек по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Тот, кого веревка или мешочек заденет по ногам, считается проигравшим и выбывает. Когда удочка заденет одного из играющих, делается небольшой перерыв, а затем игра возобновляется.


«С кочки на кочку»
В середине площадки проводится 2 параллельные линии на расстоянии 4-5 метров. Одна от другой, это болото. Воспитатель распределяет детей на звенья, вызывает по одному ребенку из каждого звена и предлагает им встать на линию (берег). Перед каждым ребенком по направлению к противоположной линии на болоте чертятся кружки (кочки) диаметром 25-30 см, на расстоянии 10, 20, 30 см один от другого. Воспитатель предлагает перебраться на другую сторону болота, прыгая с кочки на кочку. Наступивший на край кочки, считается промочившим ноги и выходит из игры. Выигрывает очко тот, кто первый достиг противоположной стороны. Затем снова вызывают по одному из каждого звена. В конце игры подсчитывается число очков у каждого звена. Звено, получившее большее количество очков, считается победителем.
«Медведи и пчелы»
Играющие делятся на 2 группы: 1-медведи, остальные пчелы. На расстоянии 4-5 метра в право от вышки или гимнастической стенки очерчивается лес, а на расстоянии 8-9 метров на противоположной стороне – луг. Пчелы помещаются на вышке, или гимнастической стенке (улей). По сигналу воспитателей пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведь влезает на вышку – в улей и лакомится медом. По сигналу «медведь», пчелы летят в улей и жалят медведей (дотрагиваются до них рукой), не успевших убежать в лес. Затем пчелы возвращаются в улей, игр возобновляется. Ужаленный медведь не идет за медом. После того, как игра проведена 2-3 раза, дети меняются ролями.
«Пожарные на учении»
На расстоянии 5-6 шагов от гимнастической стенки проводится черта.  Воспитатель делит детей на 3-4 звена (по количеству пролетов гимнастической стенки). На каждом пролете стенки, на верху, на одной и той же высоте подвешивается колокольчик. Первые из каждого звена строятся на черте лицом к гимнаст. стенке. По сигналу воспитателя «1, 2, 3-беги!» дети бегут к гимнастической стенке, влезают на нее и звонят в колокольчик, затем они спускаются и возвращаются каждый к своему звену. Воспитатель отмечает, кто первый позвонил. Затем на линию выходят следующие дети и проделывают то же, что и предыдущие. Игра продолжается, пока каждый из детей не выполнит задание по 1 разу. Победители считаются те, кто больше позвонил первым.
«Мяч водящему»
Дети распределяются на 2-3 равные подгруппы и строятся в колонны. Расстояние между колоннами 3-4 шага. Перед колоннами проводится линия. На расстоянии 3 м. от нее чертится вторая линия, параллельная первой. В каждой команде выбирается водящий, который становится против команды за второй чертой. По сигналу водящего бросают мячи впереди стоящим в своих колоннах. Поймав мяч, играющий бросает его обратно, а сам встает в конце колонны. выигрывает колонна, быстрее закончившая переброску мяча.
Правила: мяч бросать 2 руками снизу, не заходя за черту; уронивший мяч, сам его поднимает; не сумевшему поймать водящий кидает мяч еще раз.
«Сбей мяч»
На одной стороне площадки проводится черта. На нее ставят 3-4 табурета (или ящика) на расстоянии 1 метр друг от друга. На каждую табуретку кладут кольцо от серсо, а на него большой мяч, на расстоянии 2 метра проводится черта, а на расстоянии 2 метра – вторая. Играющие делятся на 3-4 подгруппы и строятся у второй черты в колонну лицом к мячу. Каждой колонне даются 2 мешочка одного цвета (играющие должны запомнить цвет своих  мешочков). По сигналу «Сбей мяч!», стоящие в колоннах первыми бросают правой рукой мешочек в свой мяч, а затем с ближней черты второй мешочек с левой руки. После этого бегут за мешочком и передают их следующим, а сами встают в конец колонны. За каждый удачный бросок (попадание в мяч) играющие получают флажок. Выиграла та команда, у которой больше флажков.
Правила: бросать из-за черты по сигналу.
«Сбей кеглю»
На одой стороне площадке чертят 3-4 кружка, в них ставят большие кегли. На расстоянии 1,5 – 2 метра от нее означают шнуром линию, 3-4 детей подходят к линии, становятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Бегут за мячами и приносят их следующим. Воспитатель ставит кегли на место.
Правила: катить в кеглю, расположенную напротив стоящего ребенка. Бежать за мячом после того, как закончится катание.
«Серсо»
Дети становятся друг против друга на расстоянии 4-5 м.  У одного в руках палочка и 4-5 колец деревянных или пластиковых (Диаметр 20 см), у другого только палочка. Первый ребенок с помощью палочки подбрасывает кольца одно за другими второму, тот ловит их на палочку, если дети не могут сразу подбрасывать и ловить кольца с помощью палочки, можно сначала подбрасывать их рукой. Выигрывает тот, кто больше поймал колец.
«Встречные перебежки»
2 группы детей, с равным количеством играющих становятся на противоположных сторонах площадке за линию в шеренги.  У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета (синие, желтые). По сигналу воспитателя «Синие» дети с синими ленточками бегут на противоположную сторону. Стоящи напротив протягивают вперед ладошки и ждут, когда бегущие прикоснуться к ним рукой. То, кого коснулись бежит на противоположную сторону, поворачивается и поднимает руку.
«Эстафета парами»
Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки, количество пар в колоннах должно быть одинаковым. На противоположной стороне площадки (на расстоянии 6-8 м) поставлены какие-либо предметы. По сигналу воспитателя первые пары, взявшиеся за руки, бегут к кубам, обегают их и возвращаются в конец своей колонны. как только они перебегут линию старта, убегают вторые пары. выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполняют задание и во время бега не разъединят руки.
«Школа мяча»
Школа мяча представляет собой систему упражнений, подобранных и выполненных в определенном порядке. Упражнения могут быть простыми и более сложными. Их можно подобрать в соответствии с умениями и навыками детей владеть мячом.
Первая группа упражнений:
1.Бросить мяч вверх и поймать 2 руками.
2.Бросить мяч вверх и поймать 1 рукой (правой).
3.Бросить мяч вверх и поймать 1 рукой (левой).
4.Ударить мяч о землю и поймать 2 руками.
5.Ударить мяч о землю и поймать правой рукой.
6.Ударить мяч о землю и поймать левой рукой.
Если ребенок, выполняя упражнения, уронит мяч, он передает его другому и ждет своей очереди. Если выполняет все упражнения, то выполняет их снова но, с хлопками.
Вторая группа упражнений:
1.Ударить мяч о стену и поймать  2 руками.
2.Ударить мяч о стену и поймать  правой  рукой.
3.Ударить мяч о стену и поймать  левой рукой.
4.Ударить мяч о стену, после того как он упадет на землю и отскачет, поймать его 2 руками.
5. Ударить мяч о стену, после того как он упадет на землю и отскачет, поймать его правой рукой.
6.Ударить мяч о стену, после того как он упадет на землю и отскачет, поймать его левой рукой.
Все эти упражнения могут выполняться с хлопками.
Третья группа упражнений:
1.Ударить мяч о стену одной рукой, а поймать двумя руками.
2.Ударить мяч о стену, бросив из-за спины и поймать.
3.Ударить мяч о стену, бросив ее из-за головы и поймать.
4.Ударить мяч о стену, бросив  из-под ноги и поймать.
5.Ударить мяч о стену, повернуться на 360 градусов и, поле того, как он упадет на пол и отскачет, поймать его.
Можно предложить детям выполнить эти упражнения с хлопками, а также ловить мяч левой и правой руками.
«Классы»
На земле чертят обычные «классы» из 6-8 клеток (в 2 ряда по 3-4 клетки). У последней клетки рисуют полукруг «огонь». Ребенок бросает плоский камешек в первую клетку, а затем прыгает  в нее на 1 ноге, он должен здесь остановиться, взять камешек и продолжать прыгать до конца. Затем прыжки начинают с забрасывания во 2 клетку и т.д. Играют в классы по несколько человек, по очереди. Если ребенку не удалось попасть камешком в нужную клетку или во время прыжков он наступил на линию, то игру продолжает следующий игрок. Если же камешек упадет в «огонь» или ребенок наступит на линию «огня», то должен начать игру сначала – бросать камешек, начиная с первой клетки.
«Затейники»
Один из участников выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные, взявшись за руки, идут по кругу (вправо или влево) и произносят:
«Ровным кругом друг за другом, мы идем за шагом в шаг.
Стой на месте, дружно, вместе – сделаем вот так…»
Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движение, и все должны повторить его. После 2-3 повторений игры (согласно условию), затейник выбирает кого-нибудь на свое место, игра продолжается. Каждый новый затейник придумывает разные движения, не повторяя показанные.
«Мы, веселые ребята»
На расстоянии 2-3 метра от границ площадки проводят 2 линии. Между ними – ловишка. Дети находятся на одной из линий. Воспитатель громко говорит «3, 4!». Дети громко отвечают:
Мы, веселые ребята, любим бегать и играть. НУ, попробуй нас поймать!»
Дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющие пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2-3 перебежек подсчитывают пойманных и выбирают нового ловишку. Игра продолжается.
«Охотники и зайцы»
Выбирают охотника, остальные дети – зайцы. Зайцы сидят в кустах (по гимнастическим скамейкам, бревнам). В 3-4 метрах от кустов чертят круг – дом охотника. У него 2-3 маленьких мяча. Зайцы выбегают из кустов и прыгают по площадке перед домом охотника. По сигналу «Охотник!» зайцы убегают, а охотник стреляет в них – бросает мячи (в ноги). Те, в кого охотник попал мячом, отходят к домику охотника. После 1-2 повторений охотник меняется.
«Попади в обруч»
Дети берут мешочки и строятся в 2-3 колонны. Колонны встают у черты. В 2 м от черты кладут обручи. Дети по очереди бросают мешочки от черты в обручи снизу, от плеча. Когда все дети выполнят бросок, определяют, в каком обруче больше мешочков. При повторении дети бросают второй рукой. Постепенно можно увеличивать расстояние до 3 метров.

«Перебежки»
На одной стороне площадки линией (или шнуром) обозначают дом, на расстоянии 5-6 метровот него чертят вторую линию, за которой находится 2 дом. Вдоль одной из боковых сторон площадки перпендикулярно домам проводят еще одну черту. Играющие распределяются на подгруппы по 6-8 человек. Дети одной подгруппы встают вдоль вдоль линии любого дома. Вторая подгруппа перебегает из одного дома в другой. Дети 2 подгруппы бросают по 1 мешочку в бегущих. Те, в кого попали, отходят в сторону. По новому сигналу перебегают в обратную сторону. Затем подгруппы меняются местами. Воспитатель отмечает самых метких. В игру включаются 2 другие подгруппы.














































Перечень
                                         подвижных игр.  (подготовительная группа)

Игры с бегом: «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишки», «Бери ленту», «Совушка», «Чье звено быстрее соберется?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два мороза», «Догони вою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка».

Игры с прыжками: «Лягушка и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».

Игры с метанием и ловлей: «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».

Игры с подлезанием и лазанием: «Перелет птиц», «Ловля обезьян».

Игры-эстафеты: «Кто скорее через препятствие  к флажку», «Веселые соревнования», «Чь команда больше мячей забросит в корзину?», «Дорожка препятствий».

«Быстро возьми, быстро положи»
Дети бегут друг за другом, обегая до угла площадки или комнаты. На одной стороне стоит ящик с флажками, на противоположной стороне стоит пустой ящик. Каждый ребенок должен на бегу, не задерживая сзади бегущего, быстро взять флажок из корзины, а на другой стороне быстро положить в корзину.
«Перемени предмет»
На одной стороне площадки 5-6 детей, в руках у каждого погремушка. На другой стоят стулья, на которых лежит по одному кубику, по сигналу воспитателя «Бегом!», дети быстро бегут к стульям, кладут погремушку, берут кубик и быстро возвращаются на свое место. Отмечается ребенок, прибывший первым. Затем бегут следующие 5-6 детей.
«Ловишки»
Воспитатель назначает водящего ловишку. Ловишка выходит на середину площадки и громко говорит: «Я ловишка», догоняет убегающих от него детей. Тот, кого ловишка дотронулся рукой, становится ловишкой. Он должен остановиться, поднять руку и сказать: «Я ловишка». Новому ловишке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего водящего.
«Бери ленту»
Играющие строятся по кругу. Каждый прикрепляет сзади к вороту или поясу полоску (ленточку из цветочного материала). В центре круга становится ловишка, назначенный воспитателем. По сигналу «Беги», дети разбегаются, ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя «Раз, два, три – в круг скорей беги!», дети стремятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

«Совушка»
В одном из углов площадки очерчивается кругом гнездо совушки. Все дети изображают бабочек, жуков. Одного из детей воспитатель назначает совушкой. По сигналу воспитателя «День!», дети разбегаются, размахивая руками, подражая взмахиванию крыльев. По сигналу «Ночь!» вылетает из гнезда совушка. Бабочки, жуки замирают и остаются на тех местах, где их застал сигнал, а совушка, медленно взмахивая крыльями, не шевелится ли кто. того, кто пошевелился, совушка отводит гнездо. Воспитатель говорит снова «День!». Совушка улетает к себе в гнездо, игра возобновляется. Вылет совушки продолжается 2-3 раза. После подсчитывается число пойманных, выбирается новая совушка, игра возобновляется.
Примечание: каждый вылет совушки должен продолжаться не больше 10-15 сек., т.к. детям трудно стоять неподвижно. Вылет бабочек и жуков – 30, 35 сек.
«Кто скорее докатит обруч до флажка?»
1.На противоположной стороне площадки чертятся линии. На одной линии стоят дети с обручами. На другой, напротив, лежат флажки, расстояние между ними не менее 50 см. По сигналу воспитателя дети катят обручи до своего флажка. Отмечается ребенок, первым достигший флажка.
2.Дети распределяются на 3-4 звена. На стартовую черту выходят по очереди по одному из каждого звена с обручами. Прикативший обруч первым получает флажок или значок. Затем выходят следующие дети. Выигрывает звено, получившее наибольшее количество флажков (значок).
«Жмурки»
Воспитатель назначает водящего – жмурку. Он встает на середину комнаты (площадки), ему завязывают глаза и предлагают несколько раз повернуться. Затем все дети разбегаются по комнате, а жмурка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности игроки должны предупредить жмурку словом «Огонь!». Если игра проходит на открытом воздухе, то выбирают ровную площадку и очерчивают границы, за которую играющим выходить нельзя.
Правила игры: поймав кого-нибудь, жмурка передает свою роль пойманному. Играющие, переступившие условную границу, считаются сгоревшими и обязаны заменить жмурку. Чтобы жмурка не вышел за границу, его предупреждают словом «Огонь!».
«Два мороза»
1.На противоположных сторонах площадки (комнаты) отмечаются линиями 2 дома. Расстояние между домами 12-15 см. Играющие располагаются в одном доме. Воспитатель выделяет 2 водящих, которые встают посередине между 2 домами, лицом к детям. Один из них Мороз – красный нос, другой  Мороз –синий нос. По сигналу оба Мороза говорят:
Мы 2 брата молодые, 2 мороза удалые:
Я Мороз - красный нос, я Мороз - синий нос.
Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!». После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, дотронутся рукой. Замороженные  останавливаются и стоят до окончания перебежки всех остальных. Два Мороза подсчитывают, кого они заморозили, после чего дети присоединяются к остальным играющим. Перебежки повторяются 2-3 раза.  Затем  назначается новые водящие, и игра возобновляется.
2.После окончания перебежки дети, которых заморозили, продолжают стоять. при повторении перебежек играющие, пробегая мимо, могут коснуться рукой и выручить их. Те присоединяются к бегущим, но если один из Морозов сделает это раньше, то замороженный остается на месте.
«Догони свою пару»
Дети встают парами на одной из сторон площадки: один впереди, другой сзади (отступя 2-3 шага). По сигналу воспитателя первые быстро перебегают на вторую сторону площадки, вторые их ловят (каждый свою пару). При повторении дети меняются ролями.
«Горелки»
Играющие строятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. Один из играющих – ловящий встает на эту линию. Все дети говорят:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо птички летят, колокольчики звенят.
После слова «Звенят» дети, стоявшие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, др. слева), стремясь поймать за руки впереди ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успели встретится и соединить руки. Если это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и встает впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же не удается никого поймать, он остается в той же роли. Игра заканчивается, когда дети пробегут все по одному разу. Игру можно повторить. Число участников не должно превышать 15-17 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.
«Коршун и наседка»
В игре участвуют 8-10 детей. Одного из играющих выбирают коршуном, другого наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за друга. в стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне. Наседка вытягивает руки в стороны, не дает коршуну схватиться за цыпленка. Все цыплята следят за движением коршуна и быстро двигаются за наседкой.
Правила:  не разрывать сцепления в колонне. Нельзя держать коршуна руками. Пойманный идет в гнездо коршуна.
«Лягушка и цапля»
В середине площадки очерчивается квадрат или прямоугольник со сторонами 4, 6 м. Это болото, где живут лягушки.  В углах квадрата вбиваются колышки или кладутся кубики так, чтобы высота колышка (кубика) над землей составляла 10-15 см. По сторонам квадрата протягивается веревка. К концу веревки привязывается грузик (мешочек с песком). Концы веревки кладутся на колышки (кубики). В одном из углов площадки очерчено гнездо цапли. Воспитатель назначает одного из играющих цаплей, остальные – лягушки, которые стоят или прыгают в болоте. Когда все играющие разместились на отведенных для них участках площадки, воспитатель дает сигнал «Цапля». Высоко поднимая ноги, она направляется к болоту и перешагивает через веревки, чтобы поймать лягушку. Лягушки, спасаясь от цапли, выпрыгивают из болота, прыгая через веревку любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой с разбега – лишь бы убежать от цапли. Перешагнув через веревку, цапля ловит не успевших выпрыгнуть из болота лягушек. Пойманных цапля уводит к себе в дом и они временно выбывают из игры (пока не сменится цапля). Если все лягушки успели выскочить из болота, и цапля никого не поймала, она возвращается к себе в дом. Новая цапля выбирается после того, как будут пойманы 2-3 лягушки.
Правила: Цапля может ловить лягушек только в болоте. Лягушки должны перепрыгивать, а не перешагивать через веревку. Лягушка, перешагнувшая через веревку, считается пойманной.
«Не попадись»
Чертится круг. Все дети стоят за ним на расстоянии полушага. Воспитатель назначает одного из играющих водящим и тот становится внутри круга в любом месте. Дети прыгают через линию в круг. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих, когда они находятся внутри круга. При приближении водящего все возвращаются за линию. Тот из играющих, до кого дотронулся водящий, считается проигравшим, но продолжает участвовать в игре. Через 30-40 сек. воспитатель останавливает игру и считает проигравших. Затем выбирается новый водящий из тех детей, кого не разу не поймали.
Можно назначить второго водящего.
«Волк во рву»
По середине площадки проводятся две параллельные линии на расстоянии 70-100 см одна от другой – это ров. У одной из сторон площадки (комнаты) на расстоянии 1-2 шагов от нее очерчивается дом козлят. Воспитатель одного из детей назначает волком, остальные – козлята. Все козы остаются в доме, а волк идет в ров. По сигналу «Козы на луг» все дети бегут на другую сторону площадки, перешагивая через ров (волк в это время спит и не трогает козлят). Затем воспитатель говорит: «Козы домой». Козы перебегают на другую сторону  - в дом, а волк старается поймать их (коснуться). Пойманные отходят в конец рва. После 2-3 перебежек козы возвращаются в свой дом и назначается другой волк (но не из числа пойманных).
Варианты: во рву находятся не один, а два волка. чертят два рва (расстояние между ними 3-4 м), в каждом – по одному волку.
«Кого назвали, тот ловит мяч»
Дети ходят или бегают по площадке (комнате). Воспитатель держит в руках большой мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.
«Стоп»
Играющие встают перед стеной на расстоянии 4-5 шагов. Водящий бросает мяч в стену так, чтобы он коснулся стены, отскочил от нее. Бросая мяч, водящий называет имя того, кого он назначает ловить. Последний ловит мяч на лету или быстро поднимает его с земли (все играющие при этом разбегаются). Если он поймает мяч, то сейчас же бросает в стену, называя нового водящего, если же поднимает с земли, то взяв мяч, кричит: «Стоп» – и, когда все остановятся, пятнает не сходя с места ближайшего ребенка. Тот в свою очередь быстро берет мяч, кричит: «Стоп» - и пятнает следующего. И так до первого промаха. После промаха все идут снова к стене, но право бросить мяч и назначить, кто должен ловить, принадлежит промахнувшемуся.
Правила: При ловле мяча все играющие разбегаются, но как только мяч будет пойман и раздается возглас: «Спот», все должны остановиться. Игроку, в которого целятся, разрешается увертываться: приседать, подпрыгивать, нагибаться, но сходить с места он не имеет права.    
«Кто самый меткий?»
Воспитатель делит группу детей на 4-5 звеньев. У одной из сторон комнаты проводится черта, а на расстоянии 3 м от нее ставятся 4-5 (по количеству звеньев) одинаковых мишеней (щиты с нарисованным кругом, вертящаяся цель) или между двумя стойками натягивается шнур, к которому подвешивается 4-5 обручей. Дети, по одному из каждого звена, выходят на линию и бросают мешочек с песком, стараясь попасть в цель. Попавшему засчитывается очко. Когда все бросили мешочки по одному разу, подсчитывается количество очков в каждом звене. Звено, получившее большее количество очков, считается победившим. Игру можно продолжить, предложив выявить самого меткого. Для этого все дети, получившие очко, снова бросают в цель, но уже с большего расстояния (3,5 м). Не попавшие в цель, выходят их игры, а оставшимся можно предложить цель меньшего диаметра. Игра кончается, когда остается 1-2 самых метких ребенка.
«Охотники и звери»
Дети изображают лесных зверей: зайцев, медведей, лисиц. Охотники ( 2 ребенка) стоят в стороне, у противоположных концов комнаты (площадки). в руках у каждого два мяча. Дети бегают по всей площадке, изображая зверей. По сигналу «Охотники» – звери замирают, останавливаются, а охотники стреляют – бросают мячом. Охотники бьют мячом с места два раза (в ноги детей). Тех, кого подстрелили, отводят в свой дом. После 1-2 повторений игры подсчитывают, какой охотник больше подстрелил зверей, затем назначают новых охотников (но не из числа подстреливших). Игра возобновляется.
Варианты:
а)Охотники (их число можно увеличить до 3-4) находятся в своем доме на одной стороне, на противоположной – чаща леса, а между чащей и домом – поляна, где бегают звери. По сигналу «Охотники» звери убегают  в чащу, а охотники стреляют в них с мета.
б)Охотники могут бежать за зверями и стрелять в них, но не забегать в чащу леса.    
«Ловишка с мячом»
Играющие образуют круг, стоя на расстоянии друг от друга  на вытянутых в стороны рук. Один из играющих по указанию воспитателя становится в центре круга – это водящий. У ног его лежат два небольших мяча. Водящий называет. Водящий называет имя, проделывает ряд движений (приседания, хлопки, наклоны). Играющие выполняют эти движения по слову или показу. Внезапно воспитатель говорит «Беги из круга», и играющие разбегаются в разные стороны (в пределах установленных границ). Водящий поднимает мяч и старается не сходя с места, попасть в убегающих. Если он в первый раз не попал, то кидает второй мяч. Затем по сигналу воспитателя «1, 2, 3 – в круг скорей беги» дети снова образуют круг, выбирается новый водящий, и игра возобновляется.

Если игра проводится зимой на площадке, мячи заменяются снежками.
«Перелет птиц»
Дети стоят в рассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они – птицы. На другом конце площадки помещаются вышки или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу воспитателя «Птички улетают», дети, подняв руки (крылья) в стороны, бегают по всей площадке. По сигналу «Буря» дети бегут к вышке (гимнастической стенке0 и влезают на нее (птицы скрываются от бури на деревьях). Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась» - дети спускаются с вышки и снова бегают. Во время игры воспитатель должен находиться возле пособий для лазанья, чтобы в случае необходимости помочь детям.
«Ловля обезьян»
Воспитатель распределяет детей на 2 группы: обезьян и ловцов. Дети, изображающие обезьян, размешаются на одной стороне площадки, где имеются пособия для лазания (гимнастические стенки, вышки). На противоположной стороне находятся ловцы. Обезьяны подражают всему, что видят. Пользуясь этим, ловцы хотят заманить и поймать их. Ловцы договариваются между собой, какие движения они будут делать, и показывают их на середине площадки. Когда ловцы встают на середину, обезьяны лезут на вышку и наблюдают за движениями ловцов. Проделав движения, ловцы скрываются, а обезьяны слезают с деревьев, т.е. пособий для лазанья, приближаются к тому месту, где были ловцы и повторяют их движения. По сигналу «Ловцы» обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех, кто не успел убежать и отводят к себе. После 2-3 повторений игры дети меняются ролями, и игра возобновляется.

Правила: Спрыгивать с гимнастической стенки нельзя, обезьяны должны спускаться до последней перекладины. Обезьяну, ступившую обеими ногами хотя бы на одну перекладину, ловить нельзя.
«Краски»
Играющие сидят на скамейке. Выбирают продавца и покупателя, остальные дети – краски, покупатель отходит в сторону. Дети договариваются с продавцом, кто каким цветом краски будет. Приходит покупатель и говорит: «Стук, стук, стук» – «Кто там?» - спрашивает продавец. Покупатель называет свое имя. – «Зачем пришел?», - «За краской», - «За какой?», - «За …(называет цвет краски)». Если такая краска есть, продавец говорит, сколько она стоит (в пределах 10), и покупатель хлопает продавца столько раз по вытянутой вперед ладони. С последним хлопком, ребенок изображающий краску, убегает, а покупатель его догоняет. Поймав краску, отводит в условное место. Если названной краски нет, продавец говорит покупателю: «Скачи по красной (синей) дорожке на одной ножке». Покупатель прыгает на одной ноге до условленного места и возвращается. Игра продолжается. Дети меняются ролями по очереди.

«Веселые соревнования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры, средняя группа (4-5 лет).

Подвижные игры для детей 4 – 5 лет                                            ...

Подвижные игры. Средняя группа

Подвижные игры. Средняя группа...

Картатека подвижных игры средней группы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Подвижные игры (средняя группа)

Тема недели: «До свидания лето, здравствуй детский сад!» «Эхо»Цель: повышать творческую активность детей, пробуждать фантазию, поднять настроение, развивать собранность, в...

"Подвижные игры" средняя группа

Воспитатели дошкольных учреждений всегда проводят в режиме детского сада подвижные игры. Однако чаще всего эти игры не совсем соответствуют возрастным возможностям детей и не способствуют их физическо...