Кружок "Степ-аэробика"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Возлюбленная Наталья Николаевна

Рабочая программа по степ-аэробике для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_step.docx44.31 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка.

«Степ-аэробика для дошколят».

Рабочая программа кружковой деятельности по степ-аэробике для детей 5-7 лет.

Пояснительная записка

Проблема физического развития детей является одной из наиболее актуальных и приоритетных задач дошкольного воспитания. Поэтому, в дополнение к основным формам физического развития, была выбрана степ-аэробика. Аэробика — это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода.  Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20—30 мин.  .

Степ-аэробика - это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. Степ — это ступенька высотой не более 8 см, шириной — 25 см, длиной — 40 см, легкий и обтянутый мягким дерматином.

Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Один комплекс степ-аэробики, как полного занятия, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться.

При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т. е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150—160 уд. /мин.

Во время занятий степ-аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции.

Цель программы: развивать двигательную активность детей старшего дошкольного возраста посредством степ-аэробики.

Задачи:

1. Формировать правильную осанку, укреплять костно-мышечный корсет.

2. Развивать координацию движений.

3. Укреплять сердечно - сосудистую и дыхательную систему.

4. Развивать основные физические качества (силу, выносливость, быстроту, координацию и др.) .

5. Улучшать музыкальную и двигательную память детей.

6. Расширять двигательный опыт детей.

7. Развивать эстетический вкус и интерес к занятиям.

Ведущая идея программы заключается в организации комплексной деятельности: оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности, через организацию двигательной активности на занятиях по степ - аэробике.

Занятия рассчитаны на воспитанников 5-7 лет, не имеющих медицинские и иные противопоказания к двигательной активности, и проводятся 1 раз в неделю в спортивном зале дошкольного учреждения. Продолжительность одного занятия составляет 25-30 мин.

Продумывая содержание занятий аэробикой, учитываются морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития, соблюдая при этом основные физиологические принципы:

— рациональный подбор упражнений;

— равномерное распределение нагрузки на организм;

— постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки.

Упражнения для степ-аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.

Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.

Прогнозируемый результат:

• У детей сформируется правильная осанка, укрепится костно-мышечный корсет, улучшится музыкальная и двигательная память.

• Повысится уровень двигательной активности.

• Возрастёт интерес к занятиям по физической культуре, сформируется осознанное отношение к укреплению своего здоровья.

• Воспитанники, прошедшие курс степ-аэробики, освоят все базовые шаги и будут применять их в самостоятельной деятельности при выполнении музыкально-ритмических комплексов.

Условия для реализации программы:

-спортивный зал;

- наличие степа на каждого ребенка;

-аудиозаписи для музыкального сопровождения занятий;

Основные правила техники выполнения степ - тренировки:

Для сохранения правильного положения тела во время степ - аэробики необходимо:

• Держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными;

• Избегать перенапряжения в коленных суставах;

• Избегать излишнего прогиба спины;

• Не делать наклон вперёд от бедра, наклонятся всем телом;

• При подъёме или опускании со степ - платформы всегда использовать безопасный метод подъёма;

• Стоя лицом к степ - платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;

• Держать степ-платформу близко к телу при её переносе.

• Выполнять шаги в центр степ - платформы;

• Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;

• Опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни от степ - платформы;

• Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;

• Не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной;

• Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами.

Большое значение имеет подбор музыки к упражнениям. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений.

При выборе музыкального сопровождения инструктор должен руководствоваться наличием в композиции чёткого ударного ритма. Для каждого отрезка степ - программы музыка должна подбираться с учётом рекомендаций по темпу и продолжительности.

Следует также учитывать, что более быстрый темп часто приводит к увеличению риска травм.

Важной частью степ - тренировки являются словесные команды. Они должны быть краткими и чёткими.

В детских садах спортивные танцы с использованием степ - платформы можно включать в программу праздников и развлечений. Это повышает интерес детей к физическим упражнениям и вызывает у них положительный эмоциональный отклик.

Выступления со степ - аэробикой на праздниках демонстрируют родителям достижения детей и неизменно получают высокую оценку.

Содержание рабочей программы:

1. Теоретическая часть

Что такое «степ»? Степ – аэробика, какие мышцы работают при занятиях на степах, что такое правильная осанка, двигательные качества.

Задачи:

Ознакомление с понятиями степ, аэробика; ознакомление со спортивным инвентарём- степ-платформа; знакомство с правилами техники безопасности.

2. Основные элементы

Задачи:

Разучить основные элементы степ-аэробики (базовые шаги) ; формировать правильную осанку, укреплять костно-мышечный корсет; развивать координацию движений; укреплять сердечно - сосудистую и дыхательную систему; развивать основные физические качества (силу, выносливость, быстроту, координацию и др.) .

Базовый шаг

Шаг ноги врозь, ноги вместе

Приставной шаг с касанием на платформе или на полу

Шаги с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед (различные варианты) Касание платформы носком свободной ноги

Шаг через платформу

Выпады в сторону и назад

Приставные шаги вправо, влево, вперед, назад, с поворотами

Шаги на угол

Подскоки (наскок на платформу на 1 ногу)

Прыжки

Шасси – боковой галоп в сторону, небольшими шажками

Структура занятий степ-аэробики

Один комплекс степ-аэробики, как полного занятия, выполняется детьми в течении трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться.

Каждый комплекс занятий должен состоять из трех частей:

-подготовительная часть (разминка) -5-7 минут;

-основная часть -15-20 минут;

-заключительная -4-6 минут.

Время Содержание Темп музыки Контроль нагрузки

Подготовительная часть

5-7 мин. Обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. 120 акцентов в минуту Внешнее проявление, самооценка.

Аэробная часть (основная часть)

15-20 мин. Комбинации из элементов степ-аэробики, новые упражнения или комплекс стилизованных танцевальных движений, в завершение основной части можно включить подвижную игру. 130-140 акцентов в минуту Пульс, дыхание, внешние проявления.

Заключительная часть

4-6 мин. Упражнения на расслабление, равновесие и растягивание, а так же на гибкость - стретчинг, выполняемых в положении сидя, лёжа, стоя. Медленная танцевальная музыка. Внешние проявления, самооценка.

Материально-техническое обеспечение:

• Степ-платформа на каждого ребёнка

• Музыкальное сопровождение

• Спортивная форма

• Атрибуты для сюжетных номеров.

 

 

Программа спортивного кружка по степ-аэробике для детей 6–7 лет

Пояснительная записка.

Основы здоровья, гармоничного умственного и физического развития ребенка закладываются именно в дошкольном детстве. В период от 6 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движение является его естественной потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот период. В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей. Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений. Ее эмоциональность обусловлена использование музыки. Степ-аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения, способствует гармоничному развитию, а та же существенно влияет на развитие психических процессов: внимания, воли, памяти, подвижности и гибкости мыслительных операций, творческого воображения, фантазии.

Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, на формирование способности свободно и осознанно владеть своим телом.

Цель: разностороннее развитие личности дошкольника средствами музыки и ритмических движений.

Задачи: I. Укрепление здоровья:

- развивать и укреплять костно-мышечную систему организма дошкольника

- формировать правильную осанку, стопу

- стимулировать работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма

- приобщать к здоровому образу жизни.

II. Развитие двигательных качеств и умений.

- развивать точность и координацию движений

- развивать гибкость, пластичность

- воспитывать выносливость

- развивать умение ориентироваться в пространстве

- обогащать двигательный опыт ребенка

III. Развитие музыкальности.

- развивать способность слушать и чувствовать музыку

- развивать чувство ритма

- развивать музыкальную память

IV. Развитие психических процессов

- развивать восприятие, внимание, волю, память, мышление

- тренировать подвижность и гибкость нервных процессов

V. Развитие творческих способностей.

- развивать творческое воображение, фантазию

- развивать способность к импровизации

VI. Воспитание нравственно-коммуникативных качеств личности

- воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, настойчивость

- воспитывать способность к сопереживанию, взаимопомощи, взаимоподдержке.

Планируемый результат:

1) Ребенок должен знать:

- что такое степ-аэробика

- правила безопасного поведения при выполнении упражнений с использованием спортивных снарядов, при выполнении гимнастических упражнений, при взаимодействии с другими детьми

- большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений

- упражнения, способствующие поддержанию правильной осанки и расслаблению позвоночника

2. Должен уметь:

- изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения

- точно и правильно выполнять упражнения, состоящие из разнонарпавленных движений для рук и ног, сложные циклические виды движений

- самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций

- выразительно исполнять движения под музыку

- находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки

- выполнять танцевальные шаги и базовые шаги степ-аэробики

- согласовывать свои действия со сверстниками при выполнении упражнений в парах, в подгруппах

- передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми

Организация и проведения занятий

Программа рассчитана на 30-35 минут в неделю, 24 часа в год. Программа ориентирована на детей в возрасте от 6 до 7 лет.

Особенности физического развития детей 6-7 лет

Физическое развитие (основные показатели физического развития - рост и масса тела) - это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. Большеголовый и относительно коротконогий человечек с большим туловищем превращается к 6-7 годам в пропорционально сложенного мальчика или девочку, у которых за этот период значительно увеличивается длина рук и ног, и соотношение головы и туловища становится почти таким же, как у взрослых. Это свидетельствует об определенном этапе созревания организма.

У детей 6-7 лет интенсивно идёт развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. Не завершивший своё развитие опорно-двигательный аппарат ребёнка испытывает большие нагрузки, когда (в период учёбы) приходится в течение долгого времени удерживать статическую позу, сразу становится ясно, почему малышу так трудно сидеть неподвижно. Понятно и то, почему неправильная поза (долго удерживаемая) приводит к нарушениям осанки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб; поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов. У детей 6-7 лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но только начинается окостенение. Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках и т. д.

В этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, ещё не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, трудность совершения движений по сигналу.

В этот период ещё не завершены процессы развития и преобразования систем дыхания и эндокринной системы, то есть организм ребёнка растёт, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в этом возрасте, а другие процессы и системы сформируются несколько позже.

Любое неблагополучие в состоянии здоровья и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности и, как следствие, низкой успеваемости. Кроме того, наиболее тяжёлыми для растущего организма являются неблагоприятные макросоциальные условия воспитания: конфликтные ситуации в семье, безнадзорность или, наоборот, излишняя опека.

Прежде чем приступить к работе, с детьми необходимо познакомится с простыми, но важными правилами:

1. Выполнять шаги в центр степ - платформы;

2. Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;

3. Опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать от степ - платформы больше, чем на длину ступни;

4. Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;

5. Не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной;

6. Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами.

Программа включает подразделы:

1. Базовые шаги степ-аэробики.

2. Базовые шаги аэробики.

3. Упражнения на гибкость.

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Структура занятия:

1. Подготовительная часть.

-Приветствие.

-Разминка. Упражнения направленные на подготовку организма к активной физической деятельности.

2. Основная часть

Работа над комбинацией. Робота направленная на разучивания шагов, на освоение темпа музыка, координации движений в коллективе.

3. Заключительная часть

Работа направленна на восстановление дыхания и на развития гибкости.

Перечень программно-методического обеспечения:

1. Подвижные игры, упражнения используются при разучивании основных движений.

2. Комплекс дыхательной гимнастики – для восстановления дыхания.

3. Музыкальный центр, CD- диски – используются на каждом занятии.

Методические принципы:

1. сознательности и активности занимающихся - сознательность представляет собой категорию, отражающую способность человека правильно разбираться в объективных законах, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность, активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность обучаемого является главным показателем меры его сознательного отношения к учебному процессу. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность и творчество;

2. наглядности - предполагает широкое использование в процессе обучения и воспитания зрительных ощущений, восприятий, образов, а также всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью;

3. систематичности - физическое воспитание надо осуществлять регулярно, при оптимальном чередовании допустимых нагрузок с необходимым отдыхом;

4. доступности и индивидуализации - обучения выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения (средств, методов, форм организации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;

5. прогрессирования - выражает тенденцию постепенного, но неуклонного повышения требований к занимающимся;

6. целевая направленность к мастерству и спортивным достижениям путем неуклонного роста объема средств общей и специальной подготовки, соотношения между которыми изменяются в сторону увеличения объема специальной подготовки; стремиться к тому, чтобы объем и интенсивность упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов.

Перспективное планирование О.В.Д. на физкультурных занятиях с использованием степ – платформ.

(1 год обучения)

Октябрь-ноябрь

 декабрь -январь

 Февраль- март

 Апрель- май

Равновесие

Стоять на двух ногах на степе, закрыть глаза.

Стоять на степе на двух ногах, подниматься на носки и опускаться на всю стопу.

С предметом на голове встать на степ, сойти со степа.

Стоять на степе на одной ноге (считая до 3-5) чередовать правую и левую ногу.

Стоять на степе на одной ноге, вторая отведена назад

Прыжки

Напрыгивание на степ, спрыгивание со степа вперед.

Напрыгивание на степ, спрыгивание за линию на расстоянии 30 – 40 см.

Напрыгивание на степ и спрыгивание за отмеченную линию с поворотом кругом.

Ходьба

Ходьба между степами «змейкой»

Ходьба по степам.

Ходьба перешагивая степы.

Бег

Бег «змейкой» между степами.

Бег вокруг степов, по сигналу встать на степ.

Подвижная

игра

«Пингвины на льдине»

«Фигуры»

  «Космонавты»

«Перемени предмет»

Перспективное планирование О.В.Д. физкультурных занятий с использованием степ – платформ.

(2 год обучения).

Октябрь-ноябрь

 декабрь -январь

 Февраль- март

 Апрель- май

Равновесие

Стоять на двух ногах на степе, закрыть глаза.

Стоять на степе на одной ноге, закрыв глаза.

С предметом на голове встать на степ, оторвать одну ногу от степа, сойти со степа

Стоя на степе прыгнуть вверх и мягко приземлиться на степ.

Прыжки

Напрыгивание на степ, спрыгивание в обруч на полу на расстоянии 30 – 40 см.

Напрыгивание на степ, спрыгивание за линию на расстоянии 40 – 50 см.

Спрыгивание со степа из положения спиной вперед.

Спрыгивание со степа из положения стоя спиной вперед с поворотом на 180

Школа мяча

 

Отбивание мяча в ходьбе «змейкой» огибая степа одной (двумя) руками.

Бросать и ловить мяч парами, стоя на степах.

Ходьба

Ходьба с перешагиванием через степы

Ходьба по степам. Расстояние между степами 20 см.

Ходьба «змейкой» между степами с разными заданиями для рук, ног

Бег

Бег «змейкой» по сигналу встать на степ

Бег между степами по сигналу встать на степ, приняв заданную позу

Подвижная

игра

  «Уголки»

«Лиса и тушканчики»

«Охотник и обезьяны»

«Пчелка»

Шаги, используемые на занятии степ – аэробики.

Marсh (марш) – ходьба на месте.
Step (степ) – шаг.

Basic step (бэсик степ). Шаг ногой вперед - назад. И. П. стоя на полу ноги вместе. 1-выполнить  правой ногой шаг  на степ, 2- левую  ногу на степ приставить.3- шаг на пол правой ногой,4- левую приставить.
Step touh (степ тач) – приставной  шаг в сторону. И.П. стоя на полу ноги вместе.1- выполнить правой ногой  шаг в сторону,2- левую приставить.3- левой ногой шаг в сторону,4-правую приставить.

V-step (ви-степ) – шаг на степ ноги врозь, назад ноги вместе. На 4 счета.

 И. П. стоя на полу ноги вместе. 1-выполнить  правой ногой шаг на правый край степа, 2- левую  ногу поставить на левый край степа.3- шаг на пол правой ногой,4- левую приставить.
Toe touch (тоу тач) – касание носком пола или степа.
Mambo (мамбо) – шаги на месте с переступанием вперед, назад. И. П. стоя на полу ноги вместе. 1-выполнить  правой ногой шаг  на степ, 2- левую  нога на полу переступающий шаг. 3- шаг на пол правой ногой,4- левую приставить.
Open step (оупэн степ) – открытый шаг. И.П. ноги шире бедер.1- выполнить полу присед и  поставить правую ногу на носок, 2- полу присед, поставить левую ногу на носок. На 4 счета.
Leg curl (лэг керл) – «захлест» голени назад. 1- шаг правой ногой на степ, 2- левую ногу согнуть назад. 3-поставить левую ногу на пол.4- правую приставить.
Knee up (ни ап) – «подъем колена вверх». 1- шаг правой ногой на степ,2- левую ногу согнуть в колене и  поднять вверх. 3-поставить левую на пол.4- правую приставить.

Kick side ( мах ногой в сторону ,вперед, назад). 1- шаг левой ногой на степ, 2- правую ногу выпрямить и сделать мах ногой. 3-поставить правую на пол.4- левую приставить.