картотека прогулок
картотека (младшая группа) по теме

Катасонова Елена Александровна

Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для малышей. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организмв. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к  неблагоприятным воздействиям внешней среды, особено к простудным заболеваниям. Картотека прогулок поможет сделать прогулку не только интересной, но и полезной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточка № 1 лето

Наблюдение. Наблюдаем за птицами прилетающими на участок. Обратить внимание детей на то как передвигаются птицы: ходят, прыгают, летают. Как клюют корм, пьют воду из лужицы.

П/Игра  «Пузырь»

Дети водят хоровод и говорят:
Надуваем пузыри,
Вот какие посмотри!

Постепенно расширяя круг
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.

Когда ведущий говорит: 
Пузырь лопнул,
Разлетелись пузыри.
Дети разбегаются

 Протереть влажной тряпочкой скамейку

Карточка № 2 лето

Наблюдение. Наблюдение за солнышком. Побуждать детей замечать, как ярко и весело может светить солнышко. Вызвать у детей чувство радости, желание выразить свое отношение словом, мимикой, жестами. Расширять словарь прилагательных - яркое, лучистое, веселое.

После на наблюдения поиграть с солнечными зайчиками (у стены веранды) с помощью зеркальца. Прочитать стихи:

               Солнышко светит всем зверушкам:

               птичкам, зайкам, даже мушкам,

               одуванчику в траве,

              белой чайке в синеве,

              даже кошке на окне, и конечно мне.

 

П/Игра  «Поезд»

Задачи. Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности и спои возможности; побуждать к самостоятельным действиям.

Содержание игры. Взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый — паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Дети двигают руками в такт словам «чу-чу-чу».

Подмести веранду.

             Карточка № 3 лето

Наблюдение. Уж трава моя шелковая - наблюдение за травой. Развивать у детей представления о том, что растениям нужно тепло. Расширять словарный запас ребенка (травка, зеленая). Воспитывать бережное отношение к зеленой травке. Во время наблюдений воспитатель напоминает детям, что бегать по газону и рвать травку нельзя. Используется фольклорный текст: затоптали меня малые детушки, играючи...

П/Игра “По узенькой дорожке»

     Цель: учить перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте).

                                    Ход игры

     Воспитатель чертит на земле круги (кругов должно быть больше, чем играющих детей). Затем поясняет, что через ручеек можно перейти «по камешкам» - кружкам, иначе промочишь ножки.

     Воспитатель произносит слова и показывает действия: «По узенькой дорожке шагают наши ножки!»

     Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Взрослый показывает, как нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают его действиям: «По камешкам, по камешкам, по камешкам!»

     Вдруг педагог неожиданно произносит: «И в ямку – бух!», выпрыгивает из кружка, приседает, а за ним и все дети.

          Игра повторяется  2-3 раза

.

Собрать на участке сухие веточки и камни.

Карточка № 4 лето

Наблюдение. Закреплять представления о деревьях. Показать изменения происходящие с деревьями летом, вместо цветов появились ягоды(рябина, черемуха) . Обратить внимание на разную форму листьев.

П/Игра. «Солнышко и дождик»

ЦЕЛЬ: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу .

ХОД ИГРЫ: Дети сидят на скамейке . Воспитатель говорит: « Солнышко!» Идите гулять!» Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов « Дождик! Скорее домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель говорит  слова: « Солнышко! Можно идти гулять», игра повторяется

Собрать на участке сухие веточки и камни.

Карточка № 5 лето

Наблюдение. Красный сарафанчик, черные горошки - наблюдение за божьей коровкой. Развивать у детей элементарные представления о насекомых - жучок ползает, летает, красный с черными горошками, на голове усики. Воспитывать гуманное отношение к маленькому животному существу. Божью коровку можно понаблюдать на листочке, на ладошке, посмотреть, как она улетает, раскрыв крылышки. Можно использовать лупу.

П/Игра «Мишка-медведь»

ХОД ИГРЫ: Дети сидят кружком, один из них в центре круга. Взрослый говорит:

- Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши.

Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши.

А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдем,

Песенку веселую запоем, запоем!

Будем, будем в ладушки ударять, ударять!

Будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать!

"Мишка" в центре круга пляшет, дети хлопают в ладошки.

Моем столик и скамеечки

                   

              Карточка № 6 лето

Наблюдение за дождем. Развив. представлен. о дожде- дождик м.б. мелкий, тихий, а м.б. сильный, частый, льется дождик из тучки. Обогащать и акт-ть словарь прилагат-ых. Побуждать замечать связь между погодой и одеждой. Помогать выражать св.впечатления в игре, рисунке.

игра “Садим огород.” Показать детям как делать грядки, как садить некоторые семена. Вспомнить какие овощи растут в огороде.

П/Игра «Солнышко и дождик»

Пропалываем сорняки на клумбах.

              Карточка № 7 лето

Наблюдение. Наблюдение за одуванчиком. Развивать у детей элементарные представления о цветущих одуванчиках. Побуждать детей узнавать элементарные представления о цветущих одуванчиках. Побуждать детей узнавать одуванчики и называть их. Развивать словарь прилагательных (желтые, золотые, как солнышко) воспитывать чувство симпатии, бережного отношения к растению.

Девочки и мальчики!

Не рвите одуванчики!

Среди домов, среди машин -

Веселый, луговой

Схватить в ладошку не спеши -

Цветок, как ты, живой!

П/игра “Мой весёлый звонкий мяч»

Задачи. Учить прыгать на двух ногах, внимательно слушать текст, действовать по сигналу. Вызывать чувство радости от активных действий.

Содержание игры. Взрослый читает стихи:

«Мой веселый, звонкий мяч, Желтый, красный, голубой,

Ты куда помчался вскачь? Не угнаться за тобой!»

Малыши имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова: «Не угнаться за тобой!» — дети бегут от взрослого, который догоняет их. Ребята, не умеющие прыгать, делают «пружинку».

 

Подмести веранду

                   Карточка № 8 лето

Наблюдение за елочкой. Развивать представлен. о своеобразии ели - иголочки у нее не опадают, она остается зеленой, даже когда холодно, елочка смелая, храбрая, не боится осени, холода. Вызвать восхищение елочкой, кот.не боялась холодов, пробудить чувство любования ее красотой. прочитать стих.:

Пусть в небе листья кружатся, и близко холода,

Зеленые иголочки не сброшу никогда!

Вы только поглядите на мой наряд лесной,

Вы только приходите поговорить со мной.

Спросить, а что мы скажем елочке. Предложить поиграть в прятки с игрушками около елочки.

П\Игра «Карусель»

- Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Поливаем цветы.

               Карточка № 9 лето

Наблюдение. Продолжать учить отличать насекомых от других живых существ. Насекомые маленькие, живут в траве, в земле, в коре деревьев, питаются травой, листьями и нектаром.

П\и «мой весёлый звонкий мяч»

Задачи. Учить прыгать на двух ногах, внимательно слушать текст, действовать по сигналу. Вызывать чувство радости от активных действий.

Содержание игры. Взрослый читает стихи:

«Мой веселый, звонкий мяч, Желтый, красный, голубой,

Ты куда помчался вскачь? Не угнаться за тобой!»

(С. Маршак)

Малыши имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова: «Не угнаться за тобой!» — дети бегут от взрослого, который догоняет их. Ребята, не умеющие прыгать, делают «пружинку».

 Моем уличные игрушки

           

                Карточка № 10 лето

Наблюдение. Дождик-дождик, пуще - наблюдение за весенним дождиком. Развивать у детей элементарные представления о дожде - дождик сильный, дождик льет, дождик капает кап-кап, дождик прошел. Все радуются дождику - и травка, и цветы, и деревья. Продолжить развивать наблюдательность 9после дождя земля мокрая - дождик намочил)

Льются дождик с высоты,

 рады травки и цветы,

рады клены, тополя,

рада мокрая земля.

Если есть возможность, понаблюдайте из окна за прохожими, которые быстро идут, прячутся от дождя под зонтом.

П/Игра. “День-ночь”

 Считалкой выбирается смотрящий.Смотрящий говорит : “день…день” дети ходят, прыгают, бегают, смотрящий говорит:”ночь” дети замирают. Проиграл тот, кто пошевелился.

Подметаем веранду

                    Карточка № 11 лето

Наблюдение. Показать особенности ветреной погоды летом. Дует ветер – качаются ветки и деревья, шумит листва. Дует сильный ветер - ветки ломаются и падают на землю. Развивать у детей сенсорное восприятие и эмоциональный отклик (радость, удивление): дует ветер теплый, ласковый, предложить послушать, как он шумит в молодой листве. Предложить детям "поискать" ветер (деревья качаются, травка шевелится, покачивается). Вызвать у детей интерес к данному явлению природы. После наблюдения детям раздать султанчики, вертушки и предложить поиграть с ними.

П\Игра “«Солнышко и дождик»

ЦЕЛЬ: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу .

ХОД ИГРЫ: Дети сидят на скамейке . Воспитатель говорит: « Солнышко!» Идите гулять!» Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов « Дождик! Скорее домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель говорит  слова: « Солнышко! Можно идти гулять», игра повторяется

 

Пропалываем сорняки на клумбах

                     Карточка № 12 лето

Наблюдение. Показать свойства воды. Вода нагревается на солнце и становится теплой. Водой поливают растения, птицы пьют воду из луж Когда вода чистая, она прозрачная. Вода льется, ее можно переливать из одного сосуда в другой.

П\Игра “Гуси-лебеди”

 Выбирается ведущий-волк, встает на середину поля. Дети встают в одну линию на расстояние в 5-10 шагов от волка и проговаривают стишок: ”Гуси-гуси, га га га, есть хотите? Да да да . Ну летите же домой. Серый волк под горой, зубы точит, воду пьет, нам прохода не дает. Ну летите как хотите, только крылья берегите”После слов все дети бегут на другую сторону, а волк ловит. Пойманный становится волком.

 Помыть уличные игрушки.

         

                  Карточка № 13 лето

Наблюдение. Показать, что летний дождь может быть разным. Летом идет теплый дождь. После дождя на небе появляется радуга. Деревья, дома и земля после дождя – мокрые. Дождь прошел - появились лужи. По теплым лужам можно ходить босиком.

П\Игра «По длинной извилистой дорожке» (игры с ходьбой)

Воспитатель зигзагообразно раскладывает на полу шнур длиной 5-6 м. Дети проходят по извилистой дорожке.

Рекомендации. Детям будет более интересно выполнять упражнение, если на другом конце дорожки положить какой-либо интересный для них предмет: мишку, куклу, погремушку. Воспитатель говорит: «Лена, пойди погладь мишку, погреми погремушкой».

Воспитатель следит, чтобы дети не наступали на шнур, веревку. Если кто-либо из них испытывает затруднения, воспитатель должен помочь, поддержать за руку, подбодрить.

Собрать все бумажные комочки

                      

             Карточка № 14 лето

Наблюдение. Показать свойства песка. Утром песок поливают, чтобы он был влажный и воздух на участке был свежий. Сухой песок рассыпается, а из влажного можно лепить куличики .На влажном песке можно рисовать, а если наступить , то останется след.

П\Игра. «Солнечные зайчики»

ЦЕЛЬ: Развитие ловкости.

ХОД ИГРЫ: Взрослый зеркалом делает солнечных зайчиков и говорит при этом:

- Солнечные зайчики

Играют на стене,

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

Затем по команде: "Лови зайчика!" - ребенок бежит и пытается поймать "зайчика".

Убираем отцветшие цветы и засохшие листья

           

               Карточка № 15 лето

Наблюдение за прохожими в летней одежде и одеждой детей. Развивать у детей элементарные представления о предметах одежды. Активизировать словарь детей (платье, сарафан, майка, шорты, трусики, носочки, панамка) Развивать сенсорное восприятие цвета одежды ( У Коли желтая майка, У Ани - красный сарафан)

П\Игра «Пузырь»

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

 Подметаем веранду, протираем скамейку.

         Карточка № 16 лето

Наблюдение. Наблюдаем за муравьями. Трудятся неутомимые муравьишки, таскают в свой дом палочки, былинки да соломинки. В муравейнике как в большом доме, имеются и спаленки, и детские, и множество коридорчиков

П\Игра «Пузырь»

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Собираем на участке камни и сухие веточки

         

                 Карточка № 17 лето

Наблюдение за листочками. Развивать у детей способность к самостоятельным наблюдениям, подводить малышей к выводу: ветер дует, листочки шумят. Воспитывать чувство бережного отношения к объектам живой природы (мы не ломаем зеленые веточки, мы не рвем листочки). Такое наблюдение проводится неоднократно, детям можно предложить найти большой и маленький листочек, понюхать душистый аромат свежести и пр.

П\Игра «Догони мяч» (игры с бегом)

Дети играют на площадке, кто с кем хочет. Инструктор предлагает детям побегать и поиграть в мяч. Называя по очереди их имена, инструктор катит мячи по полу. Дети ловят их и приносят инструктору.

Рекомендации. В игре могут одновременно передвигаться по площадке в разных направлениях 8-10 детей. На 3-м году жизни дети способны с живым интересом, радостно и увлеченно бегать за мячом до 20 раз подряд. Вместо мяча удобно использовать также резиновые кольца.

 

Моем столик и скамеечки.

           Карточка № 18 лето

Наблюдение за белым одуванчиком. Развивать у детей элементарные представления о жизни одуванчика во время его цветения. Вызвать желание полюбоваться летящими пушинками, белоснежными головками цветов, вызвать эмоциональный отклик на интересное явление (подули на одуванчик - полетели пушинки). Загадать загадку: был цветок - как желток, а теперь он как снежок.

П\Игра. «Воробышки и автомобиль» (игры с бегом)

Дети садятся на скамейку на одной стороне площадки – это воробышки в гнездышках. На противоположной стороне встает инструктор. Он изображает автомобиль. После слов инструктора: «Полетели воробышки на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.

По сигналу инструктора «Автомобиль едет, летите, воробышки, в свои гнездышки! » автомобиль выезжает из гаража, воробышки улетают в гнезда (садятся на места). Автомобиль возвращается в гараж – воробышки полетели.

Пропалываем грядку. Рыхлим маленькими грабельками

                Карточка № 19 лето

Наблюдение. Расширять представление о деревьях. Показать чем отличаются лиственные деревья от хвойных. Показать, что на некоторых деревьях вместо цветочков, появились ягодки.

П\Игра «Птички летают» (игры с прыжками)

Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) – на одной стороне площадки. Инструктор говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками, приседают, клюют зернышки. Со словами инструктора «Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки! » дети бегут на свои места.

.

Подметаем веранду, моем уличные игрушки.

                         Карточка № 20 лето

Наблюдение. Наблюдаем за трудом дворника. Утром дворник поливает цветы, чтобы они не завяли, поливает дорожки и песок, что бы прибить пыль. После полива на улице дышится легко.

П\Игра «Мишка»

Цель: имитация движений.

Ход игры

Воспитатель говорит детям: «Ребята, я буду рассказывать стихи, а вы делайте то, что слышите».Воспитатель:

Мишка косолапый

По лесу идет.

Шишки собирает,

Песенку поет.

Вдруг упала шишка 

Прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился

И ногою: Топ!

(Дети идут вперевалочку и показывают движения)

Собираем веточки.

                         

                   Карточка №1( весна)

Наблюдение. Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небе. Его лучи ярче светят, все кругом сверкает, снег искриться на солнце и начал таять.

П/Игра « Зайка серенький сидит»

1. «Зайка серенький»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(дети присели, шевелят кистями поднятых рук)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

 (встают, хлопают в ладоши)

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп –

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

 (Дети прыгают на месте на обеих ногах. Темп средний)

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Кто-то (мишка, лисичка, волк) зайку испугал.

Зайка прыг –

И ускакал!

 Карточка №2 ( весна)

Наблюдение. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, рукава шубы, стволы деревьев. Солнышко трудиться, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет.

П/Игра «Мой веселый звонкий мяч».

 Цель – научить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

 Ход игры:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх).

Собрать выносной материал, игрушки.

               

                Карточка №3 ( весна)

Наблюдение. Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синем-синем. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет!

П/Игра «Найди флажок! » (игры с ходьбой)

Дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами. Инструктор через несколько шагов от них прячет флажки. На слова инструктора: «Ищите флажки! » дети встают и идут их искать. Тот, кто нашел флажок, берет его и садится на свое место. Когда все флажки будут найдены, дети ходят с флажками под звуки бубна у инструктора. Вперед ведет ребенок, который первый нашел флажок. После ходьбы игра повторяется.

 Собрать выносной материал, очищать его от снега.

       

        Карточка №4 ( весна)

Наблюдение. Ветер становится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром. Облака плывут тем быстрее, чем сильнее ветер.

П/Игра «Догони меня»

Описание: дети сидят на стульях или скамейках в одной стороне комнаты. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают, воспитатель говорит: «Убегайте, убегайте, догоню!». Дети возвращаются на свои места.

 Очистить друг у друга одежду от снега.

                 Карточка №5 ( весна)

Наблюдение. Наблюдать за ростом сосулек. Почему растут сосульки? Предложить послушать капель. В морозную погоду капели нет.

П/Игра «Зайка серый умывается»

Цель – выслушивать текст и выполнять движения в соответствии с ним.

Зайка серый умывается, видно в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо.

Накормить птиц. Собрать выносной материал.

       

              Карточка №6( весна)

Наблюдение. Днем становится теплее и по двору текут ручейки. Понаблюдать, как вода с возвышенных мест течет в низ.

П/Игра «Веснянка»

Цель – координация речи с движением.

Солнышко, солнышко, золотое донышко

Гори, гори ясно, чтобы не погасло (хоровод)

Пробежал в саду ручей, прилетели сто грачей (бегут, «летят»)

А сугробы тают, тают (приседают)

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх).

С помощью лопатки сделать «дорожку» ручейку.

         Карточка №7 ( весна)

Наблюдение. Продолжать наблюдение за снегом. Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем каким он был зимой.

П/Игра «Воробушки и автомобиль
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.

Ход игры: дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя «Автомобиль» , дети убегают на свои стульчики.

Рыхление снега лопатками.

                Карточка №8 ( весна)

Наблюдение. Установить связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Посмотреть на какой стороне крыши снег таят раньше (на солнечной или в тени).

П/Игра «Зайка беленький сидит»

 Цель – приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с ним.

Зайка беленький сидит и ушами шевелит,

Вот так, вот так, он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,

Скок, скок, скок, надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал, зайка прыг – и ускакал.

Кормление птиц.

              Карточка №9 ( весна)

Наблюдение. Обратить внимание, что вокруг деревьев протаяли воронки, на буграх появились первые проталины. Показать места, где снег тает быстрее. Почему?

П/Игра «Поезд»

 цель – научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Сначала держась за руки, затем не держась. Приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.

Ход игры. Дети встают в колонну, держась друг за друга, и двигаются по команде.

Кормление птиц. Рыхление снега лопатками.

       

            Карточка №10 ( весна)

Наблюдение. Днем становится теплее, по двору текут ручейки. Понаблюдать за ручейками.

П/Игра «Воробышки и автомобиль» (игры с бегом)

Дети садятся на скамейку на одной стороне площадки – это воробышки в гнездышках. На противоположной стороне встает инструктор. Он изображает автомобиль. После слов инструктора: «Полетели воробышки на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.

По сигналу инструктора «Автомобиль едет, летите, воробышки, в свои гнездышки! » автомобиль выезжает из гаража, воробышки улетают в гнезда (садятся на места). Автомобиль возвращается в гараж – воробышки полетели.

Собрать мелкие камушки с участка.

             Карточка №11( весна)

Наблюдение. Обратить внимание как сугробы оседают, из под сугробов текут струйки воды и с каждым днем их становиться все больше, образуются лужи, которые утром стягивает тонкий ледок.

П/Игра «Ручейки у озера».

Цель – научить бегать друг за другом небольшими группами, становиться в круг.

Ход игры. Дети по сигналу «ручейки!» бегут друг за другом, по сигналу «озеро!» становятся в круг.

Кормление птиц

       

              Карточка №12( весна)

Наблюдение. Почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают? Какая вода в лужах? Почему по лужам нельзя ходить? Обратить внимание на то, что в лужах отражаются небо, облака и т.д.

П/Игра «Гуси-лебеди».

 Цель – научить бегущего уворачиваться, развивать навыки пространственной ориентации.

Ход игры:

Гуси, гуси! – Га-га-га! Есть хотите? – Да, да, да!

Хлеба с маслом? – Нет! А чего же вам? – Конфет!!!

- Серый волк под горой не пускает нас домой!

Раз, два, три – домой беги! (Гуси бегут, волк догоняет)

Набрать на участке камешки, веточки, палочки (можно запускать в плавание по луже отмечая: тонут или плывут, плывут или застревают.

             

            Карточка №13( весна)

Наблюдение. Послушать голоса птиц, рассказать, что птичкам стало тепло, но земля еще не оттаяла полностью, им нечего есть, нет травинок, нет червячков, нет мошек. Предложить покормить птиц.

П/Игра «Огуречик… огуречик…
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры: на одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

После окончания речевки, дети убегают в свой дом. воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза.

Покормить птиц, покрошить для них хлеб.

                           

                       Карточка №14( весна)

Наблюдение. Обратить внимание на то, что после зимнего сна оживает каждое дерево. Понаблюдать, как с березы течет сок.

П/Игра «Зайка серый умывается» (игры с прыжками)

Дети становятся в круг. В центре круга ребенок-зайка. Дети вместе с инструктором говорят:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо!

Зайка выполняет движения в соответствии с текстом. Затем он направляется в гости, подпрыгивает, продвигаясь к кому-нибудь из детей, стоящих в кругу. Ребенок, к которому пришел зайка, становиться в центр круга, а зайка становится в круг.

Кормить птиц, собирать старую листву.

         

              Карточка №15 ( весна)

Наблюдение. Рассмотреть почки на ветках. Объяснить детям, что одни деревья просыпаются раньше, другие позже. Рассказать о  том, что почки полезны.

П/Игра «Птички летают» (игры с прыжками)

Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) – на одной стороне площадки. Инструктор говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками, приседают, клюют зернышки. Со словами инструктора «Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки! » дети бегут на свои места.

Убрать мусор с веранды.

         

             

                   Карточка №16( весна)

Наблюдение. Рассмотреть вблизи появившиеся листочки, на березе – сморщенные, клейкие, гармошечкой, темно-зеленые. На тополе – блестящие, клейкие, темно-зеленые. Потрогать листочки, найти сходство и отличие.

П/Игра «Пузырь 
Цель: научить детей образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий; формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами.

Ход игры: дети вместе с воспитателем, взявшись за руки, образуют круг и проговаривают слова:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой.
Оставайся такой да не лопайся.

Играющие в соответствии с текстом отходят назад держась за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет «Лопнул пузырь!». Тогда играющие приседают на корточки и говорят «Хлоп!». И идут в цент круга со звуком «ш-ш-ш». затем снова становятся в круг.  

 

Посадить деревце или кустарник.

                             

 Карточка №17 ( весна)

Наблюдение. Обратить внимание на проталины, там уже появилась зеленая травка. Предложить провести ладошкой по травке – она мягкая.

П/Игра «Каравай

 Цель: учить выполнять действия, слушая слова песни и музыку.

Ход игры

Воспитатель подзывает к себе желающих поиграть, ставит детей в кружок (произвольно) и спрашивает: «Кто хочет, чтобы про него спели песенку?»

Выходит Миша (Маша, Таня). В.(поет). 

Как для Миши в день рождения

(Дети хлопают в ладоши.)

Испекли мы каравай –

Вот такой вышины, 

(Встают на цыпочки.)

Вот такой низины,

(Присаживаются.)

Вот такой ширины.

(Показывают руками.)

Вот такой ужины,

(Дети сбегаются в круг.)

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

(Дети хлопают в ладоши.)

(Ребенок выбирает одного-двух ребят и пляшет с ними.)

Попляши, попляши!

Наши детки хороши!

(Хлопают в ладоши.)

     

Собрать камешки.

                             Карточка №18 (весна)

Наблюдение. Обратить внимание на весенние клумбы. Спросить, что на них растет

П/Игра «Поезд «

Задачи. Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности и спои возможности; побуждать к самостоятельным действиям.

Содержание игры. Взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый — паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Дети двигают руками в такт словам «чу-чу-чу».

Смастерить из песка торт

                         

 Карточка №19 (весна)

Наблюдение. Показать детям как на свежей зеленой травке ярко желтеют одуванчики – первые весенние цветы. Рассмотреть части растения: стебель, листья, цветок.

П/Игра  «Заинька»

Задачи: приучать детей слушать пение, понимать содержание песни и выполнять движения в соответствии с ее текстом; вызывать подражание взрослому.

Содержание игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг, поет песенку и показывает движения:

Заинька, топни ножкой,              Вот так, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!         Вот так, топни ножкой!

Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе:

Заинька, бей в ладоши, Серенький, бей в ладоши!

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, повернись, Серенький, повернись!

Вот так, бей в ладоши, Вот так, бей в ладоши!

Вот так, повернись, Вот так, повернись!

Дети поворачиваются 1—2 раза, руки держат на поясе.

Заинька, попляши,                      Вот так, попляши,

Серенький, попляши!                  Вот так, попляши!

Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может.

Заинька, поклонись, Серенький, поклонись!

Вот так, поклонись, Вот так, поклонись!

Дети кланяются, разводя руки в стороны.

Сбор выносного материала.

                 Карточка №20 ( весна)

Наблюдение. Понаблюдать за работой дворника. Что он делает? Зачем?

П/И «Пузырь

Дети водят хоровод и говорят:
Надуваем пузыри,
Вот какие посмотри!

Постепенно расширяя круг
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.

Когда ведущий говорит: 
Пузырь лопнул,
Разлетелись пузыри.
Дети разбегаются

Собрать веточки с участка

           Карточка №21 (весна)

Наблюдение. Наблюдать за трудом взрослых во время высаживания рассады и посева семян в огороде и на цветочные клумбы. Спросить, для чего нужны цветы.

П/Игра «Солнышко и дождик».

 Цель научить детей ходить и бегать в рассыпную не наталкиваясь друг на друга, приучить их действовать по сигналу. Ход игры. На сигнал «Солнышко!» дети бегают по площадке, на сигнал «Дождик!» прячутся в домики.

Собрать веточки с участка

       

 Карточка №22 ( весна)

Наблюдение за снегом в оттепель. Познакомить детей со свойствами мокрого снега. Показать малышам, что из мокрого снега можно лепить снежки, фигурки. Показать постройки, выполненными старшими детьми. воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, навыки сотрудничества. Сопровождать наблюдение практическими действиями: дети пробуют лепить, проверяют, учатся. Сразу после наблюдения дети вместе с воспитателем лепят из снега снежки, пирожки, домик из комьев. Предложить для обыгрывания игрушки-заместители, чтобы дополнить и украсить ими свои постройки.

П/Игра «Солнышко и дождик».

 Цель научить детей ходить и бегать в рассыпную не наталкиваясь друг на друга, приучить их действовать по сигналу. Ход игры. На сигнал «Солнышко!» дети бегают по площадке, на сигнал «Дождик!» прячутся в домики.

Помочь воспитателю собрать игрушки

         

             Карточка №1 (зима)

Наблюдение. Белый снег пушистый. Развивать у детей  общие представления о снеге (холодный, падает с неба, из тучки, много-много снежинок летят, тают на ладошке). Активизировать словарный запас - снег, снежинка, кружиться. Учить восхищаться красотой снегопада, запорошенных снегом аллей.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться.

Предложить детям полетать и покружиться как снежинки.

П/Игра «Догони меня»
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Описание:
воспитатель просит детей догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь догнать его. Когда они догоняют  воспитатель
говорит: «Догоню, догоню, догоню!» и  бежит за детьми. 

Подкормка птиц. Повесить кормушки, подкармливать птиц ежедневно

                           Карточка №2 (зима)

Наблюдение. Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по двум-трем характерным признакам: воробьи маленькие, а ворона крупная.

П/Игра ««По мостику через ручеек»
Цель: учить детей ходить по узкой дорожке, не наталкиваясь друг на друга; сохранять равновесие.
Описание: 
воспитатель чертит две параллельные линии (можно использовать шнуры), говорит, что это река, затем кладет через нее мостик и предлагает: «Пройдем по мостику через ручей!». Игра повторяется несколько раз.

Чистить кормушки, насыпать корм

                        Карточка №3 (зима)

Наблюдение за свежевыпавшим снегом. Развивать у детей способность замечать необычное в природе: свежевыпавший снег, его белизна, температура. Пробуждать интерес к снегу как к необычному материалу - в снегу остаются следы, на нем можно рисовать. Показать детям, как снег разлетается от взмаха руки, учить находить следы людей и свои, следы собаки, птички, необязательно сразу всех - можно подождать до следующего наблюдения. Учить пользоваться печатками для снега. Учить замечать красоту в окружающем. После наблюдения детям можно предложить неострые палочки и печатки для самостоятельного рисования на снегу.

П/Игра. «Снежные мишени» Сделать из снега мишени. Показать детям, как лепить снежки и бросать их по мишеням.

Чистить кормушки, насыпать корм.

       

             Карточка №4 (зима)

Наблюдение. Формировать желание помогать птицам в зимний период. Наблюдать, как птицы прилетают на кормушку, если человек подкармливает их зернышками и крошками.

П/Игра «Птички летают»

Цель. Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу.

Описание. Дети становятся на небольшое возвышение - доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) - по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит: "На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки". Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками), приседают, клюют зернышки (стучат пальчиками по коленям или по полу). Со словами воспитателя "Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки!" дети бегут на свои места.

Почистить лопатками от снега скамеечки. Чистить кормушки, насыпать корм

                  Карточка №5 (зима)

Наблюдение. Обратить внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить какое солнце (тусклое, яркое, закрыто тучами). Вспомнить какое оно было вчера.

П/Игра «Мой веселый звонкий мяч».

Цель – научить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова. Ход игры:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Чистить кормушки, насыпать корм.

           Карточка №6 (зима)

Наблюдение. В ветреную погоду понаблюдать за низко и быстро плывущими облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место. Объяснить что это метель.

П/Игра «Снежные мишени»

 Сделать из снега мишени. Показать детям, как лепить снежки и бросать их по мишеням.

Чистить кормушки, насыпать корм

           

                  Карточка №7 (зима)

Наблюдение. Полюбоваться спокойно падающими снежинками, сугробами блестящими на солнце. Рассмотреть снежинку на рукаве пальто. Спросить, почему снежинки на руке тают. Познакомит со свойствами снега: легкий, холодный, белый. В теплую погоду или оттепель снег липкий, из него можно лепить, в холодную погоду сыпучий лепить нельзя.

П/Игра. «У медведя во бору»:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь сидит,

И на нас рычит.

Чистить кормушки, насыпать корм. Собрать снег лопатой

         

                 Карточка №8 (зима)

Наблюдение. Познакомить детей со свойством воды превращения в лед. Закрепить знания о свойствах льда (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий).


П/Игра «Пузырь»

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

 Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Чистить кормушки, насыпать корм. Отчистить участок площадки от снега.

                Карточка №9 (зима) 

Наблюдение. Обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Предложить детям помочь отчистить участок площадки от снега.

П/Игра «Снежные мишени»

Сделать из снега мишени. Показать детям, как лепить снежки и бросать их по мишеням.

Чистить кормушки, насыпать корм. Отчистить тротуар или участок площадки от снега.

       

              Карточка №10 (зима)

Наблюдение. Обратить внимание на стоящий вблизи или проезжающий поблизости транспорт. Вспомнить какой еще транспорт дети видели на дорогах города. Вспомнить предназначение разных видов наземного транспорта.

П/Игра «Снежные мишени»

 Сделать из снега мишени. Показать детям, как лепить снежки и бросать их по мишеням.

Отчистить тротуар или участок площадки от снега.

         

             Карточка №11 (зима)

Наблюдение. Отметить, что деревья сбросили листву на зиму. Объяснить что в морозные дни ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу.

Дети делают пирожные из снега.

П/Игра. «Догони меня»
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Описание:
воспитатель просит детей догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь догнать его. Когда они догоняют  воспитатель
говорит: «Догоню, догоню, догоню!» и  бежит за детьми. 

Чистить кормушки, насыпать корм. Сгрести снег к стволам кустиков на участке.

                   Карточка №12 (зима)

Наблюдение. Где же листочки? наблюдения за деревьями. Развивать представления о закономерных повторяющихся явлениях - холодно, деревья спят. Связать с понятием о времени года, не побуждая детей к повторению Закрепить представления о строении дерева - ствол, ветки без листочков, возможно уже в снегу. Прочитать стих. "Тополь спит в нарядных блестках..."

П/Игра  Метание снежков в снежную корзину.

Дети делают пирожные из снега

Чистить кормушки, насыпать корм.

             

            Карточка №13 (зима)

Наблюдение. На свежевыпавшем снегу показать детям следы птиц, собак, кошек. Спросить, кто еще может оставить следы.

П/Игра «Лохматый пес».

Цель – научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать стараясь не попадаться ловящему.

описание. Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

 Вот лежит лохматый пес,

 В лапы свой уткнувши нос,

 Тихо, смирно он лежит,

 Не то дремлет, не то спит.

 Подойдем к нему, разбудим

 И посмотрим: "Что-то будет?" Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе.пес возвращается на место и опять ложится на ко

                 Карточка №14 (зима)

Наблюдение за собакой. Развивать у детей общие представления о собаке - лает, машет хвостом. показать функциональное значение шерсти у собаки – у детей шубы, а у собаки шерстка. Формировать у детей предпосылки эмпатии к домашним животным - собака резвится, бегает, она любит гулять так же, как и дети. Закрепить названия частей тела животного, вспомнить, как называются детеныши. Воспитывать доброе отношение к животным. П/Игра «Самолеты»

Цель. Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу Воспитатель предлагает им приготовиться к полету, показав предварительно, как заводить мотор и как летать.

Дети выходят и становятся произвольно на одной стороне площадки. Воспитатель говорит: "К полету приготовиться. Завести моторы!" Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук "р-р-р". После сигнала воспитателя "Полетели!" дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя "На посадку!" они направляются к лавочке и садятся. 

Собирать выносной материал, отчищать его от снега.

                        Карточка №15 (зима)

Наблюдение. Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить какая это одежда, по сезону, теплая или нет. Почему? Закрепить названия частей одежды.

П/Игра «Догони меня»
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Описание:
воспитатель просит детей догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь догнать его. Когда они догоняют  воспитатель
говорит: «Догоню, догоню, догоню!» и  бежит за детьми. 

Чистить кормушки, насыпать корм. Отчистить одежду друг друга от снега.

                       Карточка №16 (зима)

Наблюдение за деревьями в инее. Воспитывать у детей эстетические чувства от красоты окружающей природы. Побуждать малышей к самостоятельному поиску элементов объекта, выделению их (иней на кустике, на рябинке, на березке) показать родство, однотипность инея и снега - холодный, как снежок, тает, как снежок. Учить отражать в речи эти впечатления. В вечерний отрезок времени "на ушко" предложить малышу, отправляющемуся домой, показать маме красивые деревья. Маме порекомендовать расспросить ребенка или "удивиться", увидев иней.

П/Игра «Снежные мишени»

 Сделать из снега мишени. Показать детям, как лепить снежки и бросать их по мишеням.

Чистить кормушки, насыпать корм. Собирать выносной материал, отчищать его от снега.

         

             

           Карточка №17 (зима)

Наблюдение за прохожими в зимней одежде, а также за одеждой детей. Создавать предпосылки к развитию у детей эстетического вкуса, любознательности, интереса к происходящему вокруг. Показать разнообразие предметов зимней одежды. Активизировать в речи их названия - шапка, шуба, варежки, валенки, их качественные характеристики - меховая, теплая, пушистые. Поддерживать желание детей самостоятельно наблюдать и рассказывать взрослому о зимней одежде прохожих.

П/и «Пузырь»

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

 Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Чистить кормушки, насыпать корм. Отчистить тротуар

                      Карточка №18 (зима)

Наблюдение. Рассмотреть с детьми сосульки. Какие они. Сосульки быстро растут в теплую солнечную погоду. Спросить детей из чего образуются сосульки. Сосулек больше с солнечной стороны зданий.

П/Игра «Воробушки и кот»

Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место.

Описание: дети становятся на высокие скамеечки (10-12 см), положенные на полу одной стороне площадки – это воробушки на крыше. В другой стороне спит кот. Воспитатель говорит: «Воробушки вылетают на дорогу» – дети спрыгивают со скамеек и разбегаются в разные стороны. Просыпается кот «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных уводит к себе.

Чистить кормушки, насыпать корм. Собирать выносной материал

           Карточка №19 (зима)

Наблюдение. Опыт превращение воды в лед. Заморозить воду в больших и маленьких формочках, Определить, где быстрее она замерзнет. Изготовить цветной лед из окрашенной воды.

П/Игра. «Зайцы и волк»

Описание: Один ребенок – волк, остальные – зайцы. Они чертят себе кружки – дома на одной стороне площадки. Волк в овраге – на другой стороне площадки.

Зайцы скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают –

Не идет ли волк.

Чистить кормушки, насыпать корм.

           

          Карточка №20 (зима)

Наблюдение за птицами на кормушке. Продолжать развивать у детей общие представления о птицах - летают, клюют, есть крылья, хвостик. Учить различать воробья, ворону и называть их. Воспитывать желание позаботиться о них, вызвать эстетический отклик. Если на кормушку прилетает сразу несколько видов птиц. сравнить их по размеру, окраске, способе передвижения, понаблюдать как клюют. Предложить детям самим насыпать в кормушку пшено, семена подсолнечника.

П/Игра «Снежные мишени»

Сделать из снега мишени. Показать детям, как лепить снежки и бросать их по мишеням.

Чистить кормушки, насыпать корм. Отчистить тротуар или участок площадки

          Карточка №21 (зима)

Наблюдение. Обратить внимание детей на изморозь на деревьях. Рассказать, как она появляется.

П/Игра  «Зайцы и волк»

Описание: Один ребенок – волк, остальные – зайцы. Они чертят себе кружки – дома на одной стороне площадки. Волк в овраге – на другой стороне площадки.

Зайцы скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают –

Не идет ли волк.

 Чистить кормушки, насыпать корм.

             

               Карточка №22 (зима)

Наблюдение. Посмотреть, как убирает снег трактор. Для чего он убирает снег с дороги? Кто управляет им? Какие части есть у трактора.

П/И «Поезд «

Задачи. Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности и спои возможности; побуждать к самостоятельным действиям.

Содержание игры. Взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый — паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Дети двигают руками в такт словам «чу-чу-чу».

Чистить кормушки, насыпать корм.

              Карточка № 1 осень

Наблюдение. Обратить внимание на осенние цветы, растущие на клумбах, узнать какие из цветов знакомы детям.

П/И  «Птички летают» (игры с прыжками)

Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) – на одной стороне площадки. Инструктор говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками, приседают, клюют зернышки. Со словами инструктора «Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки! » дети бегут на свои места.

Собрать веточки с участка

           

          Карточка № 2 осень

Наблюдение за прохожими в осенней одежде. Развивать предпосылки наблюдательности, интереса к взаимосвязи явлений природы и жизни людей. Люди надевают более теплую одежду - куртки, головные уборы, увеличивается кол-во предметов одежды - перчатки, шарфы. Спросить, почему мы и прохожие так одеваются. При рассматривании акт-ть в речи названия предметов одежды, закреплять названия основных цветов. Спланировать это наблюдение еще раз в дождливую погоду, привлечь внимание к зонтикам, непромокаемой обуви, поднятым капюшонам. Рассмотреть одежду детей. В группе провести дид.упр. "Оденем куклу на прогулку", подобрав предметы одежды, которые наблюдали.

П/Игра «Вейся венок».

 Цель – научить детей водить хоровод. Подул ветерок, цветы начали шалить и разбежались по поляне. Приходит девочка и говорит : «Вейся, венок! Завивайся, венок!» дети должны образовать круг. Все вместе водят хоровод и поют любую песенку. Игра повторяется 2-3 раза.

Подмести участок

         

           Карточка № 3 осень

Наблюдение. Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание детей как листья падают к земле. Уточнить что листья легкие, поэтому летят медленно.

П/Игра «Поймай цветок»

Цель – развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.

 Ход игры – дети пытаются поймать листок висящий на веточке или летящий по воздуху.

Собрать букет из листьев.

          Карточка № 4 осень

Наблюдение за явлениями первых заморозков. Развивать сенсорные способы познания природных явлений - характер поверхности, температура льда. показать иней на траве, кирпичной стене, сетке ограды. Вызвать чувство удивления, восхищения своеобразием природных явлений. Формировать предпосылки логических умозаключений - замерзание воды в лужах связать с холодной погодой. Позволить порезвиться, попрыгать в мелких замерзших лужах, послушать как хрустит, шуршат, позванивают разлетающиеся льдинки.

П/и «Пузырь»

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

 Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Собрать красивые листья для поделок.

         

               Карточка № 5 осень

Наблюдение за осенними листочками. Развивать у детей способность к наблюдению листопада, подводить детей к самостоятельному выводу - листочки падают, потому что стало холодно. Активизировать в речи глаголы - падают, опадают, облетела. Вызвать эстетический отклик на красоту осенних деревьев, создать настроение ласкового сочувствия к деревьям, теряющим листву.

П/Игра «Где вы были?»

Ножки, ножки, где вы были?

За грибами в лес ходили

(ходят на месте)

Как вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали

(приседают, собирают грибы)

А вы глазки помогали?

Мы смотрели, да искали

(Смотрят из-под руки, поворачиваются влево, вправо)

Сбор природного материала для поделок.

         Карточка № 6 осень

Наблюдение за облачным небом. Развив. Элементарных представлений - облака летят высоко-высоко, облака большие, могут менять форму, цвет. Побуждать замечать простейшие взаимосвязи - наличие ветра и движение облаков. Воспитывать интерес к данному явлению природы, развивать воображение (догоняют друг друга, как будто играют, столкнулись, изменили форму, на кого стали похожи и пр.) Предложить игры с вертушками, побегать с вертушками, которые подарили старшие дети.

П/И «Догони меня»
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Описание:
воспитатель просит детей догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь догнать его. Когда они догоняют  воспитатель
говорит: «Догоню, догоню, догоню!» и  бежит за детьми. 

Подмети участки освещенные солнцем

           Карточка № 7 осень

Наблюдение. Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое, или серое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи? (закрыли солнце)

П/Игра «Пузырь»

Цель – научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Ход игры – дети встают в круг и со словами: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся. ПУХ» увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают.

Помети участки освещенные солнцем

                    Карточка № 8 осень

Наблюдение. Послушать как шуршат на ветру листья, понаблюдать как в ветреную погоду движутся облака. Обратить внимание на то, что ветер стал холоднее.

П/и «Пузырь»

Цель – научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Ход игры – дети встают в круг и со словами: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся. ПУХ» увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают.

Собрать разлетевшиеся от ветра листья

         

              Карточка № 9 осень

Наблюдение за цветущими растениями на осенней клумбе (перечислить). Развивать у детей представления о растениях: цветы не только очень красивые, они живые, растут, радуются солнышку. Демонстрировать детям зависимость жизни растений от тепла и света: если взять цветочек в группу, он будет долго-долго жить в тепле. Развивать у дет.способность чувствовать красоту и выражать свое отношение мимикой, жестом, словом. сразу после наблюдения выкапывается кустик цветов для посадки в группе.

П/И «Поймай цветок»

Цель – развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.

 Ход игры – дети пытаются поймать листок висящий на веточке или летящий по воздуху

Сбор веточек с участка

               

               Карточка № 10 осень

Наблюдение за осенними листочками. Развивать сенсорное восприятие и эмоциональный отклик (восхищение, радость) на разнообразие красок, форм и размеров опавших листьев. Побуждать узнавать и называть листочки, рябины (как перышки), березы, находить деревья, с которых они слетели. После наблюдения собрать листочки в букеты - самые большие, самые маленькие, листочки желтого цвета, листочки красного цвета

Изготовление «еды» из мокрого песка и угощение друзей.

П/Игра «Поезд»

 цель – научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Сначала держась за руки, затем не держась. Приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.

Ход игры. Дети встают в колонну, держась друг за друга, и двигаются по команде.

 Покормить птиц.

         

           Карточка № 11 осень

Наблюдение. Обратить внимание на одежду людей (плащи, куртки, сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты. Уточнить название и назначение предметов одежды.

П/Игра « Мой весёлый звонкий мяч»

 Взрослый читает стихи:

«Мой веселый, звонкий мяч, Желтый, красный, голубой,

Ты куда помчался вскачь? Не угнаться за тобой!»

(С. Маршак)

Малыши имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова: «Не угнаться за тобой!» — дети бегут от взрослого, который догоняет их. Ребята, не умеющие прыгать, делают «пружинку».

Собрать разлетевшиеся от ветра листья

                        Карточка № 12 осень

Наблюдение. Обратить внимание детей на дворника. Спросить, для чего нужна профессия дворник. Цель – познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркнуть значимость труда для всех.

П/Игра «Солнышко и дождик»

Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание. Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: "Солнышко! Идите гулять!" Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов "Дождик! Скорей домой!" они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: "Солнышко! Можно идти гулять", игра повторяется.

   Собрать крупный мусор

             

               

                Карточка № 13 осень

Наблюдение. Спросить, для чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в его работе. Показать орудия труда дворника, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели.

П/Игра «По ровненькой дорожке»

Цель – научить ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, раз – два, раз – два.

(«пружинка» на двух ногах с продвижением вперед)

Ой камни, ой камни, бух упали в яму.

(присесть на корточки)

Раз – два, раз – два, вылезли из ямы

(поднимаются)

Собрать крупный мусор

             Карточка № 14 осень

Наблюдение. Уточнить изменения в неживой природе, происходящие на земле. Обратить внимание на торчащие былинки, которые остались от однолетней травы. Отцвели цветы.

П/Игра «Мы веселые ребята».

 Цель – научить детей ходить и бегать в рассыпную на ограниченной площади. Развить быстроту, ловкость.

Ход игры;

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три – лови!

Ловишка ловит детей.

Собрать веточки с участка

       

             Карточка № 15 осень

Наблюдение. Обратить внимание на белый налет, который покрыл всю поверхность земли и травы - это иней. От солнца он тает, почва становиться твердой.

П/Игра «Мой веселый звонкий мяч».

Цель – научить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Ход игры:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Убрать сухую траву

           Карточка № 16 осень

Наблюдение. Научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Выйдя на прогулку можно встретить проходящих мимо домашних животных (кошку, собаку). Закрепить названия частей тела, обратить внимание что шерсть стала гуще. Летняя шерсть линяет, и животное покрывается более густой и теплой шерстью.

П/Игра «Мой веселый звонкий мяч».

Цель – научить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Ход игры:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Подмести веранду.

       

              Карточка № 17 осень

Наблюдение. Попросить найти общие признаки и отличия между кошкой и собакой. Выяснить, бояться ли дети животных или нет. Можно ли близко подходить к ним, почему? Почему нельзя дразнить собак.

П/Игра «Самолеты»

Цель. Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к полету, показав предварительно, как заводить мотор и как летать.

Дети выходят и становятся произвольно на одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель говорит: "К полету приготовиться. Завести моторы!" Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук "р-р-р". После сигнала воспитателя "Полетели!" дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя "На посадку!" они направляются к скамейке и садятся .Сбор мусора

             Карточка № 18 осень

Наблюдение. Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, сорок, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти больше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.

П/Игра «Поезд»

 цель – научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Сначала держась за руки, затем не держась. Приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.

Ход игры. Дети встают в колонну, держась друг за друга, и двигаются по команде.

Покормить птиц.

             

             Карточка № 19 осень

Наблюдение. Вспомнить, что есть зимующие и перелетные птицы. Обратить внимание на подготовку птиц к отлету. Первую очередь улетают молодые птицы, а более выносливые остаются.

П/Игра «Перелет птиц»

Цель – научить детей бегать в рассыпную не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Ход игры – дети «птицы» собираются на одной в беседке.

По сигналу «ПОЛЕТЕЛИ!» «птицы разлетаются по всей площадке. По сигналу «БУРЯ!» - летят в беседку.

Покормить птиц.

           Карточка № 20 осень

Наблюдение. Рассмотреть стоящий по близости автомобиль. Определить цвет, посчитать колеса. Спросить, зачем нужны фары. Посчитать сколько дверей. Вспомнить, какой общественный транспорт знают дети.

П/И «Мишка»

Цель: имитация движений.

Ход игры

Воспитатель говорит детям: «Ребята, я буду рассказывать стихи, а вы делайте то, что слышите».Воспитатель:

Мишка косолапый

По лесу идет.

Шишки собирает,

Песенку поет.

Вдруг упала шишка 

Прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился

И ногою: Топ!

(Дети идут вперевалочку и показывают движения_)

                Карточка № 21 осень

Наблюдение. Понаблюдать, как кружатся первые снежинки, как затягиваются лужицы очень непрочной ледяной коркой. Обратить внимание на то, что иногда идет дождь со снегом, а иногда и град. Почему тает первый снег?

П/И «Мишка»

Цель: имитация движений.

Ход игры

Воспитатель говорит детям: «Ребята, я буду рассказывать стихи, а вы делайте то, что слышите».Воспитатель:

Мишка косолапый

По лесу идет.

Шишки собирает,

Песенку поет.

Вдруг упала шишка 

Прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился

И ногою: Топ!

(Дети идут вперевалочку и показывают движения)

Убрать мусор с веранды

                          Карточка № 22 осень

Наблюдение  за сорокой. Развивать общие представления о

сороке, замечая ее забавные повадки - скачет, смешно выбрасывая вперед одну ножку, шумно перепархивает, покачивает длинным хвостом. Воспитывать ласковое, дружелюбное отношение к живым существам, выражая его в словах "сорока-белобока".

П/Игра «Догони меня»
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Описание: воспитатель просит детей догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь догнать его. Когда они догоняют  воспитатель  говорит: «Догоню, догоню, догоню!» и  бежит за детьми

Собрать крупный мусор.