консультации
материал по теме

натяган ирина александровна

Данный цикл консультаций по ЗОЖ подойдет воспитателям разных возрастных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

                             

                                         

     

                                                        воспитатель

                                                        Натяган И.А.

Цель:

Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстремизму.

Задачи: 

Научить детей противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации, формировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов, привить навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях, воспитывать дружеские отношения к сверстникам и близким людям.

Материал: 

компас, карта леса, телефон, макет вертолета, красочная коробочка.

Действующие лица: 

Красная Шапочка, Незнакомец, сотрудник безопасности, Серый Волк, Бабушка.

Предварительная работа: 

беседа о том, как вести себя с незнакомыми людьми, чтение сказки «Лиса в заячьей шкуре» просмотр фильма «Кеша, Зина и террористы».

Содержание:

Воспитатель:

- Дети, мы знаем, что большинство людей живут в дружбе и согласии. Но сегодня поговорим о тех людях, которые не хотят жить в мире и дружбе, им нравится, когда все страдают, умирают, поэтому они начинают придумывать разные способы уничтожения людей. Их называют бандитами-террористами.

(В группу заходит воспитатель в костюме Красной Шапочки.)

Красная Шапочка: 

- Здравствуйте, дети. Меня попросила мама сходить в гости к бабушке, у нее сегодня день рождения. Я вас приглашаю пойти к ней вместе со мной.

Воспитатель: 

- Дети, пойдем с Красной Шапочкой к бабушке в гости? (дети соглашаются.)

Прежде, чем пойти в гости к бабушке, нужно взять с собой необходимые предметы для безопасности, так как дорога дальняя и путь проходит через лес. Что же нужно взять с собой в дорогу? (Примерные ответы детей: карту, компас, телефон).

Воспитатель: 

- Зачем все это нам необходимо брать? (Примерные ответы детей: чтобы не заблудиться в лесу). И подарок с собой для бабушки возьмем.

Красная Шапочка: 

- Тогда, в путь-дорогу

(аудиозапись «Когда мои друзья со мной» сл. М. Танича, муз. В. Шаинского, дети подпевают, заходят в зал, оформленный декорациями леса).

Красная Шапочка: 

- Дети, посмотрите, какая красивая коробочка лежит под елочкой. Давайте возьмем ее с собой.

Воспитатель: 

- А можно эту коробочку брать? (Примерные ответы детей: незнакомые предметы трогать нельзя, мы не знаем, кто ее положил и что в ней находится) .

-Правильно, эту коробочку трогать нельзя, она может таить в себе опасность. Ее могут подбросить террористы, а в коробочку положить взрывное устройство. Поэтом, если вы увидели какой-то подозрительный предмет: пакет, красивую сумочку, мобильный телефон или игрушку, то ни в коем случае не только брать, но даже подходить к таким предметам нельзя.

Красная шапочка: 

- Ребята, а что же нужно делать? (Примерные ответы детей: сообщить взрослым.)

Воспитатель: 

- Да, если вы нашли такой предмет, нужно сразу сообщить взрослым, а они потом позвонят в полицию или специальную службу безопасности, которая определит опасный данный предмет или нет.

Ребенок:

Подозрительный предмет

Если ты найдешь.

Ты к нему не подходи-

Потихоньку обойди.

Чтобы не было беды,

Сразу взрослым сообщи.

Воспитатель: 

- Дети, по какому номеру телефона мы звоним, когда что-то нужно сообщить или попросить о помощи (ответы детей: 01- служба спасения и 010 по сотовому телефону). Вот нам и пригодился сотовый телефон (Воспитатель достает телефон и набирает номер) .

-Алло, служба безопасности? Это говорит воспитатель подготовительной группы розалия Ильдаровна. Гуляя с детьми по лесу, мы нашли подозрительный предмет, который находится под самой высокой елью (обращается к детям) .

Воспитатель: 

- Все, я позвонила. Сейчас специалисты приедут и разберутся, опасный этот предмет или нет. Вот они уже едут (воспитатель с детьми и Красной Шапочкой идут дальше) .

Красная Шапочка: 

- В лесу можно встретить незнакомых людей. А вы знаете как нужно вести себя с незнакомыми людьми?

Ребенок: 

С человеком незнакомым

Ты в беседу не вступай!

Торопись скорее к дому:

Раз, два, три – и убегай!

От конфет, игрушек, жвачки

Ты сейчас же откажись.

Не нужны тебе подачки

Дальше от чужих держись!

Может человек хороший,

Ну, а может и плохой.

Будь с ним вежлив, осторожен,

Помни – человек чужой!

Воспитатель:

- Дети, а как выглядят незнакомые люди? (примерные ответы детей: они похоже на обычных людей) .

-Незнакомые люди могут оказаться преступниками. Они внешне выглядят как обычные люди, даже могут быть симпатичными и дружелюбными. Они часто просят о помощи – это уловка преступника, особенно похитителя. К кому должен обращаться взрослый незнакомый человек за помощью? (примерные ответы детей: взрослые должны обращаться за помощью к взрослым).

-Чаще преступники обращают внимание на детей, которые гуляют одни. Можно ли детям одним гулять на улице? (примерные ответы детей: ходить на прогулку лучше с друзьями или взрослыми).

-А если вам предлагают прокатиться на машине или взять всякие сладости, как вы к этому отнесетесь? (примерные ответы детей: нельзя садится в машину к незнакомым и брать у них сладости) .

-Если вам предлагают конфеты, мороженое, игрушки или что-то еще интересное, отказывайтесь не задумываясь. Не доверяйте им, не соглашайтесь никуда с ними идти или ехать. Если же человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.

Красная Шапочка: 

- Смотрите, кто-то идет к нам навстречу, какой-то незнакомый человек.

(Подходит человек, одетый в черную одежду)

Незнакомец:

- Здравствуйте, дети. Куда вы идете? Я могу вас подвезти на своем автобусе, он у меня стоит недалеко отсюда.

Воспитатель: 

- Здравствуйте. Наши дети знают, что разговаривать с незнакомыми людьми это опасно. Извините, мы пойдем пешком. Нам надо спешить.

Незнакомец: 

- Может, вы, хотите конфет или мороженое? У меня есть много красивых игрушек, я вам их подарю.

Воспитатель: 

- Дети, нужны нам игрушки? Нет, спасибо, мы очень спешим. А игрушек у нас много в детском саду.

Незнакомец:

- Да, вы, же не в ту сторону идете. Нужно идти не прямо, а свернуть направо.

Воспитатель:

- У нас есть карта и компас. Они не подведут (Достает карту и компас, определяют стороны света) .

Незнакомец:

 - Я хорошо знаю дорогу, могу вам показать.

Воспитатель: 

- Спасибо, мы уже определили в какую сторону нам нужно идти.

(Незнакомец уходит, ворча себе под нос) .

Красная Шапочка: 

- Молодцы, дети. Я вижу, вы очень дружные и знаете, что с незнакомыми людьми разговаривать нельзя.

Воспитатель: 

- Красная Шапочка, а ты знаешь, почему у нас дети такие дружные? Потому, что мы много читаем книг и знаем пословицы и поговорки о дружбе. Послушай их.

Дети. 

Нет друга - ищи, нашел - береги.

Не бросай друга в несчастье.

Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

Старый друг - лучше новых двух.

Красная Шапочка: 

- Молодцы, дети. Я что-то устала, давайте отдохнем и поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, а вы будете подбирать к ним противоположные - добрые (злой - добрый, грубый-ласковый, нападать-защищать, обижать-заступаться, война-мир, страх-смелость, враг-друг, угроза-защита) .

Воспитатель: 

- Вот и отдохнули. Пора в путь – дорогу. А чтобы было веселей идти споем песню (аудиозапись «Если рядом с тобою друг» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского) .

Красная Шапочка:

 - Вот и пришли к моей бабушке (подходит к дому, дергает за ручку, дверь не открывается) .

Воспитатель:

 - Что же могло случиться? Почему бабушка не открывает дверь?

(Из-за угла дома выходит Незнакомец)

Незнакомец: 

- А, вот и пришли. Вашу бабушку взяли в заложники. В доме сидит Серый Волк и держит бабушку взаперти.

Воспитатель:

- Что же хочет Серый Волк?

Незнакомец:

 - Серый Волк голодный, хочет съесть Красную Шапочку и бабушку.

Красная Шапочка: 

- Что же делать?

Воспитатель: 

- Дети, как нужно вести себя, если вы оказались в заложниках у бандита? (примерные ответы детей: нужно вести себя спокойно) .

Воспитатель: 

- Правильно. Нужно стараться не раздражать захватчика, не кричать, не плакать, не возмущаться, не делать резких движений, не вступать в споры, выполнять его требования. Постараться успокоиться и ждать освобождения. Опытные люди всегда придут на помощь. Я сейчас позвоню в службу безопасности, они обязательно нам помогут. (Звонит по телефону)

Красная Шапочка:

- Давайте присядем на полянку и подождем спасателей.

Воспитатель: 

- Ребята, как вы думаете, чем можно накормить волка чтобы он стал добрым? (примерные ответы детей: мясом, мясными продуктами) .

(На поляну приземляется «вертолет», оттуда выходит сотрудник безопасности) .

Сотрудник: 

- Что здесь произошло? Где тут заложники?

Воспитатель: 

- В доме Серый Волк держит в заложниках бабушку и требует, чтобы к нему впустили Красную Шапочку.

Сотрудник: 

- Не беспокойтесь, сейчас все уладим. Внимание, внимание! Всем детям отойти от дома и спрятаться подальше от него (Все прячутся за деревья) .

Сотрудник: 

- Серый Волк, зачем тебе нужна Красная Шапочка?

Серый Волк: 

- Я очень голоден, хочу съесть бабушку и Красную Шапочку.

Сотрудник: 

- Не ешь их, мы тебе привезли много разных мясных продуктов, только отпусти бабушку.

Серый Волк: 

- А вы меня не обманываете?

Сотрудник: - Нет, не обманываем. Посмотри в окно, ты сам все увидишь (Серый Волк выглядывает в окно) .

Серый Волк: 

- Вижу, отпускаю вашу бабушку.

(Серый Волк выходит, забирает корзину с продуктами и убегает в лес.)

Бабушка: 

- (обращается к сотруднику безопасности) Спасибо вам, что освободили меня от Волка-захватчика (К бабушке подходят дети и Красная Шапочка) .

Красная Шапочка:

- Здравствуй, бабушка! Познакомься с моими друзьями. Это они помогли мне в трудную минуту и освободили тебя от Серого Волка.

Бабушка: 

- Спасибо, дети, вы настоящие друзья. За это, я вас угощу чаем с пирогами.

СКАЗКА « ЛИСА В ЗАЯЧЕЙ ШКУРЕ»

Как-то лиса украла заячью шкурку, которую вывесили сушиться. Зачем ей понадобилась заячья шкурка, кто знает? Съесть шкурку нельзя. Сшить шубу? Так у лисы своя шуба хороша. Для какой нибудь хитрости, должно быть. Ведь лиса только хитростью и живет.

И вот однажды накидывает лиса на себя эту шкурку и отправляется в деревню кур воровать. Она-то знает, что куры зайцев не боятся. Не только куры, даже воробьи зайцев не боятся.

За огородом крайней в деревне избы ковыряются в земле петух и курица. Лиса, накинув заячью шкурку, идет прямо на них. Курица, завидя ее, говорит петуху:

– Посмотри-ка! Кто-то идет к нам.

Петух, напыжившись, небрежно бросает:

– Не бойся, это же заяц!– и продолжает ковыряться в земле. А лиса тем временем подходит совсем близко, хватает курицу и убегает. Петух так и застывает от удивления. Затем, сильно огорчившись из-за курицы, он возвращается в курятник. Видя, как печален петух, к нему со всех сторон подбегают куры.

– Что случилось? Что случилось? Отчего так невесел?– наперебой спрашивают они.

Петух, чуть не плача, часто моргает глазами и говорит:

– Одну из вас заяц утащил.

Куры, переглянувшись, смеются:

– Что за вздор ты несешь иногда. Совсем шутить не умеешь!

Петух начинает сердиться. Гребешок его краснеет.

– Чему смеетесь, глупые!? Я же вам говорю то, что видел своими глазами!– кричит он.

Куры ему не верят. Но опасаясь петушиного гнева, притворяются, что поверили. А петух все петушится.

– Эх, вовремя не заметил! Я бы того зайца! Вцепился бы ему в шею и заклевал бы да исцарапал всего! Еще раз сунется получит! Я ему покажу, где раки зимуют! Накинусь на него, да как заклюю прямо на ваших глазах!– кричит петух, не унимается.

Однажды вечером лиса, вновь накинув на себя заячью шкурку, приходит в курятник. Петух, едва завидев ее, с криком: &рaquo;Ага! Попался!»– бросается на лису. От неожиданности лиса принимает петуха за хищную птицу и пускается наутек. Петух глубоко вонзает свои когти в заячью шкурку, и шкурка остается в его когтях. Петух, возгордившись, начинает хвастать перед курами.

– Смотрите, я содрал шкуру с того наглого зайца! Он стал желтый-прежелтый и совершенно голый. Еле ноги унес, бедняга! Несдобровать бы ему, если б не сбежал!

Куры восхищаются храбростью петуха.

– Какой же ты у нас храбрый!

Петух, еще больше возгордившись, продолжает хвастаться:

– Пока я жив, никого не бойтесь! В обиду вас не дам. Не только заяц, но даже лиса придет не пугайтесь. Я и с лисы шкуру сдеру,– успокаивает он кур.

Как-то вечером лиса опять заявляется в курятник. Петух, увидев ее, кричит:

– Ага! Тот голый заяц к нам пожаловал! Сейчас я его прикончу!– и кидается лисе на шею. Лиса отбегает в сторону и притворно умоляет:

– Ох, петушочек ты мой родненький! Не губи ты меня! Не убивай ради бога!

А петух еще более прежнего храбрится:

– Давеча я шкуру с тебя содрал, а теперь душу вышибу, наглый зайчишка! Куда ты унес мою курицу? Говори сейчас же!

А лиса все хитрит:

– Жива твоя курочка, братец-петушок! Никто ее не тронул. Не кипятись понапрасну. В лесу она. Идем со мной и заберешь ее обратно.

– Пока не вернешь мне мою курицу, я с твоей шеи не слезу,– говорит петух.

– За ней мы и идем, петушочек мой! Заберешь ее, подожди немножко,– говорит лиса.

Едва вошли в лес, лиса, бросившись наземь, скинула с себя петуха и схватила его за горло. Через некоторое время от глупого петуха остались лишь перья.



Предварительный просмотр:

 

Является  ли  чистота  залогом  здоровья?  Большинство  из  нас  ответят"да" и  будут  правы. "…Чистота  приближает  человека  к  божеству", –  заметил  один европейский  социолог.   Само  слово "гигиена"  произошло  от  имени  одной  из дочерей  греческого  бога-врачевателя  Асклепия –  Гигеи (богини  чистоты  и здоровья).

Гигиенические  навыки  очень  важная  часть  культуры  поведения.

Необходимость  опрятности,  содержание  в  чистоте  лица,  тела,  прически, одежды,  обуви,  они  продиктована  не  только  требованиями  гигиены,  но  и нормами  человеческих  отношений.  Дети  должны  понимать,  что  если  они регулярно  будут  соблюдать  эти  правила,  то  у  них  проявляется  уважение  к окружающим  и  возникнет  представление  о  том,  что  неряшливый  человек,  не умеющий  следить  за  собой,  своей  внешностью,  поступками,  как  правило,  не будет  одобрен  окружающими  людьми.  Воспитание  у  детей  навыков  личной  и общественной  гигиены  играет  важнейшую  роль  в  охране  их  здоровья, способствует  правильному  поведению  в  быту,  в  общественных  местах.  В конечном  счете,  от  знания  и  выполнения  детьми  необходимых  гигиенических правил  и  норм  поведения  зависит  не  только  их  здоровье,  но  и  здоровье  других детей и взрослых.

В  процессе  повседневной  работы  с  детьми  необходимо  стремиться  к

тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические  навыки  с  возрастом  постоянно  совершенствовались.  В  начале детей  приучают  к  выполнению  элементарных  правил:  самостоятельно  мыть руки  с  мылом,  намыливая  их  до  образования  пены  и  насухо  их  вытирать, пользоваться  индивидуальным  полотенцем,  расческой,  стаканом  для полоскания  рта,  следить,  чтобы  все  вещи  содержались  в  чистоте.  Поэтому работа  по  формированию  у  детей  навыков  личной  гигиены  должна  начинаться в раннем дошкольном возрасте.

Для  воспитания  у  детей  хорошей  привычки  мыть  руки  можно пользоваться маленькими стишками:

***

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Без воды умылся котик.

Лапкой вымыл глазки, ротик.

А вот мне нельзя так мыться

Мама может рассердиться…

(В. Науменко)

***

Любо плавать Ване

В белом море- в ванне.

Только вот обидно-

Берега не видно.

Видимость пропала,

Мыло в глаз попало...

(А. Шлыгин)

***

Вода и мыло

- Грязнуля ты!

На лбу твоем чернила! –

Воскликнула Вода,

Увидев Мыло.

- Да, - Мыло говорит, -

Я это знаю,

Зато других от грязи

Я спасаю!

***

В речке кончилась вода

Ой, беда, беда, беда-

В речке кончилась вода!

Это из-за Вали:

Валю- умывали!!!

(В. Шуржик)

Задача  взрослых  при  формировании  культурно-гигиенических  навыков,

развивать  самоконтроль  при  выполнении  правил  и  норм  личной  гигиены.

Предлагаем вместе  с детьми научиться,  правильно мыть руки.

                   

Обязанность родителей– постоянно закреплять гигиенические навыки,

воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Надеемся, что наши рекомендации помогут  Вам.

       Многие  родители  считают,  что  ребёнка  надо  одевать  теплее.

Дети,  которых  кутают,   чаще  болеют.  Движения  сами  по  себе

согревают  организм,  и  помощь"ста  одежек"  излишняя.  В  организме

нарушается  теплообмен,  и  в  результате  он  перегревается.  Тогда

достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть.

       Многие  считают:  чтобы  удерживать  тепло,  одежда  должна

плотно прилегать к телу. Парадоксально, но самое надежное средство

от  холода-  воздух.  Оказывается,  чтобы  лучше  защищаться  от  низкой

температуры,  надо  создать  вокруг  тела  воздушную  прослойку.  Для

этого  подойдет  теплая,  но  достаточно  просторная  одежда.  Что  надеть

под  куртку  или  пальто?  Сначала  майку  или  футболку  из  хлопка,

который  хорошо  впитывает  пот,  потом  пуловер  или  шерстяной

свитер,  свободный,  но  плотно  прилегающий  на  шее  и  запястьях.  На

ноги-  шерстяные  носки  и  теплые  ботинки  на  меху  или  сапожки,  но

не  тесные,  а  такие,  чтобы  большой  палец  ноги  мог  легко  двигаться

внутри.

       Многие  считают,  что  зимой  вполне  достаточно  погулять  часок.

На этот счет нет строгих правил. Все зависит от закаленности ребенка

и  уличной  температуры.  Дети  лучше  переносят  холод,  если  их

покормить  перед  прогулкой -  особенное  тепло  дает  пища,  богатая

углеводами и жирами.

       Многие считают- беда, если у ребенка замерзли уши. В сильный

мороз,  боясь  отита,  мамы  и  бабушки  используют  целый  арсенал,

состоящий  из  платочков,  шапок -  ушанок,  шапок -  шлемов.  Однако

если  у  ребенка  воспаление  ушей,  это  вовсе  не  значит,  что

переохладились  именно  они.  Позаботьтесь  поплотнее  закрыть  шею  и

затылок  ребенка -  именно  здесь  происходит  наибольшая  потеря

тепла.

Нас  всех  много  лет  поражает  грустная  статистика  частоты  заболевании детей  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста.  Каждый  третий  ребенок имеет  отклонения  в  физическом  развитии.  Сейчас  положение  еще  больше ухудшилось:  50  –  80  %  детей  имеют  различные  заболевания.   Причин  тому множество:  и  экономических,  и  социальных,  и  генетических,  и  медицинских.

Одна  из  них  это  не  внимание  взрослых  к  здоровью  своего  ребенка.  Мы, конечно  же,  любим  свое  дитя,  усердно  лечим,  когда  оно  заболевает.  В повседневности  же  не  используем  весь  арсенал  средств  и  методов,  исходя  из условий жизни и детской деятельности.

Главной  причиной  большинства  простудных  заболеваний  у  детей

является  несоответствие  одежды  и  обуви  ребенка  температурному  режиму.

Значит,  необходимо  всегда  сопоставлять  температуру  воздуха  и  одежду ребенка, не допуская как перегревания, так и переохлаждения тела.

Очень  важны  для  здоровья  ребенка  музыкальная  терапия  и  терапия  запаха, как компоненты в создании фона, той обстановки, где живет ребенок.

•  Режим. 

Всегда  был  и  остается  основой  полноценного  физического

развития  детей.  Не  случайно  замечено,  что  по  понедельникам  дети

приходят  в  детский  сад  нервозные,  трудные.  Вероятно  потому,  что  в

выходные  дни  дети  отходят  от  привычного  режима  и  живут  по

расписанию  взрослых;  поздно  встают,  не  гуляют,  к  ночи (из-за  гостей)

поздно  укладываются  спать.  Дети  от  этого  капризны,  потому  что

нарушается устоявшийся стереотип детского организма.

•  Утренняя гимнастика. 

Как хорошо, когда в семье существует традиция -  ежедневно проводить утреннюю гимнастику.

 Прогулка.  

Физиологами  и  психологами  научно  доказано,  что  ребенок выполняет  в  день 6  –  13  тысяч  движений.  Причем  замечено,  что  если ребенок  совершает  меньше 6  тысяч  движений –  ребенок  испытывает дискомфорт.  В  условиях  гиподинамии  малыш  хуже  развивается, капризничает.  Двигательный  комфорт  дошкольнику  лучше  всего обеспечивать  на  свежем  воздухе.  В  ненастную  погоду:  ливень,  снегопад, сильный  мороз –  дети,  как  правило,  остаются  дома.  Тем  самым  дети лишаются  кислорода,  общения  со  сверстниками.  В  таком  случае, рекомендуем  использовать  дома  так  называемые - комнатные  прогулки».

Советуем  проводить  их  так:  всем  тепло  одеться (шерстяные  носки, спортивный  костюм,  шапку),  открыть  балконную  дверь  и  в  течение30 – 40  минут  активно  двигаться,  играть.  А  на  обычных  прогулках

практиковать  походы,  бег,  как  универсальные  средства  укрепления

здоровья.

         •  Подвижные игры.  Хорошо, когда родители и дети имеют свои любимые подвижные  игры.  Среди  которых  могут  быть«лапта», «третий  лишний», «классики».  Ребенок  обязательно  будет  играть,  если  увидит  играющих, папу и маму, бабушку и дедушку.

         •  Пантомима.   Немаловажную  роль  в  обеспечении  двигательной

активности детей играет пантомима.

         •  Спортивные  игры.  Разумеется,  о  настоящем  спорте  в  дошкольном

возрасте  еще  рано  говорить,  но  различные  виды  игр  с  элементами  спорта

вполне  доступны  детям 5  -6  лет (и  даже  более  раннего  возраста).  Дети,

как  пищу,  должны  с  ранних  лет  иметь  свой  спортивный  инвентарь.  Это

могут  быть -  санки,  лыжи,  коньки,  резиновый  круг,  велосипед,  ракетки

для  бадминтона  или  мячи,  кегли,  городки,  шашки  и  шахматы.   Таким

образом,  физическая  культура –  понятие  емкое.  И  только  в  комплексе

процедур,  с  учетом  здоровья  детей  мы  сумеем  добиться  положительных

результатов в этом первостепенном вопросе.

Болезни–  штука  неприятная,  особенно  детские.  Но  на  календаре  зима,  а значит  избежать  многочисленных  простуд,  скорее  всего  не  удастся.  Дети  очень часто  не  любят  лечиться,  поэтому,  как  только  первые «горячие  денечки» остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая  его  делом  скучным  и  не  обязательным.               Жизнерадостные  и  бодрые малыши  гораздо  лучше  справляются  с  инфекцией  и  быстрее  поправляются,  а некоторые подвижные игры не только поддерживают хорошее настроение, но иумеют  лечить!  

Психоэмоциональное  состояние  ребенка  играет  положительную роль  в  оздоровлении.  Если  у  взрослых  людей  более 70%  заболеваний  имеют психосоматическую  основу,  т.е.  заболевание  является  реакцией  организма  на наши  эмоциональные  проблемы,  то  дети  зачастую «отвечают»  болезнью  на беспокойство  и  озабоченность  родителей.  А  именно  в  таком  состоянии пребывают  родители,  когда  болеют дети.  Этот негативный эмоциональный  фон мешает выздоровлению ребенка.

Другая  особенность  организма  ребенка –  постоянный  рост  органов.

Следовательно,  развиваются  интенсивнее  те  мышцы,  к  которым  направлен

более  сильный  приток  крови,  т.е.  к  органам,  находящимся  в  движении.  Кроме того,  известно,  что  мышечная  система  в  раннем  возрасте  имеет  тесную  связь  с главными  регуляторными  механизмами.  Ограничение  движения  негативно сказывается  не  только  на  больном  органе,  но  и  на  нервной,  эндокринной  и медиаторной  системах  в  целом.  Ограничение  движения  влияет  на  нарушение осанки,  ослабление  функций  дыхания,  кровообращения.  Снижение естественной  двигательной  активности  у  детей  ведет  к  уменьшению  потока раздражений,  возникающих  во  время  движения  и  воспринимающихся нервными  окончаниями  кожи,  мышц,  суставов,  в  зрительных  и  слуховых анализаторах,  идущих  к  коре  больших  полушарий  головного  мозга.  В результате  этого  могут  развиться  расстройства  ЦНС  и  внутренних  органов: понижается  эмоциональный  тонус,  ослабляется  нервно-мышечный  аппарат, слабеет  сердечнососудистая  и  дыхательная  системы.  А  значит,  ослабляется организм  в  целом,  что  ведет  к  более  частым  заболеваниям.  Эти  наблюдения  о роли  движения  в  развитии  и  здоровье  человека  нашли  отражение  в  целой области  медицины –  ЛФК.  Однако  психика  ребенка  особенно  в  раннем возрасте,  устроена  так,  что  малыша  практически  невозможно  заставить целенаправленно  выполнять  какие-либо,  даже  самые  полезные  упражнения.

Ребенку  должно  быть  интересно,  заниматься.  Именно  поэтому  упражнения  по оздоровлению  и  профилактике  заболеваний  адаптированы  и  изменены  в  виде игры.  Игры,  проведенные  на  свежем  воздухе,  закаливают  организм,  укрепляют иммунитет.  Следует  помнить,  что  оздоровительный  эффект  от  игр  возможен лишь при частых и длительных занятиях.

В горле «запершило», из носа потекло, а через два дня появляется кашель.

Это  отек,  который  поразил  слизистую  носа,  затронул  и  бронхи.  Ребенку  стало тяжело  дышать.  А  тут  еще  мокрота,  которую  воспаленное  лимфоидное  кольцо носоглотки  щедро  выделяет  день  и  ночь,  стекает  по  бронхиальному  дереву вниз.  Если  ребенок  лежит,  мокрота  застаивается,  не  откашливается,  микробы  в ней размножаются, вот уже и до воспаления легких недалеко.

Но  дети  интуитивно  чувствуют;  не  надо  лежать.  И  как  только

температура  снижается,  а  высокой  она  бывает  при  ОРЗ  от  силы  день-два,  они сразу  начинают  скакать  по  постели.  И  правильно  делают.  Во  время  прыжков  и беготни  малыши  интенсивнее  дышат,  получается  своего  рода  аутомассаж.

Бронхи  при  этом  освобождаются  от  мокроты,  кашель  быстрее  проходит  и осложнения непоседам не грозит.

В  первый  же  день  после  снижения  температуры  можно  начать  делать

лечебную  гимнастику.  Вот  упражнения  для  детей  среднего  дошкольного возраста.

«Солдатским шагом»

Спокойная  ходьба  по  комнате  с  переходом  на  маршировку.  Высоко

поднимаем  ноги,  согнутые  в  коленях.  Дышать  при  этом  надо  через  нос,  ровно держать спину. Время выполнения– 1 минута.

«Самолетик»

Бег  с  разведенными  в  стороны  на  уровне  плеч  руками.  При  этом  ребенок тянет  звук «у-у-у».  За 10-15  секунд  до  окончания  бега  темп  постепенно замедляется.

«Тикают часики»

Ноги  на  ширине  плеч,  руки  на  поясе.  Наклон  вправо –  «тик».  Наклон

влево –  «так».  Спинка  не  сутулится,  слова  произносятся  громко.  Упражнение выполняется4-5 раз.

Окружающие  человека  природные  факторы:  солнце,  воздух  и  вода –

постоянно  влияют  на  закаливание  организма,  а  система  терморегуляции  у  нас включается  при  жаре  или  холоде.  Закаливание  нужно  рассматривать  как естественное(влияние природных факторов на человека в повседневной жизни) и специально организованное, с выполнением обязательных условий.

Специально  организованное  закаливание,  хотя  и  более  кратковременно

по  дозированию,  но  значительно  эффективнее  по  своему  воздействию.      Воздух оказывает  сильнодействующее  влияние  на  человека.  От  рождения  и  до  конца жизни  мы  дышим  воздухом  в  основном  через  легкие  и  кожу.  И  от  того,  каков воздух,  какой  он  температуры,  зависит  наше  здоровье.  Если  мы  дышим постоянно  воздухом  комнатной  температуры,  то  никакого  закаливающего эффекта  происходить  не  будет.  Полезнее  находиться  на  свежем  воздухе  или  в проветриваемом помещении.

Спать  необходимо  в  прохладной  комнате.  Кто  спит  при  температуре 17 – 18*,  тот  дольше  остается  молодым.  По  мере  утраты  связи  с  природой,  человек стал терять и свое здоровье. Раньше крестьяне все время трудились на природе, женщины зимой полоскали белье в ледяной проруби… Весь крестьянский труд выполнялся  в  поте  лица,  с  постоянным  изменением  теплового  баланса  в организме –  тепла  и  холода.  Человек  ходил  босыми  ногами  по  земле  и  тем самым не нарушал биологические законы.

Болезнь  века –  психологические  стрессы.  Борьба  с  ними:  более  частое

пребывание  на  воздухе (даче,  рыбалке,  в  лесу).  Многие  же  из  нас  отдают

предпочтение  пребыванию  в  квартире  у  телевизора –  бича  нашего  здоровья.

Насладившись  природой,  человек  заряжается  положительной  биоэнергией, снимает  с  себя  отрицательные  психические  эмоции,  получает  необходимую физическую подготовку.

Свежий  воздух  помогает  и  быстрому  излечению  от  простудных

заболеваний.  Вода –  неотъемлемый  источник  нашей  жизни.  Чем  больше принимается  воды  вовнутрь,  тем  больше  усваивается  твердых  веществ.

Холодная  вода  при  наружном  применении  производит  раздражение,

передающееся  нервной  системе,  а  потом  кровеносной.  Горячая  вода,  наоборот, оказывает успокаивающее расслабляющее действие.

Последние  научные  данные  говорят  о  том,  что  холодный  душ  дает

положительную  биоэнергию,  а  горячий  и  тем  более.  Утром  полезнее  принять холодный  душ,  а  вечером –  горячие  ванны  или  душ.  Холодные  водные процедуры  положительно  влияют  на  работоспособность,  т.е.  заряжают организм,  придают  бодрость  и  уверенность.  Еще  древние  греки  считали,  что «вода  смывает  все  страдания».  Наиболее  сильнодействующими  являются холодные  процедуры  со  снегом,  хождение  по  снегу  с  босыми  ногами, обтирание снегом.

Чем  больше  разница  температур  разогретого  тела  с  окружающей  средой  в момент  закаливания,  тем  большее  физиологическое  воздействие  мы  получаем.

При  систематическом  закаливании  организма  происходит  не  только

привыкание,  приспособление  физиологической  перестройки  организма,  но  и

гораздо  большее –  потребности  к  систематическим  повторениям.  По  мнению специалистов,  человек  должен  находиться  не  менее 2  часов  в  сутки обнаженным,  как  можно  больше  с  босыми  ногами,  да  еще  лучше  в соприкосновении с землей.

Говорят: «У  природы  нет  плохой  погоды».  Любая  погода  для  нас–  это  в несколько  раз  лучше,  чем  спертый  квартальный  воздух.  Чем  отдаленнее  от жилой местности, тем меньше у нас проблем со здоровьем.

Всякий  раз,  когда  начинается  очередной  летний  сезон,  значительно

возрастает  число  отпускников  с  детьми.  И  это  не  удивительно.  Лето  по  праву считается  наиболее  благоприятной  порой  для  отдыха.  Одни  родители

предпочитают  выезжать  на  юг,  где  много  солнца  и  теплое  ласковое  море,

другие –  в  Прибалтику,  где  есть  море,  но  не  так  жарко.  Третьи  остаются  на отдыхе  в  средней  полосе.  Но  есть  такие,  которые  еще  только  обсуждают  свой маршрут,  взвешивают  все«за»  и«против» …  И  правильно  делают.  

        Вопрос  о том, где лучше всего отдыхать с детьми, не так прост, как это может показаться на  первый  взгляд.  И  дело  в  тут  вовсе  не  в  том,  есть  ли  путевка,  трудно  ли достать билеты или не будет ли переполненным пляж.

Самое  главное –  как  себя  будет  чувствовать  ребенок  на  новом  месте,

пойдет  ли  ему  данный  климат.  К  сожалению,  некоторые  родители  порой

упускают  эту  важную  сторону.  Наша  страна  по  своему  климату  далеко  не

однородна.  Вместе  с  тем,  каждый  климат  по-своему  действует  на  организм человека,  а  на  детей  в  особенности.  Причем,  чем  меньше  ребенок,  тем  хуже  он адаптируется  на  новом  месте.  Больше  всего  люди  чувствуют  себя  хорошо  в пределах  той  зоны,  которая  им  привычна.  Поэтому  стремление  родителей вывезти  ребенка  за  сотни  километров  не  всегда  оправдано.  Многие  просто недооценивают  возможности  климатолечения  в  условиях  нашей  средней полосы.  Акклиматизация  в  данных  условиях  не  представляет  больших трудностей,  даже  для  самых  маленьких.  Районы  лесов  средней  полосы являются  лучшим  местом  отдыха  для  ослабленных  детей,  особенно приезжающих  с  Севера.  Чудесный  воздух,  настоянный  на  аромате  хвои  и лесных цветов, богатый озоном, наполняет живительной силой легкие.

Во  многом  сродни  климату  средней  полосы  климат  Прибалтики.  Лето

здесь  теплое,  небольшие  колебания  температуры,  прекрасные  пляжи.  Данный климат  благоприятно  влияет  на  детей  с  хроническими  заболеваниями  органов дыхания, больных ревматизмом.

Тренировать  организм  можно  и  в  сауне.  Основной  лечебный  фактор

сауны–  воздействие  сухим  паром.  Горячий  воздух  прогревает  тело,  открывает поры,  расширяет  капилляры.  В  результате  чего  все  жидкие  среды  организма приводятся  в  активное  движение.  Благодаря  этому  улучшается  снабжение клеток  кислородом  и  питательными  веществами,  повышается  защитные функции  человека.  Иными  словами  происходит  активная  тренировка организма.

Нечто  подобное  мы  испытываем,  когда  попадаем  в  условия  степного

климата. Данный климат присущ югу Украины и Северному Кавказу, вплоть до

Южного  Забайкалья.  Здесь  теплый и  сухой  воздух.  Частые ветры  способствуют вентиляции воздуха и смягчают жару. Этот климат специалисты рассматривают как  закаливающий.  Благоприятен  этот  климат  для  детей  с  больными  почками, заболеваниями верхних дыхательных путей.

Горный  климат -  это  чистый  воздух  с  повышенным  содержанием  озона.

Воздух  здесь  сухой  и  прохладный,  богат  ароматическими  веществами  лесов  и лугов.   Здесь  обилие  курортов (Кисловодск,  Пятигорск,  Железноводск, Трускавец)  с  источниками  минеральных  вод.  Горный  воздух  оказывает возбуждающее,  тренирующее  и  закаливающее  действие.  Горный  воздух показан  при  заболеваниях  крови,  легких,  ревматизме  и  астме,  расстройствах нервной системы.

Черноморское  побережье.  Для  отдыха  с  детьми  благоприятным  считается берег  Крыма,  кавказское  побережье (от  Анапы  до  Туапсе).  Здесь  умеренно жаркое  солнечное  и  сухое  лето.  Влажность  невысокая,  поэтому  жару  дети переносят  хорошо.  Наиболее  благоприятны  эти  условия  для  детей  с заболеваниями почек, легких и носоглотки, туберкулезом.

Как  видите,  отдых  не  берегу  одного  и  того  же  моря  может  давать  разные результаты.  Поэтому  отправляясь  на  отдых  с  ребенком,  обязательно советуйтесь со специалистами.

Родители  должны  знать  наизусть  особенности  своего  ребенка.  Если

ребенок обладает повышенной  нервной  возбудимостью,  то его  в  жаркие  летние месяцы  на  юг  лучше  не  вывозить.  Используйте  в  полной  мере  для  активного отдыха отпуск и все выходные дни.

Здоровье  детей  определяется  уровнем  здоровья  родителей,  общества, состоянием окружающей среды.

Выдающийся  ученый,  философ,  врач  Авиценна,  делил  всех  людей  по степени здоровья:

1.  Тело, здоровое до предела.

2.  Тело, здоровое, но не до предела.

3.  Тело, не здоровое, но и не больное.

4.  Тело, хорошо воспринимающее здоровье.

5.  Тело, плохо воспринимающее здоровье.

6.  Тело больное до предела.

Современная  статистика  свидетельствует:  здоровье  детей  от  рождения  к моменту  поступления  в  школу  не  улучшается,  а  ухудшается,  что  отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы.

«Физическая  культура  должна  обеспечить  осознанное  отношение детей  к  собственному  организму,  выработать  умение  щадить  здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и  спортом,  закаливать  физические  и  нервные  силы,  предупреждать заболевание…» (В.А.Сухомлинский)

Когда и сколько заниматься

Возможность  включить  в  распорядок  дня  совместимые  знания  одного  из родителей  с  ребенком  существует  почти  всегда.  Необходимо  уделять  ребенку ежедневно  хотя  бы  несколько  минут.  Постарайтесь  определить  оптимальное время для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего,  следует  соблюдать  принцип  систематичности,  чтобы  они  стали  для  него ежедневной потребностью.

Продолжительность  занятий  родителей  с  ребенком  различна:  

она  зависит от возраста ребенка, от лимита времени родителей,

от времени суток, от того,  что  делает  ребенок  до  или  после  занятий (если  ребенок  устал  после долгой  прогулки  или  прогулка  еще  предстоит,  продолжительность  занятий будет меньше, чем после отдыха).

Утренние  занятия  обладают  тем  преимуществом,  что  сразу  после  сна «разминаются»  мышцы  тела,  улучшается  кровообращение  в  тканях.  Во  время зарядки  лучше  использовать  легкие  и  уже  знакомые  упражнения,  поскольку обычно  не  хватает  времени  и  терпения  для  разучивания  новых,  более  сложных упражнений.  Продолжительность  утренних  занятий –  не  более 10  минут.  Для нормального  развития  ребенка  очень  важно  ежедневное  пребывание  на  свежем воздухе.

Интересен  тот  факт:  пока  ребенок  в  грудном  возрасте,  родители  добросовестно соблюдают  это  требование,  но  когда  дети  подрастают,  родители  частенько  о нем  забывают.  Ребенок  нуждается  в  активных  движениях  на  воздухе,  причем  в любую  погоду,  это  особенно  благоприятно  отражается  на  его  физическом развитии.

Соблюдение элементарных правил личной гигиены должно прививаться с

ранних  лет.  Под  этим  понятием,  мы  привыкли  понимать  умывание,  чистку зубов, соблюдение  частоты  рук,  тела,  одежды.  Под  чистотой  часто

подразумевается  внешнее  отсутствие  грязи,  которую  можно  увидеть  глазами.

Но  ведь  случается  не  только  внешняя,  но  и «внутренняя  грязь»   -  так

называемые  токсины,  которые  выделяются  через  потовые  железы.  Если  их  не смывать,  то  происходит  самоотравление,  которое  выражается  в  проявлении утомления,  раздражения,  нервозности.  Чтобы  избежать  этого,  нужны ежедневные  водные  процедуры,  желательно  два  раза  в  день:  утром  и  вечером.

Отсутствие  привычки  к  обливанию  всего  тела  водой  или  обтирания  мокрым полотенцем  может  привести  к  ослаблению  организма  и  частым  простудным заболеваниям.

ВАННА,  ДУШ,  КУПАНИЕ –  прекрасное  средство  закаливания  и

своеобразный массаж.

ЙОГИ СОВЕТУЮТ:

Многие  дети  подвержены  простудным  заболеваниям,  насморку.  Насморк мешает  дыханию  через  нос.  Йоги  советуют  утром  и  вечером  промывать  нос подсоленной  водой.  Как  это  делать?  В  стакан  с  теплой  водой  добавьте 0,5 чайной  ложки  соли,  хорошо  размешайте.  Налейте  воду  в  ладонь,  наклоните  к ней  голову,  закройте  одну  ноздрю,  а  другой  втяните  воду.  Затем  выдуйте  ее,  и то же сделайте другой ноздрей. Затем запрокиньте голову назад, и остатки воды выплюньте  через  рот.  Промывание  подсоленной  водой  нормализует  работу носоглотки,  повышает  сопротивляемость  простудным  заболеваниям  и головным болям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....