Проект "Чистюльки"
проект (младшая группа) на тему

Бламыкова Милеуша Газинуровна

           Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

      Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

         Актуальность проблемы развития культурно -  гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приема пищи, не умеют одеваться – раздеваться. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistyulki.docx74.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №11»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Долгосрочный проект

по формированию культурно гигиенических навыков

с детьми первой младшей группы

                                     

Составила воспитатель

Бламыкова Милеуша Газинуровна

г. Нижнекамск

2012 г.

Здоровьесберегающий проект «Чистюлька»

Вид:                                  долгосрочный.

Срок реализации:         7 месяцев (ноябрь 2011 года - май 2012 года).

Тип:                                игровой.

Участники проекта:

Воспитатели:                Бламыкова Милеуша Газинуровна (реализация).

                                         

Мл. воспитатель:        

Методист:                        

Дети:                        Воспитанники 1-ой младшей группы (возраст 2-3 года).

Родители воспитанников группы.

        Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

        Актуальность проблемы развития культурно -  гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приема пищи, не умеют одеваться – раздеваться. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.

        Цель проекта: Воспитание у детей младшего дошкольного возраста культурно -   гигиенических навыков в игровой форме.

        Задачи:  

        1.Формировать культурно - гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста;

        2.Закрепить представления о правилах личной гигиены, уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;

        3.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;

        4.Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);

        5.Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

        Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель, младший воспитатель, родители.

        План проекта.

Дата

Этап

Вид деятельности

Цель

Ноябрь

Подготовительный

  • диагностика
  • выявление проблемы
  • определение целей и задач
  • составление плана работы
  • Поиск решения задач проекта.
  • Формирование предпосылок игровой деятельности.

Декабрь - апрель

Внедрение

  • планирование

совместной деятельности с детьми

  • практическая деятельность

по решению проблемы с детьми

  • наглядная информация для родителей
  • Учить детей мыть руки, следить за внешним видом, одеваться.
  • Вызвать положительное отношение к выполнению практических навыков по отношению к себе и в игре.

Май

Итоговый

  • итоговая диагностика
  • итоговое занятие по КГН.
  • Определить эффективность проектной деятельности, уровень освоения детьми КГН (диагностика).
  • Итоговое занятие – развлечение «В гости к чистюлькам».
  • Презентация проекта на  пед.  совете для педагогов ДОУ.

        Ожидаемые результаты для детей:

  1. Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков;
  2. Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
  3. Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.

        Ожидаемые результаты для родителей:

  1. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
  2. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
  3. Укрепление связей между детским садом и семьей.

        Ожидаемые результаты для воспитателей и младшего воспитателя:

  1. Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
  2. Единство требований со стороны персонала группы;
  3. Изменить отношение педагогов к своему здоровью;
  4. Улучшение отношений между детьми;
  5. Укрепление связи с родителями.

        Задачи воспитателей включенные в план воспитательно – образовательной работы по воспитанию КГН у детей 2-3 лет:

        1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

        2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

        3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

        4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

        5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

        6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

        7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

        8. Учить в определенном порядке, аккуратно складывать снятую одежду.

        9. Учить правильно, надевать одежду и обувь.

        Перспективный план.

Месяц

Режимный момент

НОД        

        

Совместная деятельность

Практическая деятельность

ноябрь

Питание:

пережевывать пищу с закрытым ртом.

Умывание:

мыть лицо, руки закатав рукава.

Одевание-раздевание:

снять обувь.

Худ.  лит-ра: А. Барто «Лошадка», «Мишка».

В. Бианки «Лис и Мышонок».

РНС «Колобок».

Лепка: «День рождения куклы Кати».

Рисование: «Украсим платье куклы Кати».

Игра-ситуация:

«Знакомство с куклами»,

«У куклы Веры новый шарф».

Чтение потешки:

«Водичка, водичка…».

Беседа:

«Как нужно заботиться о кукле».

Дидактическая игра:

«Накроем на стол».

Игра-эксперимент:

«Мыльные перчатки».

декабрь

Питание:

пережевывать пищу с закрытым ртом.

Умывание:

сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку.

Одевание-раздевание:

расстегнуть пуговицы, замок.

Окружающий мир: «Игрушки для Мишки и Мишутки».

Развитие речи: «Мишка пьет горячий чай».

Худ. лит-ра: Н.Саконская «Где мой пальчик?»

В.Берестов «Больная кукла».

Описательный

рассказ: «Расскажи о кукле» (Мишке, посуде).

Лепка: «Наша Маша маленькая».

«Лепим пирожки, лепим булочки».

Рисование: «Матрешки идут на праздник».

Игра-ситуация:

«Сервируем стол»,

«Оденем куклу на прогулку».

Чтение потешки:

«Моем носик, моем щёчки».

Подвижная игра:

«Зайка серый умывается».

Дидактическое упражнение:

«Мы едим».

Дидактическая игра:

«Как я умею аккуратно кушать».

январь

Питание:

не разговаривать с полным ртом.

Умывание:

взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло.

Одевание-раздевание:

расстегнуть пуговицы, замок.

Окружающий мир: «Кукла спит».

Развитие речи: «Поможем кукле стать опрятной».

Худ. лит-ра:  А.Барто «Слон».

М. Ю. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный».

РНС: «Маша и медведь».

Л. Толстой «Три медведя».

Лепка: «Подарим игрушки Зайке и Мишке».

Игра-ситуация:

«Укладываем куклу спать»,

«Кукла Диана стирает».

Чтение потешки:

«Ешь, собачка: ам, ам, ам».

Сюжетно-ролевая игра:

«Котик простудился».

Рассматривание картинок: «Предметы личной гигиены».

Дидактическая игра:

«Что ты можешь рассказать о предметах личной гигиены?»

февраль

Питание:

не крошить хлеб на стол и на пол во время приема пищи.

Умывание:

взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло.

Одевание-раздевание:

снять платье (рубашку), шорты, носки.

Окружающий мир: «Кто нас лечит».

Развитие речи: «Мои помощники».

Худ. лит. А.Барто «Девочка-ревушка».

С.Капутикян «Маша обедает».

РНС: «Маша и медведь».

Рассказывание по предметным картинкам:

«Наши игрушки».

Лепка: «Мисочка и блюдце для кошечки и собачки».

«Конфеты на тарелке».

«Витамины в баночке».

Рисование: «Яблочки».

Игра-ситуация:

«Кукла заболела»,

«Наводим чистоту в комнате».

Чтение потешки:

«Кран откройся…».

Подвижная игра:

«Все котятки мыли лапки».

Дидактическая игра:

«Каждой вещи свое место».

Дидактическая игра:

«Научим Мишку складывать вещи в шкафчик».

март

Питание:

правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой.

Умывание:

пользоваться носовым платком.

Одевание-раздевание:

снять платье (рубашку), шорты, носки и надеть в обратной последовательности

Окружающий мир: «Угощение для ребят и зверят».

Развитие речи: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку».

Худ. лит-ра:

А.Барто «Зайка» Уронили Мишку на пол».

Э.Мошковская «Кран откройся».

Описательный рассказ:

о предметах одежды (мебели, посуде).

Лепка:

«Оладушки для любимой мамочки».

«Морковка».

Игра-ситуация:

 «Моем посуду»,

«Куклы обедают».

Чтение потешки:

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки…».

Сюжетно-ролевая игра:

«Сделаем Леночке прическу».

Дидактическая игра:

«Сервируем стол».

Дидактическая игра:

 «Поучим Зайку застегивать пуговицы».        

апрель

Питание:

тихо выходить по окончании еды из-за стола и

благодарить.

Умывание:

пользоваться расческой;

пользоваться носовым платком.

Одевание-раздевание:

расстегнуть пуговицы, замок;

снять платье (рубашку), шорты, носки;

аккуратно повесить;

снять обувь;

надеть в обратной последовательности

Окружающий мир: «Магазин игрушек».

Развитие речи: «Мама купает ребенка».

Худ. лит-ра:

Рассматривание картины «Дети обедают».

Рисование:

«Вырос наш зеленый лук».

Игра-ситуация:

«Купание кукол»,

«Новая кукла Рита знакомится с кукольным уголком».

Чтение потешки:

«Ходит котик с веником».

Дидактическое упражнение:

«Туфельки поссорились - подружились».

Дидактическое упражнение:

 «Как мы моем ладошки и вытираем ручки».        

май

Питание:

Дети должны уметь пользоваться всеми КГН.

Умывание:

Дети должны уметь пользоваться всеми КГН.

Одевание-раздевание:

Дети должны уметь пользоваться всеми КГН.

Итоговое занятие-развлечение

«В гости к чистюлькам».

Игра-ситуация:

«Мамы гуляют с малышами»,

«Готовим для кукол обед».

Чтение потешки:

«У хозяйки-белочки».

Дидактическая игра с игрушкой:

«День рождение».

Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»

Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».

        Диагностика уровня формирования у детей КГН на начало и конец проекта:

         1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

         -мыть лицо, руки;

         -закатать рукава;

         -взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;

         -сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;

         -пользоваться расческой;

         -пользоваться носовым платком.

        2.Навыки опрятной еды включают умение:

        -правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;

        -не крошить хлеб;

        -пережевывать пищу с закрытым ртом;

        -не разговаривать с полным ртом;

        -тихо выходить по окончании еды из-за стола;

        -благодарить.

        3. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

        -расстегнуть пуговицы, замок;

        -снять платье (рубашку), шорты, носки;

        -аккуратно повесить;

        -снять обувь;

        -надеть в обратной последовательности.

        3 балла – выполняет, 2 балла – выполняет с помощью взрослого, 0 баллов – не выполняет.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

КОМУ ЧТО НУЖНО

        Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

        Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

        Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

             

РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ

        Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

        Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня.

        Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ

        Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

        Материал: бумажная кукла с различной одеждой.

        Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

          Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

ВАЛЕОЛОГИЯ

        Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

        Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

        Ход игры:

          1-ый вариант: Детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо».

        2-ой вариант: Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

        3-ий вариант: Воспитатель предлагает выбрать картинки, которые понравились им больше всего, и попросите объяснить, почему они сделали такой выбор.  Или воспитатель предлагает выбрать картинки, которые не понравились им, и попросите объяснить, почему.

       

АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ

         Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

        Материал: иллюстрации.

        Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

ТАНЯ ПРОСТУДИЛАСЬ

        Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться.

        Материал: носовой платок.

        Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

        И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

            - Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

СДЕЛАЕМ КУКЛАМ РАЗНЫЕ ПРИЧЕСКИ

        Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид».

        Материал: куклы, расчёски, заколки.

        Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

ВЫМОЕМ КУКЛУ

        Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

        Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

        Ход игры: играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ

        Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

        Ход игры: воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

ПОДБЕРИ КАРТИНКИ

        Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни.

        Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены.

        Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами).

ИГРА "УЛОЖИМ МИШКУ СПАТЬ"

        Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.
        
Оборудование: мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.
        
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: "Давай уложим мишку в кроватку!" Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: "Баю-бай, баю-бай". Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.

ИГРА "УГОСТИМ КУКОЛ ЧАЕМ"

        Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
        
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
        
Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

Чайник на стол поставим,        
Блюдца, чашки мы расставим,        
Будем мы гостей встречать,        
Кукол чаем угощать!

ИГРА "ПАРОВОЗИК"

        Цель: вызвать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить ребенка предметно-игровым действиям с ним.        
        
Оборудование: паровозик, рельсы.        
        
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - паровозик, обыгрывает ее: "Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!"
Взрослый демонстрирует, как нужно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался.
Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.

ИГРА "КУКЛА ИДЕТ НА ПРОГУЛКУ"

        Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.        
        
Оборудование: кукла.        
        
Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:        
Надеваем курточку, проденем руки в рукава,         
Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!         
Надеваем ботиночки на ножки,         
Вот шнурки, я помогу тебе завязать         
Вот, ботиночки надели на ножки         
Надеваем шапку на голову.         
Вот, так, шапку надели.         
        Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

ИГРА "ЗНАКОМЬСЯ — КОШКА"

        Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое - кошку.
        
Оборудование: игрушка-кошка, картинки с изображением домашних животных.
        
Ход игры: взрослый организует наблюдение ребенка за кошкой, обращает внимание на то, что она ходит, мяукает, лакает, машет хвостиком, у нее есть голова, туловище (тело), хвост и лапы. После наблюдений взрослый показывает игрушку-кошку, дает возможность поиграть с ней, поет песенку про кошку "Серенькая кошечка", а затем ищете ребенком изображение кошки на картинке, выделяя ее среди других: "Вот она - кошечка, умеет мяукать -мяу-мяу".

ИГРА "КРАСИВЫЙ ЦВЕТОЧЕК"

        Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды растение - цветок.
        
Оборудование: ваза для цветов, комнатное растение, картинки с изображением цветов.
        
Ход занятия: взрослый организует на прогулке наблюдение ребенка за растением цветком, обращает внимание на то, что цветок растет на земле, цветет, пахнет, украшает полянку. Взрослый предлагает принести цветок домой и поставить в вазу. После наблюдений за цветами на прогулке взрослый показывает малышу комнатное растение, предлагает полить его, понюхать. Потом ищет с ребенком изображение цветка на картинке.

ИГРА "ВОДИЧКА, ВОДИЧКА!"

        Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
        
Оборудование: две куклы.        
        
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

ИГРА "ВЫМОЙ РУКИ"

        Цель: учить ребенка мыть руки.        
        
Оборудование: заяц резиновый.        
        
Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

ИГРА"СДЕЛАЕМ ЛОДОЧКИ"

        Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.        
        
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");        
открыть кран;        
сложить ладони рук "лодочкой";        
подставить руки под струю воды;        
закрыть кран;        
вытереть руки полотенцем.        
        Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

ИГРА "МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ"

        Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
        
Оборудование: детское мыло, полотенце.
        
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
        Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,        
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!        
В кране булькает вода. Очень даже здорово!        
Моет рученьки сама Машенька Егорова        
(взрослый называет имя ребенка).        
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

        В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

ИГРА "УМЫВАЛОЧКА"

        Цель: учить ребенка умываться.        
        
Оборудование: зеркало, полотенце.        
        
Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!        
Лейся на ладошку, понемножку...        
Нет, не понемножку — посмелей,        
Будем умываться веселей!

        В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

ИГРА "ДЕЛАЕМ ПРИЧЕСКУ"

        Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
        
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
        
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

ИГРА "ПОЧИСТИМ ЗУБКИ"

        Цель: учить ребенка чистить зубы.        
        
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.        
        
Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?        
Зубки, зубки! Где вы зубки?        
Щечка, щечка! Где ты щечка?        
Будет чистенькая дочка!

        В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

ИГРА "ФОНТАНЧИКИ"

        Цель: учить ребенка полоскать рот.        
        
Оборудование: стакан.        
        
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

ИГРА "КУКЛА ЗАБОЛЕЛА"

        Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.        
        
Оборудование: кукла, носовые платки.        
        
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,        
Мы платочком будем носик вытирать!

        Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

ИГРА "НОСИКИ-КУРНОСИКИ"

        Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.        
        
Оборудование: индивидуальные носовые платки.        
        
Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке,                                               (достает платок из кармана)        
Будем нос им вытирать,                                                       (показывает действие с платком)
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять.   (убирает платок в карман)

        Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

ИГРА-ЭТЮД «Я САМА!»

        Педагог читает детям стихотворение и предлагает движениями изобразить то, о чем в нем говорится. Затем педагог и ребенок читают стихотворение по ролям.
Педагог: Давай будем одеваться.        
Ребенок: Я сама! Я сама! (Ребенок одевается.)        
Педагог: Пойдем, будем умываться...        
Ребенок: Я сама! Я сама! (Умывается.)        
Педагог: Ну идем, хоть причешу я.        
Ребенок: Я сама! Я сама! (Причесывается.)        
Педагог: Ну давай хоть накормлю я.        
Ребенок: Я сама! Я сама! (Делает вид, что жует.)        
Вопросы к детям: Правильно ли поступает девочка? Почему вы так решили? А как вы поступаете, когда вам предлагают помощь?

ИГРА-ЭТЮД «КУПАНИЕ»

        Педагог вносит игрушку-поросенка, маленькое корыто, большой таз, мочалку, детское ведерко, ковшик. Читает стихотворение и предлагает детям с помощью мимики, жестов изобразить эмоциональное состояние героев. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение, используя шашку и жесты.        
 
Педагог: Визжит поросенок...        
 
Поросенок (ребенок с куклой): Спасите! (Глаза широко раскрыты, рот полуоткрыт, резко машет руками).        

  Педагог:
Купают его в корыте.        
Он в луже не прочь помыться,        
А мыльной воды боится.        
А в кухне купают Олю.        
Воды ей нагрели вволю.        
Но Оля кричит...        
Оля:
Уйдите!
Мочалкой меня не трите!        
Я голову мыть не стану!        
Не буду садиться в ванну! (Лоб сморщен, нижняя губа оттопырена, голова опущена, сердитый взгляд).        
  Педагог:
Вот оба они помыты,

Надуты, слегка сердиты,

С коленок отмыты пятна.

Купаться было приятно...
Ребенок: Чего же ты, Оля, кричала?        
Педагог: И Оленька отвечала...        
Оля: Кричал поросенок Тошка, а я помогала немножко!        
Вопросы к детям:         Почему кричала Оля? Правильно она поступила? А как надо было? Кто покажет, как         надо было поступить?

ИГРА-ЭТЮД «ВКУСНАЯ КАША»

        Педагог вносит шапочки густ, цыплят, синиц, собачки и кошки. Читает стихотворение «Вкусная каша» 3. Александровой. "Затем педагог и дети вместе инсценируют его.
        
Педагог: 

Каша из гречки где варилась?

В печке. Сварилась, упрела,

Чтоб Оленька ела,

Кашу хвалила,

На всех разделила. (Добрая улыбка, ласковый взгляд.)
        
Оля:
Досталось по ложке        
Гусям на дорожке,        
Цыплятам в лукошке,        
Синицам в окошке.                
Хватило по ложке        
Собаке и кошке. (Неторопливыми движениями раздает из воображаемого чугунка кашу гусям, цыплятам, синицам, собаке и кошке, ест сама)        .
Педагог: И Оля доела Последние крошки!

 

ИГРА-ЭТЮД «МИТЯ И РУБАШКА»

        Педагог вносит рубашку Мити-замарашки, показывает детям.
Педагог. Дети, как вы думаете, чья эта рубашка? Как можно назвать такого мальчика? Как вы думаете, почему рубашка стала такой9 Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Митя и рубашка».        
Педагог читает стихотворение. Затем предлагает детям инсценировать его.        
Педагог: Это Митина рубашка.        
Ребенок: На, рубашка, простоквашку!        
Педагог:
Съела маслица она.

Съела кашку из пшена

И подливку из барашка...

(Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их. о свою одежду).

Ребенок: Ты сыта, моя рубашка?

Вопросы к детям: Как надо есть за столом? Кто покажет Мите, как надо есть?


ИГРА-ЭТЮД «МАЛЬЧИК ПЕТЯ»

        Педагог:
Мальчик Петя поздно встал

-Просыпаться тяжко.

Умываться он не стал

-Он ведь замарашка. (Педагог просит детей высказать свое отношение к поведению Пети).

Педагог спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки?»

Дети высказываются; затем с помощью движений и мимики изображают Петю. (Выразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки).


ИГРА-ЭТЮД «УШИ»

        Педагог вносит халат доктора, читает стихотворение Э. Мошковской «Уши» и предлагает изобразить эмоциональное состояние детей с помощью мимики, жестов и интонации. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение.
1-й ребенок: 

Доктор, доктор,

Как нам быть:

Уши мыть

Или не мыть?        
2-й ребенок        :
Если мыть,        
То как нам быть:        
Часто мыть        
Или пореже?

Педагог: 

Отвечает доктор... Доктор ЕЖЕ…

Отвечает доктор... Доктор ЕЖЕ…        
Отвечает доктор гневно... Доктор ЕЖЕ-ЕЖЕ-ЕЖЕДНЕВНО!

(Выразительные движения детей: внимательный взгляд устремлен на доктора, они заинтересованно смотрят на доктора).

Выразительные движения доктора: нахмуренные брови, сердитый взгляд, устрашающая интонация голоса).

ИГРА-ЭТЮД «ПРИХОДИТЕ, ПОГЛЯДИТЕ»

        Педагог вносит детский фартук, игрушечную метлу. Читает стихотворение «Приходите, поглядите» Е. Благининой. Предлагает определить характер литературного персонажа и изобразить его с помощью мимики, жестов, движений и интонации.
Педагог:
Метлу взяла        
И двор подмела.        
Девочка:
Всюду нос метла совала,

Но и я не отставала

-От сарая до крыльца

Танцевала без конца.

Приходите, поглядите,

Хоть сориночку найдите. (Выразительные движения: уверенные взмахи метлой, доброе выражение, улыбка).


ИГРА-ЭТЮД «ТАНЕЧКА-ХОЗЯЙКА»

        Педагог вносит мягкую игрушку-зайчика, фартук, косынку для Танечки-хозяйки, тазик, тряпку. Читает стихотворение «Танечка-хозяйка» Н. Глазковой и предлагает определить, что чувствует Танечка в начале и в конце стихотворения. Когда дети называют эмоции, которые испытывает Танечка, педагог предлагает им изобразить настроение героини с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации.
Педагог:
Нынче Танечка — хозяйка        
И хлопочет день-деньской.        
Отложила в угол зайку        
И сказала... Таня. Спи, косой!

Педагог:        
Тянет тряпку из комода,

Из кладовки тащит таз.

Окуная тряпку в воду,

Ненароком         облилась.
Таня:
Ты не смейся, глупый зайка!        
Поджидай себе обед...        
Ох и трудно быть хозяйкой,        
Если мамы дома нет!

(Выразительные движения: 1 — сосредоточенный взгляд, уверенные движения, ласковая речевая интонация; 2 — сердитый взгляд, резкая жестикуляция, недовольная интонация.)

ИГРА-ЭТЮД «КАК У НАШЕЙ ИРКИ»

        Педагог читает стихотворение «Как у нашей Ирки» Е. Благининой и предлагает определить характеры девочек. Дети высказывают свое отношение к поступкам персонажей стихотворения и изображают их с помощью мимики и жестов.
Педагог:
Как у нашей Ирки        
На чулках по дырке!        
Почему,
Почему
На чулках по дырке?        
1-й ребенок        :
Потому что неохота штопать нашей Ирке. (Неряшливый вид: пуговицы расстегнуты, волосы растрепаны, чулки в дырках, сандалии не застегнуты. Выражение лица растерянное).
Педагог:
Как у нашей Натки        
Штопка на пятке!        
Почему,
Почему        
Штопка на пятке?        
2-й ребенок        :
Потому что неохота быть не ряхой Натке. (Одежда у девочки опрятная, она аккуратно причесана; на лице улыбка, уверенный взгляд).
        Остальные игры-этюды на литературном материале организуются аналогичным образом.
        Занятия с детьми в рамках специально организованной образовательной деятельности также организуются на игровой основе.        
        Необходимо подчеркнуть, что особенность развития современного дошкольника такова, что он стремится сочетать несколько привлекающих его видов деятельности. Это наводит на размышление о возрастающей роли занятий и совместной деятельности с детьми интегрированного характера, где объединяются и разнообразные виды детской деятельности, и специфические виды деятельности, и разнообразные темы, которые представлены в опыте ребенка.

КАРТОТЕКА ХУДОЖЕСТВЕННО-СЛОВЕСТНОГО МАТЕРИАЛА

БЕЗ ВОДЫ УМЫЛСЯ КОТИК

Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться –
Мама может рассердиться…
В. Науменко

В ВАННЕ

Любо плавать Ване
В белом море - в ванне.
Только вот обидно -
Берега не видно.
Видимость пропала,
Мыло в глаз попало...
А. Шлыгин

ВЕСНУШКИ

Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла, -
Зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла.
А. Шибаев

ВОДИЧКА

Булькает водичка?
Нечего бояться!
Это наша внучка
Любит умываться,
Чтоб блестели зубки,
Чтоб смеялся ротик,
Чтоб алели щечки,
Не болел животик!
Т. Каменев

ВОТ КОГДА Я ВЗРОСЛЫМ СТАНУ...
Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу,
Влезу сам в большую ванну,
Оба крана отверчу.
Сам потру живот и спинку,
И веснушки на носу.
Заверну себя в простынку
И в кроватку отнесу!
В. Приходько

ВОДА И МЫЛО

- Грязнуля ты!
На лбу твоем чернила! –
Воскликнула Вода,
Увидев Мыло.
- Да, - Мыло говорит, -
Я это знаю,
Зато других от грязи
Я спасаю!
Р. Помбо

В речке кончилась вода
Ой, беда, беда, беда -
В речке кончилась вода!
Это из-за Вали:
Валю - умывали!
В. Шуржик

Снует зубная щетка,

Как по морю лодка,

Как по речке пароход

По зубам она идет,

Вверх и вниз, туда-обратно.

Счистим мы налет и пятна.

Чтобы зубки не болели,

Чтоб как зимний снег белели

Во дворе играл в песок,
Рядом ямку рыл щенок.
Дома нужно очень быстро
Вымыть ручки чисто-чисто.

Хороша морковка с грядки!
И сочна, и ароматна,
Вымой прежде корнеплод,
Чем отправить его в рот.

Часто врач спешит на помощь,
Где едят немытым овощ,
Там живот болит, озноб,
А всему виной - микроб.

Он малюткой-невидимкой
Ждет на ягодах в корзинке,
Вдруг малыш в один присест
Горсть немытых ягод съест?

Под утренним небом
Стояла ромашка.
-Умыться мне где бы?
Страдала бедняжка.
А рядом порхал
Голубой мотылек.
Он плач услыхал
И ромашке помог.
Высокую рядом
Нашел он травинку,
Согнул: с нее градом
Скатились росинки.
Росинка упали
На нежный цветочек,
Они умывали
Листок, лепесточек,
И в золотистой
Ее серединке,
Стало так чисто!

Спасибо, росинки !

Рано утром звери встали,
Зубки чистить побежали.
Чистят зубки мишки
Щеточкой из шишки.
Белка в рыжей шубке
Тоже чистит зубки.
Серые мышата,
Веселые ежата.
Серый волк зубастый
Чистят зубки пастой.
Чистят поросенок

И смешной лосенок.
Чтобы зубки не болели,
Как снежинки чтоб белели,
Чистить вкусной пастой
Надо зубки часто!

Зайчики и белочки,

Мальчики и девочки

Утром две минутки

Чистят себе зубки.

Маленькие котики

Открывают ротики

Зубки выстроились в ряд,

Щетку с пастой ждут опять!!!!!!!!!

Лето - время закаляться,
Загорать, в реке купаться,
Но в веселье развлечений
Не забудь о гигиене!

МОЙДОДЫР
Самый чистый, самый умный,
Самый добрый Мойдодыр.
Он твердит и днем, и ночью:
«Три до дыр» да «Мой до дыр!»
Моет он мышат, лягушек,
Моет маленьких детей —
Даже самых непослушных
Умывает каждый день.
Автор Е. Силенок

О ЗУБКАХ
Перестану зубки чистить,
И пойду я в сад гулять.
Попрошу я папу, маму,
На качельке покачать.

А с качели-карусели
Захочу в бассейн пойти,
Ох, как зубки заболели…
Мне пора к врачу идти…

Зубки врач мои посмотрит,
Плохо дело-то, дружок —
Бормашиною посверлит
Коренной уже зубок…

Ну а если ты не будешь,
Зубки чистить по утрам,
Боль зубную не забудешь,
Будешь ныть по вечерам…

Ребяткам мой совет такой,
Чисти зубки, руки мой!!!
О врачах тогда забудешь,
И здоровеньким ты будешь.
Автор Лидия Гржибовская

"КТО НЕ УМЫВАЕТСЯ"

Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.

А кто не умывается,
Никак не называется.

Синявский П.А.

"Я САМ ЧИЩУ ЗУБЫ"

Я уже большой я сам
Чищу зубы по утрам.
Чищу, чищу, не ленюсь
Кариеса не боюсь.
Чищу, чищу, улыбаюсь.
Чищу, чищу, покривляюсь.
Чищу, чтобы не болели.
Чищу, чтобы не темнели,
И снаружи, и внутри,
Мама, мама, посмотри –
Зубки чистые мои!

Чусовитина О.

"ЧТОБ ЗДОРОВЬЕ СОХРАНИТЬ"

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!

На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!