Консультация для педагогов «Подвижные игры как один из видов технологий сохранения здоровья».
консультация (старшая группа) на тему

Федюшина Вероника Викторовна

Про подвижные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov1.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

                             Консультация для педагогов

«Подвижные игры как один из видов технологий

сохранения здоровья».

                                                Подготовила: Федюшина Вероника

                                                                                         Викторовна.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Между тем на уровне житейских суждений, здоровье обычно воспринимается как недостижимый идеал или сумма среднестатистических, общих для всех норм и, как правило, лишено конкретного психологического смысла.

     Однако здоровье – явление самостоятельное и многоаспектное. Каждый человек здоров условно, и каждый может быть здоровым в определенных условиях. Строго объективных критериев здоровья нет – существует более 300 определений здоровья. Наиболее распространенным является определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

     На современном этапе развития общества в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни – как собственных, так и других людей.

     В настоящее время здоровьесберегающие педагогические технологии используемые в нашем детском саду, делятся на три большие группы:

1.Технологии сохранения и стимулирование здоровья:

   - физкультминутки и динамические паузы;

   - пальчиковая гимнастика;

   - гимнастика для глаз;

   - дыхательная гимнастика;

   - гимнастика бодрящая;

   - гимнастика коррегирующая;

   - релаксация.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни:

   - физкультурные занятия;

   - игротренинги и игротерапия;

   - коммуникативные игры;

   - циклы занятий и игровых упражнений «Здоровье»;

   - самомассаж и точечный массаж.

3.Коррекционные технологии:

   - арт – терапия;

   - сказкотерапия;

   - технология музыкального воздействия;

   - технология воздействия цветом;

   - технология коррекции поведения;

   - психогимнастика;

   - фонетическая ритмика.

     Но мне хотелось бы подробнее остановиться на одном из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья – подвижных играх.

       Подвижная игра – эмоциональная деятельность, которая связана с выполнением основных движений. Подвижные игры являются незаменимым средством развития детей, играют большую роль в их всестороннем физическом воспитании. Существуют игры малой, средней и большой подвижности, они проводятся в групповом помещении, в физкультурном и музыкальном залах, а так же на прогулках. Как известно, игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание), воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение. Выбор той или иной игры зависит не только от ее содержания и особенностей, но и от возраста, физического состояния и уровня двигательного развития ее участников.

     Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни  в коллективе.

     Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослого он овладевает навыками, более сложными движениями.

     В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т.д).

     Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.

     Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

     Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т.п.

     Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.

     Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнить какое – либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

     Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все на месте по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

     Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

     Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.

     Очень важна роль подвижных игр в увлечении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно – мышечной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

     Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а так же некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длиться эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступают в различные взаимоотношения с другими участниками, т.е. тем больше ему приходиться проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.

      Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей.

     Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий поведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.

     Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

     Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

     Подвижные игры и упражнения на воздухе могут быть разнообразными:

1 вариант: проводятся по типу физкультурных занятий. Здесь решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Проводятся занятия со всей группой одновременно (дошкольный возраст) или по подгруппам (ранний возраст).

     Подбор упражнений подчинен тем же требованиям (обеспечение нагрузки на все группы мышц, подбор упражнений разной интенсивности с постепенным повышением нагрузки и снижением ее в конце). При их проведении обеспечивается достаточно высокая моторная плотность 80 – 85%.

     Однако ни в коем случае нельзя отождествлять подвижные игры и физические упражнения на воздухе с физкультурными занятиями. Главное их отличие в том, что игры проводятся в более непринужденной форме, длительность их меньше. Здесь шире учитываются интересы детей, обеспечивается разнообразие видов и форм игр.

2 вариант: комплекс игр, состоящих из однотипных упражнений (так называемые тематические игры). Например, игры, состоящие из основных движений   (элементов) баскетбола, футбола, хоккея или спортивных упражнений, на лыжах, коньках и т.д.  

3 вариант: подвижные игры – 1 или 3-4 игры разной подвижности и на разные движения.

4 вариант: комплексы подвижных игр и физических упражнений с определенной направленностью для дифференцированной работы с детьми (развитие ловкости, быстроты, упражнение в основных видах движений и пр.). Например, подбираются различные упражнения в метании: 1) метание мяча малого размера (8 – 10 см.), назад, в сторону и бег за ним; 2) подкидывание мяча вверх с одновременным подпрыгиванием, ловля; 3) бросание мяча вдаль: «Кто дальше?»; 4) прокатывание мяча по скамейке (одним толчком) «Чей мяч дальше укатится?».

5 вариант: сюжетные игры с движениями «Альпинисты», «Туристы», «Пограничники» и др.

6 вариант: игры с элементами спортивного ориентирования.

7 вариант: индивидуальная работа с детьми.

8 вариант: самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредованном руководстве со стороны воспитателя.

     Сколько времени дети должны двигаться на прогулке?

     Двигательная активность должна занимать не менее 60 – 70% продолжительности всей прогулки при условии разнообразия движений.

     В содержании подвижных игр и физических упражнений на воздухе включаются следующие виды физических упражнений:

- основные движения (как правило, хорошо знакомые детям);

- элементы спортивных игр, подвижные игры, спортивные упражнения (могут быть знакомы детям или разучиваться вновь);

- общеразвивающие упражнения (только в качестве составной части подвижных игр, например «Ровным кругом», «Сделай фигуру» и т.д.). Кроме того предусматриваются условия для движений в сюжетно – ролевых играх, трудовой деятельности, при наблюдениях в природе.

     Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов на тему:"Дыхательная гимнастика как один из видов технологии сохранения и стимулирования здоровья детей"

Презентация с описанием значения дыхательной гимнастики, задачами, примерами упражнений для 2-й мл. гр....

Консультация для педагогов "Дыхательная гимнастика как один из видов сохранения и стимулирования здоровья детей"

Сохранение и укрепление здоровья ребенка — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного образования. Для достижения этой зада...