О здоровьесберегающих технологиях
статья на тему

В Конвенции по правам ребенка прописано, что каждый ребенок имеет право на жизнь (статья 6), а наше государство и родители должны обеспечить определенный уровень жизни, который нужен для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (статья 27 п1).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_zdorovesberegayushchih_tehnologiyah.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

О здоровьесберегающих технологиях.

В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Сегодня в дошкольных организациях ставится главная задача и создаются специальные условия, гарантирующие укрепление и охрану здоровья детей, разработано мого разнообразных программ, методов, технологий на оздоровление организма детей.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение сохранения здоровья, и умение использовать полученные знания в обычной жизни.

 На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам:

1 Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии.

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств. К ним относятся: организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания; организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т. д.); организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

2 Физкультурно-оздоровительная технологии

Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

3 Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. Цель - создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

4 Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей. Формирование у ребенка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. Причиной формирования определенного отношения к здоровью являются непосредственно взрослые как носители определенных физических и психических качеств.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

1. Формируйте у детей положительное отношение к своему здоровью.

Помните, что ваше отношение к собственному здоровью влияет на отношение к здоровью у ребенка!

Задание. Попробуйте каждый новый день начинать с утренней зарядки, использовать различные средства закаливания, выполнять правила личной гигиены.

2. Используйте опосредованное воздействие на ребенка, проводите игры, рассказывайте стихи, потешки, читайте книги.

Задание. Попробуйте провести игры: ≪Утро Маши≫, ≪У Мишки день рождения≫, ≪В гостях у Острозуба≫.

3. Формируйте у детей навыки безопасного поведения.

Задание. Представьте, что вы пешеходы, поиграйте в игру ≪Светофор≫, напишите ≪Сигналы тревоги≫ и проведите беседу ≪Домашние опасности≫.

4. Употребляйте формулы приветствия, прощания, благодарности в соответствии с нормами этикета.

Задание. Вспомните, как вы разговариваете друг с другом в семье, как обращаетесь друг к другу. Понаблюдайте за ребенком, какие формы обращения он использует в своей речи.

5. Воспитывайте у детей чувство долга, ответственности, человечности.

6. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.

Используемая литература:

1 Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с.

2 Зимонина В.А. Воспитание ребенка-дошкольника. Расту здоровым. М.Владос,2003-304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...