Опыт работы
методическая разработка на тему

Кудрина Нелли Викторовна

Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

Актуальность педагогического опыта 

Научность в представляемом педагогическом опыте     

Результативность педагогического опыта

Новизна представляемого педагогического опыта

Технологичность представляемого педагогического опыта

Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx86.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 «Малышок» посёлка Псебай

муниципального образования Мостовский район

 Педагогический опыт на тему:

 «Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»

Автор:

воспитатель

Кудрина Нелли Викторовна

п. Псебай 2015 г.

Оглавление

Глава I. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………………стр.3

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании……………………………стр.6  

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта..стр.14  

Глава II. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта………………………………………………………………………стр.15  

Глава III. Педагогический опыт.

   

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте…………………………………………………….стр.18

3.2. Актуальность педагогического опыта………………………………стр.21  

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте……………...стр.24      

3.4. Результативность педагогического опыта………………………….стр.26

3.5. Новизна представляемого педагогического опыта………………...стр.28

3.6.Технологичность представляемого педагогического опыта……….стр.29

3.7. Описание основных элементов

представляемого педагогического опыта………………………………..стр.31

Выводы……………………………………………………………………стр.32

Список  литературы……………………………………………………..стр.33

Приложения

  1. Литературный обзор состояния вопроса.
  1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский.

             В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации (законопроект от 17 января 2012 г.) здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как «одна из приоритетных задач образования». Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» подтверждает беспокойство государства за будущее страны. В современном обществе проблема здоровья, развитие двигательного творчества, эмоциональной отзывчивости детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней начинают развиваться в детстве.

      Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.        

         Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение  их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

        Начиная работать по данной проблеме, мною была изучена методическая литература по физическому воспитанию дошкольников. А так же рассмотрены основные задачи, средства и пути решения, которые предлагаются разработчиками методических пособий по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

Глазырина Л.Д. формирует три группы задач:

Оздоровительные:

- охрана и укрепление здоровья детей;

- закаливание;

- развитие движений.

Воспитательные:

- формирование нравственно-физических навыков;

- формирование потребности в физическом совершенстве.

Образовательные:

- формирование двигательных умений и навыков;

- развитие физических качеств;

- получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Матвеев А.П., Т.Г.Хухлаева Т.Г.,Ефименко Н.Н. выделяют такие задачи:

- охрана и укрепление здоровья

- закаливание;

- развитие движений.

- совершенствование двигательных способностей и физических качеств

Ю.К.Бабанский выделяет несколько задач:

- укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности;

- формирование двигательных умений и навыков;

- развитие основных двигательных качеств

Степаненкова Э.Я. одной из главных задач физического воспитания считает оздоровление ребенка:

- формирование правильной осанки;

-  своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

- формирование изгибов позвоночника;

- развитие сводов стопы;

- развитие гармоничного телосложения.

М.А.Васильева выделяет  оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания. В них предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций; совершенствование всех функций организма, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А. Ананьева в разделах «Здоровье человека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни человека» автор ставит задачи развития физической активности детей, говорит о том, что их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться.

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанная кандидатами психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л. Князевой. Авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных различных ситуациях, в том числе и неожиданных. Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей, авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни.

       Задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых ставится, признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

     Опыт работы над темой: «Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» сложился постепенно. В течение нескольких лет физкультурно-оздоровительное направление являлось основным направлением нашего образовательного учреждения. Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное: помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.

        

1.2.     История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

            Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающем биологические характеристики ребенка, социально -экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизнь в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам материнства и детства. Хорошее здоровье - один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

        Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей. Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Поэтому я считаю, что только общими усилиями педагогов, специалистов и семьи при комплексном использовании здоровьесберегающих технологий можно воспитать физически здоровых, крепких детей. В данном направлении стремится работать наш коллектив.

         Мною были изучены труды:

  • Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
  • Икова В.В.Лечебная физкультура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников
  • Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка
  • Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учр
  • Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста
  • Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду

     Цель моего педагогического опыта:  Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.  

     Для её реализации мною были определены следующие задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме;
  • создать условия для обогащения и накопления валеологического опыта детей ;
  • разработать методические рекомендации, советы, памятки, буклеты, газеты  для родителей;
  • разработать серию авторских физкультурных минуток «Играя, развиваем!»;
  • выявить уровень знаний родителей о физкультурно – оздоровительном развитии детей;
  • разработать пальчиковый игровой тренинг «Ладушки – ладошки»;
  • разработать проект «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок».

      Поставленные задачи успешно решаются только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

-Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному

-Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

-Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

-Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов,  которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.

       

        Здоровьесберегающая система в условиях дошкольного учреждения -одно из условий обеспечения качества дошкольного образования.

Общие задачи сохранения здоровья детей:

  • осознание негативных проблем, воздействующих на здоровье детей в условиях дошкольного учреждения и необходимости их решения;
  • признание педагогами своей ответственности за неблагополучие состояния здоровья воспитанников;
  • овладение определенными здоровьесберегающими технологиями и их реализация на практике в тесном взаимодействии всех специалистов дошкольного учреждения с родителями;
  • повышение экологической культуры.

Главная идея опыта состоит в том, что через современные, нетрадиционные формы оздоровительных технологий  происходит всестороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесбере-

гающих педагоги ческих технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате -малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания,

психолог

Технологии

эстетической

направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели, руководитель физического воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10

мин. Младший возраст-15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Проблемно-игровые

(игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели, психолог

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и

Воспитатели, психолог

Занятия ОБЖ

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели,

медсестра,

руководитель

физического

воспитания

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Воспитатели, ст.

медсестра,

руководитель

физического

воспитания

3. Коррекционные технологии

Технологии

музыкального

воздействия

В различных формах

физкультурно-

оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве

вспомогательного средства как

часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

Технологии

воздействия

цветом

Как специальное

занятие 2-4 раза в месяц

в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое

внимание цветовой гамме

интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Воспитатели,

психолог

Технологии

коррекции

поведения

Сеансами по 10-12

занятий по 25-30 мин.

со старшего возраста

Проводятся по специальным

методикам в малых группах по

6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Воспитатели,

психолог

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со

старшего возраста по

25-30 мин.

Занятия проводятся по

специальным методикам

Воспитатели,

психолог

Фонетическая

ритмика

2 раза в неделю с

младшего возраста не

раньше чем через 30

мин. после приема

пищи. В физкультурном

или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин

Занятия рекомендованы детям

с проблемами слуха либо в

профилактических целях. Цель

занятий - фонетическая

грамотная речь без движений

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания,

логопед

       Каждая технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует  у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. 

Главные факторы здоровьесбережения детей в образовательном процессе:

  • комфортное пребывание ребёнка в ДОУ,
  • личностное  отношение в системе взаимоотношений воспитатель - ребёнок,
  • валеологическая грамотность и здоровый образ жизни родителей.

Собранный материал по внедрению в образовательный процесс здоровьесохраняющих технологий я систематизировала в опыт работы, поставив перед собой ряд задач:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
  • Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о    здоровом образе жизни.
  • Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

1.3.Основные понятия, термины в описании  педагогического опыта.

Здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ — в широком смысле слова — процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным — педагогическая.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании — технологии, обеспечивающие хранение и приумножение здоровья под руководством медицинского персонала ДУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового)

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Технологии просвещения родителей — задача данных технологий — обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, технологии личностного взаимоотношения.

  1. Психологический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

       Базой для формирования опыта работы являются воспитанники МБДОУ №10 «Малышок». Наше дошкольное образовательное учреждение отвечает всем гигиеническим требованиям и работает в режиме 10-ти  часового пребывания детей при пятидневной рабочей неделе.

Приоритетным направлением в деятельности дошкольного учреждения является оздоровление дошкольников, организация профилактических мероприятий, развитие двигательно-творческих способностей. Это вызвано целым рядом объективных причин: высокой заболеваемостью в дошкольном детстве, неблагоприятными экологическими условиями, низким прожиточным уровнем в посёлке, социальным неблагополучием семей, отсутствием интереса у детей и взрослых к собственному здоровью и развитию творческого потенциала.

  Период дошкольного детства – наиболее важный период становления двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья.

          Основная проблема, которая встала передо мной– это слабое физическое развитие детей в средней группе. В ходе мониторинга выяснилось, что дети испытывают «двигательный дефицит», в связи с чем задерживается возрастное развитие всех физических качеств. Дети имеют нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость; жестикуляция и мимика вялая, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанке. Поэтому я пришла к выводу, что для полноценного физического развития детей необходимо использование здоровьесохраняющих технологий и здоровьеукрепляющих приемов, которые должны способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.

      Анкетирование родителей детей, посещающих детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадешь, посиди»), от здорового соперничества в подвижных играх.

       В связи с этим назрела необходимость в разработке целостной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями на основе современных здоровьесохраняющих технологий и здоровьеукрепляющих приемов.

Цель педагогики оздоровления — обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Методологической основой педагогики оздоровления являются принципы, методы и средства, выражающие специфические закономерности данного направления.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:

  • средства двигательной направленности (движения, физкультминутки, минутки покоя, психогимнастика, двигательный режим);
  • оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе,  витаминотерапия, ионизация воздуха);
  • гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена).

Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимают методы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.

       Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья дошкольника и воспитание валеологической культуры, как

  • совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью человека,
  • знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей    дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду -это, прежде всего технологии воспитания культуры здоровья дошкольников, комфортное пребывание ребёнка в детском саду, которое не вызывало бы повышения тревожности.

          Я считаю, что важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит мониторинг, определяющий  индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития.          С целью выявления у дошкольников умений и навыков физкультурно – оздоровительного направления мною был проведен мониторинг уровня физического развития дошкольников и овладения детьми навыков и умений здоровьесберегающих технологий. Мониторинг детей, проводимый  мною в начале 2013 учебного года в средней группе, показал, что:

  • большинство детей допускают существенные ошибки в технике движений;
  • не соблюдают заданный темп и ритм;
  • действует в сопровождении показа воспитателя;
  • нарушают правила в играх, хотя с интересом в них участвуют;
  • ошибок в действиях других не замечают;
  • не проявляют стойкого интереса к физическим упражнениям;
  • у детей слабо развита мелкая и крупная моторика рук;
  • слабо развито представление о видах спорта;
  • отсутствуют знания о ценностях здорового образа жизни.

        Все это говорит об актуальности проведения работы по комплексному использованию здоровьесберегающих технологий.  

        Проведение разнообразных игр и упражнений, заданий, динамических пауз, пальчиковых игр как инструментария для мониторинга детей осуществлялось с подгруппой детей во второй половине дня в течении 10 - 15 минут. Используемые при этом игровые приёмы, (игровая мотивация, игровая ситуация) смена содержания заданий способствовали поддержанию внимания у детей, предотвращали признаки утомления в поведении дошкольников. Следует отметить, что в процессе диагностирования детей осуществлялся индивидуальный подход. Это выражалось в том, что в зависимости от уровня подготовленности ребёнка менялось содержание и структура задания, беседы. Так, если ребёнок не справлялся с заданием, то я  ему давала  упрощённые задания. Если дошкольник все равно не мог с этим справиться, вследствие отсутствия умений и стимула в данной области, то дальнейшие задания снимались. При этом неправильные действия испытуемого не подвергались отрицательной оценке, а, напротив, оказывалась моральная поддержка (подбадривание, создание ситуации успеха), поощрение (одобрение, похвала). Это способствовало поддержанию эмоционального контакта с ребенком, позволяло создать тёплую, доброжелательную атмосферу во время диагностирования.

Выяснилось, что лишь 21% группы детей имеют высокий уровень знаний по теме, средний 62%, низкий уровень составляет 17%. Мною было решено, что необходимо в процессе комплексного использования здоровьесберегающих современных образовательных технологий, непосредственно образовательной деятельности, создания авторских разработок; плодотворной работы с родителями дошкольников и повышения их педагогической культуры и компетентности,  пополнения развивающей среды группы  повысить уровень знаний и умений детей.

На конец обучения дошкольников по формированию навыков

здоровьесбережения детей с низким уровнем не выявлено, уровень освоения детьми материала вырос: высокий на 39%  (60%), средний  уровень (40%).

В физическом развитии детей на основе используемых в опыте оздоровительных технологий, наметилась положительная динамика. Это прослеживается в повышении двигательного статуса, формировании интереса и осознанного отношения к собственному здоровью, а также в снижении уровня заболеваемости детей в ДОУ, повышении активности детей и родителей в организации и проведении спортивных мероприятий.

       

3.Педагогический опыт.

  3.1 Описание новых методов, используемых в представляемом педагогическом опыте.

         Проработав с детьми, педагогами, родителями по теме: «Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»,  изучив результаты мониторинга детей, я решила обобщить свой опыт работы, который поможет педагогам в дальнейшей деятельности по развитию у младших дошкольников валеологической культуры.

      В моем опыте отражены собственные разработки и методики, накоплен большой материал, который максимально способствует воспитанию и развитию ребенка через современные здоровьесберегающие образовательные технологии. Данный материал поможет реализовать организационную модель информационно-просветительской работы по данной проблеме в ДОУ, районе, социуме. В опыте  целенаправленно используются известные физкультурно - оздоровительные методики и инновационные технологии, адаптированные к возрастным особенностям детей.

Я использовала новые методы и методики:

1.Создание многофункциональной предметно – развивающей среды в группе. Особое внимание я уделяю пространственной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считаю обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали двигательную активность детей. Для создания условий физкультурно – оздоровительного развития дошкольников в группе я соблюдаю следующие принципы:

  • информативность,
  • вариативность,
  • полифункциональность,
  • педагогическая целесообразность,
  • трансформируемость.

В моей группе создана предметно-развивающая среда, которая способствует двигательному развитию детей.  Имеется современный физкультурный уголок, оснащённый множеством нестандартных пособий , атрибутов для двигательной активности детей.

2.Метод активного привлечения родителей к образовательному процессу.

Цель: Создать  условия для объединения усилий семьи и дошкольного учреждения по комплексному использованию здоровьесберегающих технологий в воспитании и обучении дошкольников. Формировать индивидуальную воспитательную родительскую позицию, ответственность и инициативу.

  • Анкетирование родителей по теме: «Какое место занимает физкультурно-оздоровительная работа  в Вашей семье»;
  • выпуск мини-газет для родителей «Здоровому – всё здорово!», «Закаливание воздухом»;
  • памяток  и буклетов для родителей «Крепкий  иммунитет», «Мы за здоровый образ жизни»;
  • консультации для родителей: «Здоровый образ жизни ваших детей»,  «Стопотерапия»;
  • совместные конкурсы;
  • проведение спортивных праздников;

        Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
-
единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду.
-
систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении. 
-
индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей. 

В соответствии с этими основными положениями в систему работы с семьёй  я  включила:
I) ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития; 
2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; 
3) обучение конкретным приёмам и методам оздоровления , дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания; 
4) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма;

5) интервьюирование родителей.

3.Метод увеличения педагогической компетенции педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий.

Цель: развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Среди многообразия форм работы   с педагогами наиболее эффективные следующие:

  • анкетирование воспитателей «Здоровьесберегающие технологии»;
  • лекторий для педагогов «Улыбкотерапия»;
  • лекционные занятия;
    деловая игра «Формирование привычки к здоровому образу жизни»; смотры – конкурсы на «Лучшую организацию здоровьесберегающей комфортной среды;
  • смотр – конкурс на лучший физкультурный уголок в группе;
  • разбор профессиональных ситуаций.

Следует отметить, что особое место отводится работе с нормативно – правовой документацией, работе по ознакомлению с новой методической и дидактической литературой  по данной теме.

      Главная отличительная особенность всех человеческих технологий, к которым относятся и здоровьесберегающие образовательные технологии: высокая зависимость успешности их реализации от уровня профессиональной подготовки непосредственных исполнителей. Именно педагоги – реальные проводники всех новых идей, замыслов, инноваций, внедряемых в любом образовательном учреждении Сегодня можно с уверенностью утверждать, что педагог может сделать для здоровья ребёнка не меньше, чем врач. Это не значит, что воспитатель должен выполнять (подменять) функции медицинского работника. Просто необходимо работать так, чтобы в процессе обучения и воспитания максимально содействовать сохранению здоровья ребёнка. С данной точки зрения умение педагога строить образовательный процесс с учётом здоровьесберегающей доминанты, знание факторов формирующих здоровье детей и мер по его обеспечению на занятии, являются весьма существенными.

3.2.Актуальность педагогического опыта.

       Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной

области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7—8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Сегодня ни для кого не является секретом, что «крепость» здоровья детей становится всё ниже, защитные силы организма – всё слабее, а услуги медицины – всё дороже. Выход из этого положения очевиден:

  1. с раннего детства обеспечить детям здоровый образ жизни;
  2. в раннем возрасте сформировать у детей понятие, что каждый человек должен быть хозяином своего здоровья;
  3. научить бережно относиться к своему здоровью.

Вопрос физического воспитания подрастающего поколения – важный вопрос в современном обществе. Он актуален по многим причинам. Змановский Ю.Ф. (2000 г), Кудрявцев В.Т. (2000 г) отмечают, что, приобщая детей к здоровому образу жизни, мы вооружаем их умениями и навыками, формируем в их сознании положительные эмоциональные, двигательные образы от подвижных игр, спортивных праздников; воспитываем стремление к совершенствованию своих двигательных способностей, учим проявлять волевые усилия для преодоления физических трудностей при овладении новыми движениями, закладываем основу для нормальной, плодотворной жизни.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Таким образом, значительную роль в решении этих проблем может сыграть эффективная система физкультурно – оздоровительных мероприятий, включающих инновационные формы работы с детьми, так как они способствуют решению названных проблем. Поэтому, тему опыта я определила следующим образом: «Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание. Актуальность многочисленных, острых проблем сферы здоровья людей диктует необходимость самых неотложных мер по здоровьесбережению, оздоравливанию детей, по профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье. В связи с этим особо востребованным на сегодня является создание специальных педагогических методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями - ЗОТ.

        ЗОТ в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.

Цель ЗОТ в ДОУ применительно к ребёнку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической культуры. Важнейшей характеристикой педагогических ЗОТ является воспроизводимость, целенаправленность, тесная взаимодополняющая связь между участниками работы в ДОУ. Использование ЗОТ в дошкольном образовании имеет огромную ценность для здоровья детей, т.к. от рождения до 7-и лет идёт процесс становления всех функций и систем организма, закладываются основы физического, умственного, психического, нравственного, духовного здоровья человека, формируется фундамент будущего здоровья, человеческой жизни во всех её сферах.

         Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.  Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.  В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

      Забота о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Проблема в том, что в дошкольном образовании  общепринятая система физического воспитания и многие авторские программы:

  • не  учитывают конкретных условий детских учреждений;
  • не предусматривают дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем;
  • не  реализуют потребности детей в движении.

     Проанализировав факты, выявились противоречия между необходимостью формирования осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и отсутствием в ДОУ целостной системы физкультурно-оздоровительной работы, разработанной для ДОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях и учитывающей местные условия, так и необходимость внедрения нетрадиционных подходов к работе с детьми.  Возникли вопросы: Как укрепить и сохранить здоровье детей? Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес дошкольников  к образовательной деятельности по физической культуре, потребность в здоровом образе жизни? Как сделать привлекательной образовательную деятельность по физической культуре для всех детей? Как достичь в совместной деятельности с детьми  оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?

   Актуальность опыта состоит в решении проблемы  сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесохраняющих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании  осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

3.3.Научность в представленном педагогическом опыте.

         Необходимость использования здоровьесохраняющих технологий подчёркивают исследования В. В. Колбановой, Л. Г. Татарниковой и В. П. Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В. Г. Алямовской, М. Л. Лазарева и  Г.А. Баранчукова отмечается, что становление валеологической культуры обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов. от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, а формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду, так как именно здесь происходит выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, динамичности и открытости.

         На сегодняшний день сформулированы и определены принципы альтернативной физкультуры:

- принцип целостности (единство образовательной, воспитательной и развивающей функций, где объединение знаний, умений и навыков составляют единую систему, целевая установка на качественное изменение одного состояния организма ребенка на другое, более совершенное при помощи различных средств физического воспитания);

- принцип вариативности средств физического воспитания (одно и то же психофизическое качество можно развивать, используя различные средства физического воспитания, имеющиеся в распоряжении педагога. Это обстоятельство дает педагогу уникальную возможность обеспечивать на физкультурном занятии достижение единой целевой установки, варьируя для этого различные по характеру воздействия средства физического воспитания)

- экзистенциальный подход (адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, гармонизация и оптимизация физического воспитания, выбор формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка).

       В основу данного опыта положены научно-методические разработки и рекомендации, изложенные в программе «Зеленый огонёк здоровья» М. Ю. Картушиной, направляющей педагога на формирование у ребёнка осознанного отношения к своему личному здоровью, ответственности за себя; в программе «Безопасность» авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, рассматривают проблемы безопасного существования, от которых зависит здоровье детей.    А также использованы  идеи  Змановского Ю. Ф., Алямовской  Н. Н., Казаковцевой Т.В. о воспитании здорового ребенка.  Над проблемой воспитания здорового ребенка в семье работали многие педагоги и психологи (Вавилова Е.Н., Демков М.И., Семенов Д.И., Ушинский К.Д и др.). Они затрагивают в своих исследованиях общие проблемы воспитания здорового ребенка в семье: режим жизнедеятельности, виды и способы закаливания, вопросы питания в семье, использование физических упражнений, подвижных и хороводных игр, элементов различных видов спорта.
За последнее время появился целый ряд научных исследований, в которых показана возможность стимулированного развития некоторых физических качеств детей дошкольного возраста. Только в работах В.Ю. Давыдова, В.А. Иванова, Л.П. Преснякова, Ю.К. Чернышенко, Р.И. Соленовой предприняты попытки реализации комплексного подхода к этой проблеме. Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, развитие творческих способностей,  совершенствование всех функциональных систем организма.

       Исследователи считают, что развитие двигательных способностей определяется интегральным воздействием многих систем организма человека. Наиболее информативными из них являются свойства нервной системы, индивидуальные морфофункциональные показатели, индивидуальные физиологические и психологические особенности организма (БА. Белик, А.П. Крестовников, В.С. Фарфель и др.).

      Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых ставится, признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей, развитие творческих способностей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

3.4.Результативность педагогического опыта.     

      Система методического обеспечения позволила достичь повышения качества работы с дошкольниками, которое выразилось в  следующих результатах:

Уровень здоровья и физического развития детей:

Уровень заболеваемости снизился на 3,7 %, значительно снижено количество пропусков по болезни.

Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 39% и составляет 60%.

          Анализ за последние три года показал, что динамика заболеваемости в группе снизилась, о чем свидетельствует сравнительный анализ.

Показатель снижения заболеваемости детей (на одного ребенка в год)

2012-2013уч.г.

2013-2014уч.г.

2014-2015уч.г.

1,2 %

2,8 %

3,7%

                      Уровень физического развития детей за три года:

2012-2013уч.г.

2013-2014уч.г.

2014-2015уч.г.

69%

73%

77%

74%

73%

77%

87%

73%

77%

Уровень профессионального роста педагогов:

Количество педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесохраняющей среды в ДОУ и проведению здоровьесохраняющих мероприятий, увеличилось на 31% и составляет 89%.

Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здоровьесохранению воспитанников ДОУ.

Количество педагогов систематически  и методически грамотно использующих здоровьесохраняющие технологии в учебно-воспитательном процессе и режимных моментах, увеличилось на 27% и составляет 83%.

Качественные показатели состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей выявили положительную динамику системы здоровьесберегающей направленности образовательного процесса в ДОУ. Двигательная активность детей группы стала оптимальной и содержательной, она характеризуется целенаправленностью, избирательностью, индивидуальным стилем двигательной деятельности.

Результаты данного педагогического опыта работы свидетельствуют о том, что наметилась положительная динамика в физическом развитии дошкольников, дети с большим интересом относятся к физической культуре, к проведению спортивных досугов, праздников, отчетных мероприятий, дошкольники стремятся к выражению своего отношения к здоровому образу жизни, у дошкольников повысилась  личностная самооценка.

Практика показала, что дети стали более целеустремленными и настойчивыми, доводят начатое дело до конца, научились находить недостатки в собственных суждениях и оценках, у них сформировались валеологические навыки, они видят себя в социуме сейчас и в перспективе. В результате опыта создались равные стартовые возможности для развития индивидуальности каждого ребенка в будущем. Опыт внедрен в практику работы педагогов ДОУ. В результате использования опыта деятельность педагогов спланирована и систематизирована в режиме дня с использованием педагогических и здоровьесберегающих технологий. Это позволяет сделать вывод об эффективности проделанной работы

 

3.5.Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

         

         Процесс обновления образования происходит со значительной скоростью. В сферу инновационной деятельности в настоящее время включается всё большее  количество педагогов. Практически в каждом детском саду происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий, поисков эффективных моделей организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребёнка и запросы его семьи.

В настоящее время проблемы оздоровления детей стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Современное оборудование, сочетание традиционного и инновационного развивает у детей повышенный интерес и желание заниматься физкультурой, стимулирует их двигательное творчество, улучшает эмоциональное состояние.

Эффективно продуманная  среда позволяет организовать разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы.

       Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих  технологий  в физкультурно – оздоровительной деятельности:

  • внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ;
  • использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу      жизни;
  • использование ИКТ для более  наглядной демонстрации     преимущества  здорового образа жизни;
  • разработка конспектов НОД с использованием здоровьесберегающих приёмов;
  • разработка творческого проекта «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»;
  • создание цикла авторских разработок: «Пробуждалочки – заряжалочки», «Ладушки – ладошки»,  «Играя, развиваемся!».

       

Инновационность педагогического опыта состоит в создании предметно-пространственной среды в группе; в разработке сюжетных, комплексных, интегрированных, тематических конспектов непосредственно образовательной деятельности. Это повысило результативность в применении новых форм работы.

            Современные технологии не стоят на месте, и задача воспитателя - шагать в ногу со временем.

      Все используемые методики, технологии, физкультурно - оздоровительные  мероприятия, проводимые с детьми – являются двигателем творчества, активной деятельностью, самовыражением.

3.6.Технологичность представляемого педагогического опыта.

                   В процессе работы собран материал по использованию здоровьесохраняющих технологий, создана  здоровьесохраняющая среда в  группе ДОУ,  разработаны авторские физкультурные минутки, гимнастики пробуждения, пальчиковый игровой тренинг.

В основу работы положен технологический подход к здоровьесберегающей деятельности, который позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе ДОУ.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

1. Медико-профилактические технологии -технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения его оберегать.

4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального его благополучия.

5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

6. Информационно-коммуникационные технологии.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки

информации, может служить и мощным техническим средством

обучения и играть роль помощника в воспитании и общем развитии

дошкольников.

    Весь процесс внедрения здоровьесохраняющих технологий в работу ДОУ строился в три этапа:

1 этап: диагностико-прогностический.

Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

2 этап: практический.

Цель: введение здоровьесохраняющих технологий в воспитательно-образовательный процесс.

3 этап: обобщающий.

Цель: совершенствование результатов работы по данной проблеме.

Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности педагогов. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.)
     В ходе наблюдения за детьми в группе, я отметила появление самостоятельной оздоровительной  деятельности. Ребята  стали самостоятельно выполнять гимнастические упражнения, изменилось отношение детей к состоянию своего здоровья, самостоятельной двигательная деятельность наполнилась способами сохранения  здоровья.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Анкета для родителей была использована с целью выявления знания родителями своих детей, с целью изучения уровня готовности родителей к взаимодействию со своими детьми.

Консультации – одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей (поставленные в начале консультации), педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить.

 Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании.

Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести.

Анкетирование – метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей. При составлении анкеты следует определить тип задаваемых вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает в себя ряд возможных вариантов ответов, и опрашиваемый выберет один из них. Открытый вопрос позволяет и родителям самостоятельно, в произвольной форме сформулировать ответ. 

Памятки – это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем-либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач. Чаще всего родители получают памятки в рамках проводимых в детском саду мероприятий для детей и родителей: консультациях, беседах, родительских собраниях.

Педагогический лекторий - просвещение педагогов детского сада в форме консультаций, бесед.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Выводы.

        Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей и их физическому развитию, применению здоровьесберегающих технологий является положительная динамика состояния здоровья детей.

В нашем дошкольном  учреждении прослеживается тенденция к снижению заболеваемости. Это очевидно по следующим показателям:

количеству дней, пропущенных одним ребенком по болезни;

по инфекционным заболеваниям;

по количеству часто и длительно болеющих детей.

Следует отметить, что анализ анкетирования родителей указал: родители довольны проводимой работой в ДУ по здоровьсбережению детей. Родителей устраивает работа педагогов и родителей; они считают, что воспитатели учитывают индивидуальные особенности детей.

Таким образом, модель оздоровления детей является эффективным и результативным способом сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Педагогический коллектив стремится превратить наш детский сад в дом для детей с определёнными обычаями, определённым уровнем культуры. Дом, в котором и детям и взрослым уютно и комфортно, в котором ребёнка ждут и любят. Дом, где основной стиль взаимоотношений - сотрудничество и сотворчество. Родители в этом доме являются равноправными членами общей семьи и участвуют в его жизни.

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа  жизни воспитанников путем  оптимального сочетания теории и практики, выбора современных  средств,   методов и форм.

     Представленный опыт позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры. Представленные в опыте формы и методы работы проверены и экспериментально доказана их эффективность. Предлагаемый опыт подскажет педагогам и родителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить свое здоровье и ответственно относиться к нему.

    Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.

     Опыт соответствует требованиям, предъявляемым к нему, и может использоваться специалистами с целью повышения уровня теоретической и практической психолого-педагогической грамотности. Предлагаемый вариант опыта может служить хорошим дидактическим и методическим «подспорьем» для педагогов, решающих задачи оздоровительных технологий в дошкольном учреждении.

Список литературы.

  1. Амарян, Р.И. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]/ Р.И. Амарян. -  Москва: Детство, 2004. – 67 с.
  2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст]/ В.Г. Алямовская.- Москва: Педагогика, 2003. – 209 с.
  3. Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века [Текст]/ Ю. Е.Антонов. - Москва: Аркти , 2001. – 211 с.
  4. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. [Текст]: Методическое пособие / Т.Л.Богина. – Москва: Мозаика – Синтез, 2005. - 112 с.
  5. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду [Текст]/ Под ред. Т.С. Яковлевой. – Москва: Школьная пресса,  2006. – 233с.
  6. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. [Текст]/ Авт. сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина. – Москва: АРКТИ, 2001. – 80 с.
  7. Зимонина, В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым [Текст]/ В.А. Зимонина – Москва: ВЛАДОС, 2003. - 304 с.
  8. Кузнецова, М. Н. Современные пути оздоровления дошкольников [Текст]/ М. Н. Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №11.- С.56-58.
  9. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]/ М. Н. Кузнецова. Москва: АРКТИ, 2002 – 64 с.
  10. Моргунова, О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ [Текст]/ О.Н. Моргунова. – Воронеж: ИкМА, 2005 – 127 с.
  11. Овчинникова, Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников [Текст]/ Т.С. Овчинникова. -  Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 176 с.
  12. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Сост. Т.Л. Богина. – Москва: Мозаика-синтез, 2006. – 165 с.
  13. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]/ Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – Санкт-Петербург: Акцидент, 1998. – 32 с.
  14. Покровский  Е.А. Детские игры. Преимущественно русские [Текст]/ Е.А.  Покровский  — Санкт-Петербург: Питер, 1994. – 108 с.
  15. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет [Текст] / Л.И. Пензулаева. - Москва: ВЛАДОС, 2002. – 157 с.
  16. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Пензулаева. - Москва: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
  17. Полтавцева, Н. О программе знаний физической культуры для дошкольников [Текст]/ Н. Полтавцева // Дошкольное воспитание.  – 1997. - № 5. – С. 14-16.
  18. Радуга. Программа и методическое руководство [Текст]. - Москва: Просвещение, 2006. – 209 с.
  19. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст]/ Авт.-сост. И.А.Дядюнова. – Москва: АПК и ПРО, 2004. – 32 с.
  20. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – Москва: Линка-пресс, 2000. – 236 с.
  21. Рукова, М. Особенности организации занятий по физкультуре [Текст]/ М. Рукова // Дошкольное воспитание. – 2002. - №9. – С.23-24.
  22. Рунова, Т.И. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]/ Т.И. Рунова. - Москва: Педагогика, 2000. – 249 с.
  23. Сивачева, Л. Спортивные игры с нестандартным оборудованием [Текст]/ Л.Сивачева // Обруч. - 2001.- № 4. – С.30-31.
  24. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста [Текст]/ Сост. С.С.Бычкова. – Москва: АРКТИ, 2002. – 64 с.
  25. Физическое воспитание и развитие дошкольников [Текст]: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. Заведений / под ред. С.О.Филипповой. – Москва: Академия, 2007.– 224 с.
  26. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст]/ И.В.  Чупаха. – Москва: Просвещение, 2003 - 143 с.
  27. Шарманова, С.Б. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика [Текст] / С.Б.Шарманова. - Челябинск, 2001. – 113с.
  28. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие [Текст] / В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.В.Шишкина. - Москва: Академия, 2000. - 176 с.
  29. Шебеко, В.Н. Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников / В.Н. Шебеко // Феномен детства: социально-педагогические проблемы: материалы респуб. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию социально-педагогического факультета, Брест, 29–30 мая 2009 г. – Брест: БрГУ, 2009. – С. 238 –243.
  30. Шилкова, И.К. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет [Текст]/ И.К.Шилкова, А.С.Большев. – Москва: ВЛАДОС.- 2001. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...