Интегрированная НОД в подготовительной группе «Наши помощники — органы чувств»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Евсикова Айгюль Александровна

Цель:

- формировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека.

Задачи:

- побуждать детей к познанию органов чувств, знакомить с элементарным значением органов чувств;

- тренировать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление;

- развивать исследовательские навыки и умения, активную речь детей;

- воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем организме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_pomoshchniki_-organy_chuvstv.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Ход НОД:

   - Здравствуйте! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день

Будет веселее (хлопают в ладоши).

    -Здравствуйте – это волшебное слово, которым мы приветствуем друг друга и желаем здоровья. Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, плавать кататься на велосипеде, играть с друзьями. Слабое здоровье, болезни – это причина слабости и плохого настроения. Поэтому, каждый должен помнить о своем здоровье, знать свое тело, заботиться о нем, не вредить своему организму.

   -А сейчас мы проверим, как вы знаете свое тело и поиграем в игру “Будь внимателен”.

   Игра “Будь внимателен”: воспитатель в быстром темпе называет разные части тела и лица, а дети показывают их у себя.

   -Молодцы! Части тела вы знаете хорошо. А сегодня мы поговорим с вами о наших помощниках, о наших органах чувств.

- Почему их называют помощниками? (с их помощью мы дышим, говорим, и т.д).  Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

- Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей). Молодцы, все правильно

  назвали. Первый орган чувств - это … Отгадайте мою загадку

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются (глаза)

   -Как по-другому можно их назвать? (Орган зрения).  Давайте вместе повторим: орган зрения. Для чего нужны глаза? Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Проверим, как видят ваши глазки и поиграем в игру.

   Игра «Наложенные рисунки»: дети рассматривают картинку и различают контуры 4-5 предметов, наложенных друг на друга.

- Молодцы! Вот какие зоркие у вас глазки. А чтобы глаза лучше видели и не уставали сделаем гимнастику для глаз.

   Гимнастика для глаз «Веселая неделька».

Всю неделю по порядку

глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,                      (Посмотреть вверх-вниз,

Вниз посмотрят на траву                           голова остается неподвижной,

И обратно в высоту.                            упражнение снимает глазное напряжение)

Во вторник часики-глаза

Отводят взгляд туда-сюда,                 (посмотреть влево, вправо;

Ходят влево, ходят вправо,        голова остается неподвижной,

Не устанут никогда.                       упражнение снимает глазное напряжение)

В среду в жмурки мы играем,                 (плотно закрыть глаза,

Плотно глазки закрываем.                       досчитать до пяти

Жмуримся и открываем-                          и широко открыть глаза

Так игру мы продолжаем.                 упражнение снимает глазное напряжение.)

А в четверг мы смотрим вдаль,                 (смотреть прямо перед собой,

На это времени не жаль.                           поставить палец на расстояние 25-30 см

Что вблизи и что вдали –                        от глаз, перевести взор на кончик пальца

Глазки рассмотреть должны.                и смотреть на него, опустить руку;

                                                           упражнение укрепляет мышцы глаз,

                                                             совершенствует их координацию.)

В пятницу мы не зевали,                            (смотреть вверх, вправо, вниз, влево

Глаза по кругу побежали.                    и в обратном направлении;

Остановка! Им опять                            упражнение совершенствует

В другую сторону бежать.                    сложные движения глаз.)

Хоть в субботу выходной,          (Посмотреть в верхний правый угол окна,

Мы не ленимся с тобой.               затем в нижний левый; перевести взгляд

Ищем взглядом уголки,                в верхний левый угол и нижний правый;

Чтобы бегали зрачки.                 упражнение совершенствует

                                                    сложные движения глаз.)

В воскресенье будем спать,                (Закрыть веки, массировать их

А потом пойдем гулять,                    круговыми движениями пальцев:

Свежим воздухом дышать             верхнее веко – от носа к наружному краю                

                                                   глаз;нижнее веко – от наружного края к носу;

Без гимнастики, друзья,            затем наоборот; упражнение расслабляет

Нашим глазкам жить нельзя!    мышцы и улучшает кровообращение.)

   -Следующий орган чувств… Отгадываем загадку.

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше…(ушки)

   -Какой это орган? (Орган слуха).  Повторим вместе: орган слуха. Для чего нужны уши? (Слышать звуки). Какие бывают звуки? (Тихие, громкие, короткие, длинные, музыкальные и т. д.). Сейчас проверим, хорошо ли слышат ваши уши.

   Игра «Угадай звук» (музыкальный руководитель предлагает узнать бытовые и природные звуки, звуки музыкальных инструментов).

  - А еще для наших ушей полезно делать зарядку!

  Зарядка для ушей:

Мы ладошки разотрем,

Смело ушки мы возьмем,

Сверху-вниз мы их пощиплем,

Пальчиками разотрем.

 -Третий орган чувств. Сначала отгадаем загадку.

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным, гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым (нос).

   -Какой это орган? (Орган обоняния).  Повторим: орган обоняния. Какую работу выполняет нос? (Узнает запахи, помогает дышать).

Муз.рук.: -Нос – не только орган обоняния, но и важный орган дыхания. При правильном дыхании человек вдыхает воздух носом.

Дыхательная гимнастика: упражнение «Ладошки» И. п. — встать прямо, показать ладошки «зрителям», при этом локти опустить — поза экстрасенса. Сделать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжать ладошки в кулачки. Сразу же сделать выдох свободно и легко через нос и рот. Кулачки разжать.

Опять «шмыгнуть» носом (звучно) и одновременно сжать ладони в кулачки. Затем выдох с разжиманием кулаков.

Пальцы свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит свободно после каждого вдоха. Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживать воздух в груди и не выталкивать его. После 4 активных вдохов (соответственно 4 пассивных выдохов) — отдых 3-5 секунд.

- После дыхательной гимнастики можно и песню спеть, и поиграть. Следите за своим дыханием во время бега – дышим носом.

Игра «Обезьянки и тигр» (муз. и сл. С.Насауленко)

 -Какой же следующий орган чувств?

Всегда во рту,

Да не проглотишь (язык)

   -Какой это орган? (Орган вкуса). Повторим: орган вкуса. Какую работу выполняет язык? (Помогает говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи). Какой бывает вкус пищи? (сладкий, кислый, соленый, горький). Давайте поиграем. Определите на вкус, какую пищу вы пробуете?

   Игра «Угадай на вкус»: дети с закрытыми глазами угадывают на вкус мелко нарезанные яблоко, банан, капусту, конфета, хлеб, печенье, помидор, перец сладкий, картофель вареный, морковь, виноград, яйцо вареное.

   - Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

   - Выполняется артикуляционная гимнастика:

  • «Почистим зубки»: зубки верхние снаружи нам почистить очень нужно, зубки нижние не хуже, тоже чистки просят дружно.
  • «Барабанщик»: за зубами в бугорок бьет широкий язычок.
  • «Варенье»: как будто варенье лежит на губе - слижу его «чашечкой» в ротик себе.
  • «Качели»: «Чашкой» вверх и «горкой» вниз гнется мой язык-артист.

  -Но это еще не все органы чувств. Послушайте загадку:

Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это… кожа.

   -Как иначе называют этот орган? (Орган осязания). Повторим вместе: орган осязания. Для чего нужна кожа? (Защищает наше тело от перегревания и от переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов). Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью игры.

    Игра «Чудесный мешочек»: в мешочке различные предметы и неозвученные музыкальные инструменты. Дети нащупывают предмет, говорят, какой он на ощупь и угадывают его.

   - Чтобы наши руки не уставали, а пальцы не теряли чувствительность, сделаем зарядку для пальцев «Капуста»(под музыку, автор М.А.Давыдова):

Мы капусту рубим, бим-бим-бим.

Мы морковку трем, трем-трем-трем.

Мы капусту солим, лим-лим-лим.

Мы капусту жмем, жмем-жмем-жмем.

   - Сегодня мы много говорили с вами об органах чувств. Должны ли мы беречь их и ухаживать за ними? Как?

    - Нельзя тереть глаза грязными руками, нельзя близко и долго смотреть телевизор, беречь от попадания опасных жидкостей, от острых предметов, делать гимнастику для глаз;

   - Не ковырять в ушах, защищать их от сильного ветра, не слушать громкую музыку, мыть каждый день;

   - Не совать в нос посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи, выполнять дыхательную гимнастику;

  -  Чистить зубы, язык и щёки два раза в день (утром и вечером), после приёма пищи прополоскать рот, нельзя есть горячую пищу, не брать в рот острые предметы;

   - Мыть руки после загрязнения, закаляться, стараться не ранить кожу, не допустить ожогов, обморожения, чтобы кожа дышала, делай каждое утро зарядку.

- А теперь нам прощаться с гостями. Пожелаем им крепкого здоровья!

- Будьте здоровы!

                                                                   

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Наши зеленые помощники»

Воспитывать в детях любовь к природе, развивать познавательный интерес...

Занятие в подготовительной группе "Верные помощники - органы чувств"

Познавательное  занятие в подготовительной группе «Верные помощники - органы чувств»Интеграция образовательных областей «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Музыка».Цель:- формировать у детей...

НОД в средней группе.Наши добрые помощники – органы чувств.

Совместная деятельность с детьми средней группы по теме «Наши добрые помощники – органы чувств» была построена в форме игры путешествия, цель которой: продолжать знакомить детей с органами чувств (нос...

Конспект совместной деятельности с детьми по валеологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе "Наши верные помощники"

Конспект направлен на продолжение формирования элементарных представлений о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;  интереса к познанию своего тела, навыков постановки опытов и эк...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Наши умные помощники – органы чувств" .

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Наши умные помощники – органы чувств"Цель:сформировать у детей представление о различных средствах и способа познания окружающего мира;о...

Конспект игрового занятия по познанию в старшей группе «Наши умные помощники – органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние), уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при восприятии им окружающего мира.Задачи:Сформировать ...

Интегрированное занятие для подготовительной группы "Наши помощники - органы чувств"

Цель:Сформировать представления о различных способах и средствах познания окружающего мира....