Занятие по формированию здорового образа жизни "Зачем нам нужен нос?"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Подгрушная Раиса Александровна

Занятие по формированию здорового образа жизни "Зачем нам нужен нос?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по формированию здорового образа жизни в старшей группе

Тема: «Зачем нам нужен нос?»

Воспитатель:

Подгрушная Р.А.

Цель: Наш нос-  важный орган человека.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о своем организме – о функциях носа; особенности строения: форме носа; значении носа.
  2. Развивать интерес к собственному здоровью.
  3. Активизировать словарь за счет слов: курносый, орлиный, прямой, носище, носик,.
  4. Придумать правила ухода за носом совместно с детьми.
  5. Воспитание у детей культуры здоровья, умение работать в коллективе.

Приемы: беседа-рассуждение, художественное слово (стихи, загадки, фразеологизмы, наблюдение, дидактические упражнения, экспериментирование, игровой прием.

Наглядность: дидактические игры «Где чей нос?», «Кому какой нос?», картинки с изображением предметов, картинки с изображением носа, сказочных героев, животных, птиц, транспорта, обуви, посуды, человека.

Материал:  флаконы с различными запахами, кукла Буратино, игрушка Бабы-Яги, игрушка Клоун ,игрушка Чебурашка, названия лабораторий, носовые платочки, пульверизатор, накладные  носы клоуна ,бабы-яги, буратино.

Предварительная работа: чтение В. Бианки «Чей нос лучше», Д. Родари «Чем пахнут ремесла».

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Оргмомент.  

Сегодня к нам в гости пришел Буратино. Вы рады, когда к нам приходят гости? (Ответы детей)

Буратино хочет загадать вам загадку.

На лице у всех гора

Двухпещерная она

Что же это за гора?

И зачем она нужна.

Дети отвечают.

  1. Беседа-рассуждение «Зачем нам нужен нос».

Буратино: И зачем они только нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь да нос разобьешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали – носовой. Дышать мы и ртом можем. Так?

Воспитатель: Так да не так. Нос наш важен не менее, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему?

- О чем может рассказать нос?

-Как и где можно узнать о нем? Вот сегодня мы с вами и узнаем!

Представьте, что вы ученые. Ученые работают в лабораториях. У нас тоже есть лаборатории. Перед учеными стоит задача – узнать о носах, затем рассказать о них. Так вот сейчас мы с вами отправимся в лаборатории, чтобы узнать все о наших носах.

  1. ЛАБОРАТОРИЯ «ПОЧЕМУЧКА»

Ребята, а давайте с вами подумаем, у кого есть нос? (ответы детей) Только ли у человека?  Сейчас я предлагаю вам принять участие в исследовании и определить , у кого есть нос и зачем он нужен!

а) Дидактическая игра «Где чей нос?» Многозначность носа. (нос корабля, животного, у птицы нос-клюв, самолет, носик чайника, нос у сапога, нос человека).

( Использование ИКТ)

Молодцы! Справились с этим заданием!

б) Как вы понимаете такие выражения?

- Не суй нос не в свое дело.

- Нос повесил.

- Нос не дорос.

Ответы детей ( 3-4 индивидуальных)

Вот видите, и с этим заданием справились!

в) Подумать, чем пахнет человек, изображенный на картинке. (использование ИКТ)

(повар, врач, плотник, пожарный, маляр, рыбак, парикмахер)

(Ответы детей).

-Почему вы так решили? Чем пахнет лодырь? ( ничем)

Похвалить детей. Перейти в лабораторию №2.

  1. ЛАБОРАТОРИЯ «СКАЗОЧНАЯ»

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами примерим носы. Полюбуйтесь друг на друга. Носы у вас у всех одинаковые? (ответы детей) У кого-то нос прямой, у кого-то с горбинкой, у  кого-то длинный, у кого-то картошкой, курносый. Вот так и у людей, все носы разные по форме. Давайте пройдем с вами следующее испытание.  Мы будем подбирать нашим сказочным героям носы.

а) Дидактическая игра «Кому какой нос?» (Сказочные герои – Баба-яга – нос орлиный, у Карлсона – картошкой, у Буратино – длинный, у Чебурашки – короткий – пуговкой, у клоуна – круглый, у Карандаша – острый).

- У кого еще нос курносый? У Красной шапочки, у Мальвины.

- У кого картошкой? У Бармалея.

- У кого нос орлиный?

  1. ЛАБОРАТОРИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ»

а) Соответствие запаха с предметом.

 Воспитатель: Ребята, а какие запахи вам знакомы? (Дети вспоминают)

Запахи могут быть опасными, ядовитыми, отравляющими. Поэтому , проверяя запахи во флаконе, надо аккуратно поднести флакон к носу, не очень близко, и аккуратно принюхаться.

Я предлагаю вам определить по запаху, что же у нас находится во флаконе, и соотнести с картинками (лук, чеснок, шоколад, лимон, банан)

- Как вы думаете, почему я поставила флаконы с запахом чеснока и лука рядом?(ответ детей)  ( Эти запахи полезные – они убивают микробы) - А как бы мы смогли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш нос?

 

Запах дыма полезен? (ответы детей)

Запах дыма, газа вреден. Вот видите, какой наш нос помощник! Он может первым прийти на помощь в случае пожара или утечки газа.

б) Опыт «Значение носа для речи»

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем опыт. Закройте нос и скажите «нос». Что происходит со звуками? (ответ детей) (изменяются, становятся нечеткими)Речь стала какой?(голос- гнусавым, неприятным) Вот тоже самое происходит , когда у нас насморк и  заложен нос.

- Ели нос заложен, сможем ли мы узнать запахи?(ответы детей) Когда у нас насморк, то нарушается обоняние, человек не может определить запахи.

- Что узнали о носе? (ответ детей). Нос может разговаривать (звуки меняются,  с помощью носа можно узнать запахи).

Физкультурная пауза

Буратино потянулся( руки вверх)

Раз нагнулся (наклоны вперед)

Два нагнулся (наклоны вперед)

Руки в стороны развел (руки развести перед собой)

Видно ключик не нашел (пожимание плечами)

Чтобы ключик нам достать (руки на поясе, повороты вправо и влево)

Надо на носочки стать! (руки на поясе, встать на носочки)

   4 ЛАБОРАТОРИЯ «ЗДОРОВЬЕ»

Воспитатель: И вот мы с вами посетим последнюю лабораторию, которая называется  «Здоровье».

Ребята , а теперь следующий этап эксперимента. Зажмите нос и не дышите. ( делаю вместе с детьми)  Ой, больше не могу. Очень тяжело, правда? Ребята, дыхание имеет важное значение и если воздух не поступает, то это опасно не только для наших легких, но и для головного мозга. Человек не может жить без воздуха, а чтобы воздух попадал к нам в организм, существует дыхательная система, и нос играет в ней главную роль.

Ребята, а что случится, если вы вдруг намочили ноги? Что надо сделать? (ответы детей)

 (обговорить как себя вести, когда человек простыл, появился насморк, когда промочили ноги.)

 Воспитатель: Старайтесь, чтобы ноги всегда были теплые и сухие. Промочили ноги – немедленно домой, переобуться. Не забывать про горячее питье. Подойдет чай с малиной, медом. Можно попить теплое молоко.

 Буратино чихает.

Воспитатель: Буратино, будь здоров! Ты что ноги промочил, что чихаешь?  Ребята, скажите, а Буратино правильно сделал, что не прикрыл нос платком? (ответ детей) Давайте проведем опыт. Нам понадобится пульверизатор, он будет выполнять роль простуженного носа. Раз он простужен, значит он полон микробов и ему хочется чихать. Что будет , если мы не будем прикрывать нос платком во время чихания? (ответы детей)  (опыт с носовым платком и пульверизатором) Без  носового платка микробы разлетаются на большое расстояние и заражают здоровых людей. А если мы будем прикрываться носовым платком (опыт с носовым платком и пульверизатором) то наши микробы останутся на платке и никому не угрожают. Поэтому всегда с собой надо иметь носовой платок. Ребята, а скажите, а можно пользоваться чужим носовым платком? Почему?  (ответы детей) Правильно, молодцы! Это одно из правил личной гигиены по уходу за носом.

Буратино ковыряет в носу пальцем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что делает Буратино!! Разве так можно? (ответы детей),

Есть еще одно важное правило: Неприлично ковырять пальцем в носу!!! Нос нужно мыть во время утреннего умывания.

Буратино ковыряет в носу карандашом.

Воспитатель: Дети, скажите, а засовывать в нос посторонние и острые предметы можно? (ответы детей) Правильно, конечно же нельзя!!! Какие вы молодцы!!

Правила гигиены и безопасности.

Нельзя ковырять в носу пальцем  и тем более острым предметом.

Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.

Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным для каждого члена семьи.

 Мы с вами побывали во всех лабораториях, мы с вами провели столько опытов, давайте же вспомним, что нового и интересного мы с вами узнали!

Презентация работы ученых. (подведение итогов, обобщение)

  1. Лаборатория «Почемучки»

               - Носы бывают у самолета, парохода, у животного, у птицы-клюв, у обуви, у человека.

               - Нос самолету нужен. чтобы летать, пароходу, рассекать волну, животным – находить по запаху пищу, птице - клевать пищу, чайнику – наливать кипяток, обуви – для пальцев ноги, человеку – определять запах.

2. Лаборатория «Сказочная»

                  - Носы бывают разной формы – курносые, прямые, длинные, горбатые, картошкой.

                 .

3 Лаборатория «Экспериментальная»

- Нос может разговаривать.

- Первым сообщит об опасных запахах – дым, газ.

- Нос нужен, чтобы произносить звуки.

  1. Лаборатория «Здоровье»

       - Нужно ухаживать за носом.

       - Выполнять правила.

Итоги занятия.

Вот мы  и рассказали гостям и Буратино о замечательном носе. Вы отлично справились с работой ученых, поэтому заслужили угощения!( шоколадные конфеты)

  А Буратино приготовил вам подарки. Бумажные носовые платочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в старшей группе Тема: «Мое здоровье — мое богатство»

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в старшей группеТема: «Мое здоровье — мое богатство» Цель:- формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной ...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу» для детей 5-6лет .

На этом занятии дети узнают в каких продуктах бывают витамины А.И,С,D и как можно приготовить витаминный салат....

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни «Город здоровья»

Цель: формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их ...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы №4 «Я выбираю здоровый образ жизни»

В данном конспекте представлены игровые ситуации с детьми старшего дошкольного возраста для понимания ЗОЖ в жизни каждого человека...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в первой младшей группе.«Наш здоровый образ жизни.»

Плискина Анастасия АлександровнаКонспект занятия по формированию здорового образа жизни в первой младшей группе.Тема: «Наш здоровый образ жизни.»Цель: Формирование у детей представление о ...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в подготовительной группе «Здоровым быть здорово!»

Занятие целью которого является формирование у детей здорового образа жизни....