Консультация для родителей и педагогов. "Движение - это жизнь".
консультация (средняя группа) по теме

Олеся Геннадьевна Белянкина

Эта консультация знакомит родителей и педагогов с разными видами гимнастик; способствует получению практических навыков по их проведению в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_zdorove.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Движение- это жизнь».

Задача воспитателей и д /сада – это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие. Двигательная активность детей проявляется в разных формах: физкультурные и музыкальные занятия, п/и, динамические паузы, разные виды гимнастик, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, спартакиады и т.д.

 Мы расскажем вам о разных видах гимнастик, которые мы используем в работе с нашими детьми.

1.Утренняя гимнастика. Она прогоняет сон, дарит нам бодрое и хорошее настроение, укрепляет мышцы, закаляет наше здоровье. Её мы проводим ежедневно, длительностью 6-8 минут. Существуют различные виды утренней гимнастики: с предметами и без предметов, с элементами логоритмики, привлекает ребят и ритмическая гимнастика.

2.Движения необходимы не только телу ребёнка. Правильно произносить различные звуки нам помогает хорошая подвижность органов артикуляции. Для этого

мы используем артикуляционную гимнастику. Цель такой гимнастики выработать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику мы проводим ежедневно. Часто в этот комплекс мы включаем упражнения на развитие мелкой моторики рук, так называемые игры для пальчиков. Комплексы артикуляционной гимнастики мы берём со звуком, с которым знакомимся в данный момент. Это упражнения на подвижность органов артикуляции, игры для вызывания и уточнения произношения звука, для его закрепления, игры для развития слухового внимания.

 Например: игры и упражнения для звука «ш» (шипящий).

1.Упражнение «Наказать непослушный язык».

2.Упражнение «Лопаточка».

3.Упражнение «Кто дальше загонит мяч».

4.Упражнение «Вкусное варенье».

5.Игра для вызывания и уточнения произношения звука «ш»: «Лес шумит»,

«Шар лопнул».

6.Игра для закрепления звука «ш»: «Тишина», «Кто шипит».

3.Третий вид гимнастики – это логоритмика. Что такое логоритмика?

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь; формирование движений происходит при участии речи. Ритм речи, прежде всего стихов, потешек, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память. Логоритмику мы проводим в течении дня в удобное время – как отдельный комплекс, и как игровые упражнения, которые мы включаем в речевые занятия, а также в другие виды занятий в качестве физкультминутки. Это игры: «Деревца», «Гуси», «Курочки», «Дождик».

 Например: «На носок, на носок

 Каблучками топнем.

 Поворот, поворот

 И в ладоши хлопнем.

 Шаг назад, шаг вперед

 Дали руки другу

 И пойдём, и пойдём

 И пойдём по кругу».

4. Четвёртый вид гимнастики – пальчиковая гимнастика. Это пальчиковые игры для развития мышления, речи, мелкой моторики, и пальчиковые упражнения для подготовки руки к письму, развивая чувства ритма и воображения. Дети учатся выполнять фигурки из пальцев: «Очки», «Флажок», «Лодка», «Пароход», «Шарик». Выполняют упражнения на развитие движений больших пальцев рук: «Мальчик- пальчик», «Этот пальчик…», «Сорока- белобока», и т.д.; упражнения на развитие движений пальцев по твёрдой поверхности (по столу): «Прогулка», «Большие и маленькие ножки»; упражнения на развитие координированных движений пальцев обеих рук: «Дружба», «Домик». В своей работе используем пальчиковые игры со скороговорками: «Два щенка», «Опята и ребята».  Очень любимы детьми пальчиковые игры со стихами: «Кто приехал?», «Моя семья», «1,2,3,4,5 вышел пальчик погулять» и пальчиковые игры на уже известные народные тексты: «Ладушки», «Про бабку», «Сорока-белобока», «Царёв двор», «Два медведя», «Бараны».

5.Физкультурная минутка. Любое занятие с детьми должно включать физкультминутку. Физкультминутка прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности, повысить их работоспособность на занятиях. Они помогают устранению двигательных расстройств. Мы их проводим как в положении стоя (возле столов или встав в круг), сидя за столами, так и в движении. Физкультминутки подбираем придерживаясь комплексно-тематического планирования. Сейчас мы работаем теме «Новогодний праздник», поэтому используем физкультминутки по теме «Новый год. Зима. Зимние развлечения». Это физкультминутки для развития общей и мелкой моторики, речи детей: «Ёлочка», «Дед Мороз», «Снег», «Снежная пороша», «Зимние забавы», «Игры зимой». В них включены упражнения для развития пальцев рук.

Например: «Ёлочка» Н. Нищеева.

Перед нами ёлочка:

Дети выполняют упражнение «Ёлочка»

Шишечки, иголочки

Сжимают кулачки, выставляют вперед указательные пальчики.

Шарики, фонарики,

Выполняют упражнение «Шарик», затем поднимают руки и поворачивают ладони, расставив пальчики.

Зайчики и свечки,

Выполняют упражнение «Зайчик», а затем ставят кулачки друг на друга.

Звёзды, человечки.

Складывают вместе ладони с широко расставленными пальчиками, затем ставят руки на пояс и качают головой.

В физкультминутке «Игры зимой» дети имитируют движения лыжника, хоккеиста; имитируют движения, характерные для игры в снежки:

«Игры зимой» Н. Метельская

Лыжник едет по лыжне,

В хоккей играют на катке.

Во дворе в снежки сыграем,

Бабу снежную скатаем.

Только (это твёрдо знай!)

На дороге не играй.

6.Дыхательная гимнастика. Она необходима, чтобы восстановить дыхание, отработать длительный выдох. Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей. Мы проводим её на физкультурных занятиях, в процессе утренней гимнастики, занятий по развитию речи. Для того, чтобы ребёнок научился правильно и красиво говорить, необходимо научить его речевому дыханию.

Под речевым дыханием понимают способность человека в процессе высказывания производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать выдох, добирая воздух на определенных речевых отрезках. Речевое дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.  В своей работе используем такие игровые дыхательные упражнения: «Паровоз» (произносим «чух-чух», меняя скорость движения, громкость и частоту произношения); «Гуси летят» (произносим «гу-у-у» на выдохе); «Шарик» (4 глубоких вдоха, задержать дыхание, на счет 1-5 медленно выдохнуть); «Ветер дует» (ш-ш-ш на выдохе); «Понюхаем цветочек» и т.д. Проводя дыхательную гимнастику необходимо вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать через рот, вдыхать легко и коротко, а вдыхать длительно и экономно.

7. Динамическая пауза. Что же фактически представляет из себя динамические паузы для дошкольников?  Это подвижные и хороводные игры, упражнения на контроль осанки, пальчиковые игры, физкультминутки, массаж лица, кистей рук, упражнения под ритмичную музыку. Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении.

8.Гимнастика после сна. Её цель: поднять настроение и мышечный тонус («разбудить» детей). Начинается гимнастика с упражнений на постели, затем проводятся коррекционные упражнения, закаливание. Очень интересны гимнастики целым комплексом: «Лиса с лисятами», «Кошечки», «Рыбка», «Просыпайтесь малыши!».

9. Психогимнастика. Психогимнастика- это специальные методы, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка:

1. Игры «Угадай настроение». Цель: учить детей по мимике лица, застывшим жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.

2. Игра «Обними и приласкай игрушку». Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости.

3. Игровое упражнение «Читаем стихи с разным настроением». Цель: развивать эмоциональное состояние радости, удивления, злости, страха, тренировать различные интонации голоса у детей.

4. Игровое упражнение «Посочувствуй другому». Развивать способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание.

10. Есть ещё суставная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж ушей. Гимнастику для глаз проводим в целях укрепления глазных мышц и профилактики заболевания глаз. Самомассаж ушей- для профилактики простудных заболеваний, заболеваний внутренних органов, так как на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами. Суставная гимнастика- это комплекс упражнений, направленный на разработку всех суставов и мышц нашего тела. Эти гимнастики проводим по необходимой потребности детей.

11. Кинезиологическая гимнастика. Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение. Это универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения, такие как: «Кольцо», «Кошка» (кулак, ладонь), «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь».

За время пребывания в детском саду дети проходят большой путь в развитии движений. Именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования. И мы должны обеспечить им необходимую двигательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как вести здоровый образ жизни вместе с ребенком".

Все родители задумываются:" Как вести здоровый образ жизни вместе с ребенком?". Это очень важный вопрос и требует тчательного подхода....

Консультация для родителей "Мама и папа в жизни ребёнка"

Консультация для родителей на тему важного влияния на развитие ребёнка обоих родителей...

Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»

Игра- ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при обращении с разными людьми....

Консультация для родителей: Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников: что нужно знать родителям

Дошкольный возраст по утверждению специалистов относится к решающим в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка.Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать ...

Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»

Консультация для родителей на тему:«Игры в жизни детей третьего года жизни»...

Консультация для родителей Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников: что нужно знать родителям

Дошкольный возраст по утверждению специалистов относится к решающим в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Как раз до семи лет происходит наиболее интенсивное становление д...

Консультация для родителей «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»: Что необходимо знать родителям

Что такое ЗОЖ? Под термином «здоровый образ жизни» принято понимать такую систему полезных навыков, привычек и мероприятий, которая помогает человеку беречь и укреплять здоровье. Ее формир...