Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация подвижных игр на прогулке»
учебно-методический материал ( группа) на тему

Анна Владимировна Андронова

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

 «Организация подвижных игр на прогулке»

Цель:

расширение  знаний  педагогов о повышении двигательной активности детей на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_org-tsiya_podvizh_igr_na_progulke.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Семинар-практикум для педагогов ДОУ
  2.  «Организация подвижных игр на прогулке»
  1. Цель:
  2. расширение  знаний  педагогов о повышении двигательной активности детей на прогулке.

Время проведения: 28 марта 2016г., в 13.10

Организатор: ст. воспитатель Андронова А.В.

  1. Программа практикума:
  1. Планирование и организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста на прогулке.
  2. БЛИЦ-опрос
  3. «Организация подвижных игр» воспитатель Колобовникова Н.В.
  4.  Обмен опытом. Демонстрация перспективных планов подвижных игр для всех возрастных групп (воспитатели).
  5. Показ подвижных игр, анализ проведения игр.
  6. Совместная работа педагогов - составление сценария физкультурного праздника.
  1. Ход проведения семинара-практикума.
  1. Сообщение ст. воспитателя на тему: Планирование и организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста на прогулке.

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней.

Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.


Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки.

Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.

Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры прогулки:

  • спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);
  • затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
  • трудовая деятельность детей.


         
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.

Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.


Подвижные игры.
Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них 
радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.

Количество подвижных игр — от одной до трех. 
При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием
В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.

Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 3-5мин, 7-10 мин. 
(в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).


Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры.

С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.

Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.


Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:

-Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, 
значительнее становится роль личной инициативы.

-Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.

-Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.

-В подборе подвижных игр и элементов соревнования необходимо учитывать индивидуальные особенности физического развития и здоровья детей.

Игры, являясь специфическим видом деятельности ребенка, широко используются в лечебной физкультуре для решения поставленных лечебных задач.

Напомню, что выбор времени проведения и упражнений 
на прогулке зависит от предшествующей работы в группе.


Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.


В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.


В дни проведения физкультурных занятий
с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. 

На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности (малоподвижные, средней активности, высокой двигательной активности).

 В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры.

Напомню, общая длительность игры составляет 3-5 мин.,  7-10 минут.

Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Обратите внимание на то, что есть дети с разной степенью подвижности. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.

Например, для старшей группы рекомендуются спортивные упражнения и элементы спортивных игр: бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей, городки.

Спортивные игры. Спортивные игры и упражнения проводятся ежедневно во время прогулок или в спортзале.

Баскетбол. Передача и перебрасывание мяча друг другу двумя руками, бросание в корзину двумя руками из-за головы. Освоение игры по упрощенным правилам.

Футбол. Передача мяча друг другу с отбиванием его правой или левой ногой в положении стоя на месте, подбрасывание мяча ногой, попадание мяча в предметы, забивание в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам.

Хоккей. Умение кататься на коньках, вести шайбу клюшкой, передавать шайбу друг другу, забивание шайбы в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам.

Бадминтон. Умение правильно держать ракетку, производить удар по волану, перебрасывать его партнеру без сетки. Освоение игры по упрощенным правилам.

Теннис. Умение держать ракетку, попадать по мячу, перебрасывать его через сетку. Освоение игры в настольный и большой теннис по упрощенным правилам.

Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей и учитывать полоролевую дифференциацию. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной. Проводятся игры на бытовые, производственные темы; игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.


Для организации сюжетно-ролевой игры должен быть минимум готовых пособий. Когда у ребенка есть полный арсенал пособий, то ребенок повторяет производственные действия. Если у ребенка есть предметы-заместители, ребенок начинает развивать игру и его действия переходят в ролевой план. Это очень важно при подготовке детей к школе.


Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.


Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость.

 Не допускайте скуки и переутомления.

Эти упражнения должны проводиться в соответствии с временем года, погодными условиями. Эти упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:


Пальчиковая гимнастика —
рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.

  • Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
  • Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).
  • Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).
  • «Угадай на ощупь».
  • Рисование под проговаривание текста.
  • Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.

_______________________________________________________________________________

Рекомендуется проводить 1-3 подвижные игры в течение прогулки.

Следует отражать в планах разучивание новой игры. В течение года проводится примерно 35 новых игр. На неделю планируется 5 знакомых игр и 1 новая. 

К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей (ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала). Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

В подвижных играх решается несколько задач:

повышение эмоционального тонуса каждого из детей,

удовлетворении потребности в разнообразных активных движениях,

уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает),

ориентировка в окружающем (побежали к песочнице, к веранде и т.д.),

умение слушать взрослого и выполнять движения в соответствии с требованиями игры.

В процессе подвижной игры дети учатся диалоговой речи, когда не просто повторяют за взрослым, а отвечают ему. В процессе подвижной игры ребенок получает удовлетворение и от дружеского общения со сверстниками и от ярких атрибутов, которые взрослый вносит в игру.

Подвижные игры на прогулке активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям специалистов или тематические. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно планировать подвижные игры по дням недели, неделям. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений

расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в

  1. основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются

самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

БЛИЦ-опрос

1.Какие из всех видов детской деятельности являются более важными?

2. Сколько подвижных игр проводится за день?

3. Основная задача подвижных игр?

4. Как, по какому принципу подбираются подвижные игры?

5. Роль подвижной игры в подготовке детей к школе?

  1. 2. «Организация подвижных игр» воспитатель Колобовникова Н.В.
  2. Значение подвижных игр.

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего развития детей. В ней осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции

усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем, а также развивают двигательные навыки и умения, развивает физические качества (быстрота, ловкость, меткость, гибкость, скоростно-силовые качества). Игра способствует выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности, содействует воспитанию волевых качеств (выдержки, смелости, решительности, умение справляться с отрицательными эмоциями). В подвижных играх ребенку предоставляется право самому решать, как действовать в той или иной ситуации, делать свой выбор для достижения цели. Игры помогают расширять и углублять свои представления об окружающем мире, решаются задачи развития речи, математики и т. д.

  1. 2. Цель игры.

Цель игры выбирается для закрепления материала, усвоенного детьми в процессе двигательной деятельности(например: закрепить двигательное умение-метание мешочка в вертикальную цель, развивать двигательное качество-меткость, глазомер, воспитывать нравственно-волевые качества… и могут решаться задачи из других разделов.)

  1. 3. Классификация подвижных игр.

Подвижные игры делятся на 2 группы:

элементарные -сюжетные, бессюжетные, игры-забавы;

сложные - футбол, городки, волейбол и т. д.

-по двигательному содержанию (доминирующее основное движение - бег, прыжки и т. д.)

-по образному содержанию:

а) сюжетные - для них характерны роли с соответствующим для них двигательными действиями, отражают явления окружающей жизни, повадки животных и птиц, транспорта, действия людей). Особенно популярны в младших и средних группах.

б) бессюжетные - не имеют сюжета, образов, но схожи с сюжетным наличием правил, ролей. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требует от детей самостоятельности, быстроты и ловкости. («Ловишки», «Перебежки», «Кто дальше бросит», «Школа мяча», «Кегли», «Кольцеброс»)

-по динамическим характеристикам - различают игры по степени физической нагрузки

(малой, средней и большой подвижности)

-по количеству детей- в младшей группе -1роль («Кот и мыши»): в старшей группе - 3-4 роли(«Гуси-лебеди)

-по количеству правил –в младшей группе - 1-2 правила; в старших группах -3-4

-по наличию словесного сопровождения -стихи, песни, речитатив. («По ровненькой дорожке, «Мы, веселые ребята любим бегать… ») .Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений.

  1. 4. Вариативность усложнения игры.

1. Увеличить расстояние.

2. Изменить вид движений.

3. Изменить темп движений.

4. Увеличение числа ловишек.

5. Увеличение количества детей.

5. Усложнение правил.

6. Изменить размещение играющих.

7. Сменить сигнал к началу игры (словесный, звуковой, зрительный)

К составлению новых вариантов игры можно привлекать и самих детей.

  1. Методика проведения подвижных игр.
  1. 1. Выбор игры.

-Игры подбираются в соответствии с программными задачами данного возраста.

-Учитывается время года и погодные условия.

-Место в режиме дня (динамичные в 1-ю половину дня, во 2-ю разные игры, но учитывать

усталость и физическую нагрузку в течении дня.

- По желанию детей

-По желанию именинника.

- По желанию тех, кто отличился чем-то хорошим.

  1. 2. Сбор детей на игру.

-Сделать разметку на игровой площадке, подготовить пособия и оборудование.

-Сбор на игру 1-2мин.

Старший возраст:

-зазывалочки («Раз, два, три, играть скорей беги! »)

-загадывание загадки

-показ яркой картинки

- слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком, свисток.

-поручить отдельным детям собрать остальных, пока вращается юла

или звучит музыка

- «Играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой

Младший возраст: -пение песни, рассказывание стихотворения, демонстративно сопровождая движение «Мой веселый звонкий мяч… ».

-позвонить в колокольчик

-собрать детей с помощью показа яркой игрушки.

-одеть маску-шапочку

  1. 3. Объяснение игры.

-Должно быть кратким понятным, интересным и эмоциональным.

-В млад. гр. педагог размещает детей по кругу. Объяснение делается в ходе самой игры.

Сам педагог размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать, сопровождается показом («как прыгает зайчик, «выезжает автомобиль»). Разучивать текст специально не надо, дети его выучат в ходе игры. Педагог на себя берет исполнение главной роли, а потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.

В старших группах дети размещаются в шеренгу, полукругом, стайкой. Последовательность объяснения: название игры, содержание, подчеркнуть правила, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих, начать игровые действия.

Если игра сложная- не нужно давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить самое главное, а потом в процессе игры, дополнить основной рассказ конкретными деталями. При повторном проведении правила уточняются.

Если игра знакомая- можно привлекать самих детей к объяснению или вспомнить отдельные важные моменты.

  1. 4. Распределение ролей

-считалкой (они предупреждают конфликты)

-при помощи всевозможных вертушек (юла, кегля)

--по желанию

-по выбору именинника

  1. 5. Руководство в ходе игры.

В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Всей игровой деятельностью руководит педагог. Он дает команды, сигнал к началу игры,

указания в ходе игры, оценивает действия и поведение детей, поощряет удачное исполнение, подсказывает, как целесообразно выполнить движение, делает замечания в доброжелательной форме, регулирует физическую нагрузку.

Игры большой подвижности повторяются 2-4 раза, более спокойные 3-5 раз. Общая продолжительность игры в младшей группе -5-7 мин., в старшей группе -до 15мин.

  1. 6. Окончание игры, подведение итогов.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной форме, чтобы вызвать желание

в следующий раз добиться еще лучших результатов. В младшей группе педагог заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.

В старших группах подводится итог: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявляя ловкость, быстроту, смекалку, соблюдал правила, выручал товарищей, называет тех, кто нарушал правила, анализирует, как удалось достичь успеха. К обсуждению можно привлекать детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Когда педагог хорошо знает схему организации и методику проведения подвижной игры, соблюдает ее, использует интересный речевой материал, то тогда у детей появляется интерес к играм, потребность в них. Формируются навыки самоорганизации, ответственности и дисциплины.

  1. Обмен опытом. Демонстрация перспективных планов подвижных игр для всех возрастных групп (воспитатели).

4. Показ подвижных игр для использования на прогулке.

             5. Совместное составление сценария физкультурного праздника.

По окончанию семинара-практикума была проведена аналитическая беседа с участниками и после обмена мнениями были приняты решения:

  1. Оформить перспективные планы в едином стиле.
  2. Создать информационные буклеты для родителей о значении подвижных игр на свежем воздухе.
  3. Провести физкультурный праздник «Веселые старты» на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по физкультуре «Организация подвижных игр на прогулке»

В семинаре-практикуме  описывается методика проведения подвижных игр на прогулке, классификация подвижных игр, вариативность  усложнения игр....

Семинар-практикум для воспитателей "Организация подвижных игр на прогулке"

Методическая разработка проведения семинара-практикума для воспитателей "Организация подвижных игр на прогулке"....

Семинар-практикум: «Организация подвижных игр на прогулке»

Цель: расширить знания у педагогов о повышении двигательной активности детей на прогулке за счѐт проведения подвижных игр. Задачи: - формировать представление педагогов о понятиях «дви...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по физкультуре «Организация подвижных игр на прогулке»

Цель: • теоретическая: раскрыть особенности применения подвижных игр в двигательной активности;• практическая: организация двигательной деятельности в детском садуЗадачи:Формировать пре...

Семинар-практикум для педагогов «Методы и приемы организации подвижных игр на прогулке зимой»

ЗАДАЧИ ПОДВИЖНЫХ ИГР1. Формирование у воспитанников  потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.2. Укрепление нервной системы и повышение защитных сил организма.3. Сохра...

Семинар - практикум «Организация подвижных игр на прогулке»

Цель:  раскрыть особенности применения подвижных игр на прогулке  и организация двигательной деятельности в детском саду.Задачи:Формировать преставление педагогов о понятиях «двигатель...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по физкультуре «Организация подвижных игр на прогулке»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по физкультуре «Организация подвижных игр на прогулке»...