СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: "РАЗНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ"
методическая разработка ( группа) на тему
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым.и счастливым. Секркт прост - здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_s_roditelyami_po_zozh.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым и счастливым, однако не все знают, как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни. Он включает в себя и правильное питание, и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и толерантное отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире. Наряду с работой по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений, в этих программах ставится задача обучения ребенка заботе о своем здоровье и безопасности. Эти вопросы затронуты в парциальной программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Эффективность работы по приобщению к здоровому образу жизни в большей степени зависит от положительного примера взрослых.
Мы считаем, что главное – помочь ребёнку лучше узнать себя, свой организм, научиться бережно относиться к себе, своему здоровью и здоровью других людей, знать и использовать возможности своего организма. Очень важно, чтобы с малых лет у ребёнка формировалась способность управлять своим умственным миром, совершенствовать своё нравственное сознание, выстраивать своё поведение так, чтобы не быть предрасположенным к нездоровому образу жизни, а получать удовлетворение от своей умелости, ловкости, всегда стремиться укреплять своё здоровье и относиться к этому осознанно, выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования полезных привычек. В этот период ребёнок большую часть времени проводит в семье. Она является для малыша опорой и именно в семье ребёнок чувствует себя защищённым, нужным и понятным. Главными воспитателями малыша являются родители, благодаря которым у него закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к природе, к труду. Ребёнку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, столь необходимые для организации своей жизни в будущем.
Педагогам следует не только учитывать это в собственном поведении, но и уделять значительное внимание работе с родителями. Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ, обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ, вовлечения в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада является реализация специальных мероприятий и форм работы с родителями по данному вопросу.
1. Изучение представлений родителей о ЗОЖ и приобщение к ЗОЖ детей в семье
- анкетирование,
- беседы
2. Консультации
- «Представления детей о здоровье и ЗОЖ»
- «Телевизор и компьютер – друзья или враги»
- «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка» и др.
3. Организация совместной деятельности детей и взрослых
- практические занятия для родителей «Давайте поиграем», «Детям о здоровье». В ходе этих занятий в качестве наглядного материала могут быть использованы видеозаписи.
- день открытых дверей
- клуб отцов и матерей
4. Родительские собрания (общие и групповые) .
5. Оформление ИПС
- газеты, плакаты
- папки-передвижки
- стенды в фойе
- выставки литературы на тему
6. Досуговые мероприятия
- праздники
- выставки
- конкурсы
- спортивные соревнования
- театрализованные представления
7. Посещение педагогических советов, посвященных этой теме
8. Участие в районных мероприятиях (форумы, родительские конференции, конкурсы)
Итак, успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от :
- целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении и семье,
- создание условий для осуществления педагогического процесса,
- согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива. В настоящее время существует много форм взаимодействия ДОУ и родителей, которые условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные. К традиционным формам взаимодействия относят:
- информационно-наглядные (материалы на стендах; папки-передвижки; рекомендации; выставки детских работ; фотовыставки),
- индивидуальные (беседа, консультация, посещение семьи),
- коллективные (родительские собрания; конференции, «круглые столы», тематические консультации)
Нетрадиционные формы включают в себя:
- познавательные (семинар-практикум; родительский клуб; педагогическая гостиная; устный педагогический журнал; педагогический брифинг и др.)
- информационно-аналитические (анкетирование; социологические опросы; «телефон доверия»; «горячая линия»; «почтовый ящик» и др.)
- досуговые (совместные досуги, праздники; участие в выставках, экскурсиях т.д.) наглядно-информационные (информационные проспекты; дни открытых дверей; открытые просмотры занятий, режимных моментов; выпуск газеты; мини-библиотека и др.)
«Взаимодействие ОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни»
Дошкольное учреждение преследует решение следующих задач в работе с родителями в плане приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Изучение запроса родителей.
Ориентация семьи на воспитание здорового ребенка.
Освоение родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее эмоциональное благополучие и психическое здоровье детей.
Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.
Помощь в приобретении практических навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.
Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ОУ и семьи в вопросах здоровья детей.
Повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка.
Для решения обозначенных задач возможно применение данной модели взаимодействия ОУ и родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни, в которой определены цель взаимодействия, принципы воспитания ребенка в ОУ и в семье, условия реализации модели:
Цель взаимодействия:
Единые подходы ОУ и семьи в воспитании здорового ребенка.
Уровень взаимодействия: детский сад - родитель.
Принципы: ориентация всех субъектов образовательного процесса на здоровье ребенка как ценности; единства требований; преемственности; природосообразности; гуманистической направленности; культуросообразности.
Психический (психологический аспект): учет индивидуальных особенностей детей, успешная адаптация ребенка к дошкольному учреждению; поддержание благоприятного психологического климата в группах, в ОУ и т.п. через оптимизацию стиля взаимодействия между детьми, педагогами и родителями. Условия реализации:
- Наличие системы работы в ОУ по основным направлениям приобщения дошкольников к ЗОЖ (с учетом физического, соматического аспекта: система физкультурно-оздоровительной работы в ОУ, система лечебно-профилактической и оздоровительной работы в ОУ и социально-нравственного: воспитательно-оздоровительная работа в ОУ.
- Компетентность педагогов ОУ в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников, в т.ч. коммуникативная компетентность; - Дифференцированный подход ДОУ к работе с родителями.
Взаимодействие педагога с родителями связано с большим количеством проблем, обусловленных тем, что работа со взрослыми людьми требует особого подхода. Поэтому при организации работы с родителями может быть использован принцип, сформулированный ЮНЕСКО: «Для взрослого обучение должно быть веселым!». Андрагогическая модель обучения обозначает 5 основных отличий взрослого от учащегося:
- Взрослый осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им, даже если вслух этого не высказывает;
- Взрослый накапливает большой запас жизненного, социального и профессионального опыта, который формирует его мировоззрение и с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию;
- Мотивация взрослого к учению заключается в совершенно прагматическом подходе - он стремится с помощью учебы решить свои жизненные проблемы, карьера, общение, развлечение и т.д.)
- В отличие от ученика или студента взрослый стремится к безотлагательному применению полученных знаний или к получению удовлетворения от самого процесса учебы;
Восприятие взрослого сопровождается эмоциональной оценкой информации, при этом мозг, стремится «заблокировать» любую информацию, сопровождаемую отрицательной эмоцией (даже если это просто чувство голода, неудобное сидение или недостаток свежего воздуха).
Андрагогическая модель обучения и принцип образования взрослых учитываются и при работе с педагогами.
Таким образом :
- Руководство дошкольного образовательного учреждения должно проанализировать и выбрать те формы взаимодействия с родителями воспитанников, которые актуальны для конкретного сада, в соответствии со спецификой учреждения, с выбранными задачами. Взаимодействие должно осуществляться на уровне «детский сад-родитель». Целесообразно оставить за воспитателем такие формы работы с родителями, как групповые родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации, оформление рекомендаций для родителей.
- Образ жизни ребенка-дошкольника формируют его родители при условии их компетентности в области формирования здорового образа жизни ребенка.
- Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников осуществляется через те формы взаимодействия, которые: - актуальны для конкретного сада, в соответствии со спецификой учреждения, с выбранными задачами;
- востребованы родителями.
4. Сотрудничество педагогов дошкольного учреждения и родителей в области детского здоровьесбережения должно осуществляться на позициях диалога, что способствует реализации принципов гуманизации образования.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗОЖ
ИНФОРМАЦИОННО - НАГЛЯДНЫЕ
Материалы на стендах;
Папки-передвижки;
Рекомендации;
Выставки детских работ;
Фотовыставки
КОЛЛЕКТИВНЫЕ
Родительские собрания;
Конференции;
«Круглые столы»;
Тематические консультации
НЕТРАДИЦИОННЫЕ
НАГЛЯДНО-АГИТАЦИОННЫЕ
Информационные проспекты;
Дни открытых дверей;
Открытые просмотры занятий, режимных моментов;
Выпуск газеты;
Мини - библиотека и др.
ДОСУГОВЫЕ
Совместные досуги, праздники;
Участие в выставках, экскурсиях и др.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ
Анкетирование;
Социологические опросы
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Семинар практикум;
Родительский клуб;
Педагогическая гостиная
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
Беседы;
Консультации;
Посещение семьи
ТРАДИЦИОННЫЕ
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ
Дифференцированный подход ДОУ к работе с родителями
Социально-нравственный аспект
Воспитательно-оздоровительная работа в ОУ (воспитание культуры поведения, межличностных отношений, валеологическое образование, формирование половой идентификации и т.п.)
Компетентность педагогов ОУ в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников, в т.ч. коммуникативная компетентность;
Наличие системы работы ОУ по основным направлениям приобщения дошкольников к ЗОЖ;
Условия реализации:
Уровень взаимодействия: ДЕТСКИЙ САД - РОДИТЕЛЬ
Цель взаимодействия: Единые подходы ОУ и семьи в воспитании здорового ребенка
Физический, соматический аспекты
Система физкультурно-оздоровительной работы в ОУ (педагогический блок);
Система лечебно-профилактической и оздоровительной работы в ОУ по индивидуальным показаниям (медицинский блок)
Среди факторов, влияющих на здоровье детей, важную роль играет грамотность родителей, в повышение которой мы принимаем активное участие. Проблема взаимодействия с семьёй и сада всегда была актуальной и имеет особый смысл. Воспитание и обучение родителей в группе мы строим на следующих принципах:
Актуальность
Доступность (мы предлагаем оптимальный объём информации, проводим обучение в виде консультаций, бесед, родительских собраний)
Активность обучения (способствуем получению знаний родителями по результатам МКР, это волнует каждого).
Системность. Раскрываем перед родителями важные стороны развития ребёнка, даём информацию, заинтересовавших в получении. Для этого разрабатываем темы, планируем в плане, показываем открытые занятия, проводим совместные спортивные досуги и праздники. Родители должны активно участвовать в оздоровлении своих детей, с целью активности повышения их роли. Периодически оформляем информационные стенды по темам:
ОРВИ и его профилактика»
«Закаливающие процедуры в детском саду и дома»
«Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья детей»
Формы работа с родителями:
- выпуск газет;
- «информационные корзины»
- «телефон доверия»
- консультативная помощь.
-обучение конкретным приемам и методам оздоровления (самомассаж, ЛФК, разнообразным видам закаливания и т.д.)
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены “Уголки для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами ОУ.
По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются санитарные бюллетени медсестрой и инструктором по физической культуре согласно годовому плану работы. Оформлены специальные “Уголки здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.
Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем – залог счастливой и благоприятной жизни ребёнка в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МДОУ детский сад № 5 с семьей по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Работа с родителями по оздоровлению....
«Новые подходы к взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни»
Выступление на педагогическом совете....
Новые формы работы по взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении школьников к здоровому образу жизни
Руководство дошкольного образовательного учреждения должно проанализировать и выбрать те формы взаимодействия с родителями воспитанников, которые актуальны для конкретного сада в соответствии со специ...
«Взаимодействие ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни»
Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива. ...
Консультация "Новые подходы по взаимодействию ДОУ и семьи к приобщению дошкольников к здоровому образу жизни"
Выступление на педсовете....
Использование традиционных и не традиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни
Для каждого ребенка самым главным примером и мотиватором в жизни являются родители, на которых они стремятся во всем быть похожими, поэтому здоровый образ жизни должен начинаться именно с них....
Семинар-практикум для педагогов "«Формы взаимодействия ОУ и семьи по формированию у детей здорового образа жизни»
Семинар-практикум для педагогов...