ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТ - МЕТОД ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА
статья на тему

Семенова Ирина Юрьевна

В статье представлено значение развивающих игр с песком, как арт – терапии для гармонизации психо-эмоционального состояния ребенка, раскрыты особенности использования педагогического арт – метода в использовании песочной терапии в условиях дошкольного образования, актуализируются возможности рисования песком для решения образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesochnaya_terapiya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

ИЛИ

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТ - МЕТОД
ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА

Семенова  Ирина  Юрьевна

Педагог дошкольного образования

I квалификационной категории

ГБДОУ детского сада №30

Кировского района Санкт - Петербурга

В статье представлено значение развивающих игр с песком, как арт – терапии для гармонизации психо-эмоционального состояния ребенка, раскрыты особенности использования педагогического арт – метода в использовании песочной терапии в условиях дошкольного образования, актуализируются возможности рисования песком для решения образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных задач.

В современном мире вопрос о здоровьезбережении становиться все более актуальным. Не зря одним из основополагающих требований Федерального Образовательного Стандарта (ФГОС) является  не только охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, но и в том числе их эмоционального благополучия. Это определяет здоровьесберегающую и здоровьесохраняющую направленность дошкольного образования в целом.

Здоровье взрослого человека в большей его части определяется условиями его формирования в детском возрасте. Именно с раннего возраста нужно приобщать ребенка заботиться о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность в собственном развитии и самосохранении, поддерживать развивать эмоциональную сферу, воспитывать чувство понимания и сострадания к ближним. Здоровье – это целенаправленная работа на всю жизнь.

Здоровый образ жизни уже нельзя рассматривать только через организацию правильного питания, соблюдения режима дня, культурно-гигиенических навыков, закаливания, занятий спортом, отказом от вредных привычек и т.д. В мегаполисах, где ребенок становится все более непонятым и страдает от нехватки внимания и ласки со стороны близких ему людей, одним из главных вопросов здоровьесбережения становиться гармонизация психо - эмоциональной сферы ребенка. Одним из методов в становлении гармонизации психо - эмоционального состояния ребенка становятся развивающие игры с песком. Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагога вводится понятие педагогического арт - метода в рамках реализации песочной терапии. Применение педагогических методов песочной терапии дает возможность детям не только возможность выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции, помочь процессу индивидуализации и взаимодействию реальности и воображения, социальной адаптации личности и ее поддержке.

Педагогическое направление в арт - терапии, в отличие от медицинского, имеет неклиническую направленность, в педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психическом здоровье личности, средствами художественной деятельности. Здесь на первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации, а не только художественного образования. Песочная терапия дает возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Создание песочных композиций в отличии, например от рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не так - невозможно, это особенно важно для тех детей, чей труд всегда строго оценивается родителями, что в дальнейшем приводит к критической самооценке. Работа с песком в большей степени сводиться к игре, как основой и естественной деятельности дошкольников. И как говорил Ф. Шиллер: «В игре детей есть часто смысл глубокий». Игры с песком – это современный подход в развитии детей, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка, одной из форм естественной активности ребенка, тактильно - кинестетические ощущения  напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся окружающий мир. Песочные игры подходят тем, кому трудно выразить свои переживания в слова (на сознательном уровне), или свою внутреннюю тревогу (на бессознательном уровне).

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит обеспечить наиболее успешное выполнение поставленной перед ним задачи. Дети делают из песка различные постройки, фигуры, фантазируют, придумывают различные фантазийные и реалистические ситуации и с удовольствием рассказывают о своих «песочных сказках». Поэтому такой подход в организации игры с песком соединяет в себе ещё активизацию речевой  активности и другие виды деятельности. Объединение всех видов деятельности дает хорошие результаты в развитие и эффективно решает образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи.

Реализация песочной терапии требует определенного насыщения предметно пространственной среды, в которой будет учтена индивидуальная и групповая работа детей с пеком.  Для осуществления работы в групповом пространстве потребуются столы для песочного рисования или столы для экспериментирования с песочным наполнением. Также можно использовать деревянные ящики (подносы). Обязательным компонентом для работы в песочнице – фигурки или их изображения. Их разнообразие безгранично, но существует перечень обязательных объектов: люди, животные, символы социализации (машины, предметы быта и т.д.), растительный мир, символические предметы (бусинки, ракушки и т.д.). Занятия также проводятся  в песочнице  на прогулочном участке группы детского сада.

Формы работы, через которые реализуются на практике  песочная терапия: самостоятельная игра, совместная деятельность педагога с детьми (ежедневно, для работы по поставленным тематическим проблемным ситуациям), цикл занятий  (1 раз в месяц). Все формы работы по реализации песочной - терапии являются интегрированными в социально – коммуникативном, познавательном, речевом и художественно – эстетическом развитии. В любом из выбранных вариантов песочная - терапия помогает раскрыть потенциал ребенка, «вынуть наружу» скрытые переживания.


Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  3. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт – терапия детей и подростков. – М.: Когито-Центр, 2014.
  4. Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей, и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2014.
  5. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  6. Инновационные формы взаимодействия с семьёй: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт. -сост. Н.М.Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Песочная терапия как средство успешной адаптаций младших дошкольников"

Песочная терапия - как средство успешной адаптаций младших дошкольников к условиям детского сада....

Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада.

Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. ...

Песочная терапия, как метод всестороннего развития ребенка.

quot;Часто руки знают, как решить загадку,с которой интеллект боролся напрасно", — писал К.Г.Юнг. Психологи давно пришли к выводу, что с помощью простых приемов и обычных м...

Мастер-класс для родителей « Песочная терапия в развитии эмоциональной сферы ребенка »

Расширение знаний родителей в использовании элементах песочной терапии для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста....

Презентация на тему: Использование песочной терапии как средство коррекции тревожности у дошкольников"

Материал содержит информацию о понятии "песочная терапия", роли песочной терапии в развитии дошкольника, организации пространственной среды для игр с песком, опыт работы педагога-психолога Д...

Консультация для родителей: "Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада"

Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется  именно тем, насколько благоприятно проте...

Песочная терапия, как метод всестороннего развития ребенка.

Песочная терапия, как метод всестороннего развития ребенка....