Нарушение осанки и сколиозы
методическая разработка на тему

Григорчук Наталья Александровна

Мастер-класс для инструкторов по физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_osanki.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нарушение осанки и сколиозы.

Слайд 2

Физиологические изгибы позвоночника Шейный и поясничный лордоз - выпуклость кпереди; Грудной и пояснично-копчиковый кифоз – изгибы обращены кзади.

Слайд 3

Изменения в позвоночнике НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ – функциональные изменения, то есть мышечный дисбаланс; СКОЛИОЗ – структурные изменения в позвоночнике, межпозвоночных дисках, связочном аппарате.

Слайд 4

Тестовая карта для выявления нарушений осанки № Содержание вопроса Ответ Ответ 1 Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью «Да» «Нет» 2 Голова, шея отклонена от средней линии; плечи, лопатки, таз установлены не симметрично «Да» «Нет» 3 Выраженная деформация грудной клетки (изменения диаметров грудной клетки, грудина и мечевидный отросток резко выступают вперед). «Да» «Нет» 4 Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника «Да» «Нет» 5 Сильное отставание лопаток («крыловидные » лопатки) «Да» «Нет» 6 Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки) «Да» «Нет» 7 Нарушение осей нижних конечностей (О -образные, Х- образные) «Да» «Нет» 8 Неравенство треугольников талии «Да» «Нет» 9 Вальгусное положение пяток «Да» «Нет» 10 Явное отклонение в походке: прихрамывающая, «утиная» «Да» «Нет»

Слайд 5

Оценка результатов тестирования Нормальная осанка- все ответы отрицательные; Незначительные нарушения – (+) ответ на один или несколько вопросов № 3,5,6,7. Выраженные нарушения осанки - (+) ответ на один или несколько вопросов № 1,2, 4, 8,9,10. (необходима консультация ортопеда)

Слайд 6

Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном — у 2,1 %; в 4 года — у 15 —17 % детей; в 7 лет — у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти.

Слайд 7

Правильная осанка характеризуется : вертикальным расположением головы и остистых отростков; горизонтальным уровнем надплечий; симметричным расположением углов лопаток, молочных желез у девушек и околососковых кружков у юношей; плоским животом, втянутым по отношению к грудной клетке; умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника; равными, симметричными и хорошо выраженными треугольниками талии; симметричными ягодичными складками; одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп (ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы).

Слайд 8

Причины развития нарушений осанки: слабость естественного мышечного корсета ребенка; несоответствие мебели весоростовым показателям ребенка; неправильные положения тела, которые ребенок принимаете течение дня, — при выполнении различных видов деятельности и во время сна.

Слайд 9

Три степени нарушения осанки. I степень — характеризуется небольшими изменениями осанки которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка. II степень — характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины). III степень — характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.

Слайд 10

5 видов нарушений осанки

Слайд 11

К руглая спина : • кифоз равномерно увеличен на всем протяжении грудного отдела •поясничный лордоз несколько сглажен •голова наклонена вперед •плечи опущены и сведены вперед •лопатки не прилегают к спине •устойчивое положение тела сохраняется благодаря небольшому сгибанию ног в коленях •характерны (в большей степени, чем для сутуловатости) впалая грудная клетка и плоские ягодицы •ограничено разгибание в плечевых суставах (из-за укорочения грудных мышц) - ребенок не может полностью поднять руки вверх

Слайд 12

Плоская спина характеризуется: Сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени — грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.

Слайд 13

Кругловогнутая спина, или кифолордотическая осанка: характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов. Ноги максимально разогнуты в коленных суставах — нередко с переразгибанием. Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены.

Слайд 14

Сколиотическая осанка : дугообразное смещение линии остистых отростков позвонков в сторону от средней линии спины •нарушено симметричное расположение тела и конечностей относительно позвоночника: голова наклонена вправо или влево, плечи, лопатки, соски находятся на разной высоте, треугольники талии асимметричны •мышечный тонус на правой и левой половинах туловища неодинаков •сила и выносливость мышц снижены

Слайд 15

Задачи ЛФК при нарушениях осанки: обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка; укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса); нормализация трофических процессов в мышцах туловища; осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Слайд 16

Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве В зале для занятий должны быть большие зеркала ,чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки.

Слайд 17

Оценка эффективности занятий ЛГ при нарушениях осанки Функциональное состояние мышц-разгибателей туловища и, мышц брюшного пресса , которые непосредственно участвуют в создании мышечного корсета и поддержании правильной осанки определяется с помощью специальных двигательных тестов на определение их силовой выносливости (Н.А.Гукасова, 1999). Тесты: Удержание ног под углом 45° в положении лежа на спине. (Ребенок лежит на кушетке, руки вдоль туловища. Затем он свободно поднимает прямые ноги под углом 45° и, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении. Время удержания определяется по секундомеру.) Удержание туловища на весу в положении лежа на животе. (Ребенок лежит на кушетке таким образом, что верхняя часть туловища (до гребней подвздошных костей) находится на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем. Время удержания туловища на весу определяется по секундомеру.) Исследование силовой выносливости мышц осуществляется 2 — 3 раза в год.

Слайд 18

Формы сколиоза Частичный; Тотальный; S -образный (двойной); Тройной; Односторонний. Для сколиоза характерны постоянные или периодические боли в спине, усиливающиеся при нагрузке.

Слайд 19

Степени сколиоза: I степень или начальная характеризуется величиной угла отклонения (в положении стоя) до 10°, отсутствием фиксации искривления (деформации) (исчезает при вытяжении) и слабой асимметрией в паравертебральной области

Слайд 20

Степени сколиоза: II степень имеет угол отклонения 11-30°, компенсаторное противоискривление, отчетливую асимметрию в паравертебральной области и частичную фиксацию искривления.

Слайд 21

Степени сколиоза: III степень устанавливается при угле отклонения 31 - 60°, выраженной асимметрии паравертебральной области, отчетливом реберном горбе, фиксированном искривлении.

Слайд 23

Степени сколиоза: IV степень отличается углом искривления более 60°, полной фиксацией первичного и вторичных искривлений, резко выраженной асимметрией паравертебральной области, большим реберным горбом.

Слайд 25

Три режима двигательной активности : • режим щадящий (РД-1) - назначается при прогрессирующих сколиозах I - II степени, некомпенсированном сколиозе, сколиозе IV степени, состояниях после хирургических вмешательств, а также кратковременно всем больным в периоде акклиматизации, реабилитационные мероприятия у пациентов с РД-I включают ношение функционального кольта. Для удобства дневного и ночного сна в корсете изготавливают гипсо-вую кроватку или полукроватку с учетом корсета. Корсет снимают время приема лечебных процедур. • режим щадяще-тренирующий (РД-II) назначают пациентам с непрогрессирующими, компенсированными II - III степенями сколиоза. Этот режим исключает нагрузки на позвоночник, связанные с длительным сидением, бегом, прыжками, физическими работами. В ношении корсета у детей с РД-II, как правило, необходимости нет. • режим тренирующий (РД-III) - применяют детям с I степенью непрогрессирующего сколиоза. Комплекс реабилитационных мероприятий у них включает дозированную нагрузку, элементы спортивных игр, ближний туризм и др.

Слайд 26

Упражнения при сколиозе I степени Общеразвивающие и дыхательные; Симметричные корригирующие; Асимметричные упражнения применяются индивидуально.

Слайд 27

Упражнения при сколиозе II степени Общеразвивающие и дыхательные; Симметричные корригирующие; Асимметричные и деторсионные упражнения применяются индивидуально.

Слайд 28

Упражнения при сколиозе III - IV степени Используется весь арсенал физических упражнений. При всех степенях сколиоза противопоказаны физические упражнения увеличивающие гибкость позвоночника: Наклоны; Скручивания; Повороты; Висы

Слайд 29

Схема занятия ЛФК при нарушении осанки и сколиозе. Подготовительная часть – Ходьба; Кратковременный бег; Дыхательные упражнения;

Слайд 30

Схема занятия ЛФК при нарушении осанки и сколиозе. Основная часть – Специальные корригирующие упражнения; Дыхательные упр.; Упр. в равновесии; Упр. на мышцы брюшного пресса; Наиболее эффективные и.п. – лежа, стоя в упоре на коленях, коленнокистевое .

Слайд 31

Схема занятия ЛФК при нарушении осанки и сколиозе. Заключительная часть – Упр. на расслабление; Медленная ходьба с сохранением правильной осанки; Дыхательные упражнения.

Слайд 33

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Плавание как эффективное средство коррекции нарушения осанки и сколиоза".

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами  этой патологии являются различные...

Физические упражнения при нарушении осанки и сколиозах

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8139957","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"404","style":"width: 235px; height: 264px;","width":"330"}}]]Компплексы упражне...

Нарушение осанки и сколиоз

Причины нарушения осанки.Профилактика нарушения осанки....

Консультация для родителей "Профилактика нарушения осанки и сколиоза у детей"

Лечебно-профилактические мероприятия при нарушениях осанки и сколиозах должны носить комплексный характер и включать в себя организацию общего режима дня, оборудование рабочего места школьника, ...

Плавание-эффективное средство коррекции нарушения осанки и сколиоза.

Плавание-как эффективное средство коррекции нарушения осанки и сколиоза....

"Нарушение осанки и сколиоз у детей"

Консультация для родителей...