методики игровых упражнений на развития памяти
учебно-методический материал на тему

Мищенко Мария Валерьевна

методика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_igrovyh_uprazhneniy_na_razvitie_pamyati.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

  1. «Воздух, вода, земля, ветер».

Играющие становятся в круг, водящий в середине.  Подойдя к кому-либо из играющих, водящий говорит одно из четырех слов: «воздух», «вода», «земля», «ветер» и считает до 5.  

        Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу  зверя или же покружиться на месте («ветер»).  Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Потом водящий обращается к другому и так далее.

Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь: «Огонь».

При этом слове все играющие должны поменяться местами, водящий становится на чье-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.

  1. «Повтори-ка»

Один  их играющих называет какого-либо зверя, допустим, льва. Следующий повторяет:  «Лев», -  и от себя добавляет название другого животного: «Тигр». Третий повторяет: «Лев, тигр», - и добавляет: «Носорог».  И так каждый следующий игрок, перечислив всех названных ранее животных, прибавляет от себя ее одно название. Если кто-нибудь не сумеет повторить название всех животных или перепутает их порядок (за этим следит судья), он выбывает из игры. Список зверей все растет. Запомнить его все трудней. Один за другим выбывают ребята из игры. Побеждает тот, у кого лучше память.

По желанию играющих вместо наименования животных можно подбирать слова на другие темы.

  1. «Назови шестое».

Играют несколько человек. Водящий обращается к кому-либо: «Назови шестое»,  - перечисляет, например, пять видов деревьев  (или птиц, рыб и т.д.). Тот. Кто продолжает перечень, должен быстро добавить еще одно название, не перечисленное прежде.

Если слова последуют тотчас, отвечающий сам начинает задавать вопросы, если нет, - водящий остается прежний.

  1. «Пары картинок».

Подберите 7-8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Положите их по парам перед детьми. Например, картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса, а изображение дома – рядом с изображением окна. В принципе, возможны любые сочетания предметов.

Предложите одному ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из первого ряда (правого). Через  1 – 2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросите ребенка, чтобы он. Глядя на оставшиеся картинка, назвал те, которые убрали. Если есть затруднения в установлении смысловых связей между картинками, можно помочь на 1 – 2 примерах. Игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время их рассматривания или отдаляя связи между ними (например, если сначала для запоминания картинки девочки предлагалась картинка с бантиком, то затем для запоминания этой же картинки можно предложить картинку с изображением леса). Так постепенно дети будут учиться устанавливать все более сложные смысловые связи и, таки образом, развивать свою память.

  1. «Пары слов».

Это вариант игры «Пары картинок».  Предложите ребенку запомнить  несколько слов (начиная с пяти – шести), представляя каждое из них в паре с другим словом.

        Например. Вы называете такие пары: кошка – молоко,  мальчик – машина, стол – пирог и т.д. и просите ребенка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово пары. Задание можно постепенно усложнить, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

  1. «Пуговицы».

Играют парами. Перед игроками лежат два одинаковых набора пуговиц.  Каждый набор представляет совокупность совершенно различных пуговиц, причем  одна пуговица внутри набора не повторяется. Игра тем сложна, что можно использовать много пуговиц. Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого они выбираются. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Игра тем сложнее, чем больше содержится клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле из четырех или шести клеток.

Итак. Игра начинается с тремя пуговицами на игровом поле из четырех или шести клеток. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы из имеющегося у него набора. Второй участник должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить. Где какая лежит, после чего первый игрок накрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц  нужные и расставить их соответствующим образом на игровом поле. Затем первый игрок открывает свое игровое поле и проверяет правильность выполнения задания. Пока игра идет на примитивном уровне, время воспроизведения и запоминания не учитывается; с усложнением игры  ограничение времени должно стать одним из ее условий.

Как правило, вначале ребята не могут справиться с игрой, На этом этапе помочь может сопровождение выполнения громкой речью и показ пальцем  (ребенок говорит и показывает, где какие пуговицы лежат). Такой способ запоминания дает хороший результат. В дальнейшем можно будет обходиться  без  него.

  1. «Исчезнувший предмет».

На столе стоит несколько небольших игрушек. Ребятам предлагают запомнить, что находятся на столе. Затем дети отворачиваются. А ведущий прячет один предмет и предлагает участника игры отгадать. Какой именно.

  1. «Разведчик».

Один участник – «разведчик». По команде «Замерли» вся группа играющих застывает неподвижно, каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» запоминает все.  Внимательно изучив все, «разведчик» выходит из комнаты. В это время остальные участники делают несколько изменений в своей одежде, позах,  обстановке. «Разведчик» входит. Его задача – обнаружить все перемены.

Другой вариант этой игры предлагает, что один из группы играющих выходит из комнаты и за дверью делает изменения в своем облике. Задача остальных – угадать, что изменилось.

  1. «Запишем сказку».

У детей 6 – 7 лет можно развивать умение осмысленно запоминать не только отдельные предметы или слова, но и целые тексты. С этой целью предложите детям «записать»  сказку без использования письменных слов.

Вы читаете детям сказку или рассказ (для начала лучше небольшой, состоящий из 4 – 5 основных эпизодов). Затем предлагаете пересказать текст. Это довольно сложно: практически у всех детей связный пересказ текста вызывает трудности. Успокойте ребенка. Если у него ничего не получилось, и предложите ему записать сказку, чтобы ее можно было прочитать. Сделать это можно с помощью картинок.

Вы берете приготовленные заранее лист бумаги и карандаш и рисуете квадратик (рамочку). Вместе с детьми вспоминаете, о чем говорится в начале сказки. Например, о девочке,  которая вышла из дома. В квадрате – рамке вы схематично рисуете девочку около домика и говорите, что так можно записать начало сказки.

Затем рисуете ее одну рамочку рядом с первой (можно первую рамку со второй соединить стрелкой) и говорите, что в этом квадратике надо записать то, что будет дальше. Помогите выделить следующий эпизод и изобразите его в рамке с помощью 2 – 3 условных обозначений.  Аналогично следует изображать следующие эпизоды сказки или рассказа.

Теперь пусть ребенок, пользуясь записью. Попробует пересказать услышанное. Так вы можете записать несколько рассказов или сказок (для начала лучше сочинить их самим, чтобы сюжет был достаточно ясен и прост). В дальнейшем такие записи могут делать и сами дети, сначала с вашей помощью, а затем  самостоятельно.

Это упражнение даст основу понимания, как правильно работать с текстом, что очень пригодиться детям в дальнейшем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Игры и игровые упражнения для развития памяти, внимания, усидчивости".

Материал по играм и игровым упражнениям для развития внимания, памяти и усидчивости для детей дошкольного подготови возрастательного возраста....

Картотека игр и игровых упражнений по развитию памяти дошкольников

Поборка игр и упражнений по развитию памяти дошкольников будет полезна воспитателям, педагогам-психологам и родителям. В картотеку вошли игры и упражнения с предметами, наглядням материалом, словесные...

Тема самообразования «Применение методики «Эйдетика» как средство развития памяти у детей 4-5 лет» •

Тема  самообразования«Применение методики «Эйдетика» как средство развития памяти у детей 4-5 лет»...

Игровые упражнения на развитие внимания, памяти, мышления для дошкольников 6-7 лет

Пособие позволяет подготовить руку ребенка к письму, развить моторику, а так же мышление, внимание и память. Ребенок овладеет навыками рисования по клеточкам, научится сопоставлять и анализировать....