Картотека прогулок на летний период
картотека на тему

картотека прогулок на летний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_-progulok.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕТО

Прогулка на луг (от 4-х до 5-ти лет).

На этих прогулках закрепляются и расширяются представления детей о луге, полученные в младшей группе.

Собираясь на первую прогулку, детям сообщают, что они идут гулять на луг, где много травы и цветов. Обращают внимание на красоту луга. Как и в младшей группе, на первой прогулке следует дать детям возможность вволю поиграть на траве, понаблюдать за насекомыми, почувствовать радость от близости природы.

На последующих прогулках игры чередуют с наблюдениями, ознакомлением детей с растениями и обитателями луга. В начале лета луг покрыт цветущими одуванчиками, от них он желтый, золотой. По мере зацветания других растений детей знакомят, например, с колокольчиками, гвоздикой и т.д. Приемы используются те же, что и в младшей группе, но в средней группе при рассматривании, скажем, двух растений нужно сравнивать их по окраске, величине и форме цветка и листьев, по запаху (например, сравнить колокольчик и ромашку, чем они похожи, что у них разное).

Для упражнения в узнавании и запоминании цветов хорошо использовать игровые приемы и дидактические игры с цветами. Нужно напомнить детям о том, как правильно рвать цветы, плести венки, составлять небольшие букетики для украшения группы, подбирая красивые сочетания цветов. У детей пятого года жизни необходимо продолжать формировать бережное отношение к растениям луга: не рвать цветы охапками, не бросать сорванных цветов. Проводятся наблюдения за бабочками, жуками. Во время одной из прогулок следует обратить внимание на то, как много летает бабочек на лугу, проследить, как они садятся на цветы, складывают крылышки, спросить, какого цвета крылышки у бабочек; рассказать детям, что есть разные бабочки — желтые, белые, голубые... Предложить поймать бабочку сачком и, осторожно посадив в садок или баночку, поближе рассмотреть ее, понаблюдать, как она ползает, как складывает крылышки, как полетит, когда ее выпустят. Можно назвать бабочку — лимонница, капустница, крапивница, махаон и т.д. (для сравнения можно поймать и рассмотреть двух разных бабочек). Так же проводятся наблюдения за жуками: рассматривают божью коровку и бронзовку, сравнивают их.


Прогулки в парк (от 4-х до 5-ти лет).

 Прогулки на луг чередуются с прогулками в ближайший  парк. Пусть на первой прогулке дети поиграют, побегают, насладятся природой, почувствуют, как хорошо в лесу в жаркий летний день.

Словарный запас: образование прилагательных (клен кленовый лист, дуб дубовая ветка и др.). Слова-антонимы: (деревья высокие — низкие, старые молодые; ствол гладкий — корявый и т.д.).

На следующей прогулке можно уже начать короткие наблюдения за жизнью леса, расширить представления детей о нем. Надо обратить их внимание на то, что в лесу много высоких деревьев, предложить посмотреть наверх, оценить, как высоко растут ветки, обхватить руками дерево (вот какие у деревьев толстые стволы!), показать детям одно-два знакомых дерева (березу, ель и др.) и спросить, знают ли они это дерево, как оно называется, предложить поискать еще березы, ели. «Как вы узнали, что это береза, ель?» Рассмотрев цвет ствола, листьев, дать потрогать гладкий ствол березы, понюхать листья, так же поупражнять детей в узнавании другого знакомого дерева. В дальнейшем на прогулках в лес нужно отрабатывать различение этих деревьев, иногда предложить полюбоваться красотой березок, в другой раз поискать под ней грибы, цветы и т.д. Кроме березы, ели, можно показать еще какое-нибудь дерево с яркими признаками, например, к концу лета рябину с красными ягодами. Подобрать слова: рябинушка, рябиновая ветка. Отработать предложно-падежные конструкции: спрятаться за рябину, выглядывает из-за рябины, стоим под рябиной и т.д.

Следует познакомить детей с лесными ягодами: земляникой, черникой, малиной, брусникой. На первых прогулках в июне показать цветущие кустики земляники, сказать, что потом на этих кустиках будут ягоды. Через несколько дней, когда ягоды начнут поспевать, сорвать веточку, рассмотреть цвет, форму ягоды, предложить и самим поискать такие же. Словообразование: варенье – малиновое, брусничное и т.д.

В лесу дети находят грибы. Надо показать им два-три съедобных гриба, например, лисички, сыроежки. Сначала сравните их (по форме шляпки и ножки, по окраске, по величине) и, конечно же, научите детей искать грибы под деревьями в траве, во мху, расскажите, какой гриб под каким деревом растет. Подбор глаголов: что делают с грибами? (собирают, чистят, моют, варят, солят, жарят, маринуют и др.).

Бывая в лесу, ребята знакомятся с его обитателями. Здесь много птиц. Они вьют на деревьях и кустах гнезда, кормят птенцов. В лесу много жуков, бабочек. Приучать детей прислушиваться к звукам леса: пению птиц, кукованию кукушки, жужжанию насекомых. На прогулках в лесу дети собирают для игр различный природный материал: еловые и сосновые шишки, желуди, мох, цветы и т.д. Все обговаривайте: шел, отошел, перешел и др.


Наблюдения за домашними животными

(от 4-х до 5-ти лет).

 В течение лета обогатить представления детей о домашних животных и их детенышах. С этой целью повседневные наблюдения за животными по возможности проводятся на пастбище, птичнике или в других местах, где есть домашние животные. Закрепить названия: пес, собака, щенята; баран, овца, ягнята; конь, лошадь, жеребенок; кабан, свинья, поросята. Словообразование: кот — котенок — кошка; козел — коза — козлята и др.

Следует провести наблюдения за домашними птицами, рассмотреть петуха, курицу с цыплятами, понаблюдать за утками и гусями, сравнить их по внешнему виду, голосам, рассказать детям о пользе птиц и о том, как взрослые заботятся о них. Активизировать соответствующий словарь: гусь, гусак, гусыня, гусенок, гусята и др.

Во время прогулок понаблюдайте за пасущимися коровами, козами, лошадьми, а вечером — за возвращающимся домой с пастбища стадом. Обратите внимание детей на действия пастуха, на повадки животных, их голоса.

Кроме этих повседневных кратковременных наблюдений, надо провести экскурсию на ближайшее пастбище.

Программное содержание и план экскурсии:

  1. Различать по внешнему виду и голосам домашних животных: корову, козу, овцу и др.
  2. Уточнить, чем питаются животные летом (едят траву).
  3. Воспитывать интерес, любознательность и заботливое отношение к животным.
  4. Понаблюдать за стадом; спросить детей, кто пасется на лугу, много ли здесь коров; уточнить, как называются животные, пасущиеся на лугу? Кто пасет стадо? Как люди заботятся о коровах? Ласково называют их? (Буренушка, коровушка). Уместно вспомнить народную песню «Уж как я ль свою коровушку люблю».

Вспомнить название всех «членов семьи»: бык, корова, телята. «Скажи ласково»: бычок, теленочек.


Прогулка на луг (от 5-ти до 6-ти лет).

 Во время первой прогулки на луг детям надо разрешить побегать, поиграть, насладиться прелестью и близостью природы, но напомнить о том, что нельзя без надобности рвать растения.

На этой же прогулке уточняют представления детей о том, что такое луг.

Воспитатель спрашивает детей, почему на лугу приятно гулять (здесь красиво, много травы, цветов), предлагает собрать и принести знакомые луговые цветы, назвать их. Обращает внимание детей на преобладающую окраску первых летних цветов (одуванчик, лютик, сурепка), дети собирают общий большой букет из лютиков, любуются его яркостью, красотой.

На других прогулках воспитатель, подчеркивая интерес к цветам, организует разные игры, учит наблюдать. Вспомнить стихотворение Е. Благининой «Одуванчик». Для закрепления знаний о первых весенних цветах предлагает придумать загадки, вспомнить стихи. Можно прочитать короткий рассказ, сказку, например сказку Н. Павловой «В живой комнатке».

Следующую целевую прогулку на луг нужно провести, когда достаточно ярко наметится смена растительности на лугу, т.е. вместо преобладающих желтых цветов появятся белые цветы (ромашка (поповник), белый клевер, подмаренник, тысячелистники др.).

Наблюдая с детьми общий вид (колорит) луга, собирая и рассматривая отдельные цветы, воспитатель помогает им увидеть, что одни цветы отцвели, у них уже образовались семена, а другие только зацветают.

Интересно побывать на лугу, когда он станет лиловым (на нем появятся цветы лиловых оттенков: скабиоза, луговой василек, мышиный горошек, луговая герань и другие).

Для закрепления полученных представлений о растениях луга можно составить гербарий «Цветы нашего луга в начале, середине и конце лета». Этот гербарий, а также рисунки детей воспитатель использует в обобщающей беседе. Дети вспоминают, что они узнали о луге, о его растительности, о смене на нем цветочного покрова. Хорошо на участке организовать миксбордер (клумба из лекарственных трав).


Наблюдения за насекомыми (от 5-ти до 6-ти лет).

На прогулках в процессе наблюдении закрепляются и уточняются знания детей о насекомых. Ребят подводят к пониманию связи между жизнью насекомых и растений, предлагают понаблюдать, как шмели, бабочки садятся на цветы (а не на другие части растений), подумать, почему их много на лугу только днем и в хорошую погоду, а не вечером или перед дождем. В процессе наблюдения развивается связная речь. Упражняем детей в аргументации, в использовании сложноподчиненных предложений. Обращаем внимание на гусениц. Воспитатель рассказывает о вреде, наносимом ими растениям.


Прогулки, к водоему (от 5-ти до 6-ти лет).

Если вблизи есть водоем, река, озеро, пруд, необходимо узнать, как он называется, обратить внимание ребят на берега, высоту, растительность, красоту реки (озера) в разную погоду (в яркий, солнечный день, сильный ветер и т. п.).

Следует познакомить детей с водными обитателями и растительностью водоема. С этой целью можно провести экскурсию или целевую прогулку. Накануне вместе с детьми необходимо подготовить для экскурсии водный сачок, тазик, ведерки и стеклянные банки (1—2) для пойманных обитателей водоема. Воспитатель сачком вылавливает прибрежную фауну, опускает ее в тазик с водой, рассматривает с детьми содержимое, называет наиболее интересных обитателей водоема, переносит их в ведерки и стеклянные банки для более подробного рассматривания в уголке природы.

Так дети могут увидеть жуков-водолюбов, улиток: прудовика, катушку; личинку стрекозы и т.д.

Следует продолжить наблюдение за рыбами, сравнить рыб по величине, окраске, повадкам (плотву, пескаря, окуня, карася).

Здесь же дети увидят и растения, не похожие на те, что растут на берегу. Среди них может быть элодея, роголистник и другие водоросли, которые дети видели в своем аквариуме. Закрепить их названия.


Прогулка в лес (парк) (от 5-ти до 6-ти лет).

Первую прогулку проводят для того, чтобы дети почувствовали удовольствие, радость от пребывания в лесу. Здесь легко дышится, много высоких деревьев, кустов, цветущих растений, разных птиц.

На последующих прогулках дети упражняются в узнавании деревьев (ели и сосны, рябины и других), сравнивают их по окраске коры, отмечают особенности, например сосны и ели, собирают шишки сосны и ели для изготовления игрушек-самоделок.

Внимание детей привлекают к молодым деревцам — ровесникам детей, объясняют, что эти деревца растут на смену большим, старым деревьям, их надо беречь, охранять, а для игр, построек шалашей можно использовать только сухие ветки.


Прогулка на луг (от 6-ти до 7-ти лет).

Первую прогулку на луг следует провести с целью создания у детей радостного настроения, чтобы доставить им удовольствие от близости к природе и уточнить понятие «луг». «Куда мы пришли с вами на прогулку? Почему вы называете это место лугом? Правильно. Здесь растет трава, много ярких, красивых цветов».

Предложите рассмотреть их, помогите ребятам вспомнить названия, особенности луговых растений, путем сравнения подчеркнуть общие черты (у большинства есть стебель, листья, цветы) и различия (стебли, листья, цветы различны по размерам, форме, окраске). Воспитывать бережное отношение к природе, не следует бесцельно рвать цветы, мять и вытаптывать траву.

На дальнейших прогулках расширять представления детей о луговых цветах, обращать внимание на разнообразие цветов и закономерную смену лугового покрова — одни цветы отцветают, образуют семена, а на смену им появляются другие.

Знакомя детей с новыми луговыми цветами, например с луговым васильком, подмаренником, тысячелистником и другими распространенными растениями, необходимо использовать методику сравнения растений. Особенно интересно и полезно сравнивать цветы одного названия (например, клевер красный и белый, лютик едкий и ползучий), что способствует развитию наблюдательности, умения выделять характерные признаки растений, связной речи, доказательности рассуждений.

Кроме растений с яркими цветами, обращаем внимание на некоторые злаковые травы (трясунка, ежа сборная, мятлик и др.). Эти растения дополняют составленные букеты, которые можно собрать для украшения комнаты зимой. Можно провести прогулки для сбора целебных трав, известных в народной медицине (подорожник, пастушья сумка, ромашка, мята, листья мать-и-мачехи, шалфея, зверобоя и т.п.).

Для закрепления знаний о луговых растениях на прогулках при помощи дидактических игр и игр-поручений поупражнять детей в узнавании и описании знакомых растений. Для этого используйте стихи, загадки, небольшие рассказы. С этой же целью хорошо составлять гербарии растений луга (садовых цветов, растений поля и т. д., располагая их в фенологическом порядке). У детей эта работа вызывает большой интерес, стремление засушивать растения самостоятельно. Поощрять желание помогать в сборе и оформлении маленьких гербариев для подарка школе или родителям.

Организуя наблюдения за бабочками, привлекаем внимание к красоте и разнообразию их движений и окраски, учим не мучить бабочек азартной ловлей, собиранием их в коробки и т.п. Для закрепления знаний о бабочках воспитатель предлагает понаблюдать, как они порхают, садятся на цветы, подумать, зачем они это делают.


Прогулки в лес (парк) (от 6-ти до 7-ти лет).

 Первая прогулка проводится с целью создания у детей радостного настроения, удовольствия от пребывания в лесу. Уточнить понятие «лес», помогая своими вопросами установить, что в лесу растут деревья, кусты, а под ними — трава, мох. Предоставить возможность побродить по лесу, поиграть. Во время прогулки стоит познакомить детей с тем, что в лесу есть опушка.

На следующей прогулке следует уточнить знания детей и закрепить умение узнавать самые распространенные породы деревьев. Научить определять и называть лес по составу деревьев: сосновый, еловый, хвойный, смешанный, лиственный. Подмечать характерные особенности каждого леса: например, в сосновом лесу светлее, чем в еловом; в лиственном лесу под деревьями растет трава, а в еловом много мхов. Интересно рассмотреть деревья, растущие на сухой почве и около болота (например, березу и сосну), рассказать, а если можно, то и показать, что в нашей стране ведутся большие работы по осушке почвы в лесах.

Заострить внимание детей на том что, костры в лесу разводить нельзя, рассказать, почему пожары особенно опасны в лесу, и как надо беречь лес.

Обратите внимание детей на приятный запах. Подойдя с детьми к цветущей липе, спросите, что это за дерево, или назовите его. Закрепить навыки словообразования: лист липовый, цветы липовые и др. Расскажите, что липа зацвела, цветет она поздно летом, рассмотрите ствол, кору, крону, листья и цветы. Предложите послушать жужжание пчел. Объясните, что в цветах липы много сладкого сока, из которого получается самый лучший липовый мед.

Прогулки в лес используются также для закрепления и расширения знаний о лесных ягодах, распространенных в данной местности (морошка, земляника, черника, голубика, малина, брусника и другие). Детей следует научить различать не только ягоды, но и листья, цветы; расширять и закреплять знания о грибах. Используйте художественную литературу, иллюстрации, игры с природным материалом, словесные игры. Это не только расширит кругозор детей, но и обогатит их речь.

Во время прогулок обратить внимание на насекомых. Рассмотреть их, сравнить с насекомыми, живущими на лугу. Наблюдая за обитателями леса, учить рассматривать насекомых в среде их обитания, «Покажи, где, на чем ты нашел эту гусеницу или жука». Это подводит детей к выводу о вредных или полезных насекомых. Например, некоторые долгоносики, майские жуки, бронзовики — это жуки - листогрызы.

Можно подвести детей к старому пню и, оторвав от него кусочек коры, показать, что там обитает много насекомых: муравьев, жуков-короедов и их личинок. Рассматривая поврежденную кору и древесину, надо предложить детям вспомнить, как человек использует деревья, и помочь им понять, что эти насекомые портят деревья.

На одной из прогулок следует провести наблюдение за муравейником, рассмотреть его, понаблюдать за поведением муравьев, за тем, как спешат они по своим делам, возвращаясь с нужным материалом. После наблюдения хорошо рассказать или почитать об этих интересных насекомых (В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»).

В итоге наблюдений дети смогут сделать вывод: в лесу живет много насекомых, некоторые из них очень полезны, а некоторые вредны.

В одну из прогулок в лес воспитатель предлагает ребятам послушать пение птиц, напоминает, что в лесу много птиц, которые хорошо поют. Педагог помогает детям уяснить, почему птицы охотно селятся в лесу (удобно строить гнезда, много корма).

Интересно привлечь внимание детей к стуку дятла, осторожно подойти и посмотреть, кто это стучит в лесу. Наблюдая за дятлом, рассмотрите его внешний вид, расскажите, как он разыскивает корм. Дети сами могут сделать вывод о полезности этой птицы. Воспитатель помогает им в этом: «Вспомните, дети, где в лесу живит насекомые. Кого мы видели под корой старого пня? Что делает дятел, когда долбит кору деревьев?»

Для расширения знаний об этой птице можно использовать картинки, рассказы и стихотворения.

В итоговой беседе о лесе надо обобщить знания детей о лесе: что растет и кто живет в лесу, кто (из мира животных) является лучшими друзьями леса. Спросите детей, почему говорят, что лес нас кормит, одевает, согревает, дает нам жилище и т.п. Побеседуйте с детьми о том, как люди должны беречь лес.


Экскурсия на водоем (от 6-ти до 7-ти лет).

Хорошо, если дети будут знать название ближайшего водоема (реки, озера), его характерные особенности: величину, характер берегов, их растительность; глубину, быстроту, направление течения, если это река, и т.д. Интересно понаблюдать, как люди используют водоем летом (берут воду, купаются, ловят рыбу, катаются на лодках, катерах).

Нужно обратить внимание детей на то, что в озерах, реках, прудах тоже растут растения. Лучше всего это сделать, когда расцветут кувшинки и кубышки. Приведя ребенка к тихой заводи, покажите на плавающие листья и цветы, правильно назовите их (не лилии, а кувшинки).

Хорошо привести детей к водоему, поверхность которого затянута ряской; показать, как изменился пруд, весь покрытый зеленым ковром. Можно выловить ряску и в тазике или в баночке рассмотреть это интересное растение.

Во время прогулок на водоем продолжите наблюдения за рыбками, моллюсками (катушкой, прудовиком), пауком-водянкой, жуком-водомером, личинками стрекозы, ручейника. Поощряйте развитие творческих игр детей с песком и водой.


СОЛНЦЕ (3-4 наблюдения).

Цель: Формировать представление о том, что летом солнце греет сильнее, светит ярче, на улице тепло. Все радуется солнышку.

Словарь: Обогащение словаря за счет слов солнышко, солнечно, день солнечный. Практическое овладение предложно-падежными конструкциями: светит (что?) солнце; протянем ручки (к чему?) к солнцу; туча закрыла (что?) солнце; мы стоим (под чем?) под солнцем; любуемся (чем?) солнцем, говорим (о чем?), о солнце.

1.        Выучите с детьми стихотворение.

Хорошо!

Хорошо, что снова лето,

Снова солнце высоко!

Что вода в пруду нагрета.

 Как парное молоко!

                        Г. Ладонщиков

2.        Вынесите на прогулку зеркальце и поиграйте с детьми в игры: «Солнечные зайчики», «Догони-ка».

3.        Прочитайте потешку о солнышке.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Ждут тебя детки.

Ждут малолетки!

4.        Загадайте детям загадку.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ...

(Солнце)

  1. Посмотрите на солнце через темные очки (стеклышки), погрейте ладошки.
  2. Прочитайте и выучите стихотворение.

Солнышку жарко

Под березою лежу

И на солнышко гляжу.

Солнышко мне жалко:

Бедному так жарко!

Хоть бы тучка набежала,

Чтоб ему прохладно стало!

                               Н. Шевляков

Предложите детям намочить игрушки и положить на солнышко. Спросите, что произошло. {Игрушки высохли. Солнышко греет, сушит.)

Поиграйте в игры «Закончи фразу», «Догони тень».


НЕБО И ОБЛАКА (3-4 наблюдения).

Цель: Формировать представление детей о том, что летом небо голубое, безоблачное или облачное, пасмурное. Облака плывут по небу, их гонит ветер. Если облака закрывают солнце, становится пасмурно, прохладно.

Словарь: Расширять словарь детей за счет слов облачно, безоблачно, пасмурно, прохладно. Практическое овладение навыками словообразования префиксальным способом (облако летит, прилетит, улетит, подлетит).

1.        Вспомнить загадку:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

                    (Облако)

2.        Обратите внимание детей на погоду.

  • Что вы видите на небе? (Облака.)
  • На что похожи облака? С чем их можно сравнить?
  • Облака неподвижны или движутся? Почему они движутся? Что делает ветер с облаками?

3.        Прочтите  потешку.

Облако пушистое

По небу летит:

Солнышко спрячет —

Нас развеселит.

4.        Загадайте загадку.

Без ног бегут,

Без крыльев летят,

Без паруса плывут.

(Облака)

5.        Предложите детям подумать:

—        Что происходит с погодой, если облака закрывают солнце? (Становится пасмурно, прохладно.)

  1. Понаблюдайте за изменением формы облаков. На что они похожи? Пофантазируйте вместе с детьми.
  2. В беседе уточните:

—        Почему про облака говорят, что они бегут, летят, плывут? Какой силы ветер, если облака плывут, бегут, летят? Как сегодня движутся облака? Они бегут или плывут? Сделайте вывод, какой силы ветер сегодня.

Поиграйте в игру «Облака» (словообразование приставочным способом: летят (при-, у-, под-, за-).


ДОЖДЬ (2-3 наблюдения).

Цель: Формировать представление детей об особенностях летнего дождя (ливневые, кратковременные). Летний дождь теплый. Бывает так, что идет дождь и светит солнце, — это грибной дождь.

Словарь: Обогащение словаря за счет слов ливень, грибной дождь, гроза, гром, молния. Практическое овладение предложно-падежными конструкциями: идет (что?) дождь; нет (чего?) дождя; скучаем (по чем?) по дождю; говорим (про что?) про дождь; играем (где?) под дождем.

  1. Понаблюдайте, как идет дождь, как капли капают по лужам. Обратите внимание малышей на то, что на лужах от капель дождя появляются пузыри. Предложите детям надуть щеки, как «пузырь», и двумя пальчиками «лопнуть», дотронувшись до щек.
  2. Если гремит гром, объясните детям, что это гроза. Она добрая, как солнце.
  3. Проведите пальчиковую гимнастику: ГРОЗА

Закапали капли.

(Дети стучат двумя пальцами по столу или скамейке.)

Идет дождь.

(Стучат четырьмя пальцами.)

Он льет как из ведра.

(Стучат сильнее.)

Пошел град.

(Стучат косточками пальцев.)

Сверкает молния.

(В воздухе рисуют рукой зигзаг.)

Гремит гром.

(Хлопают в ладоши и кулачками по столу.)

Все быстро убегают в дом.

(Руки прячут за спину.)

А утром снова светит солнце.

(Руками рисуют круг в воздухе.)

4.        На прогулке загадайте детям загадку.

Над тобою, надо мною

Пролетал мешок с водою.

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

                      (Туча)

5.        Выучите стихотворение.           Дождик

К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

В лужице — смотри, смотри! —

 Он пускает пузыри!

                  З. Александрова

  1. Упражнять в подборе прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже: дождь (какой?) летний, теплый, холодный, проливной и т.д.
  2. Обратите внимание детей на небо, на то, как ветер гонит тучи и собирает их вместе. Летний дождь теплый, после него солнышко выглянет, пригреет и высушит землю. Дождь «напоит» растения водой.

Сделайте кораблики и пустите их в плавание.


ВЕТЕР (3-4 наблюдения).

Цель: Формировать представление о силе и направлении ветра; о том, что летом ветер бывает теплый, прохладный. Ветер помогает солнцу высушить землю после дождя, гонит тучи или облака по небу, качает, гнет деревья (по наклону можно определить направление ветра), шуршит листвой, травой.

Словарь: Обогащение словаря за счет слов ветрено, ветреный день, ветер теплый, холодный, ласковый, резкий, порывистый и т.д.

  1. Раздайте детям вертушки, флажки, султанчики, палочки с листочками. Пронаблюдайте, что происходит с ними под порывами ветра. (Шевелятся, крутятся, взлетают вверх.) Почему? (Потому что дует ветер.)
  2. Загадайте малышам загадку.

Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

  1. Предложите ребятам определить, силу ветра, его направление по движению облаков, деревьям, одежде. Предложите посмотреть на небо, деревья. Спросите ребят: «Что еще делает ветер?» (Качает деревья, гнет их. Гонит по небу облака и т.п.) Вспомните отрывок:

Ветер, ветер, ты могуч.

Ты гоняешь стаи туч...

                       А.С. Пушкин

4.        Поиграйте, согласовывая движения с текстом.

Гимнастика

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем —

Крылья сложим назад.

(Дети выполняют движения, согласовывая их текстом стихотворения.)

Изготовьте вместе с детьми различные самолетики.


ОДУВАНЧИК (2-3 наблюдения).

Цель: Формировать представление об изменении внешнего вида одуванчика (бутон, цветок, цветок-шапочка). Утром цветок спрятан — спит. Выглянуло солнце — цветок раскрылся. Со временем цветок превращается в белую пушистую «шапочку».

Нарядился одуванчик

В желтый сарафанчик,

Подрастет — нарядится,

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Словарь: Обогащение словаря за счет слов бутон, цветок, стебель, корни, листья, пыльца.

  1. На прогулке предложите детям отыскать одуванчики, рассмотреть их, понюхать. Вспомнить стихи Е. Благининой, А. Серовой.
  2. Развивать целенаправленную воздушную струю. Приучать сдувать семена одуванчика на газоны.

Подуй на одуванчик.

Как дует этот мальчик.

Подуй, подуй сильнее,

И станешь здоровее.

  1. Чтение рассказов В. Зотова «Одуванчик», М. Пришвина «Золотой луг». Беседа по содержанию.
  2. На прогулке рассмотрите одуванчик. Побеседуйте с ребятами: «Что у него есть? (Стебель, листья,  цветок, корни.) Одуванчик невысокий, стебель тонкий, длинный, листья резные, длинные, растут из земли. Понюхайте цветок. Носы стали желтыми. Это пыльца. Ее переносят с цветка на цветок насекомые. Чем больше цветов опылят насекомые, тем больше будет цветущих растений».
  3. Предложите детям отыскать пушистые одуванчики, дунуть и последить за полетом парашютиков-семян. Ветер разнесет их в разные стороны, потом они прорастут и появятся новые одуванчики. Прочитайте детям стихотворение.

Бывший одуванчик

В теплый солнечный денек

Золотой расцвел цветок:

На высокой тонкой ножке

Одуванчик у дорожки.

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денька через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший одуванчик.

                          В. Зотова


ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ (2 наблюдения).

Цель: Учить различать и называть два цветущих растения — ромашку и василек — по цвету цветка, по высоте; учить исследовательским действиям. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание рассматривать их и любоваться ими.

Словарь: Обогащение словаря за счет слов высокий, тонкий стебель, резные лепестки.

1.        Подведите детей к ромашкам, полюбуйтесь их красотой. Загадайте загадку.

Растут в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички.

                                            (Ромашки)

Побеседуйте с малышами:

— Кто отгадал? Покажите мне ромашку. Похожа ли серединка цветка на желтый глазок, а лепестки — на реснички?

2.        Предложите детям сделать букет-аппликацию из бумажных ромашек и васильков. Для этого используйте желтые и синие кружки — серединки цветков, белые овальные и синие резные лепестки.

3.        Рассмотрите, понюхайте цветы. Уточните, как называются части растения.

Подбор прилагательных. Что есть у ромашки? {Стебель, листья, цветок, корни. Стебель — длинный, высокий, тонкий, ровный, кривой; листья резные, длинные, сочные, сухие, крупные, мелкие; цветок — желтая серединка, белые лепестки.)

4.        Обратите внимание ребят на василек. Закрепите название, цвет, строение. Учить узнавать его среди других цветов. Прочитайте потешку.

Вася, Вася, василек!

Мой любимый цветок:

Синие реснички.

Темненький глазок.

  1. Предложите описать его, какой он. {Тонкий высокий стебель, тонкие резные листья, цветок с синими резными лепестками.) Понюхать, есть ли запах.
  2. Проведите пальчиковую гимнастику «Алые цветки», заменив слова алые на белые или синие в зависимости от цвета рассматриваемого цветка.

Наши белые (синие) цветки

Распускают лепестки.

(Ладони соединены в виде тюльпана, пальцы медленно

раскрываются)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Затем производятся плавные покачивания кистями рук)

Наши белые (синие) цветки

Закрывают лепестки,

(Медленно закрываются, приобретая форму цветка)

Тихо засыпают,

Головой качают.

(Производятся покачивания «головкой цветка»)


ДЕРЕВЬЯ (2-3 наблюдения).

Цель: Формировать представление об изменениях, происходящих с деревьями в летний период (появляются молодые веточки, листья становятся больше, темнее).

Словарь: Закрепить названия деревьев и их частей. Практическое овладение предложно-падежными конструкциями. Игра «Закончи фразу»: «Это (что?) дерево; стоит (около чего?) около дерева; бежим (к чему?) к дереву; можно влезть (на что?) на дерево; спрятались (где?) за деревом; разговариваем (о чем?) о дереве». Обогащение словаря за счет слов ствол, ветви, листья, крона. Словообразование: липа липовые; согласование в роде: дерево липовое, ствол липовый, крона липовая; в числе — ветки липовые.

  1. Предложите малышам собрать веточки, сравнить их по величине и толщине, посчитать количество.
  2. Предложите детям сделать поделки из природного материала: веточек и различных плодов, пластилина.
  3. Рассмотрите дерево, загадайте загадку.

Весной вырастают.

Осенью опадают.

                           (Листья)

Спросите:

—        А что еще есть у дерева? {Ствол, ветки, корни.)

Обратите внимание детей на то, что молодые веточки отличаются по цвету и толщине.

Внимательно рассмотрите ствол. Попросите детей описать его. (Около земли он толстый, чем выше, тем тоньше. Ствол шершавый, покрыт корой.) Вместе рассмотрите листья, наклонив веточку. Объясните детям:

—        Листья разные по величине и по цвету. Есть светло- и темно-зеленые. Листья — это «одежда» деревьев. Всю листву дерева с ветками называют кроной.

6.        Загадайте детям загадки (см. прим.). Сравните лиственное дерево (тополь или березу) с хвойным (елью).

Белый сарафанчик.

Черные застежки        

У какого дерева? (у березки)

В белом сарафане

Встала на поляне. (Береза)

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос?   (Береза)

Что летом и зимой

В рубахе одной? (Ель)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)


БАБОЧКА, КУЗНЕЧИК, МУРАВЕЙ, УЛИТКА

(3-4 наблюдения).

Цель: Формировать представление детей об особенностях внешнего вида насекомых (тельце, лапки, надкрылъники, крылья, ракушка), об особенностях поведения и жизни в природе {насекомые ползают, летают, жужжат, прыгают).

Словарь: Согласование в числе: один кузнечик, два кузнечика,..., пять кузнечиков; одна муха, две мухи,..., пять мух; одна бабочка, две бабочки, ..., пять бабочек; одна улитка, две улитки,..., пять улиток.

  1. Прочитайте малышам рассказы А. Плешакова, В. Зотова (предварительная работа).
  2. Раздайте детям шаблоны бабочек (муравьев, улиток). Дети раскрашивают и наклеивают их на «полянку» (ватман).

3. На прогулке, увидев насекомых, рассмотрите их внимательно. Спросите ребят: «Кто это? Что у него есть? Что он может делать?» (Ползать, прыгать, летать, порхать.) Отметьте особенности внешнего вида, поведения, поговорите об образе жизни найденных насекомых.

4. Рассмотреть открытки с изображением насекомых. Уточнить их названия, что дети знают о них?

5. Прочитайте стихи, выучите одно из них.

Бабочка

Бабочка – капустница –

Ловкая искусница:

Из капустного листка

Вырезает кружева,

Делит на полоски,

Шьет платье для стрекозки.

Только бабушка не рада,

Гонит бабочку из сада.

                           Т. Коти

Бабочка - коробочка!

Ветер или дождь?

Полетишь – так ветер,

Упадешь – так дождь!

Мотылек – ветилек,

Принеси нам ветерок:

От ворот в поворот

Гнать кораблик в ручеек!

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настает,

Тогда перестает.(Муха)

6. Обратите внимание детей на улитку. Расскажите им о том, что улитка живет в ракушке. Это ее домик. Он ее защищает. Улитка любит влагу. Ей легко ползать по мокрой траве. Прочитайте потешку.

Улитка, улитка,

Высунь рожки!

Дадим лепешки,

Свиные ножки.

Каши горшок,

Хлеба вершок.

7.        Загадайте загадку, выучите ее с детьми.

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

На дорожку вышли рожки...

— Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко —

Рожки спрятались опять.

Круглый домик...

Может, гномик

В этом домике живет?

Он волшебный, этот домик:

По дорожке сам пойдет!

(Улитка)

8.        Проведите пальчиковую гимнастику. Учите согласовывать движения кисти с текстом стихотворения.

В саду, за старою калиткой

Ползет по камешку улитка,

Улитка выпустила рожки

И смотрит, будто из окошка.

Но вдруг увидела меня

И спряталась, как от огня,

В ракушку — домик завитой,

А я пошел к себе домой.

(Показывать указательным и средним пальцами, шевелить ими. А потом сжать в кулак.)

9.        Прочитайте детям рассказы русских писателей, побеседуйте по их содержанию. Учите отвечать полными предложениями, с учетом формулировки вопроса.

1. Плешаков А. А. Зеленые страницы:

а)        «Жуки», стр. 104.

б)        «Божья коровка», стр. 124.

в)        «Гусеница», стр. 136.

г)        «Первые бабочки», стр. 150.

д)        «Шмели», стр. 153.

е)        «Мухи», стр. 152.

ж)        «Муравьи», стр. 154.

2. Зотова В. Лесная мозаика. М., 1993:

а)        «Бабочки», стр. 221.

б)        «Божья коровка», стр. 224.

в)        «Кузнечик», стр. 230.

г)        «Муравьи», стр. 232.

д)        «Улитка», стр. 239.

ЖУКИ (4 наблюдения).

Цель: Формировать представление об особенностях внешнего вида жука (тельце, надкрыльники, крылья, лапки, головка), поведения (ползают, летают, жужжат).

Словарь: Обогащение словаря за счет слов ползают, летают, жужжат. Практическое овладение навыками словообразования префиксальных глаголов: жук летит (прилетит, улетит, подлетит, взлетит, отлетит, долетит); ползет (подползет, отползет, переползет, заползет).

1.        Рассматривая открытки с изображением разных жуков, отметьте характерные особенности их внешнего вида (тельце, лапки, надкрыльники, крылышки).

2.        Предложите малышам палочками нарисовать жука на мокрой земле, песке. Обратите внимание детей на то, что жук похож на букву «ж».

Эта буква широка

И похожа на жука.

3.        Отыщите на прогулке жука. Рассмотрите его внешний вид. Уточните:

— Кто это? (жук.) Что у него есть? (лапки, тельце, крылышки, усы, глаза, рот и т.д.)

4.        Посадите жука на палочку и посмотрите, как он передвигается. (Быстро, медленно.) Объясните детям, что если жука посадить на ладошку и подставить ладонь к солнцу, он полетит. Жук ползает, летает.

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

  1. Поиграйте с детьми в игру «Что делает жук?» Упражнять в практическом овладении навыками словообразования префиксальным способом (летает, прилетает, улетает, залетает, вылетает, перелетает и т.д.)
  2. Предложите преобразовать овал в жука, раскрасить его; закрепить названия всех частей тела. Прочитать стихотворения.

«Ж-ж-ж!» — жужжит жучок.

У жука всего шесть ног.

И у нашей буквы тоже

Нарисуем мы шесть ножек.

Пусть поползает немножко

По строке, как по дорожке.

Жук в коробочке лежит,

И от страха он дрожит.

НАСЕКОМЫЕ.

Цель: Знакомить с насекомыми. Развивать интерес к исследовательским действиям. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Словарь: Активизировать названия насекомых, частей тела, способов, передвижения.

  1. Понаблюдайте за появившимися на участке в солнечный день бабочками-крапивницами и летающими на паутинке паучками.
  2. Предложите малышам рассмотреть бабочку и жука. (Бабочка белая, желтая, крылышки тонкие. Жук меньше бабочки, крылья жесткие. Бабочка порхает жук ползает, летает, жужжит.)
  3. Загадайте загадки.

Летит ворон, сам не черен.

Есть рога — сам не бык,

Шесть ног без копыт.   (Жук) 

Спал цветок и вдруг проснулся.

 Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.        (Бабочка)

4.        Вспомните, что летом было много бабочек, жучков. Насекомые постепенно исчезают. Куда делись кузнечики? Почему не видно бабочек? Спрашивают обычно дети. Предложите им поискать насекомых под сгнившими пеньками, под камнями и подумать, почему они туда спрятались.

5.        Отметьте натянутые и летающие паутинки. Рассмотрите маленьких паучков. Объяснить, что пауки, в отличие от насекомых, имеют 8 ножек.

Днем все реже солнце светит,

 По ночам молчит сверчок.

  • Собирать пора мне сети, —
  • Тихо шепчет паучок.
  • А чего тебе бояться, —
  • Пропищал комарик вдруг, —
  • Подожди-ка собираться,

Ты наловишь белых мух.

6. Понаблюдайте, как ветер подхватывает паутинку и несет по воздуху на новое место. Объясните детям, что пауки спят под засохшими листьями, свернувшись в комочек. Объясните, что пауки полезны: они уничтожают мух — разносчиц грязи и болезней. Предложите детям отгадать загадки.

На потолке в уголке

Висит сито — не руками свито. (Паутина)

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук)

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук)

7. Спросите у детей — «кто?»:

Не зверь, не птица,

В носу спица:

Летит — кричит,

А сядет — молчит.

Кто его убьет,

Свою кровь прольет.    (Комар)

Не зверь, не птица,

А нос как спица.

Нос долог,

Голос звонок.      (Комар)

Самого не видно, а песню слышно. (Комар)

8.        Выучите с детьми стихотворение, обыграйте его.

Злой комар летит, летит. Хочет Зою укусить. Мы прогоним комара: Уходи ты со двора!

9.        Предложить послушать песенку кузнечика. Вспомнить песенку «В траве сидел кузнечик...», отгадать загадку.

С цветочка — на травинку,

С листочка — на былинку.

Отталкиваясь ножками,

Летает над дорожками.

(Кузнечик)

10.        Подвести детей к муравейнику. Понаблюдать за его обитателями. Отметить их трудолюбие. Учить отгадывать загадки.

Шли плотники без топоров,

Срубили избу без углов. (Муравейник)

11.        Побеседовать, какое насекомое больше всего раздражает людей, разносит микробы, проникает в наши жилища. Вспомните произведение К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Учить отгадывать загадки.

Черненький хохолок

Воткнулся в потолок. (Муха)

12.        Обратить внимание на цветущие деревья, клумбы. Кто кружит над ними? Учить отгадывать загадки.

В темной темнице

Красные девицы

Без нитки, без спицы

Вяжут вязеницы. (Пчелы в улье)

13.        Прочитать стихотворения, выучить их.

Песенка шмеля

Я большой мохнатый шмель,

Разбудил меня апрель

Звонкими ручьями,

Жаркими лучами.

Я летаю, я жужжу,

Над поляною кружу.

Яркий выберу цветок,

Буду пить душистый сок.

Пчелка

Пчелка золотая

Над цветком летает,

Сок душистый пьет —

Собирает мед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок на летний период времени

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию картотеку прогулок на летний период времени....

КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

В данном материале прогулки для педагогов с детьми старшего дошкольного возраста в летний период....

Картотека прогулок в летний период

В данной картотеке описан материал проведения прогулок с детьми среднего возраста, в летний период....

Картотека прогулок на летний период.

Картотека прогулок на июль-август для старшей группы детского сада....

картотека прогулок на летний период

Здесь дана картотека прогулок на весь летний период...

Картотека прогулок на летний период в средней группе

Картотека прогулок в средней группе на летний период...

Картотека прогулок в летний период 2 младшая группа

Картотека прогулок во второй младшей группе в летний период времени...