Программа "БОС-здоровье"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Локосова Татьяна Вячеславовна

          Методологической основой рабочей программы "БОС-здоровье" является технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья, разработанная под руководством А.А. Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ "Институт БОС", президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bos-zdorove.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Наименование дополнительной образовательной услуги

Программа дополнительной услуги для детей старшего дошкольного возраста

«Бос - здоровье»

Основание для разработки программы

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. От 23.07. 2013)  

САНПИН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26

Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной ассамблеей ООН 22.11.89 г.)

Закон ХМАО Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

Программа: Развитие образования города Нижневартовска на 2015 – 2020 гг.

Программа «Развитие МБДОУДС№ 64»Пингвиненок»»

Устав, образовательная программа МБДОУ

Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.

Заказчик программы

Коллектив МБДОУ ДС № 64 «Пингвиненок».

Родители воспитанников старшего дошкольного возраста.

Организация исполнитель программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 «Пингвиненок»

Целевая группа

Группа воспитанников старшего дошкольного возраста в составе 12 человек.

Составители программы

Педагог высшей категории Якушева А.Н.

Педагог высшей категории Локосова Т.В.

Цель программы

Цель программы – сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения в образовательный процесс  метода биологической обратной связи.

Задачи программы

Задачи программы:

  • оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее  воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния; 
  • использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных  упражнений;
  • регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания;
  • сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания типа с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС);
  • использовать показатель здоровья для диагностики состояния системы дыхания, вегетативной регуляции, а также для формирования банка данных при осуществлении мониторинга воспитанников;
  • воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные возможности организма (повышение его сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
  • повысить уровень компетентности педагогов и родителей в области использования здоровьесберегающей технологии " БОС-Здоровье".

Ожидаемы результаты

Ожидаемые результаты:

  • Увеличение и/или стабилизация дыхательной аритмией сердца  при снижении средней ЧСС и ЧСС на выдохе;
  • Снижение сезонной заболеваемости ОРВИ;
  • улучшение психоэмоционального состояния ребенка (повышение уверенности в себе, снижение реактивной и личностной тревожности, нормализация сна;
  • улучшение речи.

Срок реализации программы

1 год

                               

Пояснительная записка

          Оздоровление детей, освоение и формирование положительного социального опыта,   ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни особенно актуальны для северных территорий, поэтому  активно развернулась работа в этом направлении.

          Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №  64 работает с детьми, у которых, наряду со сниженной сопротивляемостью к простудным заболеваниям,  гипервозбудимостью определяются парциальные нарушения речи.  В ДОУ  осуществляется комплексная система оздоровления детей. Оздоровительная дыхательная мероприятия с применением метода биологической обратной связи включена в систему здоровьесберегающих технологий МБДОУ №64.

          Методологической основой рабочей программы "БОС-здоровье" является технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья, разработанная под руководством А.А. Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ "Институт БОС", президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.           Это метод произвольного волевого управления функциями организма для совершенствования организма в норме или коррекции организма при патологии, посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы.

          Оздоровительная дыхательная методика БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру на компьютере. Важно и то, что сам прибор не оказывает отрицательного влияния на организм ребенка при проведении сеанса.          "БОС - Здоровье" используется не только для профилактических оздоровительных целей, не менее эффективно ее применение для коррекции дефектов речи. Дошкольникам с речевой патологией  необходимо формировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания, т.к. он является базой такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

         Компьютерные программы серии «Бос-здоровья» предназначены для обучения детей различным образовательным предметам с использованием оздоровительного диафрагмального дыхания («Здоровая Азбука»; «Здоровый окружающий мир»; «Здоровая математика»).

         Рабочая программа "БОС-здоровье" ориентирована на группу детей старшего дошкольного возраста. Осмысленное ценностное отношение на к собственному физическому и духовному здоровью проводятся теоретические занятия, а тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного дыхания осуществляется на практических занятиях.

Тематическое планирование теоретических занятий.

Тема

Цель и задачи

1.

Что такое воздух. Зачем мы дышим

Как дышит человек

Знакомство ребенка с дыханием, как основой жизни живых существ.

Знакомство ребенка с дыхательной системой человека и процессом газообмена: вдох – кислород, выдох - углекислый газ;

2.

Что такое сердце.

Сердце и легкие- друзья.

Дыхание животом

Показать взаимосвязь работы дыхательной  и сердечно –сосудистой систем человека.

Обучение технике дыхания животом.

Сформировать понятие физиологической функции сердца, как живого насоса;

Показать связь частоты дыхания и величины пульса;

Знакомство с диафрагмальным типом дыхания;

Обучение технике расслабления;

3.

Знакомство с прибором ПБС (Побосик).

Знакомство тренажером биологической обратной связи (БОС).

Формирование понятий «измерение», «прибор».

Объяснить назначение прибора БОС (ПОБОСИК) и его датчиков;

Проведение ознакомительного занятия на тренажере БОС;

4.

Паспорт Здоровья.  

Кто сколько живет

Полезное питание Двигательная     активность

Закаливание, режим дня

Сформировать понятие «паспорт здоровья».

Объяснить назначение Паспорта здоровья (как соотносится самочувствие и оценка в паспорте);

Объяснить по каким критериям выставляется оценка за урок «БОС-Здоровье»;

Объяснить каким образом по оценке за урок «БОС-Здоровье» можно определить в каком состоянии находится человек (напряжение, стресс, предболезнь, болезнь);

Объяснить, что после курса занятий навык правильного дыхания сохраняется навсегда и что им ребенок может пользоваться в любых сложных ситуациях;

5.

Да здравствует хорошее настроение.

Коварный стресс

Давайте жить дружно

Закрепить понятие стресса и его негативного воздействия на здоровье человека.

Объяснить , почему человек, подверженный стрессу, может заболеть;

Объяснить, почему стресс и плохое настроение может привести к болезни;

Закрепить понимание физиологической особенности дыхания животом, как главной защиты от стресса и болезней;

6.

Умеем управлять собой.

Показать связь навыка диафрагмально –релаксационного дыхания с умением управления эмоциональным состоянием и здоровьем человека.

Объяснить, что основа дружеских отношений это умение слушать и слышать друг друга.

Закрепить понимание того, что навык дыхания животом поможет ребенку в ситуациях, в которых необходимо быть спокойным и внимательным;

7.

Что мы узнали?

Систематизировать и закрепить знания, полученные во время теоретических и теоретическо- практических и тематических уроков.

Закрепление знаний детей о ЗОЖ;

Закрепление знаний о дыхательной системе организма человека;

Закрепление знаний о сердечно – сосудистой системе организма человека;

Закрепление навыка дыхания животом;

ФОРМА КОНТРОЛЯ:

1-ЭТАП

К концу учебного года освоение основными навыками самоконтроля выполнения заданий предлагаемых педагогом.

2-ЭТАП

Включение полученных навыков в повседневную жизнь, повысить уровень здоровья, по средствам развития диафрагмального- релаксационного дыхания.

Планируемые результаты по  программе «БОС-здоровье» за год обучения.

                     Уметь

                       Знать

1.Пременять в повседневной жизни правила здорового образа жизни.

 

Основные понятия о здоровом образе жизни.

 

2. Работать с компьютерным комплексом и тренажером дыхания.

 

Правила работы с компьютерным комплексом и тренажером дыхания.

3.Активизировать и систематизировать диафрагмально – релаксационное дыхание.

О диафрагмально-релаксационном дыхании.

4. Пользоваться диафрагмальным релаксационным типом дыхания в повседневной жизни.

Необходимость и положительные стороны применения диафрагмально-релаксационного дыхания.

Содержание программы «БОС-здоровье»

         Рабочая программа "БОС-здоровье" предполагает сотрудничество педагога и родителей по коррекции и развитию здоровья детей, поэтому структуру оздоровительного курса дополняют занятия по ЗОЖ (проводят воспитатели), постоянная тренировка и закрепление навыка правильного дыхания в домашних условиях.    Длительность занятий по системе « БОС-Здоровье» : 9-15  минут в зависимости от вида занятия (теоретического или практического); количество тренингов (оздоровительного курса) - не более 2 раз за учебный год.

Данная методика предполагает три этапа:

этапы

содержание

1 этап-предварительный

  • Вносим в компьютерный тренажер  фамилию, имя и дату рождения ребенка. Под этим именем с ребенком проводятся все занятия;
  • Педагог закрепляет на грудной клетке ребенка с помощью специального ремешка датчики, предварительно обработанные дезинфицирующим средством.   Датчики регистрируют частоту сердечных сокращений.
  • Затем педагог надевает наушники ребенку, чтобы слушать во время сеанса релаксационную музыку;
  • педагог включает прибор «ПБС»;

2 этап- собственно оздоровительный

 Каждое занятие состоит из трех обязательных частей, каждая из которой, решает определенные задачи и имеет определенный временной промежуток (от 1 до 9 минут):

Вводная часть. Задачи:  повторение правил кабинета «БОС – Здоровье» - формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания без прибора ПБС до 3-х минут).

Основная часть. Задачи: формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с помощью прибора ПБС происходит на сюжетном материале, который выводится на мониторе ПК. Выбор сюжета определяется педагогом в зависимости от тематики познавательных занятий, проводимых воспитателем или учителем-логопедом, но на последних тренингах учитывается желание ребенка поработать (до 9 минут).

Заключительная часть. Задачи: профилактика зрительного утомления при работе с ПК; развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; использование упражнений для снятия физического и психического напряжения; совместное обсуждение результата собственной деятельности; подведение итога выполнения задания и его оценка; работа с Паспортом Здоровья

3 этап - итоговый

Подведение итогов работы ребенка на занятии.

   К концу курса БОС - тренинга при условии успешного овладения ребенком навыка диафрагмально-релаксационного дыхания могут быть достигнуты следующие результаты:

  • Увеличение или стабилизация ДАС при снижении средней ЧСС и ЧСС на выдохе;
  • Снижение сезонной заболеваемости ОРВИ;
  • улучшение психоэмоционального состояния ребенка (повышение уверенности в себе, снижение реактивной и личностной тревожности, нормализация сна;
  • улучшение речи и т.д.

МЕТОДИЧЕСКОЕ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ   ПРОГРАММЫ

Программа оснащена комплектом пособий для дошкольников «Будь здоров малыш»

-«Букварь здоровья» Л.В. Баль, В.В. Ветрова М.6 ЭКСМО, 1995г.

-«Здоровье на 5+» А. Сметанкин   СПБ БИОСВЯЗЬ 2007г.

-«Будь здоров малыш» А. Сметанкин, А. Межевалов, В. Рмодин  СПБ  БИОСВЯЗЬ 2008г.

-«Дыхание по Сметанкину» А. Сметанкин   СПБ БИОСВЯЗЬ 2007г.

-пособие «Здоровая Математика» серии «Учимся и оздоравливаемся». А.Сметанкин,

 С. Сметанкина   СПБ БИОСВЯЗЬ 2009 г.

-пособие «Здоровая Азбука» серии «Учимся и оздоравливаемся»

 А. Сметанкин, С. Сметанкина   СПБ БИОСВЯЗЬ 2009 г.

УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАМЫ

  1. Заключение договора с родителями ( согласие на проведение занятий    «БОС-Здоровья» с их детьми);
  2. Тихое помещение;
  3. Наличие компьютеров, приборов и программного обеспечения БОС;
  4. Желание ребенка;
  5. Удобная и свободная одежда на ребенке;
  6. Занятия проводятся либо до приема пищи, либо после приема пищи через    40 минут ;