Доклад на тему «Особенности развития у дошкольников основных видов движения»
учебно-методический материал на тему

Баркалова Тамара Львовна
Основные движения - это жизненно необходимые для ребенка движения. Он пользуется ими в процессе своего бытия: ползания, лазания, бросания, метания, ходьбы, бега, прыжков. Основные движения имеют динамический характер. Они вовлекают в работу большое количество мышц и повышают жизнедеятельность всего организма, активизируя все физиологические процессы. Таким образом, они оказывают целостное влияние на организм, способствуя физическому развитию и оздоровлению ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности развития у дошкольников основных видов движения»

Основные движения - это жизненно необходимые для ребенка движения. Он пользуется ими  в процессе своего бытия: ползания, лазания, бросания, метания, ходьбы, бега, прыжков. Основные движения имеют динамический характер. Они вовлекают в работу большое количество мышц и повышают жизнедеятельность всего организма, активизируя все физиологические процессы. Таким образом, они оказывают целостное влияние на организм, способствуя физическому развитию и оздоровлению ребенка.

Формирование основных движений- одна из важнейших проблем теории и практики физической культуры. Её изучение неотделимо от всей проблематики развития произвольных движений в онтогенезе человека. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его личности. В понимании сущности основных движений, их значения, закономерности развития важная роль принадлежит положениям о психофизическом единстве человеческой природы.

Развитие основных движений должно производиться не ради приобретения двигательных навыков, а для формирования умения использовать их в повседневной практической деятельности, производя при этом наименьшие физические и нервно-психические затраты. Конечная цель формирования навыков основных движений состоит том, чтобы научить каждого ребенка:

1) сознательно управлять своими движениями;

2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающими;

3) понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования;

4) навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения

движения, творческому использованию этих движений в повседневной жизни.

Решение поставленных задач возможно только благодаря упражнениям в основных движениях в условиях двигательной активности самого ребенка, а также в процессе организованного обучения.

Упражнения в основных движениях повышают тонус коры головного мозга, оказывая влияние на его функциональные возможности. Так, установлено, что в скелетной мускулатуре находятся проприорецепторы, стимулирующие импульсы, идущие в кору головного мозга. Они несут информацию о производимых мышечных усилиях организма: натяжения мышц, связок, сухожилий.

Поступающие данные анализируются, и на их основе вырабатывается ответная реакция, опосредованно активизирующая и корректирующая работающие мышцы. Этот процесс имеет замкнутую кольцевую систему реагирования, что обеспечивает его непрерывность и стабильность.

В процессе выполнения движения активизируется мыслительная деятельность как необходимое условие овладения саморегуляцией движения. Анализируя и сопоставляя результаты движений, ребенок, сначала под руководством педагога, а затем и самостоятельно, способен делать простейшие обобщения, выделять наиболее эффективные способы выполнения, осознанно их применять с учетом конкретных условий. При правильной организации обучения движению старшие дошкольники способны оценивать как свои собственные достижения, так и достижения своих товарищей. В основных движениях развиваются и волевые усилия.

Е.А. Аркин отмечал, что под воздействием упражнений в основных движениях совершенствуется не только строение тела, функциональные возможности организма, но и изменяется характер ребенка. Свободные, раскрепощенные движения порождают свободу личности, воспитывают смелость и решительность, раскованность и активность поведения, доброжелательные отношения со сверстниками. Правильно организованные основные движения укрепляют как тело, так и душу ребенка, научают владеть собственным поведением, эмоциями, чувствами, что, по мнению Е.А. Аркина, является одним из высших проявлений воли.

Основные движения требуют понимания ребенком сущности выполняемых двигательных действий, умения выполнять их правильно и осознанно. Они повышают функциональные возможности организма; развивают познавательные, волевые, эстетические, нравственные качества личности; способствуют познаванию собственного тела; обеспечивают ориентировку в пространстве и во времени, осуществление целенаправленной деятельности в соответствии с окружающими условиями. Выполнение основных движений гармонизирует отношения с окружающим миром, является ступенью в познании и формировании двигательной культуры.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЯ

  • Ходьба с высоким подниманием колен - способствует развитию всех основных групп мышц, связок, суставов, а также усиливает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  • Ходьба на носках, пятках, краях стоп - укрепляет мышцы, связки стопы и предупреждает развитию плоскостопия.
  • Ходьба в различных плоскостях и в различных направлениях— развивает у детей глазомер, помогает воспитывать у них умение согласовывать свои движения с движениями других детей, действовать в коллективе.
  • Ходьба в различных темпах - развивает быстроту двигательных реакций.
  • Ходьба обычная - связана с большой физиологической нагрузкой на организм и используется для успокоения организма.
  • Гимнастическая ходьба - укрепляются мышцы плечевого пояса, туловища, ног, рук и стопы.

  • Ходьба скрестным шагом — укрепляются мышцы таза, ног, стопы и занимает большое место в лечебной гимнастике.
  • Ходьба с различными движениями - воспитывает ценные качества: внимание, сосредоточенность, сообразительность и др.
  • Бег обычный - влияет на развитие всех групп мышц, сердечно-сосудистой, дыхательной, а также нервной систем. Также укрепляет мышцы, связки внутренних органов. Способствует развитию быстроты, ловкости, глазомера, равновесия.
  • Бег на носкахукрепляются мышцы ног, стопы, развиваются мышцы спины и опорные мышцы, своды стоп напряжены.
  • Бег с высоким подниманием колен- усиливает работу мышц живота, спины, ног, а также сердечнососудистой и дыхательной систем.
  • Бег широким шагом - усиливает работу сердечнососудистой системы, влияет на развитие связок ног.
  • Бег в разных направлениях (по кругу, змейкой, беге колонне по одному, по два, врассыпную и т.д.) — развивает глазомер, ориентировку в пространстве, умение согласованно действовать в коллективе.
  • Бег в различных темпах- усиливает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, способствует развитию быстроты двигательных реакций.

  • Ползание, лазание, подлезание – способствует развитию опорно-двигательного аппарата, укреплению основных групп мышц - особенно косых мышц; мышц живота, стопы, кисти. Кроме того, оказывают положительное влияние на сердечнососудистую, дыхательную систем; оказывает на развитие гибкости; координации движений, глазомера, а так же смелости и других качеств.
  • Прыжки - оказывают положительное воздействие на весь организм детей. Они способствуют развитию всех основных групп мышц, связок, суставов, особенно ног. В прыжках с разбега усиливается нагрузка на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. В процессе выполнения прыжков у детей развиваются физические качества: сила, быстрота, равновесие, глазомер, координация движений. Прыжки помогают воспитанию волевых качеств: смелости, решительности, преодолению боязни, а так же повышают эмоциональное состояние детей.
  • Метание - способствует укреплению всех основных групп мышц, а так же воспитывает силу, быстроту, ловкость, глазомер, гибкость, равновесие. Действия с предметами (мешочками с песком, мячами) развивают кожно-мышечные ощущения.

Основные движения есть сложные условные рефлексы, постепенно образующиеся в процессе воспитания и обучения. В течение всего дошкольного возраста основные движения постепенно развиваются, совершенствуются и закрепляются в двигательные стереотипы.

Литература:

А.В.Кенеман  Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста М., «Просвещение», 1972.

Т.И.Осокина «Физическая культура в детском саду»

Л.И.Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду»

Н.Б.Муллаева «Занятия по физической культуре для дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нестандартного оборудования для закрепления у дошкольников основных видов движения

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка – первоосноваего полноценного развития....

ДОКЛАД-СООБЩЕНИЕ « Подвижная игра, как средство совершенствования основных видов движений»

Актуальность проблемы повышения эффективности физкультурных занятий игровой направленности приобретает особую остроту для дошкольных образовательных учреждений, переходящих на интенсивный режим образо...

Особенности развития у дошкольников основных видов движений

Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами - бегом, ходьбой, прыж­ками, метанием, лазаньем, без...

Использование нестандартного оборудования для закрепления у дошкольников основных видов движений

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении. К с...

Особенности развития у дошкольников основных движений на занятиях

Педсовет №5 от 20.03.14.гМДОУ  детский сад общеразвивающего вида№26 «Василек»...

Методические рекомендации: «Особенности развития у дошкольников основных видов движений»

Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами — бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, бе...