Средства и методы закаливания ребенка.
консультация (младшая группа) на тему

Горбачева Татьяна Анатольевна

 

Средства и методы закаливания ребенка.  Питание детей в детском саду.  РАЗВИТИЕ РЕЧИ / Речевые нарушения у детей.  Польза прогулок на свежем воздухе.   ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sredstva_i_metody_zakalivaniya_rebenka.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Средства и методы закаливания ребенка.

       Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы (воздух, солнце, вода). Воздух действует на организм своей температурой, содержанием влаги, движением частиц.

 Воздушное закаливание предусматривает ежедневные прогулки независимо от погоды. Время прогулок должно быть постоянным и соблюдать его необходимо точно. Лучше всего совершать прогулки между завтраком и обедом. Длительность прогулок 2—2,5 часа. Причиной отмены прогулок может быть проливной дождь, большой мороз с сильным ветром. Одежда должна быть удобной и соответствовать погоде.

       Воздушные ванны следует начинать применять с 2—3-месячного возраста. Комната предварительно проветривается, температура при этом должна быть 23—24°, продолжительность ванны 2—3 минуты, затем температуру снижают до 13°, а время воздушной ванны постепенно увеличивают до 15 минут.

       Воздушные ванны проводить лучше через час после еды. Для детей 3—7 лет воздушные ванны в сочетании с движениями начинать весной и летом. Для детей других возрастных групп воздушные ванны летом нужно проводить на улице в теневых местах. При этом можно предложить ребенку какое-то интересное занятие. Кроме того, важно приучить детей спать в местах с постоянным доступом воздуха на улице, веранде или хотя бы при открытом окне или форточке.

       Солнце влияет на рост и развитие живых организмов, его считают источником всего живого. Солнечный свет укрепляет деятельность центральной нервной системы, оживляет обмен веществ, повышает сопротивляемость. В солнечном спектре имеются ультрафиолетовые лучи, под влиянием которых в коже образуется витамин Д (противорахитический). Однако к солнечным процедурам нужно относиться очень осторожно, так как после продолжительного пребывания на солнце у детей появляется слабость, раздражительность.

       При принятии солнечных ванн ложиться следует ногами к солнцу, голова должна быть в тени. Продолжительность первого сеанса—4 минуты. Затем через каждые 3 ванны надо добавлять 4 минуты; постепенно продолжительность солнечной ванны доводится до 20—30 минут. Во время солнечной ванны ребенок должен менять положение: лежать на спине, боках, животе.

       По окончании солнечной ванны надо перейти к обливанию водой, температура которой 26—28°. Вода действует сильнее на организм., чем воздух, потому что обладает теплопроводностью.

       При закаливании водой нужно подобрать наиболее подходящий способ его (обтирание, обливание, купание) или постепенно переходить от одного к другому.

 Начинать закаливание можно простым умыванием с постепенным снижением температуры до 15°, мыть при этом руки, шею, лицо, ноги, грудь.

       Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и ослабленным детям. Рукавичкой, сшитой из мохнатой ткани, обтирают тело по частям – руки , шею , грудь, живот ноги, спину. Руки и ноги обтирают от пальцев вверх. Длительность первого обтирания 6 – 8 минут, при этом в воду можно добавлять соль и постепенно температуру воды 34 – 350 снижать до комнатной. Детям 3 лет – до 24 – 280 . После обтирания надо протереть тело ребёнка сухим полотенцем.

       Обливание для здоровых детей в летнее время можно начать без предшествующего обливанию обтирания. Первоначальная температура воды должна быть 39°, затем через каждые три дня можно снижать её на 1—2°, В теплые дни обливание делать на воздухе, в холодные-— в помещении.

       Очень благотворно на организм ребенка влияет душ. Температура воды при принятии его должна быть для детей 1—2 лет 36—37° (затем снижается до 28°), а для детей 3—7 лет — от 26 до 18°.

       Лучшим видом гидропроцедур является купание. Купание следует начинать при установившейся погоде, лучше всего при температуре воды 23—24°. Место для купания должно быть чистым, дно ровным. Купаться нужно один раз в день. В воде находиться 5—8 минут. После купания докрасна растирать тело и теплее одеваться. Лучшее время для купания между завтраком и обедом, спустя 1—2 часа после еды, или после дневного сна (с 4 ч. 30 мин. до 5 ч.).

        Водные процедуры широко применяются не только как средство для закаливания, но и как метод лечения при неврозах.

 В нашей стране, как и во многих других, накоплен достаточный опыт по обучению плаванью грудных детей.

       Плаванью можно обучать ребенка с трехнедельного возраста. В этом возрасте дети легче адаптируются к воде. В ходе обучения плаванью ребенок выполняет все упражнения с помощью взрослого.

       Плаванью можно обучать в специальном бассейне или дома в ванне. Плаванье является не только закаливающей процедурой, но способствует совершенствованию двигательных умений и определенным образом воздействует на психику. Необходимо, чтобы пребывание в воде не вызывало у ребенка никаких неприятных ощущений, а напротив, способствовало положительным эмоциям — чувству радости, удовольствия. Необходимо, чтобы температура воды в ванне была в течение первых 5—6 занятий 37,5—37°, затем постепенно ее можно снижать и к 20—25 занятию довести до 34°. Продолжительность первых занятий 5—10 мин., последующих—-25— 30 мин.

       Занятия с ребенком плаваньем требуют не только сосредоточенности от взрослого, но и умения, которому следует специально обучаться. При плаванье ребенка в ванне или бассейне должны соблюдаться необходимые санитарно-эпидемиологические требования, которые бы позволили избежать возможные заражения и заболевания ребенка.

       Следует к этой закаливающей процедуре подходить индивидуально и под тщательным медицинским контролем. При неумелом обучения детей в раннем возрасте плаванью может нарушаться правильное расположение органов, а также могут возникать аномалии в костно-мышечном аппарате. Следовательно, обучение плаванью в этом возрасте должно вестись с большой осторожностью.Специальным видом закаливания является гимнастика, которая воспитывает в человеке умение владеть своим телом, своими движениями. Гимнастика укрепляет организм, способствует улучшению дыхания, кровообращения и даже пищеварения.

       Когда встанет вопрос о переходе от закаливания к систематическим занятиям физкультурой, то необходимо будет обратиться за советом к врачу и методисту по физкультуре, они помогут учесть слабые и сильные стороны физического развития вашего ребенка и предложат ему самый подходящий вид спорта.

                  Питание детей в детском саду.

Многие родители, отдавая малыша в детский садик, задаются вопросом питания: удовлетворяет ли меню садика потребности растущего малыша, что делать, если у вашего ребенка пищевая аллергия. Все детские дошкольные учреждения готовят детское питание с соблюдением строгих норм, утвержденных министерством образования и Минздравом. Детские сады ни в коем случае не могут отступить от этих норм, а, следовательно, вы можете быть спокойны – ваш ребенок получит все необходимое.

                      Нормы питания детей.

Меню детского садика по установленным нормам имеет тщательно просчитанную энергетическую ценность. Например, дневная норма для ребенка младше трех лет составляет 1540 ккал, а старше трех лет – 1900 ккал. Именно, исходя из этих цифр, и подбирается меню в детском садике. Первым делом в детском садике ваш малыш получит завтрак – вероятнее всего он будет состоять из молочной каши, бутерброда со сливочным маслом и сыром, чая или какао. Чуть позже по распорядку следует второй завтрак, на который обычно дают либо фруктовый сок, либо фрукт. Обед – самая важная трапеза, которая состоит из полноценного первого, второго с гарниром, свежего салата, ну и, конечно, сок или компот в качестве третьего. После сна детки обычно полдничают – чаще всего на полдник в саду дают компот или кефир с булочкой. Меню частных и государственных детских дошкольных учреждений существенно не отличается друг от друга. В большинстве случаев детей кормят полноценно и качественно. Важно отметить одно из правил, по которому детей не могут кормить одним и тем же блюдом чаще, чем один раз в двадцать дней. Вот почему рацион детей в детском саду довольно разнообразен.

            Меню для детей-аллергиков.

Если ваш ребенок аллергик, то желательно не отдавать его в садик ранее 4 лет, то есть до тех пор, пока не будут выявлены все аллергены. Если вы вынуждены отдать малыша-аллергика в детский сад, то обязательно предупредите медсестру и воспитателя об аллергии, и продуктах ее вызывающих. Персонал будет следить за тем, чтобы ваш ребенок не употреблял аллергенов. Вносить изменения в меню, конечно, никто не будет, но, если, например, у вашего ребенка аллергия на морковь, а она есть в супе, то ему просто не достанется суп. Здоровые дети не знают проблем с питанием, и меню детского сада их вполне удовлетворяет. А, смотря друг на друга, ребята с аппетитом кушают все предложенное, а, значит, и получают все необходимые питательные вещества.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ / Речевые нарушения у детей

Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Задержка речевого развития малыша беспокоит родителей, и, пытаясь решить эту проблему, они обращаются к разным специалистам, как правило к педиатрам или невропатологам. Врачи назначают чаще всего медикаментозное лечение. Помните: в таких ситуациях эффективную помощь малышу может оказать и логопед - специалист по ранней детской коммуникации.

Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов, нередко сочетающихся друг с другом.

Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы:

органические приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);

функциональные препятствуют нормальной работе речевого аппарата.

1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ

Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода. Причины ее могут быть разными: гестоз (токсикоз), нефропатия (более тяжелая стадия гестоза), угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).

Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).

Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьезные отклонения в развитии ребенка (глухота, слепота, умственная отсталость, пороки сердечно-сосудистой системы).

Цитомегаловирус на ранних стадиях беременности приводит к гибели плода. Если беременность сохраняется, вирус нарушает развитие плода. Вирусный гепатит может вызывать различные аномалии развития плода на всех стадиях беременности.

Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота). Могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.

Несовместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество - непрямой билирубин. Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи.

Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) - недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).

Курение. Никотин, основной токсический ком понент табачного дыма, отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием замедляется транспортировка аминокислот от матери к плоду, поэтому малыш плохо прибавляет в весе (дефицит массы тела ребенка при доношенной беременности может достигать 300 г и более, причем он сохраняется в течение первого года жизни). У будущих мам, выкуривающих более 20 сигарет в день, рождаются гиперактивные малыши, таким детям зачастую труднее дается учеба.

Алкоголь и наркотические вещества. Если будущая мама злоупотребляет алкоголем и наркотиками, нарушается физическое и психическое развитие ее ребенка. У таких детей нарушена координация движений, снижен интеллект. Они растут медленнее, отличаются гипервозбудимостью. У них характерные черты лица: удлиненное лицо, низкий лоб, недоразвитый подбородок и ушные раковины; а также косоглазие.

Прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать, отдельные препараты можно использовать только по рекомендации врача.

Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). На ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода.

Ототоксические препараты. Антибиотики (стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.) и диуретики (фуросемид), а также аспирин и хинин становятся причиной развития врожденной глухоты.

Антикоагулянты непрямого действия (дикумарин, пелентан) быстро проникают через плаценту и могут вызвать у плода кровоизлияние в мозг и внутренние органы.

Антидепрессивные препараты (имизин, ами-триптилин) и транквилизаторы (сибазон, мепротан) на ранних сроках беременности приводят к интоксикации плода.

Неудачное прерывание беременности может стать причиной возникновения отклонений в развитии плода.

Работа на вредном производстве (повышенные физические нагрузки, контакт с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения, например ультрафиолетового, ионизирующей радиации) на ранних сроках беременности приводит к гибели плода или нарушению развития центральной нервной системы, органов зрения и кроветворной системы плода.

Стресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода.

2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.

Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.

3.НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины их могут быть разными: узкий таз матери, наложение щипцов на голову малышу (это делают, чтобы помочь ему появиться на свет).

Асфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные повреждения головного мозга.

Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например искусственная вентиляция легких более 5 дней.

Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.

Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить.

Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.

Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.

Прием ототоксических антибиотиков приводит к снижению слуха.

Малышу, который растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях, не хватает эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с мамой. Часто таких детей называют "трудными". В сороковых годах прошлого века появился термин синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где жили дети, родители которых погибли во время войны. Несмотря на хорошие бытовые условия, среди прочих проблем у детей отмечалась задержка речевого развития. Дело в том, что обслуживающий персонал не мог уделять каждому ребенку столько же внимания, сколько родная мама. А для того чтобы научиться говорить, малышу необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность задавать вопросы и получать на них ответы.

Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность), могут начать говорить позже своих сверстников.

Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).

Все маленькие дети подражают речи окружающих людей. Если ребенок общается с людьми с нарушениями речи, он может копировать неправильные варианты произношения некоторых звуков (например, Р и Л), темп его речи ускоряется. Известны случаи появления заикания по подражанию. Неправильную форму речи усваивает слышащий ребенок, которого воспитывают глухие родители.

Речь дошкольника еще не совершенна, и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. В этом возрасте выделяют несколько так называемых критических периодов развития речи: в 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.

В эти периоды увеличивается нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или так называемого "срыва" речи (заикание). Однако необходимо помнить об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Если родителям, специалистам удалось рано обнаружить проблему и своевременно оказать малышу квалифицированную помощь, ее можно значительно уменьшить и даже устранить.

На то, что "ребенок не говорит", жалуются родители детей разного возраста.

Отсутствие первых слов может беспокоить родителей годовалого малыша, особенно если это их первенец и у них нет возможности сравнить его речевое развитие со старшими детьми. Распространенное мнение о том, что ребенок должен начать говорить в год, не совсем верно. Исследователи детской речи говорят о вариативности границ речевого развития ребенка. Это значит, что у каждого малыша свой индивидуальный темп обучения. Первые слова могут появиться в возрасте от 9 месяцев до 1 года 3 месяцев, причем у мальчиков несколько позже, чем у девочек. Внимание!

Если в 2 года малыш не лепечет или не произносит ХОТЯ бы несколько слов" а в 3 года не говорит фразы - это серьезный повод для беспокойства.

Рассказывая о причинах задержки речевого развития, мы будем пользоваться общепринятой терминологией, которую вы можете встретить в литературе. Это означает, что при нормальном развитии интеллекта и хорошем понимании речи окружающих у малыша запаздывают сроки появления речи. Начав говорить, такой ребенок быстро догоняет своих сверстников. Как определить, что у малыша темповая задержка речи?

Ребенок хорошо понимает то, что ему говорят взрослые. Предложите крохе выполнить несколько заданий, они помогут узнать, насколько хорошо он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

Иди ко мне на ручки.

Принеси мне мишку.

Покажи на картинке машинку (зайчика, куклу и др.).

Еще один показатель - стойкая реакция на собственное имя. Закройте губы листком бумаги и назовите шепотом имя малыша. Он должен обернуться.

В 3 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

Посади куклу на стул (под стул, рядом со стулом).

Спрячь куклу за стулом.

Возьми книгу, подойди к столу и положи книгу на стол.

Принеси маме папину рубашку.

Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку.

У малыша хорошее слуховое внимание. Это значит, что он узнает и различает звуки окружающей среды, бытовые шумы (пение птиц, гудение автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), определяет местонахождение источника звука. Малыш различает голоса людей, звукоподражания голосам животным, показывает на картинке предмет, который вы называете.

В предшествующий период развития (в том числе и внутриутробный) на организм ребенка не воздействовали так называемые тяжелые вредоносные факторы. Темповая задержка речевого развития чаще всего возникает, если ребенок часто болеет, ослаблен, родители неправильно воспитывают его (например, почти не разговаривают с ним, игнорируют его, когда он хочет общаться).

Ребенок любознателен, проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира. Поскольку такой малыш не может задавать вопросы, чтобы получить нужную информацию, он часто подводит взрослого к интересующему его предмету, показывает на него пальцем, мимикой и интонацией демонстрируя свою заинтересованность.

Малыш использует другие способы общения (вокализации, жесты, мимика, интонация). Он хочет общаться с окружающими и старается привлечь их внимание, например тянет вас за одежду, поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету.

Ребенок с темповой задержкой развития речи может начать говорить совершенно неожиданно, без специального обучения, и в дальнейшем его речь развивается как у сверстников. Некоторые дети совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок языковым взрывом. Чаще всего это происходит летом, когда ребенок получает большое количество новых впечатлений, а его организм крепнет.

Однако многим детям нужен "пусковой толчок", чтобы они начали говорить. Таким стимулом могут стать игровые занятия в группе со сверстниками, которые уже умеют говорить, занятия по развитию речи у логопеда. Не стоит терпеливо ждать, когда ребенок заговорит самостоятельно. Лучше проконсультируйтесь со специалистами: они дадут вам полезные рекомендации, как преодолеть задержку развития речи ребенка.

Алалией называют полное или частичное отсутствие речи. Она возникает в результате повреждения речевых отделов коры головного мозга в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. У ребенка с алалией задержка развития речи не связана со снижением слуха или нарушением интеллекта. Однако без специального обучения такие дети не могут научиться говорить самостоятельно, некоторые малыши не начинают говорить вплоть до предшкольного возраста, а в редких случаях до более позднего времени. Если коррекционное обучение и лечение проводятся поздно (после 4-5 лет), у ребенка начинает отставать и интеллектуальное развитие, потому что запас его знаний об окружающем мире намного меньше, чем у говорящих сверстников.

При алалии нарушаются все стороны речевого развития ребенка: ухудшаются произношение, речевой слух и способность усваивать грамматические правила родного языка, резко уменьшается словарный запас и др. Малыш не усваивает правила функционирования всех подсистем родного языка, поэтому алалию называют системным расстройством речи. В зависимости от локализации (расположения) очага повреждения может быть нарушено развитие разных речевых зон головного мозга. Если поражены двигательные (моторные) зоны головного мозга, у ребенка отмечаются трудности порождения речи: он понимает обращенную к нему речь, но не говорит. Это так называемая моторная алалия.

Если повреждены сенсорные речевые зоны, отвечающие за восприятие и узнавание речи, ребенок плохо понимает обращенную к нему речь, в результате нарушается формирование собственной речи малыша. Такую форму алалии принято называть сенсорной. Чаще всего встречается смешанная форма - сенсомоторная алалия, при которой одновременно нарушаются и понимание речи и способность говорить.

При алалии может ухудшиться память и умение концентрировать внимание. Если не провести необходимое обучение и медицинское лечение, с возрастом увеличивается вероятность нарушения интеллектуального развития ребенка. Отсутствие речи может повлиять на характер малыша: появляется страх речи и даже речевой негативизм (нежелание говорить). Чем раньше начинается лечение и коррекционное обучение, тем лучше прогноз не только для речевого, но и для интеллектуального развития ребенка.

Под анартрией понимают отсутствие речи, вызванное поражением мышц или нервов, участвующих в произношении. Чаще всего это нарушение встречается при тяжелых формах детского церебрального паралича. Ребенок не может говорить, потому что у него повреждены отделы мозга, управляющие движениями мышц речевого аппарата: языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки.

Анартрия может сочетаться с другими речевыми нарушениями, например с алалией, что осложняет специальную коррекционную помощь и прогноз речевого развития малыша. Однако специалисты помогут найти способы, которые научат вашего малыша общаться с вами с помощью жестов, пиктограмм (рисунков-схем) или других доступных ему средств.

Польза прогулок на свежем воздухе

Свежий воздух действует на грудного малыша как эликсир роста и универсальное лекарство. Беспрестанно плачущий на прогулке волшебным образом затихает, упорно не желающий засыпать - на улице сразу же закрывает глазки. Ничего удивительного - ведь стремительно растущему организму и активно развивающемуся мозгу ребенка кислород необходим даже в большей степени, чем питательные вещества!

Чем больше, тем лучше!

Некоторые родители думают, что новорожденный ребенок слишком мал для прогулок. Это не так! Первый месяц жизни - очень ответственная пора. Малыш приспосабливается к автономному существованию в окружающем мире. Чтобы адаптация прошла успешно, ему жизненно необходим свежий воздух. Это вдвойне относится к детям, которые во внутриутробном периоде или во время родов перенесли кислородное голодание - гипоксию либо асфиксию, а также к плохо спящим, возбудимым, нервным или, наоборот, заторможенным, вяло сосущим, плохо прибавляющим в весе малышам.

Примите во внимание и такой факт: изучив состав воздуха современных жилищ, специалисты Государственного консультативного центра бытовой экологии пришли к неутешительному выводу - в домашней атмосфере содержится в 5 раз больше пылевых и микробных частиц, чем на самых оживленных столичных улицах. Если учесть, что в сутки малыш делает 22 тысячи вдохов, с каждым из которых в организм попадает в среднем 55 тысяч пылинок, ежедневно его дыхательная система пропускает через себя почти две столовые ложки пыли! А ведь пылевые частички, микроорганизмы, мелкие шерстинки, пыльца растений и отшелушившиеся клетки эпителия, которые мы вдыхаем, непосредственно соприкасаются с поверхностью легких, откуда вредные вещества проникают в организм в 20 раз быстрее, чем через желудочно-кишечный тракт, и при этом воздействуют на организм в 80 раз сильнее. Неудивительно, что каждый десятый ребенок страдает бронхиальной астмой, причем армия астматиков удваивается каждые 10 лет. Хотите вырастить здорового малыша - проводите с ним как можно больше времени на свежем воздухе!

Важные правила

В теплое время года начинайте гулять с ребенком в первые дни после выписки из роддома, в холодное - со второй недели пребывания дома.

Продолжительность первой прогулки - не более 10 минут летом и всего 3-5 минут зимой при температуре воздуха не ниже - 10°С.

В ясную теплую погоду время пребывании на свежем воздухе можно быстро увеличивать, доведя его практически до полного светового дня. Периодически поите малыша водой из бутылочки - маленькие дети склонны к обезвоживанию и испытывают чувство жажды гораздо чаще, чем взрослые.

В холодный сезон каждый раз оставайтесь с ребенком на улице минут на 5-10 дольше, чем во время предыдущей прогулки. К 3-4 месяцам малыш должен гулять 2-3 раза в день.

Бытует мнение, что зимой для прогулки достаточно одного часа. На самом деле гулять с ребенком нужно в 3-4 раза дольше - не меньше 4 часов в день!

Зимний воздух намного свежее и полезнее, чем летом на том же месте в тот же час. Он примерно в 1,5 раза богаче кислородом, в нем больше отрицательных ионов, которые тонизируют детский организм, укрепляют нервную систему, снимают колики в животе и расширяют бронхи. В холодное время года легко дышится еще и потому, что снег, говоря языком специалистов, обладает высокой адсорбирующей активностью - он как губка впитывает пыль, копоть, выхлопные газы, удаляя их из воздуха.

Зимой выносите ребенка на улицу сразу после кормления: дети лучше переносят холод, если перед прогулкой хорошо поедят.

В холодную погоду перед выходом из дома нанесите на открытые участки кожи малыша специальные средства. В таких известных косметических сериях, как "Наша мама", Sanosan, есть так называемые кремы для прогулок, в состав которых входят особые вещества, образующие на коже крохи защитный слой.

Прогулка отменяется

Если на термометре за окном холоднее - 10°С в первый месяц жизни малыша и -15°С в последующий период, пока крохе не исполнится год;

На дворе знойный полдень (больше 30°С в тени) - малыш может пере- греться и получить тепловой удар;

Сильный ветер - 15-20 метров в секунду и больше;

Гуляйте на здоровье!!!

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 Известно, что здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей.

Наше учреждение является детским садом компенсирующего вида и осуществляет всестороннее воспитание и обучение детей с приоритетным направлением физического и психического развития, а также оздоровление всех воспитанников. Поэтому так важно создание в ДОУ всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий, так как только здоровый ребенок может усваивать все то, чему его учат, справляться с предъявленными требованиями, быть активным, работоспособным и нормально развиваться. Для осуществления задач по максимальному оздоровлению детей в ДОУ осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию. В основе укрепления здоровья и формирования предпосылок здорового образа жизни лежат задачи, которые включают в себя:

организацию рационального режима дня, обеспечение необходимой продолжительностью сна в соответствии с возрастными потребностями;

 создание условий для оптимального двигательного режима;

 осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;

 полноценное питание;

 обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;

 создание атмосферы психологического комфорта.

Исходя из поставленных задач, составлен перспективный план развития ДОУ по совершенствованию системы физического воспитания и оздоровления детей. В нем отражена предстоящая деятельность с педагогическими работниками, детьми и родителями. Важным условием успешного физического развития и оздоровления детей является диагностическая работа врача, старшей медсестры,физинструктора. Они определяют исходные функциональные показатели здоровья ребенка и уровень его физической подготовленности. Полученные первичные результаты являются отсчетом для прогнозирования особенностей развития ребенка, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, учитывая индивидуальные особенности детей. Все эти данные записываются в индивидуальную карту ребенка.

 В своей деятельности мы ориентировались на требования государственных стандартов по обучению и воспитанию детей. Уходя от традиционной системы воспитания, мы ищем новые формы образовательного процесса. Опираясь на социально - оздоровительную технологию Ю.Ф. Змановского коллектив подходит творчески к реализации поставленных задач и модифицирует существующие программы в соответствии с конкретными условиями. В ДОУ создали хорошо оснащенный спортивный зал с физкультурным оборудованием и инвентарем. В группах с учетом возрастных особенностей оборудованы "Уголки здоровья". На территории детского сада имеются: спортивная площадка, "тропа здоровья".

Для проведения спортивных и подвижных игр, оздоровительного бега приспособлены тротуары вокруг ДОУ и свободные места. На групповых площадках нарисованы разнообразные "классики", "следы", "финиш", "старт", указатели направлений .

С учетом научной методики оздоровления и внедрения современных технологий разработан рациональный режим дня, в равной мере стабильный и одновременно гибкий, динамичный для детей. Он предусматривал их разнообразную деятельность в течение дня с учетом состояния здоровья и возраста при неизменности времени основных компонентов режима. Это создало условие для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития ребенка и давало возможность педагогам раскрыть их индивидуальные особенности и творческий потенциал.

Ежедневно во всех группах проводятся разные формы физического воспитания детей: утренняя гимнастика в спортивном, музыкальном залах или на улице, подвижные и спортивные игры в течение всего дня, занятия физкультурой, закаливание, оздоровительный бег, дыхательные и другие корригирующие упражнения. Кроме того, устраиваются дни здоровья, зимние и летние спартакиады. В то же время воспитатели постоянно обеспечивают своевременную смену видов деятельности и не допускают переутомления у детей, одновременно обеспечивая их высокий уровень двигательной активности в течение дня.

Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма ребенка. Как известно, оно способствует укреплению его здоровья и снижению заболеваемости, созданию условий и привычек здорового образа жизни. Закаливание осуществляется при соблюдении необходимых гигиенических условий и требований: свежий воздух, соответствующая температура воздуха в помещении и вне его и качество одежды. При проведении закаливания строго соблюдались следующие условия для ребёнка:

 он должен быть здоров в данный момент;

 находиться в комфортном состоянии

 Воспитатель организовывает проведение закаливания так, чтобы он видел и чувствовал состояние каждого ребенка, умел создать благоприятный психологический микроклимат. Нами используется щадящий метод закаливания: босохождение по массажным коврикам, ребристой доске, расположенными в разных местах группы. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма.

В летний период босохождение используется во время прогулок в отведенных местах на детских площадках при соблюдении температурного и временного режима соответственно возрасту. В летнее время используем плескательные бассейны с подключенной холодной и горячей водой. Это дало возможность поддерживать необходимую температуру воды для разных групп детей и явилось прекрасным средством не только для закаливания, но и поддержания эмоционально - положительного тонуса и оздоровления в целом. После сна под руководством воспитателя дети в постели выполняют дыхательную гимнастику в игровой форме, а в осенне-весенний период - точечный массаж под руководством воспитателя и старшей медсестры. Важным закаливающим средством являются прогулки. Они проходят с оптимальным двигательным режимом общей продолжительностью в течение дня не менее 4 часов, с обязательным использованием подвижных игр, упражнений циклического характера (прыжки, бег, пробежки с предметами и другое).

Особое значение в воспитании ребенка придавали развитию движений на занятиях по физкультуре. Исходя из возраста, времени года, места проведения (помещение, улица) нами использовались разные варианты по физической культуре: по традиционной схеме; состоящие из подбора подвижных игр разной интенсивности; занятия - тренировки основных движений; занятия - соревнования; ритмическая гимнастика - занятия и др.

Кроме занятий по физической культуре с детьми в ДОУ проводятся занятия по валеологии. На этих занятиях педагоги дают детям представление о строении собственного тела, назначении органов, что полезно и вредно для организма, прививают элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Все это оказывает большую роль в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своим поведением и эмоциями, регулировать свою активность. Знание воспитателями, детьми основ валеологии, гигиены и элементов медицины способствуют повышению эффективности занятий, проводимых в ДОУ и семье, физкультурно-оздоровительных мероприятий и исключают физические и психические перегрузки и переутомление у детей.

Для дошкольников, имеющих различные отклонения в здоровье и физическом развитии, созданы условия для оздоровления с учетом профиля заболевания. Так для детей с заболеванием плоскостопия, нарушением осанки организованы занятие лфк ,лечебный и оздоровительный массаж. Эти дополнительные занятия проходят под постоянным контролем старшей медсестры и физинструктора.

Оздоровление часто болеющих детей осуществляется по индивидуальной план - программе. В связи с этим используются: кварцевание, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, лечебный массаж .

Во время вспышки ОРВИ и гриппа используется аэрофитотерапия: пары пихтового масла, чеснок, лук. Они помогают очищать воздух и убивать микробы, вирусы.

В общей системе оздоровления особое внимание уделяли охране психического здоровья детей. В ДОУ созданы все условия для психологического комфорта и полноценного развития психических процессов у дошкольников. Психолог, педагоги и весь коллектив в целом так организуют деятельность детей и создают такую гамму положительных чувств и эмоций (упражнения на релаксацию в музыкальном сопровождении которые дают возможность положительно влиять на эмоциональный фон детей и их психическое здоровье.

В результате проведенной оздоровительной работы отмечено снижение в течение года процента часто болеющих детей, уменьшение общего количества заболеваний, пропуска по болезни детей, улучшение в целом эмоционально-психологической ситуации у детей.

Таким образом, применение комплексной системы воспитательно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении дает возможность при благоприятной работе персонала совместно с родителями и, опираясь на современные педагогические технологии успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей - будущего здоровья нации.

Коллектив детского сада компенсирующего вида №58 много лет работает по созданию эффективной системы реабилитации и оздоровления детей с ограниченными возможностями в здоровье. Создано современное образовательное пространство, это позволило нам реализовать задуманные планы, разработать и внедрить коррекционно-развивающую систему для детей, имеющих отклонения в развитии и создание  Центра здоровья как координатора оздоровительной работы в ДОУ.

 Было проведено анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в обла¬сти здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье;

 создание в детском саду и семье медико-социальных условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей (создание зон различных видов физической активности, использование закаливающих процедур, разнообразных массажей .

 участие медицинских работников, воспитателей и родителей в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;

проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима и т. д.;

ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду;

обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, массаж, разнообразные виды закаливания);

 вовлечение в работу семейных клубов по интересам: "Если хочешь быть здоров – закаляйся!”, "Красота и здоровье”, "В поход – всей семьей”, "Папа, мама, я – спортивная семья”;

 организация мероприятий по обмену опытом среди родителей (проведение фото, видеоконкурсов на лучший спортивный уголок в семье, интересных спортивных и подвижных игр с участием детей и взрослых членов семьи, конкурсов, викторин).

 Членами Центра являются старший воспитатель, медицинские работники, врач-педиатр, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и ЛФК. Председатель Центра – заведующий ДОУ. На проводимых Центром заседаниях планируется обсуждение следующих вопросов:

 организация воспитательно¬-образовательной работы с детьми в адаптационный период (оздоровительные и коррекционные мероприятия с детьми со сложной адаптацией);

 работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка;

система оздоровительной работы в детском саду;

 организация проведения сезонной профилактики простудных заболеваний;

 подготовка детского сада к летнему оздоровительному периоду, разработка программы (плана) летнего оздоровительного досуга детей;

 обсуждение результатов психо-диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста на готовность к обучению в школе;

 анализ заболеваемости детей;

разработка рекомендаций для родителей по оздоровлению дошкольников в семье;

работа по внедрению новых форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями;

 использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ;

результаты медицинских осмотров детей;

результативность работы педагогов-специалистов;

Анализ коррекционной работы с воспитанниками и др.

На заседаниях Центра обсуждаются результаты медицинских обследований детей врачами-специалистами с целью коррекции ранних отклонений в состоянии здоровья дошкольников и получения информации для последующей разработки содержания, форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с ними

Членами Центра в рамках дискуссионного клуба для родителей проводятся заседания с элементами практикума по вопросам физического воспитания детей: "Разнообразные виды двигательной активности ребенка”, "Охрана и укрепление здоровья в домашних условиях”, "Если хочешь быть здоров – закаляйся!”, "Часто болеет ребенок, кто виноват?”. Организованы практикумы по обучению родителей приемам и методам оздоровления детей: ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика.

Специалистами ДОУ разработаны консультации и памятки для педагогов и родителей по физкультурно-¬оздоровительной работе с дошкольниками:

 "Фитотерапия в детском саду и дома”;

 "Нетрадиционные методы закаливания детского организма”;

"Использование современного физкультурного оборудования (фитоболы, батуты, сухие бассейны, тренажеры и др.) в физическом развитии детей”;

"Гигиенический уход за ребенком-¬дошкольником”;

"Как правильно организовать занятия с физическими упражнениями дома”;

 "Дыхательная гимнастика для детей”.

Для педагогов, родителей и детей детского сада педагогом-психологом регулярно проводятся тренинговые занятия по сохранению и укреплению психического здоровья, организуются консультации.

В целях пропаганды здорового образа жизни среди детей, родителей, формирования интереса к физической культуре и спорту, во¬влечения их в деятельность спортивных клубов и кружков проводятся следующие мероприятия:

 праздники и развлечения: "Папа, мама, я – спортивная семья”, "Зеленая аптека”, "Друзья здоровья”, "Веселые старты”;

 семейные клубы по интересам: "Вместе весело играть”, "Спортивная семья”;

 недели

Овощи и фрукты для детей

 Разнообразие овощей, фруктов, ягод, зелени в рационе ребенка – во многом залог здоровья малыша.

Разнообразие овощей, фруктов, ягод, зелени в рационе ребенка – во многом залог здоровья малыша. Только эти продукты являются источником целого ряда полезных веществ, прежде всего, витаминов и минералов, крайне необходимых для нормального роста и развития ребенка.

Ягоды и фрукты – лучшие продукты!

Впервые они появляются в питании малыша в возрасте 4–6 месяцев.

При самом первом знакомстве ребенка с фруктами рекомендуется использовать традиционные для России яблоки и груши, относящиеся к продуктам с гипоаллергенными свойствами. Самыми последними вводятся цитрусовые и экзотические фрукты и ягоды.

Фрукты и ягоды предлагают детям первого года жизни в виде соков или пюре.

В питании детей старше года используются кусочки или дольки фруктов, после 2-х лет  детям можно предлагать целые фрукты.

В летнее время лучше всего использовать фрукты и ягоды, которые выращены на собственном участке – во многом это гарантия безопасности данных продуктов.

Предпочтение следует отдавать сезонным фруктам и ягодам. В зимнее время можно использовать замороженные, сушеные фрукты, а также различные консервированные заготовки из них (например, компоты).

Каждый из видов фруктов и ягод уникален, обладает присущими только ему свойствами и оказывает определенное действие на организм ребенка. Например, использование груши может приводить к замедлению работы кишечника у детей.

Слива, наоборот, обладает слабительным действием.

 Яблоко содержит витамины С, В1, В2, Р, Е, каротин и минералы (калий, железо, марганец, кальций), а также природные сахара, органические кислоты. Пектины, входящие в состав яблока, связывают в кишечнике токсичные вещества и способствуют их выведению из организма.

Груша, как и яблоко, относится к продуктам с гипоаллергенными свойствами. Груша богата витаминами С, B1, Р, РР, каротином  (провитамин  А), которые необходимы для гармоничного роста и развития ребенка.  Наличие дубильных веществ в груше позволяет рекомендовать ее при расстройствах кишечника.

Абрикос является известным источником такого минерала, как калий, который необходим для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы. В абрикосе много бета-каротина, который положительно влияет на зрение и необходим детям для правильного роста.

Персик также богат бета-каротином, который положительно влияет на зрение и защищает клетки организма от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Персик – источник витаминов (С, группы В, РР) и многих минеральных веществ (калий, магний, кальций, фосфор и т.д.).

Слива – источник органических кислот, необходимых для нормального пищеварения, витаминов (бета-каротин, РР), минералов (калий, натрий, магний, медь, марганец). Слива стимулирует двигательную работу кишечника, поэтому может быть рекомендована при наличии запоров у ребенка.

Бананы богаты калием, что благоприятно действуют на работу сердечно-сосудистой системы. Также банан – источник магния и витамина В6, укрепляющих нервную систему. По сравнению с другими плодами, более богаты растительным белком, крахмалом  и сахарами.

Черная смородина особенно богата витамином С. Благодаря отсутствию фермента аскорбиназы, пищевая ценность данной ягоды высокая. В других ягодах данный фермент присутствует. Из-за этого витамин С в процессе хранения разрушается. Черная смородина способствует повышению иммунитета. Она содержит натуральные антиоксиданты, защищающие клетки организма от неблагоприятного действия окружающей среды.

Вишня способствует улучшению аппетита, используется для профилактики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Вишня богата витамином С, который повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям. Благодаря высокому содержанию меди, эта ягода обладает успокаивающим действием.

Землянику в древних трактатах тибетской медицины называют царицей растительного мира. Она – источник минеральных веществ (железа, меди, марганца, хрома), витамина С и каротина. Земляника способствует улучшению пищеварения, помогает при анемии, улучшает работу сердечно-сосудистой системы, нормализует обмен веществ. Для детей, особенно ослабленных после болезни, земляника полезна как общеукрепляющее средство.

Клюква обладает способностью защищать мочевую систему от инфекций. Содержит много ценных веществ, в том числе антиоксидантов, защищающих клетки организма от повреждения и разрушения. Обладает противовоспалительным и жаропонижающим действием.

Черника – источник витаминов С, В1, В2, РР, каротина и различных микроэлементов, прежде всего марганца. Черника обладает противовоспалительным, спазмолитическим, мочегонным действием. Она содержит вещества, благоприятно действующие на зрение: снижается утомляемость глаз, улучшается острота зрения.

В питании ребенка можно использовать сухофрукты. Отличаются они от свежих продуктов более высоким содержанием минеральных веществ (калия, железа, магния) и пищевых волокон. Использовать их следует в ограниченном количестве, не чаще 2–3 раз в неделю, т.к. большие объемы могут привести к неблагоприятному действию на пищеварительный тракт ребенка. В рационе питания ребенка 1–1,5 лет рекомендуемое количество сухофруктов составляет 50 грамм в сутки, к 4-м годам этот объем постепенно увеличивается до 100–150 г.

Чтобы определить необходимый суточный объем фруктового (фруктово-ягодного) пюре для ребенка первого года жизни, следует возраст малыша умножить на 10.

Например, рекомендуемый суточный объем фруктового (фруктово-ягодного) пюре для ребенка 5 месяцев составляет 50 г, для ребенка 6 месяцев – 60 г и т.д.

Суточный объем фруктового (фруктово-ягодного) пюре для ребенка 10–12 месяцев составляет 100 граммов.

Незнакомый для малыша продукт предлагается постепенно, начиная с 1/2 чайной ложки, в утренние часы до кормления грудным молоком или искусственной смесью. В течение 7–10 дней этот объем доводится до необходимого количества.

При введении нового продукта ребенок должен быть здоров.

Храните зелень во влажной ткани, избегая хранения в полиэтиленовом пакете.

Вот так овощ!

Овощи могут присутствовать в рационе питания ребенка с 4–6 месяцев.

Первые продукты из овощей – овощные пюре. В питании ребенка первого года жизни рекомендуется использовать специальные детские овощные пюре промышленного производства. В случае, если родители готовят пюре самостоятельно, лучше использовать свежие овощи. При введении в рацион питания ребенка овощных пюре следует придерживаться тех же принципов, что и при введении фруктовых.

Каждый вид овощей имеет определенные особенности состава. Некоторые из них, как, например, кабачок, цветная капуста, капуста брокколи, используются в питании ребенка самыми первыми. Во многом это обусловлено гипоаллергенными свойствами данных продуктов. Остальные, например, морковь, тыква, вводятся в рацион питания малыша чуть позже.

Цветная капуста – источник таких витаминов, как В1, В2, РР и минералов – железа, кальция, калия, фосфора. Она особенно богата витамином С, который повышает сопротивляемость организма инфекциям и обладает антиоксидантным действием, т.е. защищает клетки организма от неблагоприятного действия окружающей среды.  Цветная капуста является источником пищевых волокон, необходимых для нормальной работы кишечника.

Брокколи – прекрасный поставщик в организм витаминов РР, K, U. Следует отметить, что в брокколи достаточно высокое содержание кальция, который необходим для формирования опорно-двигательного аппарата ребенка. Брокколи богата витамином С, который повышает сопротивляемость организма инфекции.

Кабачок легко переваривается в пищеварительном тракте ребенка и обладает гипоаллергенными свойствами. Поэтому он является одним из самых первых овощей, которые используются в рационе питания ребенка первого года жизни. Богат кабачок таким минералом, как калий, который нужен для нормальной работы сердечно-сосудистой системы.

Морковь – самый явный источник бета-каротина, он является предшественником витамина А, необходимого для нормального роста ребенка. Бета-каротин оказывает благоприятное действие на зрение. Богата морковь и ценными для организма пектинами, которые выводят из организма токсичные вещества.

Тыква содержит в 5 раз больше бета-каротина, чем морковь.  Пектиновые вещества, обнаруженные в тыкве в большом количестве, способствуют выведению из организма токсических веществ.

Зеленая, зеленая трава…

Лучше всего предлагать малышу свежую летнюю зелень. Зелень, которая продается в зимнее время (выращенная в парниках), не всегда имеет полезный для ребенка состав. В питании ребенка рекомендуется использовать типичную именно для вашего региона.

Только что купленную или сорванную с грядки зелень следует использовать сразу же.

Впервые в рационе малыша ее можно использовать в 8 месяцев, в очень небольшом количестве.

Петрушка богата такими минералами, как калий, кальций, железо, магний.

Является она и источником бетакаротина. Витамина С в петрушке больше, чем в лимоне.

Укроп содержит такие витамины, как С, витамины группы В, а также фолиевую кислоту. Отвар укропа эффективен при коликах у детей и как средство повышения лактации у кормящих грудью женщин. Именно на основе укропа изготовлены детские чаи, которые помогают ребенку справиться со вздутием живота.

Шпинат богат кальцием, железом, антиоксидантами. Отвар из шпината обладает слабительным действием. Появляется впервые в рационе питания ребенка в 8 месяцев.

Зеленый лук. Кладец витаминов (С, Е, группы В) и минералов (калий, кальций, фосфор). Лук обладает бактерицидными свойствами, способствует повышению сопротивляемости организма инфекциям.

Личная гигиена детей

Всем известно, что здоровье человека, заключается еще в раннем детстве. Огромное значение в укрепление и охране здоровья вашего ребенка принадлежит его гигиеническому воспитанию и обучению. Обучение детей правилам личной гигиены, является одной из главных задач родителей.

Личная гигиена – это содержание своего тела в чистоте.

Кожа защищает ребенка от болезней. Когда ребенок прыгает, бегает и ему становится очень жарко, на коже появляются капельки пота. Когда кожу долгое время не мыть, то на ней может накопится жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. Из-за этого кожа становится грубой, грязной и перестаёт защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью. Поэтому кожу надо мыть и за ней ухаживать. Приучите ребенка каждое утро умываться: мыть руки, лицо, шею и уши.

Следите за длинной ногтей и вовремя обрезайте их во избежания скапливания грязи под ноготочками. Делайте это регулярно раз в неделю. Если ребенок грызет ногти, попытайтесь отучить его от этой вредной привычки. Используйте горькие лаки, а для девочек можно порекомендовать простые рисунки на ногтях. Грызть такие ногти будет жалко.

Если ваш ребенок занимается в спортивной секции, то после каждого занятия необходимо принимать теплый душ. А купаемся с первых дней!

Теплый душ улучшает обмен веществ и очищает кожу. Также приучите ребенка умываться каждый вечер после прогулки и перед сном. Для умывания подготовьте мыло и полотенце. Полотенце лучше вешать на вешалку, а не накидывать себе на плечи, потому что при умывании на него могут попасть брызги и полотенце будет грязным и мокрым.

Умываться лучше в трусиках и майке или раздетым до пояса. Объясните ребенку, что сначала хорошо надо вымыть руки с мылом. Намыливая два раза с обеих сторон и между пальцами, затем хорошо смыть мыльную пену. Потом чистыми руками умыть лицо, шею и уши. Добавьте в умывание элемент игры и ребенок полюбит эту процедуру. Затем вытереть насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого члена семьи должно быть свое личное полотенце.

Уже в четыре года ребенок сам должен мыть руки, лицо, шею, уши и верхнею часть груди. После того как ребенок умылся, помогите ему хорошо растереться полотенцем до ощущения приятной теплоты.

Перед сном ребенку желательно еще мыть ноги во избежание появления потертости, опрелости кожи и грибковых заболеваний. Тщательно промывайте ребенку волосы, чтобы не накапливалось много кожного жира, грязи и ыли. После мытья их нужно тщательно расчесывать чистой расческой. А потом можно делать и красивые прически для детей.

Ребенок должен ухаживать и следить за чистотой зубов. Красивые зубы оставляют приятное впечатление. Помните, что уход за молочными зубами также необходим как и уход за постоянными зубами. Когда у ребенка начинают появляться молочные зубы, давайте ему кипяченую воду после каждого кормления, а детей постарше приучайте полоскать рот после еды. Приучите ребенка чистить зубы два раза в день утром и вечером.

У ребенка должна быть отдельная постель. Спать он должен в пижаме или ночной рубашке. Постельные принадлежности и детское постельное белье меняйте один раз в неделю. Выносите подушки и одеяла проветривать на воздух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Средства и методы закаливания ребенка

     Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы (воздух, солнце, вода). Воздух действует на организм своей температурой, содержанием влаги, движением части...

Эффективные средства и методы закаливания

«Закаляйся, если хочешь быть здоров!». С годами старый девиз не теряет своей актуальности. Еще древнегреческий врач Гиппократ, который является основоположником античной медицины, утверждал, что “холо...

Проект «Нетрадиционные средства и методы закаливания"

Обучение нетрадиционным средствам и методам закаливания, контрастных водных       ванночек для рук по методике В.А. Алямовской...

Консультация для родителей "Средства и методы закаливания ребенка"

Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы (воздух, солнце, вода). Воздух действует на организм своей температурой, содержанием влаги, движением частиц.Воздушное закаливание пре...

Консультация для родителей "Эффективные средства и методы закаливания"

Информация для родителей о о доступных и простых способах закаливания...