Здоровьесберегающие технологии
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

ЗАЯРНАЯ ОКСАНА ВАСИЛЬЕВНА

В ДАННОМ ДОКУМЕНТЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayarnaya.vystuplenie.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

МНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ГАРМОНИЯ» г.ТИХОРЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Методическая разработка по теме:

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ПСИХОГИМНАСТИКА» В

ГУМАНИТАРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СТУДИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «МАЛЫШОК»

Материал подготовила

педагог дополнительного образования

Заярная Оксана Васильевна

Тихорецк , 2016

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3  подгруппы:

1.Организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных (дискомфортных) состояний;

2.Психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой преподавателя на занятии, воздействием, которое он оказывает на обучающихся. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

3.Учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы с детьми после занятий, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий , в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу :

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ)  включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья обучающихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только обучающихся, но и их родителей, а также педагогов.

- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья детей.

От того, насколько работа каждого педагога отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния образовательного учреждения на здоровье обучающихся.  В работе отдельного педагога здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности обучаюшихся к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья.

 В своей работе, опираясь на программу «Психогимнастика» я стараюсь сформировать  интерес к своему предмету, устанавливая с детьми доверительные отношения, предотвращая тем самым возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально использую индивидуальные особенности обучающихся для повышения результативности их обучения в образовательном учреждении. Основой данной модифицированной программы является программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик» (под редакцией Н.Ю. Куражевой) - победитель Всероссийского конкурса программ комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста в 2003 году.

Как же строится мое  развивающее занятие и какие действенные методы помогают сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье дошкольника.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап. Создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2. Мотивационный этап. Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий; выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

3. Практический этап. Подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике.

4. Рефлексивный этап. Обобщение полученных знаний; подведение итогов занятия.

Каждое занятие начинается с ритуала приветствия (например, улыбаемся разными способами друг другу или ласково называем друг друга по имени). При этом создается положительный настрой и дети которые пришли на занятия с пониженным фоном настроения включаются в работу. Часто я спрашиваю детей, «Как прошел день? Что нового у них произошло?», и  дети с удовольствием рассказывают о себе, ведь всегда приятно когда тебя выслушают и поймут.

Не зависимо от того какова цель того или иного занятия, на каждом из них, дети развивают мелкую моторику при помощи:

-    рисования – это практическая часть урока, когда идет прорисовка своих эмоций или тематическое рисование.

- кинестических упражнений (пальчиковая гимнастика). Эти упражнения способствует развитию коры головного мозга и повышению интеллекта.

Целью каждого занятия является снятие телесного и эмоционального напряжения, при помощи :

- тренинга под релаксационную музыку;

- прослушивания музыкальных произведений на различные эмоции Например, если эта эмоция «грусть», то прослушивания соответствующего музыкального произведения сменяется прослушиванием «радостного» произведения. Таким образом дети учатся корректировать настроение.

Особое удовольствие доставляет детям психогимнастические этюды. Автором данной методики является Чистякова М.И. Это оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обобщая свой многолетний опыт, автор предлагает курс специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений; дает методические указания по проведению этих занятий. В своей книге, автор указывает, что эта методика предназначается для детей у которых чрезмерная утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость и т. д.  Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту (ребенок формирует навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок; выражая свои эмоции учится корректировать при помощи педагога-психолога свои поведенческие реакции).Например, стихотворение «Король Боровик не в духе» (автор В.Приходько).

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе;

Короля покусали мухи.

Кроме этого ряд занятий, посвящен обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни. Я говорю  о том, как полезно бывать на свежем воздухе, есть полезную еду, закаляться.

Практически на каждом своем занятии я говорю и о личной безопасности, т.к. изучив свои эмоции и эмоции других людей, дети учатся отличать «хорошее» от «плохого», а значит сохранят свое здоровье и жизнь.

В своей работе я пользуюсь следующей  методической литературой:

1.Богуславская Н.Е.,Купина,Н.А. Веселый эти-кет.Екатеринбург:ЛИТЕР,2012.- 192с.

2.Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - Спб.: Речь, 2014. – 320с.

3.Калинина Р.Р.Тренинг развития личности дошкольника.-СПб.:АРКТИ,2010.-48с.

 4.Чистякова М.И.Психогимнастика.-М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ,2010.-160с.

5.Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. –    М.:АСТ: Астрель, 2010. – 127с.

6.Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекоменда-ции.  – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96с.

          7.Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет/Н.Ю. Куражева. -  Спб.: Речь, 2014.- 160с.

А также аудио дисками и наглядным пособием (игрушки,тематические картинки,плакаты и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...