Главные вкладки

    Семинар - практикум : "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
    методическая разработка на тему

    Жильцова Ирина Викторовна

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

    «Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста»

     

    Из википедии: Рефлексия – возврат назад.

       Термин ввёл классик природосообразной педагогики Джон Локи, который дал такое определение рефлексии: «Наблюдение ума за своей собственной деятельностью»

    Цель: проверить усвоение материала, провести анализ с выявлением причин, приведших к данной ситуации, результату.

    Рефлексия – ретроспективная оценка занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – нет, хорошо-плохо) и смысловом (почему это важно) .

    Рефлексия - это технология, на каждом занятии важно узнать, что, в какой мере понравилось ребёнку, было ли интересно, трудно, легко, ново.

    Обычно задают словесный вопрос, но более  интереснее вернуться к своей деятельности и оценить её картинкой, графикой, в игровом упражнении …

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_refleksii_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx25.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

    «Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста»

     

    Из википедии: Рефлексия – возврат назад.

       Термин ввёл классик природосообразной педагогики Джон Локи, который дал такое определение рефлексии: «Наблюдение ума за своей собственной деятельностью»

    Цель: проверить усвоение материала, провести анализ с выявлением причин, приведших к данной ситуации, результату.

    Рефлексия – ретроспективная оценка занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – нет, хорошо-плохо) и смысловом (почему это важно) .

    Рефлексия - это технология, на каждом занятии важно узнать, что, в какой мере понравилось ребёнку, было ли интересно, трудно, легко, ново.

    Обычно задают словесный вопрос, но более  интереснее вернуться к своей деятельности и оценить её картинкой, графикой, в игровом упражнении …

     

             Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности.

            Ребенок может быть активен, если осознает цель деятельности, её необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

           

        Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях  является этап рефлексии. 

     

            Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

            Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

     

     Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

     

            Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.

            Вообще-то рефлексия – это не просто перематывание назад, как в видеомагнитофоне, событий прошедшего, так как по целям, задачам и способам ее организации существуют разные виды рефлексии. При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

    • физическую (успел – не успел);
    • сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
    • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
    • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

    Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

          Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

    • РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
    • РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
    • РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

           Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

         Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). 

          Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно  объяснить словами.        

    «Дерево творчества»

    По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

    Плоды – дело прошло  полезно, плодотворно;

    Цветок – довольно неплохо;

    Листики – не совсем удовлетворён днём.

     

     «Светофор»

    Дети сигналят карточками:

    Зелёной – побольше таких дел,                поучительно,

    Жёлтой – понравилось, но не всё,                интересно,

    Красной – дело не понравилось,                скучно.

    «Солнышко»

    Моё настроение похоже на:  солнышко, солнышко с тучкой, тучку,

     тучку с дождиком, тучку с молнией…

     «Ёлочка настроения»

    Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

     

     «Моё состояние»

    Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

                                                            Комфортно

                                    Уверен в своих силах

                            Хорошо

                    Плохо

    Крайне скверно

     

    «Цветик-многоцветик»

    Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

     

    «Сказочное дерево  (поляна)»

    Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).

    Воспитатель договаривается с детьми  о значении цветов или размеров этих предметов.

     

    «Почта»

    В конце занятия детям предлагается нарисовать  мини-письмо с пожеланиями друг другу/ отзывом об игре или занятии.  «Почтальон» или дежурный  разносит письма по адресам.

     

               Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий.

     

           Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

     

    Эффективен прием незаконченного предложения (клеше),  пословицы,  подбора афоризма,

    рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания: Я не знал… - Теперь я знаю…).

               Обычно в конце занятия подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность,  увлекательность и полезность выбранных форм работы.

       Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

    сегодня я узнал…

    было интересно узнать…

    было трудно  выполнять…

    теперь я могу ..

    я научился…

    у меня получилось…

    я смог…

    я попробую сам…

             

              Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе.

     

        Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.

     

          Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

     

          Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). 

        Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

     

            Во время рефлексии ребёнок отвечает сначала на простые вопросы:

     

     Что он делал или что происходило?

     

    Что он чувствовал при этом?

     

    Как  он участвовал в том, что происходило?

     

    Какие при этом испытывал трудности? и т.д.

     

            Потом вопросы усложняются, заставляют его задумываться о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достигает положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это не всегда удается.

           На ответах на эти вопросы уже можно строить размышления о целях данной работы, о способах и этапах ее реализации, что приводит, в конечном итоге, к пониманию и проявлению своих ценностей и нравственных ориентиров.

    ВМЕСТО   ЗАКЛЮЧЕНИЯ

    Образовательная деятельность  представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей – предметной и рефлексивной.

            Важным фактором, влияющим на эффективность использования рефлексии в обучении, является многообразие ее форм, соответствующих возрастным и иным особенностям детей.

           Начинать обучение рефлексии необходимо уже с предшкольного  возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

           Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности.

              Однако процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

             Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

    Примеры рефлексии для детей дошкольного возраста.

    ( памятка  для  воспитателя)

       Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия – анализ детьми собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.

         Самый простой способ провести рефлексию – спросить у ребёнка: «Чего ты хочешь?» или «Чего ты хотел, когда делал то-то и то-то?».

    ПРАВИЛА  РЕФЛЕКСИИ:

        -Рефлексия не должна доставлять ребёнку внутреннего дискомфорта. Он говорит то, что думает.

    - Педагог и сверстники не должны оценивать его в этот момент.

    - Подобный самоанализ может быть организован только на принципе добровольности.

          Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

          Рефлексия может быть построена  в игровой форме, тогда она составляет содержание специально организованной деятельности.

    Вот некоторые примеры рефлексии:

    1.«Солнышко и тучки».

    На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и синие тучки. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; тучки – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.  

    2. «Яблоня».

     На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

    3.«Человечки настроений».

     Детям раздаются по 3 карточки человечков: улыбающегося, спокойного, грустного. Проводится рефлексия в начале занятия: покажите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. В конце занятия проводится повторная рефлексия: покажите ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.

    4.«Багаж знаний».

    На доске прикрепляются картинки чемодана и мусорной корзины. Детям раздаются карточки разного цвета и задаются вопросы: Вам понравилось занятие или нет? Узнали что-то новое или нет? Понравились задания или нет? И т.д. Если ответы детей положительные, то карточки прикрепляют на чемодан. Если отрицательные – то к мусорной корзине.

    1. «Карточки или оцени себя»

    Детям раздаются карточки трёх цветов – красного, жёлтого, зеленого. В конце занятия педагог просит учащихся поднять ту карточку, которая покажет на сколько выполнено задание: зелёная карточка – работа выполнена полностью, ошибок нет, аккуратная; жёлтая карточка – работа выполнена не полностью, есть небольшие ошибки; красная карточка – работа выполнена не аккуратно, есть ошибки. Затем дети объясняют свой выбор. Таким же способом можно оценить работу товарища ( этот способ применять ОСТОРОЖНО: возможны конфликтные ситуации, если в группе  есть дети с неадекватной самооценкой!)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация: "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

    Рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника....

    Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

    Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...

    Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

          Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.        Обязательным у...

    Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

    Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста         Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. ...

    Семинар-практикум «Развитие памяти у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи».

    Педагогам представлен мастер-класс по играм на развитие памяти  дошкольников с учетом лексических тем....

    Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

    Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности.  ...

    Сообщение для педагогов ДОУ на семинаре - практикуме "Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность". Уровень ДОУ 2018г.

    27 ноября 2018 года в МДОУ № 51 прошёл семинар-практикум "Театрально-игровая деятельность в детском саду". Музыкальный руководитель нашего детского сада, Кочергина Татьяна Дмитриевна выступи...