Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
методическая разработка

Ивашова Татьяна Николаевна

В силу наметившийся в последние годы устойчивой тенденции ухудшения здоровья детей, увеличения количества детей дошкольного возраста с нарушением психического и речевого развития,   особенно актуально использование здоровьесберегающих технологий  для детских садов, первоочередной задачей работы которых является  укрепление здоровья детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе детского сада

Подготовила:

Старший воспитатель Ивашова Татьяна Николаевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе детского сада

Данные методические рекомендации разработаны для педагогов муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад и содержат рекомендации по работе с детьми в дошкольном учреждении

Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ

Существуют разнообразные формы и виды детской деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил  в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

         Так как одним из основных направлений образовательной программы дошкольного образования  в соответствии ФГОС ДОУ является обеспечение здоровья детей, в том числе посредством введения новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения  к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, использование здоровьесберегающих технологий очень актуально.

В силу наметившийся в последние годы устойчивой тенденции ухудшения здоровья детей, увеличения количества детей дошкольного возраста с нарушением психического и речевого развития,   особенно актуально использование здоровьесберегающих технологий  для детских садов, первоочередной задачей работы которых является  укрепление здоровья детей.

Осознавая  актуальность  этой проблемы требуется  найти наиболее интересные для детей формы оздоровительной работы. Сформировать у воспитанников навыки самостоятельности в поиске интересных знаний о здоровье человека. Такая работа возможна только в тесном контакте с родителями и детьми, поэтому активные участники этого процесса – родители.

   

Основной целью этой работы является воспитание и развитие культуры здоровья у всех участников воспитательного процесса. Основные задачи – воспитание у детей стойкой потребности в здоровом образе жизни, улучшение психического и физического здоровья детей.

  Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий является их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и, как частный вариант, готовность ребенка легко адаптироваться к  школьным нагрузкам.

Ожидаемые результаты:

  • снижение уровня заболеваемости;
  • создание условий для полноценного физического развития ребенка в ДОУ;
  • осмысление ребенком ценностей собственного здоровья и умение  использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • повышение уровня компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников;
  • обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка к школе в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Виды здоровьесберегающих технологий

Работа по использованию здоровьесберегающих технологий выстраивается по следующим направлениям: физкультурно-оздоровительное, коррекционно-профилактическое, просветительно-обучающее.

Остановимся на используемых технологиях. Что же собой представляют   физкультурно-оздоровительные технологии? Это:

  • закаливающие процедуры - воздушное закаливание, хождение по «дорожкам  здоровья», хождение босиком, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе выполнение гимнастики после сна, обширное умывание, закаливание солнечное и воздушное (эти режимные моменты сопровождаются различными стихотворениями, пословицами и т.д.).

  • активизация двигательного режима (создание необходимой развивающей среды, обеспечение двигательного режима детей атрибутами и пособиями, проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр      с движениями в свободной деятельности).

  Физкультурно-оздоровительные технологии неразрывно связаны с созданием развивающей среды. Среда должна быть интересна и многофункциональна в использовании, обеспечивать безопасность жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию детского организма, а также удовлетворять врожденную потребность детей в движении.  Она также является важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника. Спонтанные занятия в физкультурных  уголках помогают детям снять агрессивность, напряжение, негативные эмоции, повысить интерес к своему здоровью.

Очень эффективно использование оздоравливающих технологий в разных видах детской деятельности (точечный массаж, пальчиковая      и артикуляционная гимнастика, дыхательная и звуковая  гимнастика, массаж БАТ) которые,  стимулируют работу мозга и повышают общий тонус детского организма. Целесообразность использования, данных методик  в следующем:  нестандартный материал, при помощи которого проводятся занятия, интересен детям; сам массаж легок в исполнении и доступен детям дошкольного возраста; массаж этих точек не требует специальных медицинских знаний. Наиболее доступными у детей являются биологически активные точки, расположенные на кистях рук, спины, поэтому, акцент делается именно на этих частях тела.  

          Старайтесь наполнить жизнь детей движением и в повседневной жизни. Ежедневно организуйте пальчиковые игры, так как они позволяют удовлетворить потребность в движении не только крупных групп мышц, но и более мелких (пальцев рук). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.  Гимнастика для пальцев рук действительно развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. Так же можно использовать пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях, в утренний отрезок времени, в играх вместе с детьми подбирайте различные предметы, с которыми можно выполнить разнообразные упражнения: пробки, счётные палочки, пуговицы, платочки и так далее. Это активизирует и заинтересовывает ребят. Используйте в работе с детьми элементы ароматерапии. Натуральные природные ароматы положительно воздействуют на нервную систему и головной мозг.

    Коррекционно-профилактические технологии: 

  • упражнения и игры профилактического и коррекционного характера;
  • коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушения осанки;
  • профилактическая  работа с детьми по предупреждению плоскостопия;
  • индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движения.

 Они дают возможность успешно решать имеющиеся проблемы каждого ребенка, помогают выработке у каждого воспитанника необходимых именно ему навыков и умений.

       В целях профилактики различных заболеваний (плоскостопия, нарушения осанки, заболеваний органов зрения, слуха, простудных заболеваний) используйте в работе с детьми разнообразные упражнения.  Например, детям очень нравится комплекс упражнений «Гимнастика маленьких волшебников».  Основными целями проведения этих игровых упражнений являются:

  •  соблюдать профилактика простудных заболеваний;
  • проводить закаливание детей;
  • подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими;
  • учить освобождаться от стрессов, перенапряжения;
  • прививать необходимые умения проведения точечного массажа.

Приложение № 1

Просветительно-образовательные технологии:

              Большая роль в пропаганде здорового образа отводится взаимодействию с семьями воспитанников.  В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей, разрабатывается система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример педагога. Консультационный центр по формированию культуры здорового образа жизни «Будь здоров, малыш» состоит из следующих тем:

  • «Как устроен человек»  (направлен на изучение и диагностику ребенка, ознакомление детей с доступными знаниями о человеке и его здоровье);
  • «Гигиена? Непременно!» (ориентирован на овладение детьми правилами гигиены);
  • «Ох, коварные сестрички эти вредные привычки» (дает детям понимание недопустимости появления вредных привычек);
  • «Изучаем не напрасно, что полезно, что опасно» (содержит знания об опасных ситуациях, вырабатывает у детей навыки безопасного поведения);
  • «Учимся сами и вы рядом с нами» (формирует поведение, ведущее к психологическому и физическому здоровью).

Очень важно сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела); помочь им создать целостное представление о своём теле; научить слышать и слушать свой организм; осознать самоценность своей жизни и ценность жизни другого человека; формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; воспитать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

  Большое значение имеет оборудованные совместно с родителями и детьми физкультурно-оздоровительные зоны, которые включают в себя не только спортивный инвентарь, но и нетрадиционное оборудование, сделанное руками родителей, иллюстрации, дидактические игры, тренажёры для развития дыхания, формирования правильной осанки. Родители вовлекаются в совместные мероприятия и проекты.  В следствии повышается уровень компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Заключение

        Реализуя здоровьесберегающие технологии через партнерскую деятельность: с медицинским работником, старшим воспитателем, психологом, логопедом, музыкальным руководителем, хореографом. Это позволяет комплексно подходить к решению проблемы здоровья детей и тем самым обеспечивает:

  • единый подход к сохранению и укреплению здоровья ребенка; осуществление мониторинга состояния здоровья детей в ДОУ;
  • организацию медико-педагогического контроля за проведением оздоровительной педагогической работы в ДОУ;
  • осуществление просветительной работы среди педагогов и родителей по проблеме здоровья дошкольников.

      Единственно правильный путь к сохранению и укреплению здоровья детей – знать самим и творчески применять эти знания, учитывая индивидуальные особенности ребенка.  

 Литература

1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014г.

  2.  «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе». М.: Илекса, Народное образование; Ставропольсевисшкола, 2006г.

3.. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.

Приложение № 1

Гимнастика

  1. «Потягивание! Выполняется лежа. Тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх вдоль туловища на выдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ИД-Д-А». Это должно вызвать чувство удовлетворения от растяжки мышц (происходит прочистка левого энергетического канала)

Тянем правую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх, вдоль туловища на выдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим «ПИНГАЛЛА» (происходит прочистка правого энергетического канала)

          Тянем обе ноги пяточками вперед и двумя руками вверх вдоль туловища. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ШУСУМНА» (прочистка центрального энергетического канала)

  1. «Массаж живота». (Скульптор замешивает глину). Поглаживание живота по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.
  2. «Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная» (воспитывает бережное отношение к своему телу, учим любить себя).
  3. «Заводим машину». Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки».
  4. Ставим пальчики на середину и вращательными движениями по часовой стрелке заводим машину со звуком: «Ж-Ж-Ж». затем то же против часовой стрелки. Воздействуем на точку между грудными отделами со звуком: «ПИ» (сигнал, что машина завелась).
  5. «Лебединая шея». Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длиной, красивой шеей лебедя.
  6. Игра «Буратино». По за сидя на ковре. Лепим красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик. При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи. Упражнение дает терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника.
  7. «Чебурашка» Поза та же. Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины, лепим ушки внутри по бороздкам 9воздействуем на точки кишечника, выходящие на ушные раковины). Растираем за ушами, «промазываем глину», чтобы ушки не отклеивались.
  8. «Улучшаем осанку» встать вплотную к стене, стопы сомкнуть, живот втянуть, гола касается стены, глаза закрыты, затем походить с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот подтянут (укрепление мышц спины и брюшного пресса).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...