Упражнения и физкультминутки для детей с нарушением зрения.
консультация на тему

Степанова Лариса Алексеевна

Зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения и физкультминутки для детей с нарушением зрения

   Наше дошкольное учреждение смешанного типа, куда поступают в основном дети с амблиопией и косоглазием, некоторое количество слабовидящих детей и незначительное количество слепых.

   ДОУ для детей с нарушением зрения работают по специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей их познавательной деятельности, двигательной сферы.

   Содержание обучения и воспитания направлено на решение общих и специальных задач формирования знания, навыков, умений, обеспечивающих слепых, слабовидящих и детей с амблиопией и косоглазием успешное поступление в школу. Специальные программы разработаны на основе программы воспитания и обучения в детском саду.

   Наряду с этим ведены специальные разделы по размещению зрительного восприятия и формированию предметных представлений; социальной адаптации и ориентировке в пространстве; развитию осязания, слухового восприятия; лечебной физкультуре, ритмике, коррекции речи.

   Целью данных учреждений является обеспечение лечения, возможного восстановления зрения и предупреждение ухудшения его состояния, а также создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания. С целью предупреждения, выявления вторичных отклонений при раннем выявлении нарушений зрения и преодоление, ослабление или устранение недостатков в познавательной деятельности, физических отклонений некоторых нежелательных личностных качеств детей с нарушением зрения.

   Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения работают по специальной программе построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личностей.

    Наше ДОУ работает по  Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Коморовой, М.А.Васильевой и  по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV (слабовидящие) вида для детей с нарушением зрения (Новичкова И.В., Плаксина Л.И., Подколзина Е.Н….).

    Важнейшим условием жизнедеятельности детей с нарушением зрения в условиях специального ДОУ соответствие учебных нагрузок психофизиологическим особенностям детей.

     Обучение детей направлено на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у детей с нарушением зрения недостатков развития обусловленных степенью и характером зрительных нарушений.

Говоря о физкультминутках, хотелось бы отметить следующее:

1. В предложенных физкультминутках дети прослеживают движения рук, траекторию полета насекомого, имитируют различные виды движений, учатся ориентироваться в пространстве.

2.Во время проведения физкультминуток необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием их воображения, фантазии. Дети могут свободно двигаться по комнате.

3.Возможны различные варианты проведения: полностью, по частям, с определенными атрибутами.

4. Данные физкультминутки можно проводить с детьми  различных возрастных групп.

"Дождик"
Капля первая упала - кап!
(сверху пальцем показывают траекторию ее движения)
И вторая пробежала - кап!
Мы на небо посмотрели,
(то же самое)
Капельки кап - кап запели,
Намочились лица.
Мы их вытирали. (
вытирают лицо руками)
Туфли - посмотрите - (
показывают вниз и смотрят)
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем (
движения плечами)
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим.
Под кусточком посидим. (
приседают)

"Самолет"
Пролетает самолет, (
смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом)
С ним собрался я в полет,
Правое крыло отвел, (
отводят руки по переменно и прослеживают взглядом)                          Поглядел
Левое крыло отвел,
Поглядел.                                                                                                                                                             Я мотор завожу   И внимательно гляжу.  (
Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом).                                                                                                             Поднимаюсь ввысь, лечу,   Возвращаться не хочу. (Встают на носочки и выполняют летательное движение)

"Прогулка в лесу"
Мы отправились гулять.    
Шагают на месте
Грибы - ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, (
смотрят вверх)
Вот грибок растет на пне, (смотрят вниз)
Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх)
Ежик под кустом шуршит.(
смотрят вниз)
Слева ель растет - старушка, (смотрят вправо)
Справа сосенки - подружки. (
смотрят влево)
Где вы, ягоды, ау! (
повторяют движения глаз)
Все равно я вас найду! (влево - вправо, вверх – вниз).

«Жук»
К журавлю жук подлетел,
Зажужжал и запел «Ж-ж-ж. »
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж. »
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно—
Хлоп-хлоп-хлоп,
Чтобы улететь он смог.
«Ж-ж-ж. »

«Тишина"
Мы устали все чуть - чуть.
Предлагаю отдохнуть.
Отдыхайте наши уши
Тишину мы будем слушать.
И глаза мы закрываем,
И они пусть отдыхают.
В тишине представить море,
Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна,
А в округе тишина.
Наши глазки так устали,
Мы писали, рисовали,
Встанем дружно по порядку,
Сделаем для глаз зарядку.
Ночь. Темно на улице.
Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
А теперь всем вместе нужно
Поморгать глазами дружно.
Вправо - влево посмотрите,
Вниз и вверх все поглядите.
Отдохнули? Хорошо.
Повторяем все еще.

«Чудеса» 
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
Закрывают оба глаза.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Глазами рисуют букву о.
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Глаза смотрят вправо- влево.
Глазами смотрят вверх, вниз.


«Заяц»
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
Ай – да, заинька, умелый! Глазками моргает.
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
Смотрят вверх.
Глазами смотрят вверх – вниз, вправо – влево.
Моргают глазками.
Глазки закрывают.


«Белка»
Белка дятла поджидала,
Гостя вкусно угощала.
Ну – ка дятел посмотри!
Вот орехи – 1,2,3.
Пообедал дятел с белкой
И пошел играть в горелки.
Резко перемещают взгляд вправо – влево.
Смотрят вверх – вниз.
Моргают глазками.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.


 «Стрекоза»
Вот какая стрекоза - как горошины глаза.
Влево – вправо, назад – вперед -
Ну, совсем как вертолет.
Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.
Пальцами делают очки.
Глазами смотрят вправо- влево.
Круговые движения глаз.
Смотрят вверх.
Смотрят вниз.
Смотрят вперед.
Смотрят вниз.

 «Кошка»
Вот окошко распахнулось,
Кошка вышла на карниз.
Посмотрела кошка вверх.
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась.
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
И закрыла их руками.
Разводят руки в стороны.
Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.
Смотрят вверх.
Смотрят вниз.
Смотрят влево.
Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.
Дети приседают.
Смотрят прямо.
Закрывают глаза руками.

«Тренировка»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд  вверх. Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.

 «Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый,  звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
Посмотреть влево- вправо.
Посмотреть вниз — вверх
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Зажмурить  глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза.

«Осень»

Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).

«Листочки»

Ах, как листики летят,
Всеми красками горят
Лист кленовый, лист резной,
Разноцветный, расписной.
Шу-шу-шу, шу-  шу- шу.
Как я листиком шуршу.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш листок,
Полетел над головой
Красный, желтый, золотой.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как листиком шуршу.
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат,
Будем мы сейчас гулять
И букеты собирать
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как я листиком шуршу.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
Посмотреть влево – вправо.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

«Елка»

Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

«Овощи»

Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.

Обвести глазами круг.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Посмотреть влево- вправо
Влево — вправо.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, (Повторить 2 раза.)

Упражнения для активизации мышц глаза

Упражнения для циркуляции внутриглазной жидкости, восстановления кровообращения, совершенствования координации  в горизонтальной плоскости.

- Сесть, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и подержать 1 – 2 сек, убрать пальцы с века. Повторить несколько раз (противопоказано детям страдающим глаукомой, близорукостью высокой степени, подвывихом хрусталика, ретинобластомой).

- Вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальцев вытянутой руки, расположенной по середине линии лица; медленно приближать палец, не сводя с него взгляда. Повторить  3 – 4 раза.

- Упражнение можно выполнять стоя или сидя. Быстро моргать в течении 1 – 2 мин.

Упражнения для снижения утомления глаз.

- Плотно закрыть глаза и широко открыть глаза с интервалом в 30 сек. (5 – 6 раз подряд)

- Быстрое моргание в течении 1 – 2 мин.

- Встать, выпрямить спину, ноги свободно поставить на ширину плеч и посмотреть перед собой 2 – 3 сек. Поставить палец руки на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 – 5 сек. Опустить руку, повторить несколько раз.

Упражнения для расслабления мышц глаз «Пальминг» (ладонь)

Закрыть глаза. На закрытые глаза положить ладони рук, скрестив на лбу пальцы. Такое расположение предотвратит давление на глазные яблоки. Для ускорения процесса расслабления глаз необходимо предложить ребенку вспомнить какой – нибудь  черный объект  (познакомить с некоторыми объектами: геометрические фигуры, теневые изображения, игрушки). Необходимо учитывать, что ребенок не сможет припомнить черный цвет объекта, тогда упражнение можно проводить без приема припоминания цвета.

Упражнение для улучшение кровообращения, расслабления мышц, снятия утомления.

- Опустить голову, смотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть на левый верхний угол комнаты. Повторить несколько раз.

- Сесть, закрыть веки и массировать их круговыми движениями пальца в течении 2 мин. Повторить несколько раз.

Упражнения для улучшения координации движения глаз и головы, развития сложных движений.

- Поднять глаза вверх; опустить глаза; повернуть глаза в правую сторону; повернуть глаза в левую сторону. Повторить 3 – 4 раза.

- Поднять глаза вверх; сделать ими круговое движение против часовой стрелке, сделать ими круговое движение против часовой стрелки. Повторить2 – 3 раза.

- Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке. Повторить2 – 3 раза.

Заключение
Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:
- обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;
- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;
- укрепляет мышцы век;
-снимает переутомление зрительного аппарата;
- развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;
-корректирует функциональные дефекты зрения.
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения.

В работе собраны дидактические игры и упражнения,которые можно использовать как на занятиях,так и в режимных моментах....

Упражнения и физкультминутки для детей с нарушением зрения

Упражнения для детей с нарушение зрения...

Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения...

Зрительные упражнения, зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения (часть 1)

Регулярно выполняемые зрительные упражнения позволяют повысить остроту зрения у дошкольников, укрепить зрительные мышцы и осуществлять профилактику зрительных нарушений....

Картотека игр и игровых упражнений по познавательному развитию детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения

Учить детей соотносить натуральный объект и его силуэтное изображение,активизировать фиксацию, локализацию, развивать зрительную память.Закрепить знания о разных видах предметов: игрушки, мебель, одеж...

Картотека игр и игровых упражнений по речевому развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения

Картотека игр и игровых упражнений по речевому  развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения...

Игры, упражнения, зрительные гимнастики для детей с нарушением зрения

Игры, упражнения и зрительные гимнастики для детей с нарушением зрения, представленные в виде таблиц, соотнесеных с календарно-тематическим планированием по разным возрастным категориям...